Вы здесь

Глава 7. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Глава 7. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

 

Становление культуры Древнего Рима. Римская культура эпохи республики и империи. Единство греко-римской культуры. Кризис культуры Рима. Утверждение христианства в качестве государственной религии империи. Наследие культуры Древнего Рима.

 

Исследователи, признающие Рим самостоятельной цивилизацией и культурой, полагают, что основой системы ценностей римской культуры является патриотизм. Римский патриотизм, сформировавшийся в условиях взаимодействия патрициев и плебеев, а также почти непрерывными войнами для расширения или защиты территории страны, включает Рим как высшую ценность. Долг гражданина – служить обожествляемому Риму, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, были политика, война, земледелие, право, историография. Ремесло, сценическое искусство, скульптура и живопись считались уделом рабов. Греческая культура, раньше других проникшая на территорию Рима, использовалась в качестве изящной формы для римских ценностей. Римская и греческая культуры сыграли значительную роль в позднеантичной культуре империи; на этой основе формировались цивилизации Византии, Западной и Восточной Европы.

Согласно преданию античных авторов, во многом подтверждаемому данными анализа результатов раскопок на территории империи, бежавшие из павшей Трои герой Эней и его товарищи победили в войне и возглавили племена италиков. Ромул и Рем считаются потомками Энея, основателями Рима и рода Юлиев. На становящуюся культуру Древнего Рима оказали влияние этруски, другие народы Италии, а также греки (ахейцы), пуны (карфагеняне). Миф об основании Рима удивительно похож на предания об основании других городов, возникновения народов и не только Италии. Напомним, что легендарные основатели Рима близнецы Ромул и Рем - дети женщины и божества, – брошенные в Тибр в одной корзине, чудесно спаслись и были вскормлены волчицей. Пользовавшиеся дурной славой невежественные сторонники Ромула, убившего в ссоре Рема, женились на похищенных во время праздника сабинянках, немного повоевали из-за коварного похищения с сабинянами, помирились по просьбе похищенных женщин, а затем слились в один народ – квиритов. После смерти сабинского царя Тита Тация квиритами стал править Ромул, которому и приписывают учреждение важнейших социальных институтов Рима: деление народа на три трибы, военную организацию, сенат и основные законы.

Во главе архаического Рима стоял царь, сочетающий функции руководителя религиозной, военной, законодательной и судебной власти. При царе был сенат. Народное собрание решало важнейшие дела, включая выборы царя. Основой рода была фамилия – большая семья с имуществом и людьми, над которыми безраздельно господствовал отец. Отец был жрецом семейного (фамильного) культа Ларов, единственным в семье собственником, имеющим право на труд, жизнь и смерть членов фамилии. Видимо, с того времени утвердился принцип Рима: на общественной земле владельцем участка является тот, кто его возделывает. Сам римский термин «культура», как известно, первоначально имел один смысл: возделывание земли. В религии архаичного Рима двуликий Янус почитался как творец мира из хаоса, создатель небесного свода и человеческого рода. Символами единства общины были особо почитаемые огонь и вода. Среди богов древнейшего пантеона были царь богов Юпитер, бог войны Марс, Квирин (Ромул, превратившийся в бога после своей смерти) и другие. Божества земли, посевов, садов, домашних животных, леса, воды, курии окружали римлян в их повседневной жизни. В VIвеке до нашей эры Рим возглавил Латинский союз, в город был перенесён культ богини Латинского союза Аррицийской Дианы.

Римский царь Сервий Туллий почитался в Риме как реформатор-демократ. Ему приписывают введение ценза и организацию территориальных триб. Согласно имущественному цензу общество делилось на центурии – народные собрания. В народном собрании каждая центурия имела один голос. Чем богаче был гражданин (и его центурия), тем больше средств он обязан был затрачивать на общую пользу. Территориальная триба заменяла родовую - родовая организация уступала место территориальной. Сервий Туллий был убит сенаторами, но политика Сервия сохранилась. В 510 году до нашей эры Тарквиний Гордый, продолживший дело Сервия Туллия, был изгнан сторонниками власти сената, учредившими вместо патриархальной монархии аристократическую республику.

