Вы здесь

Глава 6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Глава 6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

Архаическая культура. Культура Греции классической эпохи и периода кризиса полиса. Эллинистическая культура. Наследие древнегреческой и эллинистической культуры.

 

Около 2500 года до нашей эры на островах Эгейского моря создаются и распространяются технические, хозяйственные достижения, образцы духовной культуры. Большое влияние на развитие этого региона оказали соседние культуры Египта и Малой Азии. О древнейших культурах Балканского полуострова практически ничего не известно. Собственно греческие племена, находившиеся на догосударственном уровне развития, прервали развитие завоёванных народов. Цивилизации эпохи бронзы сохранились лишь на острове Крит, куда ахейцы не проникли. Она погибла после природной катастрофы и последующего проникновения ахейцев в конце XVвека до нашей эры. Приблизительно в это время начинается расцвет цивилизации ахейской Греции, основанной, как и критские, на дворцах и дворцовом хозяйстве. Во главе государства стоял царь «ванака», обладавший политическими и религиозными полномочиями. Был развит бюрократический аппарат. Земли находились в общинном или частном владении. Ахейская Греция прекратила своё существование в конце XIIвека по неизвестным причинам. Последующие три столетия истории Греции остаются «тёмными» для учёных. Об этом периоде судят преимущественно по описаниям в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», корректируя информацию, насколько это возможно, с учётом языка и стиля эпического сказания. Основной формой организации общества был полис как форма общины. Полис объединял глав экономически самостоятельных семей и выполнял две главные функции: регулирование внутренних взаимоотношений и защита от внешнего врага.

Период 8-6 веков до нашей эры в истории и культуре Древней Греции обычно называет архаическим. В эти столетия сложились основы материальной и духовной культуры, определившие специфику античной культуры и цивилизации по сравнению с другими обществами Древнего Мира. Возникает социальное разделение полиса на аристократию и демос. Растущее противоречие между ними регулируется в двух главных вариантах: знаменитыми реформами Солона и Клисфена, обеспечившими демократический строй в Афинах, а также строем Ликурга в Спарте. Бурно растёт греческая колонизация на побережье Средиземного моря.

Складываются основные черты этики древнегреческого общества-полиса, определяемые началами коллективизма и состязательности. Высшая доблесть состояла в защите своего полиса и в соревновании по служению ему. Осознание единства греческого мира происходит и в религии. В космогонии изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос (жизненное начало). Гея породила Урана (небо), затем с мужем Ураном – поколение богов-титанов. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана и породил Зевса, Аида, Посейдона, Деметру, Геру и Гестию. Под предводительством Зевса они свергают Кроноса и утверждают свою власть над Вселенной. От брака Зевса и Геры родились Геба, Арес, Гефест, Аполлон, Артемида и другие. Из головы Зевса родилась богиня мудрости Афина. Афродита появилась из морской пены. У каждого бога была своя сфера господства, ответственности, покровительства. Некоторые природные и социокультурные функции курировали два бога. Над миром олимпийских богов возвышалась безликая Судьба (Ананка). Наряду с политеизмом в религиозном греческом мировоззрении существовали представления об одушевлённости природы: каждый феномен природы имел своего бога. Между миром богов и миром людей не было непреодолимой грани: боги позволяли себе типичные для людей страсти, люди проникали в мир богов посредством подвигов героев, прежде всего Геракла.

Архитектура как культурный феномен Греции начинается с храмовых сооружений. Особенность греческой архитектуры – использование ордеров. Ордерное здание обычно включает основание, колонны, покоящиеся на основании и крышу, поддерживаемую колоннами. Храмы строились на акрополе – укреплённом центре поселения, - или на агоре – главной площади, центре жизни полиса. В храме и вместе с ним развиваются виды искусства: скульптура, рельеф, живопись. Последнюю исследуют на основе росписи многочисленных ваз, сохранившихся до нашего времени. Различают стили многоцветной и чёрнофигурной росписи, в композиции господствуют орнаменты, животные, а позднее мифологические сюжеты.

В архаическую эпоху на основе финикийской слоговой системы создаётся греческое алфавитное письмо. Полагают, что сравнительно простой способ письма стал ведущим условием владения письменностью всеми свободными греками и отсутствия сословий писцов и жрецов.

