Глава 5. КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ИРАНА
Эламская цивилизация. Мидийская культура. Персия – первая мировая держава. Культура, наследие персидской империи.
Население Ирана в начале третьего тысячелетия до нашей эры создало свою письменность и оригинальную культуру, ныне закономерно рассматриваемую в качестве одного из источников евразийской культуры.
Древнеиранские религии, в первую очередь зороастризм и манихейство, оказали значительное влияние на религиозное и философское мировоззрение античного мира, эсхатологию христианства и ислама. Многие произведения литературы и искусства повлияли на формирование культуры соседних народов, вошли в сокровищницу планетарной культуры.
В истории Древнего Ирана выделяют следующие этапы: эламская цивилизация (с конца IVтысячелетия до конца VIIвека до нашей эры); мидийская эпоха (с VIIIдо середины VIвека до нашей эры); ахеминидская эпоха (с середины VIвека до 330 года до нашей эры); парфянский период (середина IIIвека до нашей эры – 224 год нашей эры).
Эламнаходился в юго-западной части Ирана. В начале третьего тысячелетия до нашей эры здесь появились ранние государства. Система государственного управления, выработанная в них, просуществовала тысячу лет. Верховная власть – правитель, заместитель, наместник крупнейшей области – принадлежала прямым родственникам из состава господствующего этноса, мелкими областями управляли представители автохтонных племён, наследующие власть по линии племянников (сыновей сестёр). Для царских семей Элама были характерны левират (женитьба на вдове умершего брата) и браки с сёстрами, продержавшиеся до середины седьмого века до нашей эры. Основной формой социальной организации была первоначально сельская община, объединяющая всех свободных людей, а с конца второго тысячелетия до нашей эры – домашняя община, состоящая из родственников. Наряду с собственностью общинных, а позднее частных хозяйств в Эламе была царская и храмовая собственность.
По верованиям эламитов, законы установлены и поддерживаются богами. Эламитское право знает религиозные, экономические, уголовные законы, порядок наследования. Политическая история Элама была тесно связана с Месопотамией. Обычно Элам выступал союзником Вавилона в борьбе против Ассирии, но иногда конфликтовал и с Вавилонией. Интересно, что знаменитая стела с Законами Хаммурапи была найдена археологами в Сузах, столице Элама. Возможно, она стала частью военной добычи после похода на Вавилон. Предполагают, что наличие письменности у шумеров подтолкнуло эламитов к созданию собственной оригинальной пиктографической (рисуночной) письменности. Протоэламское письмо, выполнявшееся на глиняных табличках, пока не расшифровано. Во второй половине третьего тысячелетия изобретено линейное слоговое письмо, в котором знаками из комбинаций геометрических линий обозначались слоги (силлабическое письмо). С конца третьего тысячелетия эламиты используют месопотамскую клинопись на аккадском и эламском языках. Эламская религия испытала влияние месопотамской, но в главном остаётся своеобразной. Религиозным центром страны являлись Сузы. Первоначально великой богиней считалась мать богов Пинекир, к середине второго тысячелетия господствующее место занял бог Хумбан. Бог солнца Наххунте считался создателем дня. Особое значение имел культ Иншушинака, покровителя Суз.
Оригинальное искусство эламитов известно с четвёртого тысячелетия до нашей эры. С того времени сохранились сосуды и печати, украшенные геометрическими узорами, а также изображениями птиц, зверей, крылатых львов (грифонов) и демонов. Со второго тысячелетия прослеживается влияние вавилонского изобразительного искусства. Эталонным памятником эламской культуры является бронзовая статуя царицы Напирасу. Шедевром архитектуры называют культовую башню зороастризма (зиккурат), построенную в XIIIвеке до нашей эры недалеко от Суз. Зиккурат был четырёхэтажным, высотой в 42 метра, длина сторон нижнего этажа равнялась 105 метрам; он имел семь ворот, у которых стояли скульптуры богов, царей, животных из золота и серебра. Для водоснабжения столицы был построен канал протяжённостью в 50 километров.
Мидийцы и персы, представители иранских племён, появились на территории современного Ирана в начале первого тысячелетия до нашей эры. Большинство учёных полагает, что прародина иранцев находилась в Центральной Азии. Ко времени прихода в эти районы мидийцы и персы занимались скотоводством и земледелием, владели искусством обработки металла. Начиная со второй половины восьмого века до нашей эры, иранцы составляют большинство в Западном Иране.
В длительной борьбе с нашествиями ассирийцев и их союзников скифов на территорию слабеющего Элама объединения мидийцев достигли независимости и создали государство со столицей в Экбатанах (624 год до нашей эры). Мидийский царь Киаксар успешными военными походами сумел расширить границы своего государства за счёт южных, восточных и северных соседей. В течение столетия Мидия была центром иранской культуры, которую затем заимствовали и развили персы.
