Вы здесь

Глава 4. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Глава 4. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Политическая культура срединных царств. Классический и Ханьский периоды бытия духовной культуры: достижения и наследие.

 

Период существования древнекитайской цивилизации ограничивают двумя тысячелетиями, начиная со второго тысячелетия до нашей эры. Колыбелью китайской цивилизации китайские археологи считают неолитические культуры хуншань и яншао. С земледельческими культурами Древнего Китая связывают выведение риса и чумизы. Бронзовая индустрия возникла не позднее четырёх тысяч лет назад. Из ранних городов-государств самый известный Шан. Шанского правителя называли ваном: он сочетал военные, культовые и хозяйственные функции руководителя. Чжоуский Ван был провозглашён Сыном Неба и Единственным земным воплощением его.

К середине первого тысячелетия до нашей эры сложился устойчивый этнокультурно-политический комплекс срединных царств с идеей его культурного приоритета. Однако название Китая идёт от царства Цинь, возникшего вне зоны срединных царств. Среди десятков государств выделяются «семь сильнейших». Основными производителями в сельском хозяйстве были свободные земледельцы-общинники. Появляется долговое рабство. Осваивается плавка железа. Начинают возводить гидротехнические сооружения в бассейнах крупнейших рек, возникает интенсивная система ирригационного земледелия. Появляются города с полумиллионным населением. В середине четвёртого века до нашей эры в царстве Цинь проведена реформа, кардинально изменившая характер государства: укрепилась централизованная военно-бюрократическая деспотия. Царство Цинь подчинило себе все государства Древнего Китая. Цинь Шихуанди (Первый император Цинь) оттеснил кочевников и приказал возвести Великую китайскую стену, чтобы обезопасить северные границы империи. После его смерти была основана новая династия Хань. Первая древняя империя Китая – Цинь, просуществовала полтора десятка лет, но заложила прочную основу четырёхвековой империи Хань. 

Эпоха Чжаньго (двухвековая борьба между семью сильнейшими) считается классическим периодом в духовной культуре Древнего Китая. Складываются основные направления философской мысли, создаются знаменитые произведения искусства. В массовой культуре продолжают господствовать мифы и культы общинных богов, в первую очередь, культ предков. Самым стойким оказался миф о Гуне, борце с наводнениями. Мифы становятся предметом исследования и материалом для осмысления действительности в философии конфуцианства и даосизма. Получила развитие астрономия. Астрономы могли предсказывать лунные и солнечные затмения. Был составлен звёздный каталог. Периодичность движения светил сыграла ведущую роль в создании главного принципа китайского мировоззрения – дао (путь). Развивались математика, физика и особенно механика. Культурному сближению царств содействовало распространение иероглифической письменности. Благодаря отсутствию прямой связи между чтением и графическим начертанием, она могла использоваться носителями разных языков. Грамотность, как признак образованности, охватывает широкие слои населения. Перемещение масс в ходе войн и переселений вело к складыванию единого устного языка. Возникают важнейшие философские учения – конфуцианство, даосизм, моизм и легизм. Они оказали влияние на всю последующую мысль Китая. В первой частной школе Китая, школе Конфуция преобладала практическая философия почитания традиции, в основном нравственная и искусства управления. Впоследствии конфуцианство превратилось в ведущую философско-теологическую систему, религию Китая. Трактат Кун Фу-цзы (Конфуция) «Беседы и суждения» до прошлого века составлял основу начального обучения в китайской школе: содержание школьники заучивали наизусть. Возникновение даосизма связывают с именем легендарного Лао-цзы; в учениях этой школы видят материалистические представления о мире. Школа моистов считает своим основателем Учителя Мо. Учение Мо Ди утверждает демократический принцип всеобщей любви и взаимной пользы. Учение школы отличается практической целеустремлённостью. Философские проблемы в легизме были подчинены задачам функционирования формы государственного устройства с единоличной властью правителя и обязательными для всех законами. Источником древнекитайской словесности была устная народная традиция. Поэт Цюй Юань заложил основу песенного жанра оды – фу. Первым певцом любви и женской красоты считается Сун Юй.

 Ханьский период стал вершиной культурных достижений Древнего Китая. Был усовершенствован лунно-солнечный календарь, изобретён компас. Математики ввели отрицательные числа. В медицинском каталоге перечисляются 35 трактатов по болезням. Обобщены достижения китайцев в сельском хозяйстве. Получило распространение лаковое производство; лаком покрываются изделия для предохранения от влаги. Китай – единственная страна Древнего мира, освоившая культуру шелкопряда; страна становится всемирно известным поставщиком шёлковых тканей. В Древнем Китае изобрели бумагу, в том числе общедоступный способ производства бумаги из древесного волокна. Была усовершенствована письменность. Древнекитайское духовное наследие дошло до нас благодаря записям Ханьского периода. Появились крупные произведения художественной прозы. Сыма Цянь первым отступил от традиции хронологии в летописи и написал историю Китая и соседних народов. Выдающийся поэт Сыма Сянжу, продолжая традиции оды, воспел могущество империи. В Музыкальной палате собирались и обрабатывались песни народов Китая и соседних стран, создавались обрядовые песни. Сложились особенности традиционной китайской архитектуры. Монументальная и портретная скульптура поразила наших современников образами войска императора Цинь Шихуанди, выполненного из глины. В могиле императора археологи обнаружили скульптуры трёх тысяч пехотинцев и всадников в натуральную величину. В 195 году трансформированное учение Кун Фуц-зы превращается в этическую религию государства. Нарушение конфуцианских заповедей преследуется по уголовному законодательству. Учение даосизма превращается в религиозно-нравственную оппозицию конфуцианству. Наряду с ними в Китае и юго-восточной Азии распространяется буддизм, первая по времени возникновения мировая религии.

Культура Древнего Китая стала для страны и Восточной Азии тем, чем эллинистический мир для современной западноевропейской цивилизации.