Возникает философия в своей ранней форме исследования природы, мира – натурфилософии, - поиске первоосновы сущего в окружающем человека мире. Первые философы – Фалес, Анаксимандр, Пифагор - стали также основоположниками греческой математики, астрономии, других естественных наук. В древнегреческой философии формируются начала двух ведущих традиций европейского философствования – материализма и идеализма. В литературе первоначально господствует эпос, достигший своей вершины в произведениях Гомера; развивается лирика.

Время расцвета культуры древней Греции (V– IVвека до нашей эры) принято называть классическим периодом или классической Грецией. Господствующей формой социальной организации является полис. Полис – единство гражданской общины с принципами государственной и частной собственности на землю. Политические (гражданские) права взаимосвязаны с наличием собственности, политические и социальные структуры практически совпадают. Верховным органом полиса было народное собрание (граждан), окончательно решающее важнейшие вопросы. Ведущий экономический принцип полиса – самообеспеченность (автаркия). Тенденция к демократии сочеталась с аристократической традицией. В системе ценностей высшим благом был полис, от его благополучия зависела жизнь свободного человека, - гражданина и собственника. Соответственно, утверждались идеи: превосходства земледельческого труда, осуждения стремления к прибыли, приоритета традиций. В мировоззрении древних греков доминировало убеждение о превосходстве над остальными народами. Победа в греко-персидских войнах истолковывалась теоретиками Греции как победа свободных над подданными («рабами») абсолютного царя Персии.

Одной из числа неоднозначно воспринимаемых сегодня особенностей древнегреческой демократии было абсолютное рабство: права собственности владельца на раба ничем не ограничивались. Раб был «говорящим орудием». Многие исследователи полагают, что полисная организация является самостоятельной моделью рабовладельческого общества, качественно отличной от цивилизаций Востока. Идея древнегреческой демократии (буквально: власть народа) стала прообразом различных до противоположности концепций и моделей демократии в европейской культуре.

После ухода персов из Греции начался период восстановления страны и укрепления союзов полисов, возникших в период тридцатилетнего конфликта с державой Ахеменидов. Так, Афинская морская держава с центром Афины стала процветающей частью Греции. Здесь развиваются кораблестроение, архитектура, добыча серебра, торговля, афинская демократия как организация рабовладения. Укрепление Афинского морского союза привело к развитию альтернативного Пелопонесского союза во главе со Спартой. Через 20 лет после благополучного разрешения греко-персидского конфликта в 431 году до нашей эры вспыхнула война между Пелопонесским и Афинским союзами. Спарта, обратившаяся за помощью к Персии, победила Афины почти в тридцатилетней войне. Кризис полиса углубился. На протяжении четвёртого века союзы полисов погружаются в войны между собой, что искусно направляет и использует в своих интересах Персия. Растущая Македония в битве при Херонее (338 год до нашей эры) побеждает армию союза полисов, подчиняет и объединяет Грецию под руководством царя Македонии Филиппа.

В первой половине пятого века до нашей эры созданы главные произведения зодчества: храм Зевса в Олимпии, комплекс сооружений на акрополе Афин. Центром храма в Олимпии было одно из семи чудес Древнего мира – статуя сидящего на троне Зевса из золота и слоновой кости, выполненная Фидием. Комплекс сооружений на акрополе Афин, разрушенный персами в 480 году до нашей эры, отстраивался десятилетия и стал вершиной древнегреческой архитектуры, символом могущества Афинского морского союза. Замысел Акрополя как символа греческой культуры и победы над персами принадлежит Периклу, план и реализацию ансамбля связывают с гением скульптора Фидия. Главный храм Акрополя – Парфенон. Посвящённый покровительнице города богине Афине, храм выразил её роль языком декора и мифа. В центре храма находилась статуя Афины, выполненная Фидием. Скульптура и живопись классической Греции развивали традиции предшествующего времени. Статуи богов и героев становятся динамичными и реалистическими. Наиболее известной из скульптур Мирона считается «Дискобол». Совершенное тело в момент напряжения – ведущая тема скульптора. Поликлет воплощает в камне черты гражданина. Его воин Дорифор с копьём исполнен спокойным достоинством. Фидий стремился выразить абсолютное величие и красоту. Величайшим его творением греки считали статую Зевса в Олимпии. Распространение подобия как основной эстетической категории проявилось и в живописи. В многофигурных композициях передаются: пространство, объёмность, светотени. Чёрнофигурный стиль в росписи ваз сменяется краснофигурным, естественным цветом глины; чёрным цветом закрашивается фон. В сюжете росписи сохраняется миф, появляются бытовые сцены. Выдающийся поэт Пиндар слагает оды в честь древнегреческой аристократии, победителей состязаний.