Царский дворец в Экбатанах был окружён семью крепостными стенами. Внутри последних двух стен находились дворец и сокровищница. Дворец, имевший в окружности более километра, был отделан кедром, обшитым золотом и серебром. Для украшения золотых и серебряных предметов царского быта использовались изображения животных. Среди памятников мидийской культуры выделяют могильник Марлик, в котором были обнаружены золотая фигурка человека, обезьяно-люди из керамики, золотые и серебряные сосуды с изображениями животных.
В 550 году до нашей эры царь персидских племён Кир, поднявший восстание против мидийского царя Астиага, в зависимости от которого находились персы, захватил власть в Мидии. Мидийское царство было формально сохранено. В течение следующих двух столетий Персия играет ведущую политическую роль на Ближнем Востоке. К концу шестого века до нашей эры после тридцатилетних завоеваний и подавления восстаний возникла первая в истории мировая держава, объединившая под властью персидской династии Ахеменидов десятки стран. Её территория простиралась от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до Нубии (Африка) на юге. Ахеминидская держава погибла в 329 году до нашей эры под ударами македонской армии во главе с царём Александром, но культурные традиции, сложившиеся в ахеменидский период на этой территории, сыграли большую роль в мировой истории, непосредственно существовали в государственных объединениях эллинских Селевкидов, парфян, иранских Сасанидов.
Культура Персидской империиотличалась разнообразием. Это было закономерностью, поскольку в состав державы входили Вавилония, Египет, Сирия, Элам и другие провинции, которые имели свои развитые культуры, в социально-экономическом плане зачастую превосходящие персов. В составе империи были и племена, занимавшиеся собирательством. Для эффективного управления столь разнородным государством Дарий Iосуществил знаменитую административно-финансовую реформу. Империя была разделена на 20 округов (сатрапий). Сатрапы, главы округов, были гражданскими наместниками, главами администраций, осуществляющими судебную власть, контроль над хозяйственной деятельностью, поступлением податей и выполнением повинностей. Армия была независима от сатрапов, военачальники подчинялись непосредственно Дарию. В составе сатрапий были территории, пользовавшиеся автономией во внутренних делах. Племена арабов, саков, эфиопов и другие управлялись племенными вождями. Центральное государственное управление, в том числе центральный аппарат с царской канцелярией, сосредоточилось в административной столице империи – Сузах. Царский двор находился в Парсагадах и Персеполе во время главных праздников, а в Вавилоне, Сузах и Экбатане – в зависимости от времени года. Официальным языком державы был арамейский, в различных странах империи писали на местных языках, переводя переписку на арамейском с центральным аппаратом. Таким образом, в сатрапиях делопроизводство велось на нескольких языках. Для государственных нужд была налажена связь посредством организованной почтовой службы. На расстоянии дневного перехода были расположены охраняемые пункты, оснащённые всем необходимым для гонцов. Для сообщения срочных однозначных вестей применялась сигнализация с помощью огня. Информация частного характера пересылалась через частных агентов. Новой системой государственных податей стремились учесть реальные возможности каждой сатрапии. Согласно источникам того времени, денежные подати подвластных стран, за исключением Индии, составляли более 232 килограмм серебра в год. Существовали и натуральные подати. Была введена единая денежная единица, золотая монета дарик, её чеканили от имени царя. Серебряные монеты различной стоимости могли чеканить как от имени царя империи, так и зависимые цари, а также сатрапы. Наряду с персидской чеканкой в империи имели хождение иные серебряные монеты и слитки. Политическая стабильность и хорошие дороги содействовали невиданному развитию международной и внутренней торговли. Большое значение в торговле имели деловые дома. Они приобретали и реализовывали материальные ценности, рабов, занимались банковскими операциями, покупали товары в одних сатрапиях и перепродавали их в других областях. Костяк армии составляли мидийцы и персы; большинство персов были военными, начиная службу с двадцати лет. Высшие военные должности обычно занимали персы. Военная тактика строилась на отточенном взаимодействии конницы и пехоты. Не последнюю роль в войнах играли племена Центральной Азии, поставлявшие в армию закалённых в боях конных лучников. На территории покорённых стран для предотвращения или подавления восстаний были размещены специальные войска с пёстрым этническим составом, но, как правило, без жителей данной страны. На границах империи персидские цари создавали гарнизоны-поселения для несения военной и сторожевой службы, наделяя воинов земельными участками. Морские войны велись с помощью кораблей финикийцев и египтян. Во время значительных войн все народы должны были выделять для армии определённое количество воинов.