Свержение архаичной монархии привело к власти патрициев и обострению борьбы между патрициями (знатью) и плебеями (простым народом). Политическое господство патрициев усиливало их экономическое господство; формировалось государство с политической властью господствующего имущественного класса. К концу IVвека до нашей эры Рим стал главой городов и племён всей Италии. Италийские города усваивали культуру Рима, а римляне, в свою очередь, воспринимали культуру побеждённых, в частности, следованием обычаю экокации – приглашать божество враждебного города перейти на сторону римлян, обещая построить ему храм. Утвердилась зависимость могущества Рима от его способности выставлять число легионов, состоящих из римских граждан. Как правило, в периоды тяжёлых войн, критические для существования Рима, заключались компромиссные договоры между патрициями и плебеями. В процессе борьбы были созданы, записаны и одобрены народным собранием «Законы XIIтаблиц», ставшие основой последующего римского права. Новые законы уточнили моменты господства общины в жизни римского общества.

К началу IIIвека до нашей эры Рим превратился в гражданскую общину. Основными её чертами были: верховная собственность общины, допускающая сочетание коллективного и частного землевладения; единство статусов земледельца, воина и гражданина; равенство политических и юридических прав граждан; власть народного собрания в решении важнейших вопросов; труд на общую пользу, как определяющий пользу каждого гражданина. Дисциплина господствовала лишь в армии. Полиции и прокуратуры не было: истец должен был обеспечить процедуру привлечения к суду и исполнение его решения. Гражданская община в Риме не допускала развития тенденций к социальному и политическому абсолютизму. Значительную роль в жизни гражданской общины играла римская религия. Каждый гражданин был обязан участвовать в установленных обрядах, перед началом нового дела римляне испрашивали волю богов. Особенностью римской религии, ставящей под сомнение сам факт наличия религии у римлян, была традиция ограничивать роль богов в социальной жизни; высшим оставалось мнение сограждан, а образцом для подражания были легендарные предки, совершившие подвиги во славу Рима.

В кровопролитных длительных войнах с Карфагеном (Пунические войны), Рим продемонстрировал ценное качество социальной организации: способность быстро оправляться после сокрушительных поражений без того крайнего напряжения сил народа, которое приводит к социокультурному самораспаду. Духовная стабильность, военное и дипломатическое искусство римлян помогли им выйти победителями из, казалось, безвыходного положения. Политические и экономические выгоды, умело извлечённые из победы над могущественным Карфагеном, позволили римлянам быстро восстановить хозяйство и перейти к последующим войнам.

Завоёванные территории преобразовывались в провинции, дающие значительную прибыль. Меняется структура общества: продолжается дифференциация в среде патрициев и плебеев. Появилась потребность в образованных людях, удовлетворяемая ввозом рабов-греков. Культурное взаимовлияние римлян и греков стало источником и результатом изменения отношений между завоевателями и завоёванными; римляне, усваивая образование, начинают изменяться сами и изменять положение образованных рабов, в том числе освобождением от рабства (отпущенники).