Классическая Греция – период расцвета драматического искусства. Ведущие жанры – трагедия и комедия. Трагический герой в борьбе с роком и злом за торжество добра чаще всего погибает, но его смерть вызывает не отчаяние, а восхищение величием его духа. Крупнейшие драматурги – Еврипид, Софокл и Эсхил. Пожалуй, самый замечательный герой Эсхила – Прометей, воплощение гражданского мужества, разума и свободы. В трагедиях Софокла раскрывается духовный мир, переживания героев; художественные образы Эдипа, Антигоны обрели новую жизнь в европейской культуре. В творчестве Еврипида получили развитие поиски нового мировоззрения, интерес к личности, стремление показать реального, а не идеального человека; современники называли его «философом на сцене».

Крупнейшим представителем комедии является Аристофан. Драматург утверждает идеал мира, созидательного труда и обличает войну. Аристофан оставил образцы умной политической сатиры в художественной форме. Греческий театр был государственным институтом, он финансировался состоятельными гражданами. Театральные представления носили характер состязаний между поэтами; профессиональные актёры появились позже.

В классической Греции жили крупнейшие историки Геродот и Фукидид. Конфликт с персами побудил Геродота узнать всё о народах, напавших на Грецию в составе персидской армии, и рассказать о них. Геродот доверчив к мнениям и некритичен, как сказали бы сегодня, но точен в изложении личных наблюдений, поэтому в его трудах смесь объективных (научных) знаний и мифов. Участник Пелопонесской войны Фукидид считается родоначальником исторической критики, поскольку он стремился быть объективным в исследовании и логическом объяснении каждого факта и документа.

Развивается философская мысль. Проблему основы исследуют Парменид и Гераклит, концепцию атомизма создают Левкипп и Демокрит. Проблема познания стала предметом исследования школы софистов, её выдающийся представитель Сократ создаёт диалектический метод поиска истины. Сегодня неоднозначно воспринимается вывод Сократа из привлекающей софистов идеи профессионального знания: человек, не занимающийся профессионально политикой, не имеет права на суждение о ней.

Продолжается выделение из натурфилософии самостоятельных отраслей знания. Для медицины Гиппократа характерен рационализм, в том числе в объяснении причин болезни, диагноза заболевания и способов лечения. Окончательно выделяются из философии математика и астрономия.

В праздниках наглядно проявляется характер народной культуры; греки, стремящиеся достигнуть совершенства, в том числе в соревнованиях, состязались и на праздниках, активно участвовали в массовых плясках, драматических представлениях, торжественных процессиях. Самыми известными были общегреческие Олимпийские игры. Играм придавался священный характер, что выражалось в отношении к месту игр, составу и духовно-нравственному облику участников состязаний, а также особых обрядах и ритуалах. Олимпионик (победитель игр) пользовался особым уважением в течение всей жизни.

Социально-экономический и нравственный кризис полиса, завершившийся потерей независимости Греции, не привёл к упадку в духовной культуре. Выдающийся философ Платон создал Академию – философскую школу последователей. Основой философии Платона является учение об идеях – неизменных, абсолютных невещественных прообразах вещей. Познание сущностей возможно благодаря информации о мире идей, хранящейся в душе, бывшей там до того, как она вошла в тело родившегося человека. Философская диалектика есть способ получения достоверной информации, скрытой в душе, а сам процесс познания истины есть процесс припоминания вечной души. Платон предлагает концепцию идеального общества, напоминающего архаичное спартанское устройство. Задача законодателя состоит в построении полиса, возможно близкого идеалу. Выдающимся учеником Платона был Аристотель. Аристотель вступил в полемику со своим учителем во имя истины, создал энциклопедическую научно-философскую систему знания. Мыслитель критически анализирует свою эпоху, формулирует идеал общества, который, возможно, ближе к реальности, чем у Платона. Достижения Платона и Аристотеля остаются непревзойдённым образцом мышления, примером гражданского мужества и предметом философско-интеллектуального вдохновения. Каждая культурная эпоха по-своему интерпретирует мыслителей, принимая или отвергая нечто в соответствии с привычными и иногда воспринимаемыми единственно возможными нормами и ценностями. Неизменным остаётся преклонение перед гением человека, способным видеть неочевидное и неординарно представлять «вечные», то есть значимые для каждого человека, проблемы.