В первой половине первого тысячелетия до нашей эры предположительно в Восточном Иране или Центральной Азии возник зороастризм, основателем которого считается Зороастр (Заратуштра). Священная книга зороастрийцев Авеста – сложный памятник эпохи. Её древнейшие части, проповеди Зороастра, выполнены в стихах. Младшая Авеста, по объёму наибольшая часть, составлялась позднее (V-IIIвека до нашей эры). Согласно древнейшей части Авесты Зороастр получил от бога Ахура-Мазды наказ провести радикальную религиозную реформу. Ахура-Мазда – единственный всемогущий бог, создатель мира, символ жизни, света, добра. Ему всегда противостоит дух зла, символ мрака и смерти Ахра-Майнью и его приверженцы – дэвы. В борьбе с ним Ахура-Мазда опирается на своих помощников, которые несут добромыслие, правду и бессмертие. Человек, созданный Ахура-Маздой, свободен в выборе между добром и злом, поэтому доступен воздействию духов зла и должен бороться против зла своими мыслями, словами и делами. Зороастр выступает против кровавых жертвоприношений, он призывает выращивать и оберегать животных. Согласно эсхатологии зороастризма бытие мира длится 12 тысяч лет: первые три – золотой век господства Ахура-Мазды, затем три тысячи лет господства Ахра-Майнью, после которого мир спасёт представитель рода Зороастра. Утвердится идеальный мир, где на земле и небе исчезнет зло и навсегда утвердится добро. Возможно, зороастризм утвердился в качестве официального культа в Мидии. Персы в это время поклонялись древним культам природы – богу солнца и света Митре и другим богам природных стихий. В ахеминидский период сохранялись древние культы и распространялась персидская версия-компромисс между культом природы и зороастризмом. В каждой завоёванной стране цари Персии короновались в соответствии со священными местными обрядами, поддерживали местные религии, но не допускали чрезмерного усиления храмов. Храмы были обложены государственными податями. Ахеминиды отличались толерантностью и восприимчивостью по отношению к другим культурам, что побудило к жизни идею об отсутствии у них сколько-нибудь развитой собственной культуры.
Одним из выдающихся достижений культуры этого периода стала древнеперсидская клинопись, состоящая из 43 знаков, вместо 600 аккадской. Но эта письменность осталась элитарной, использовалась преимущественно для царских надписей. Самой знаменитой из них является Бехистунская надпись, выполненная на древнеперсидском, эламском и аккадском языках. Текст высечен на Бехистунской скале на высоте 105 метров над дорогой между Вавилонией и Мидией. Над надписью возвышается рельеф, символически повествующий передачу Ахура-Маздой царскую власть Дарию, попирающему поверженных врагов. Древнеперсидский лунный календарь возник в VIвеке до нашей эры; он состоял из 12 месяцев по 29 или 30 дней. Возникающая разница устранялась через три года добавлением дополнительного тринадцатого месяца. Названия месяцев были связаны с сезонными работами или религиозными праздниками. Параллельно существовал преимущественно религиозного назначения зороастрийский календарь, ставший официальным, видимо, при Сасанидах. В этом календаре год из 12 месяцев по 30 дней дополнялся 5 днями, а названия месяцев и дней образованы от имён зороастрийских божеств персидской версии.
Арамейское письмо, бывшее официальным в империи, стало канцелярским источником идеографических систем парфянского, согдийского, хорезмийского и среднеперсидского письма, что сыграло большую роль в культуре иранских народов.
Грандиозными памятниками персидской культуры стали дворцовые комплексы в Сузах, Пасаргадах и Персеполе. Здания Пасаргада, построенные на террасе, облицованы светлым песчаником и окружены садами. В городе сохранилась гробница Кира II, ставшая прообразом многих аналогичных памятников, обычно называемых мавзолеем. Как и Пасаргады, Персеполь построили на скальной породе. Город был окружён с трёх сторон двойной стеной из кирпича, а с четвёртой его защищала неприступная скала. Парадный дворец Дария I(ападана) состоял из большого зала, окружённого портиками. Потолки поддерживались 72 стройными колоннами высотой свыше 20 метров. Рельефы ападаны дают полное представление о государственных ритуалах и этнических особенностях культур народов империи. Для строительства нескольких новых дворцов в Сузах были привлечены мастера и материалы из 12 стран. Искусство периода известно многочисленными произведениями чеканки по металлу (торевтика) и резьбы на драгоценных камнях (глиптика). Сюжеты ограничены статусом искусства: как придворное оно было призвано символизировать величие царской власти. Для ахеминидского искусства характерно отточенное изображение отдельного предмета в строгом соответствии с имперским стилем. Это металлические чаши, высеченные из камня кубки, вырезанные из слоновой кости ритоны, выполненные на драгоценных камнях цилиндрические печати с изображениями фантастических и реальных людей, животных.
Европа с XVвека живо интересуется наследием иранской культуры в Персеполе. В 1836 году удалось расшифровать древнеперсидскую клинопись, затем, благодаря трёхъязычной Бехистунской надписи, и ассиро-вавилонскую письменность. Ряд произведений древнеиранской культуры был переведён сначала на арабский и другие восточные языки, а затем на европейские. В 1771 году был издан первый перевод Авесты на французский язык. Перевод вызвал критику со стороны знатоков французского языка и санскрита. Однако именно благодаря санскриту, родственному языку Авесты, удалось разобраться в смысле текстов зороастризма.
С древнейших времён культура и исторические судьбы народов Ирана, Центральной Азии, Кавказа тесно связаны между собой.