Условия жизни, приемлемые для греческой элиты, обеспечивают её переход от былого отчуждения к сотрудничеству и слиянию с римской элитой в общей эллинистической культуре. Известный греческий историк Полибий дал авторитетное обоснование римской социальной организации, односторонне придав ей лишь преимущества монархии, аристократии и демократии. Получившееся идеальное политическое устройство позволило историку сделать вывод о несокрушимости, стабильности и политической дееспособности Рима. Концепция Полибия стала моделью политических изысканий римлян. Под влиянием греков римляне усваивают философию, науку, ораторское искусство. Разрабатывались и уточнялись римское право, детали религиозного культа. В традиционный состав римских богов и культов входят боги Греции и Азии. Порой греки своей культурной утонченностью оставались скучными для римлян. Так, вольноотпущенник Теренций, писавший комедии изысканным языком, был известен узкому кругу ценителей. Выходец из низов Плавт умело разбавлял греческие комедии деталями из быта римлян, чем снискал успех у публики. В греческих комедиях («паллиатах») раб мог быть умнее своего господина, а в собственно римских тогатах такого быть не могло. Один из первых трагиков отпущенник Ливий Андроник перевёл на латынь «Одиссею». Энний написал много трагедий, «Анналы» - историю Рима. Сатирик Луцилий высмеивал страсть к прибыли, утверждал образованность как свойство элиты, призывал не считаться с мнением толпы. Большое влияние на римлян, в том числе плебеев оказывали ввозимые из Греции статуи, картины, книги. Римская оппозиция греческой культуре, возникшая под лозунгом сохранения и утверждения нравов предков, не смогла переломить растущую тенденцию к почитанию культурного греческого наследия.

Социальная дифференциация привела к новому социальному напряжению. Рим сотрясают многочисленные восстания рабов, к которым примыкают крестьяне. Позицию плебеев выразили своими проектами реформ известные патриции братья Тиберий и Гай Гракхи. Оба брата были убиты вместе со своими сторонниками в произошедших столкновениях, начавшиеся реформы отменили. Восстановить римскую общину крестьян и воинов не удалось. Изменялись отношения между воином и гражданином; не каждый гражданин является воином. Военная организация крепнет и оттесняет гражданскую общину. По мнению Цицерона, в провинциях ненавидели само слово «римляне». Уровень социально-экономического развития страны вступил в открытое противоречие с архаичными порядками Рима. Греческая культура продолжала завоёвывать Рим. Под влиянием греческого искусства вырабатывается римский стиль портрета, утверждается теория реалистического искусства, целью которой было изображение жизненной правды. Растёт интеллигенция, греческий язык становится не только литературным, но и разговорным. Умственный труд получает признание среди патрициев и плебса. Учёный-энциклопедист Варрон оставил исследования из спектра естественных и гуманитарных наук. Философ Тит Лукреций Кар написал знаменитую поэму «О природе вещей», из которой веками черпали вдохновение и идеи философы-материалисты. Мировоззренческие поиски привели к стремительному распространению греческих философских школ: стоиков, пифагорейцев, эпикурейцев. Философская традиция рациональной критики затрагивает проблемы римской религии. В астрологию верили все. Богатое творческое наследие оставил оратор и философ-стоик Цицерон. В своих трудах он выразил ведущую ценность римлян – неизменную первичность республики в единстве с укрепляющим её законом и преходящую вторичность общества граждан. Служение Риму у Цицерона превратилось в служение божественному вселенскому принципу.

Переход к единовластию практически был подготовлен. В 59 году до нашей эры консулом был избран Гай Юлий Цезарь, лидер триумвирата – союза трёх известных полководцев: Цезаря, Красса и Помпея. Триумвират вскоре распался, а авторитет Цезаря значительно вырос после покорения его войсками Галлии и превращения её в римскую провинцию. Цезарь, победив в войне ставленника сената Помпея, стал единоличным главой Рима. Так начался в истории Рима новый период, эпоха империи.