Достигает расцвета ораторское искусство, появляются профессиональные судебные ораторы, специализирующиеся на составлении речей для участников судебного процесса. Классическим считается стиль Лисия, непревзойдённый благодаря сочетанию простоты с точными убедительными аргументами. Самым известным учителем риторики считался Исократ, политическая и публицистическая деятельность которого вдохновлялась идеей достижения союза всех греков в военном походе на Восток, чтобы войны Греции перенести к варварам, а их благополучие передать грекам. Одним из величайших ораторов человечества является Демосфен. Его речи против Филиппа в защиту Афин преобразовали известного судебного оратора в политического лидера-патриота.

В скульптуре (Лисипп, Пракситель, Скопас) происходит переход от динамичной простоты стиля к передаче индивидуальности и сложного внутреннего мира человека. Павсаний изобрёл технику живописи восковыми красками (энкаустика).

Крупнейший учёный этого периода Евдокс Книдский сыграл значительную роль в математике и астрономии, он считается создателем теоретической астрономии.

Древнегреческая культура занимает особое место в наследии, на которое опирается культура народов Европы. Корни европейской культуры в античности; античность является частью современной культуры Европы.

Феномен Александра Македонского привлекает к себе неослабевающее влияние на протяжении тысячелетий. В течение семи (!) лет царствования он восстановил режим в Македонии, жёстко усмирил восставших греков, эффективными реформами превратил их в верных союзников, возглавил греко-македонское политическое объединение и стремительным походом с несколькими успешными сражениями завоевал территорию, превосходящую размерами Персидскую империю. Возможно, в лице Александра его учитель Аристотель реализовал свой идеал государства.

Держава Александра, оплаченная кровью и разрушениями, оказалась недолговечной по сущности и срокам существования: система Персидской империи возродилась под новым названием. Наследие Александра было разделено между его перессорившимися полководцами, образовалось несколько самостоятельных государств с общими элементами культуры.

В результате походов Александра иссушающее противостояние Запада и Востока было преодолено, начался живительный процесс культурного взаимообогащения цивилизаций Евразии. Этап развития народов в составе империи Александра Македонского принято называть эллинистической (эллины – греки и македоняне) цивилизацией. Эллинистическая цивилизация, охватившая народы Балканского полуострова, Египта, Малой Азии, районы Центральной Азии до реки Инд, сотрясаемая политическими конфликтами, была постепенно поглощена Римом.