В начальный период империи римская и греческая культура окончательно слились в единую позднеантичную культуру. Философия уступила господствующие позиции поэзии. Выдающимися поэтами были Вергилий, Гораций и Овидий. Самым знаменитым творением Вергилия стала его поэма «Энеида», посвящённая предку основателей Рима Энею. Языком мифа, поэзии и философии Вергилий включил императора Октавиана Августа в римский миф; Август, устами героя поэмы, исполнил и завершил миссию Рима. Человек-посредственность никому не нужен, поэтому поэт должен стремится к совершенству. Гораций видел в поэзию миссию её творца, призванного не только развлекать своего читателя, но и учить. Овидий прославился любовными стихами. В одной из его поэм Август увидел насмешку над своим законом о браке и поэт, несмотря на свою популярность в кругах «золотой» молодёжи, провёл остаток своих дней в ссылке на Черноморском побережье среди варваров вдали от Рима. Географ Страбон дал описание многих стран и народов, Витрувий написал трактат по архитектуре. Август учредил в Риме общественную библиотеку, в которой наряду с хранением и чтением книг проводились встречи с авторами, велись споры. Римская наука носила прикладной характер. Цицерон заметил, что греки изучали геометрию, чтобы познать мир, а римляне – чтобы измерить земельные участки. Стремительно развивается техника. Строятся дороги и акведуки. Водопровод обеспечивал потребности в питьевой воде, банных процедурах, отоплении частных домов. В Риме и других городах империи строились храмы, театры, цирки. Настенная живопись, фрески состояли из красочных картин на бытовые, мифологические, исторические темы и изображений гирлянд, других украшений. Самым известным творением скульпторов был посвящённый Августу «алтарь Мира», украшенный барельефами.

После смерти Августа обострилась борьба императоров с сенатской оппозицией. Об этом периоде известно из произведений сторонников оппозиции, возможно, поэтому описания жизни императоров и империи разительно отличаются от эпохи Августа. Философ Сенека, историки Тацит, Светоний рисовали императоров ограниченными деспотами, народ - развращённым плебсом, сенаторов, поддерживающих императоров, – льстецами. Трактаты по организации хозяйственной жизни в империи приоткрывают иную реальность. Общество переживало кризис, однако свобода мысли и духа не оттеснялась. Обязательный культ императора сосуществовал с другими; в империи не было запрещённых культов или философских учений. Однако, система единоличной власти, укрепляющаяся во всём обществе, несла растущую зависимость нижних слоёв от высших. Отсюда подозрительное недоверие господствующих к любой неординарной личности. Независимость искали в духовной жизни, прежде всего в философии. Стоицизм, развившийся в условиях монархии, стал ближе и понятнее римлянам. Особый интерес вызывали политические размышления об идеальном монархе и этические учения. Эпиктет учил, что значима только внутренняя добродетель, которую невозможно отнять; мудрый должен поручить себя богу, тогда ему не страшны земные владыки. Эпикуреизм, призывающий радоваться жизни, теряет сторонников в условиях крепнущей веры в бессмертие души и вознаграждение праведников после смерти. Распространяются культы Диониса, Изиды, Митры. Императоры поощряли такие культы. Развивалась наука. Плиний Старший на основе изучения тысяч источников античной науки составил «Естественную историю», энциклопедию науки того времени. Птолемей создал знаменитую геоцентрическую систему, оставил труды по оптике, географии, математике, астрономии. Строительная техника позволяла возводить амфитеатры и грандиозные мосты. Распространяется искусство мозаики.

При Антонинах расцветают провинции. В сенате сокращается число семей старинных аристократов; выходцы из провинции играют ведущую роль в сенате, становятся императорами. Отказ от ограничения роста крупного землевладения вместе с качественным изменением состава сенаторов ведёт к исчезновению жёсткой сенатской оппозиции. Время правления Антонинов высшие классы считали золотым веком: императоры Траян, Адриан, Антонин Пий и Марк Аврелий считались воплощением богов, они остались в памяти благородными, демократичными и благочестивыми. Марк Аврелий представлялся тем философом на троне, о котором, с лёгкой руки Платона, мечтали римляне и греки. Укрепились экономические связи внутри империи. Значительно улучшилось положение рабов; выходцы из рабов, богатые отпущенники часто играли значительную роль в обществе. С ростом крупного землевладения углубляется кризис мелкого земледелия, ведущий к разорению свободных крестьян и, соответственно, ослаблению основы римской армии.

Греко-римская культура стала единой. Аппиан написал римскую историю как историю войн, в том числе гражданских; творчество Лукиана стало образцом осмеяния социальных пороков и суеверий; Светоний оставил знаменитые биографии двенадцати цезарей, начиная с Юлия Цезаря. Возник жанр романа. Ведущей темой стала любовь достойных юноши и девушки, которая, с помощью богов преодолевала все превратности судьбы. В любых обстоятельствах жизни героев романа побеждённые персами эллины изображались духовно возвышенными, а персы-поработители - низкими духом людьми, неизменно терпящими нравственное поражение. Видные юристы интенсивно разрабатывали вопросы римского права. Растущий интерес к необычайному, таинственному делает популярными рассказы о сверхъестественных явлениях; магия, демонология, астрология проникают в сочинения, претендующие на научную объективность. В сочинениях героев греко-римских мифов сменяют провидцы, посвящённые в тайны восточных магов и жрецов. Распространяется христианство. Позднейшие попытки осмыслить начала христианства породили необозримую литературу, в том числе научную, в которой множество фактов знания и веры сплетаются в концепциях, разных до противоположности. Предлагая иные возможности, скорее прочувствованные, чем осмысленные, раннее христианство объективно подрывало традиционную моральную опору империи и потому приверженцам представлялось конструктивным явлением, а противникам - деструктивным. После гонений Нерона, правящий слой оставил христианство без внимания, ограничиваясь наказанием отдельных христиан за демонстративное отрицание культа императора. Правящая элита, за редким исключением, видела в христианстве безопасное для империи суеверие невежд.

Экономическое и политическое ухудшение положения империи породило острые противоречия и конфликты: вспыхнули восстания, обострились противоречия правительства с сенатом. Септимий Север, победивший в новой гражданской войне между разными армиями, положил начало столетию борьбы между императорами, ставленниками армии или сената. Сенатор и историк Дион Кассий сформулировал программу сильной императорской власти, которая, по сути, предлагала превратить страну в действующую армию с её жёстким единоначалием и искоренением инакомыслия. Противоположная позиция сенаторов, представляемая знатью западных провинций, хотела видеть в императоре военачальника, полностью контролирующего лишь армию и обеспечивающего внешнюю безопасность империи; правление империей они оставляли за сенатом и правительством в провинциях. Свобода мысли и духа не ограничивалась. «Солдатские» императоры, опираясь на армию, как правило, не имели программы управления империей. Отсюда военная чёткость при завоевании власти в Риме и хаотичность, губительная противоречивость в действиях полководцев на гражданском поприще. Стремясь наладить управление римской империей, Северы назначают ведущих юристов на главные административные должности. Многочисленные юридические сочинения той эпохи использованы через три столетия при создании «Кодекса Юстиниана». Со времени Северов исчезло равноправие граждан; с одной стороны, почти всем жителям империи было даровано римское гражданство, с другой - граждане были разделены на сословия благородных и низших. Армия, опора Северов, выросла до шестисот тысяч человек. Многие государственные должности стали замещаться военными. В чехарде заговоров, сменявшие друг друга «сенатские» и «солдатские» императоры погрязли в войнах с варварами и внутренними восстаниями. К середине третьего века кризис достиг кульминации. Казалось, единство империи можно было сохранить лишь с помощью деспотической власти. Императоры третьего века отказываются от демократического прикрытия сильной власти: начинается всеобщее восхваление счастья, подаренного народу очередным императором. От философских школ, ориентирующих личность на самостоятельный поиск счастья на земле, люди всё чаще переходят к религии, исключающей возможность справедливости в мире земном и дающей гарантии абсолютного счастья в божественном мире. Философия и наука продолжают развиваться профессионалами, однако новые достижения и богатое наследие становятся прерогативой узкого круга элиты теоретиков. В идеологии провинций появляются культы богов-воинов, символы борьбы со злом. Христианские общины становятся централизованными, вырабатывается вероучение, обязательное для всех христиан. Появляется понятие ереси, чуждое античности, не знающей строго обязательной для всех догмы. Христианство стало реальной силой. При Диоклетиане, сумевшем ненадолго восстановить единство империи, усилились гонения на христиан. Его преемник император Константин превратил христианство в государственную религию, стал инициатором собора в Нике (325), созванного для выработки символа веры. Цезарь стал христианином. Вместо культа императора церковь признала императора-христианина наместником Бога на земле. В религии, ставшей господствующей, сторонники различных течений в своей борьбе стремились заручиться поддержкой силы государственного аппарата. Христиане, недовольные перерождением богатеющей церкви, уходили в пустыню, положив начало монашеству и «еретическим сектам». В господствующей церкви развивается организация, вероучение, богословие, христианская философия. Широко используется часть античного духовного наследия, близкая духу и букве христианства. В 4-5 веках жили видные христианские философы, называемые отцами церкви – Василий Великий, Иоанн Златоуст, Августин Аврелий. Христианская идеология захватывает ум и чувства населения. Попытка «последних язычников» вернуться к античным религиям, поддержанная Юлианом, не удалась. В конце четвёртого века император Феодосий строго запретил отправление языческих культов, что не помешало им продолжать жить в обликах природных, домашних духов и образах христианских мучеников. Изменяется искусство. Ещё Плотин сформулировал концепцию эстетики, альтернативную Цицерону: художник должен отражать не внешнее, а внутреннее – идею, душу.