Эллинистическую культуру, при всей противоречивости частей, можно называть целостным явлением: всем её местным вариантам присущи два общих момента – наличие фрагментов греческой культуры и сходные процессы социально-политического и экономического развития. В эллинистической культуре выразительнее, чем в классической греческой, выступают различия субкультур: эллинизированной (элиты) и местной (социальных низов). В городах существовали эллинский образ жизни и система образования. Гимнасии, например, были учреждениями образования, местом состязаний и центром повседневной культуры. Важным фактором распространения эллинистической культуры были празднества. Грандиозные торжества включали религиозные обряды, торжественные шествия, состязания, игры, театральные представления, угощения. В архитектуре, наряду с традицией храмового строительства греческим и местным божествам, возводились театры, гимнасии, дворцы. Появились библиотеки, мусейоны как новый тип общественных зданий. Крупнейшей библиотекой считалась Александрийская, в ней насчитывалось около 700 тысяч свитков. Мусейон в Александрии был центром научной работы. Преимущественное развитие получают математика, астрономия, ботаника, медицина, география. «Начала» математика Евклида в течение веков были основой для обучения геометрии. Архимед Сиракузский открыл один из законов гидростатики, положения механики и совершил множество технических изобретений. Аристарх из Самоса сформулировал гипотезу о вращении планет, в том числе Земли вокруг Солнца. Гиппарх из Никеи открыл (или вновь открыл достижение вавилонян) явление процессии равноденствий, составил каталог звёзд и отклонил гипотезу Аристарха (!), чем содействовал утверждению геоцентрической системы. Эрастофен из Кирены вычислил окружность Земли – около 39 700 км. (для сравнения – 40 075,7 по современным данным). На основе многочисленных источников, не дошедших до нашего времени, Страбон подготовил географию, в которой описывается весь известный тому времени мир. Феофраст систематизировал накопленные знания в ботанике. Герофил Халкедонский писал о наличии у человека нервов и их связи с головным мозгом, пришёл к мысли о наличии системы кровообращения. Большое внимание уделялось изучению лекарств. Литература осваивала новые жанры: филологические исследования, словари, биографии. При царских дворцах процветала утонченная поэзия, эпическая поэма, эпиграмма. Крупнейшим поэтом-лириком был Феокрит из Сиракуз. В жанре комедии наибольшей популярностью пользовался гуманист Менандр. Продолжает развиваться монументальная скульптура. Родосский колосс – одно из семи чудес света, - бронзовая статуя Гелиоса, созданная Хересом из Линда, - достигал высоты 35 метров. Скульпторами эллинистической культуры созданы такие шедевры, как «Венера Милосская», «Ника Самофракийская», «Лакоон», «Умирающий галл» (есть другие варианты названий этих скульптур). В стиле художественной драматизации писали историю эллинизма Каллисфен, Клитарх Александрийский, Филарх и другие. Традиции строгого изложения фактов придерживались историки греков Птолемей, Гиероним из Кардии. Египтянин Манефон написал историю Египта на греческом языке. Труды по всеобщей истории оставили Полибий, Николай Дамасский и другие. Из наследия историков сравнительно хорошо сохранились лишь труды Полибия. В философии теряют позиции школы Платона и Аристотеля, возрастает влияние киников и скептиков, господствуют учение стоиков и эпикурейство. Стоики уделяют внимание этическим проблемам, личности. Главной задачей философии, по мнению Эпикура и его учеников, является утверждение радости жизни, в том числе освобождением от страха перед смертью и слепой судьбой. Скептики рассматривали преимущественно проблемы познавательной способности человека. Киники поставили под сомнение разумность существующих социальных порядков, скрывающих, по их мнению, главные ценности человека. Многие киники подкрепляли своё учение образом жизни философа-отшельника Диогена, по легенде довольствовавшегося пустой бочкой у моря.

Характерной чертой религии этого периода был синкретизм. Боги греческого культа отождествлялись с восточными божествами. Культы Зевса и Диониса, объединяя функции наиболее почитаемых местных богов, превращаются в универсальные. Господствующие восточные культы почитались греками. В птолемеевском Египте формируется культ Сараписа, бога, объединявшего черты египетского Осириса и греческих Зевса, Асклепия, Гадеса. Культ Сараписа и Исиды стали ведущими и просуществовали до утверждения христианства. Эллинистические цари, следуя восточной традиции, насаждали культ царя; он воплощал идею единства государства и повышал авторитет царской власти. Наряду с произведениями на греческом языке сохраняется, затем возрастает роль духовной литературы на местных языках с чертами эллинистического мировоззрения. Распространяются мистерии, магия, астрология, пророчества, социальные утопии, возникают обособившиеся от «мира зла» общины последователей новых культов.

В процессе подчинения Римом эллинистических царств и утверждения новых политических и социально-экономических отношений эллинистическая культура проникала в Рим и его провинции.

Эллинистическая культура– качественно новый этап развития полиэтнической духовной культуры огромного региона, в том числе греческой как её части. Ведущие открытия отмечаются там, где прослеживается взаимовлияние накопленных ранее знаний и ценностей. Это отрасли науки, школы философии, религиозная идеология. Синкретическая по характеру эллинистическая культура получила распространение среди народов Европы, Передней и Центральной Азии, Северной Африки. Элементы эллинизма проникли в римскую, парфянскую культуры. Достижения эллинистических государств унаследованы Византийской империей, освоены Арабским халифатом, вошли в общечеловеческую культуру.