Император Константин свой разрыв с античными традициями подчеркнул переносом столицы империи на восток. На месте древней Византии (и современного Стамбула) был роскошно отстроен Константинополь. Однако реформы Диоклетиана и Константина не привели к длительной стабильности. После смерти Феодосия (395), в последний раз объединившего империю, она окончательно распалась на восточную и западную части. Ослабевшая империя становится лёгкой добычей варваров. Взятие и разграбление Рима готами во главе с Аларихом (410) стали символом крушения античной империи. В 476 году был смещён последний император Ромул. Символы императорской власти были отосланы в Константинополь; Восточная Римская империя просуществовала без малого тысячу лет под именем Византии.

Падение Западной Римской империи порой рассматривается как уничтожение античной традиции. Конечно, многое было утрачено, но достижения империи, в том числе переосмысленные, продолжали жить в «варварских королевствах» Запада. В Византии античная традиция не прерывалась. Христианство, господствующее на Западе и Востоке бывшей империи, впитало в себя ценности античной культуры. Принятие христианства новыми странами Европы знаменовало усвоение не только культа и организации церкви, но и сопутствующей совокупности духовных, материальных ценностей. Жила идея Рима как политического и духовного центра многих народов. На Западе наследниками Рима считали себя Карл Великий, а затем государи «Священной Римской империи». После падения Константинополя (1453) на Руси укрепилось представление о Москве как «третьем Риме», наследнице православного «Рима» - Константинополя.

На Западе и Востоке в центре внимания была философия Аристотеля, приспособленная к христианской и мусульманской философии. Сочинения Аристотеля были переведены на латынь с арабского языка. До Нового времени оставались авторитетами астроном Птолемей и врач Гален. Оспаривая геоцентрическую модель мира, Коперник обратился к авторитету выдающегося «гелиоцентриста» античности Аристарха Самосского. Римское право изучалось в университетах Европы.

Эпоха Возрождения положила начало особому интересу к античному наследию. Античная культура стала образцом, неким бесспорным идеалом, затмившим наследие других культур, в том числе европейской эпохи Средневековья. В последующие столетия ценности Возрождения несколько потускнели, но античный мир сохранил своё значение в сферах духовной и интеллектуальной культуры.

Культура Европы, современной Западной цивилизации по-прежнему связана с древними цивилизациями Греции и Рима. Связана настолько прочно, что сложившиеся стереотипы ограниченного античностью восприятия порой не дают возможности увидеть своеобразие мира ценностей других цивилизаций Древнего Мира. Пришло ли время для желания и умения гармонично сочетать ценности собственной и всех иных цивилизаций? Не в этом ли умении состоит высший смысл культуры?