В моём музыкальном архиве среди прочих есть песня Олега Митяева «Мужик»: «...А, может, на воздух ненадолго вышел, где августом Млечный Путь ему вышит... » Музыкальная композиция посвящена трагически погибшему Михаилу Евдокимову - настоящему русскому мужику. Мужику - не пьянице, не лапотнику, не простофиле; мужику - главе семьи, хозяину, государственнику, патриоту. Иной раз - в ночной тишине, когда отступает на шаг мирская суета, и ты остаёшься наедине с самим собой, начинает стучать в висках: не наш ли общий грех, не наша ли вина в том, что быть патриотом сегодня не в чести, а порой и опасно, как минимум, для здоровья? Кто или что заставляет нас, русских, забывать о собственных корнях, о вечной родове, об истории земли, нас вскормившей? У честно и, значит, непросто живущих всегда много вопросов, не дающих успокоиться, смириться с несправедливостью, не позволяющих потакать гибельной пустоте равнодушия.
Радостно было узнать, что Михаил Евдокимов дружил с Александром Михайловым. Эта дружба очень определённо характеризовала их обоих. И понятно, из чего она выросла, почему была неизбежна. Неизбежна и необходима - не только им, двум настоящим русским мужикам, но и нам, всем без исключения. Михаил Евдокимов был и остался на виду, но - далеко. Михайлов сделал его ближе и роднее.
С Александром Яковлевичем, в жизни ни разу не встретившись с глазу на глаз, - странное дело - я знаком. И знаком близко, близко настолько, насколько могут быть знакомы добрые товарищи, одинаково понимающие и принимающие мир. Дело даже не в образах, созданных Михайловым на сцене, или в его ролях в кино. Безусловно, мы смотрим и любим фильмы с участием Александра Яковлевича - «Любовь и голуби», «Одиноким предоставляется общежитие», «Белый снег России», «Змеелов»...
Тут на память приходит недавний случай, когда иерей Константин Мироненко попросил меня снять копию с диска с фильмом «Мужики». Диск оказался «нечитаемым» - так его «засмотрели» хозяева. Батюшка - было видно - с трудом скрывал досаду из-за неудачи. Спустя некоторое время фильм удалось найти в другом месте, и это стало поводом для обратной реакции о. Константина - для радости.
Прописная истина: актёр должен уметь вжиться в роль, стать тем, кого он играет. И многие - как правило, не блещущие особым талантом, - заигрываются настолько, что теряют собственное лицо. Далеко ходить не нужно - на «голубом экране» предостаточно проходных персонажей, актёров одной роли, бездарных лицедеев, о которых зрители забывают едва ли не на следующий день после их исчезновения из кадра.
Настоящих - мало. Так было всегда, но именно сегодня это стало отчётливо видно.
В марте 2012 года Александр Михайлов приезжал в Арсеньев со спектаклем «Любовь не картошка». Представление длилось около двух часов, и всё это время герой Александра Яковлевича с ногой в гипсе провёл в постели. Нешуточное дело - не вставая с места, два часа владеть зрительским вниманием!
По окончании спектакля благодарные зрители пятнадцать минут не отпускали актёров со сцены. В спектакле также принимали участие Кира Крейлис-Петрова и Нина Усатова.
Всё дело - в обнажённости человеческой души, стремящейся к горней правде. Совершенно с неожиданной стороны открывается актёр Александр Михайлов, когда читаешь его книгу «Личное дело». С самых первых страниц вдруг начинаешь стыдиться, что прежде ничего не слышал о книге, вышедшей несколько лет назад, более того стыдно ещё и потому, что если бы не друзья, возможно, никогда и не узнал бы о ней. А ведь это уже «вопрос государственный»: почему полки книжных магазинов пестрят рядами книг всевозможных донцовых, робски, пелевиных, и ни на этих же полках, ни на соседних не встретишь произведений Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Владимира Крупина. Не представляет труда проверить: в одном из крупных книжных магазинов Арсеньева стеллаж с произведениями классиков - самый скромный, к тому же нужно немало потрудиться, чтобы отыскать его самостоятельно. Мне возразят, что «спрос рождает предложение», но разве Пушкин, Пастернак, Булгаков, Каверин или Фадеев виноваты в том, что книги с их произведениями в лучшем случае пылятся на складах, в худшем - не издаются вовсе, а красочные обложки низкосортных детек-тивчиков и «женских романов» встречают покупателей уже у самых дверей книжных лавок? Стало быть, так кому-то нужно...
Александр Михайлов пишет: «Слышать Родину, чувствовать свою Родину, служить ей всей жизнью - вот что нужно теперь, пока мы её не потеряли совсем.
Потеря Родины начинается с потери чувства России в самом себе. И трудно сказать, когда произойдёт всеобщее прозрение - всеобщее отрезвление, очищение душ. Но вот приезжаешь в "глубинку", видишь просветлённые лица, получаешь письма из разных мест страны - и надежда оживает».
Разве не к каждому из нас обращены эти слова? Разве не все мы родом из деревни, где «стеной зелёной бор стоит в июле, а зимой равнина вся белым-бела», как пел когда-то неплохой, на мой взгляд, неведомо куда пропавший в новые времена певец Сергей Беликов?
С удивлением замечаю, что слишком многое в книге Александра Михайлова находит отклик даже не в душе или в сердце, а где-то значительно глубже, в моей личной частице некой незримой общности, соединяющей русских людей в нацию, в народ.
«Говорят, нацию можно считать умершей, когда в ней не остаётся человека, способного отстаивать свой народ всегда и везде ценою собственной жизни. Нет такого человека в народе - всё: нет народа... Но не велика сейчас премудрость - потерять жизнь. А смело, бесстрашно побеждать, сохраняя себя как можно дольше, - вот умное искусство, которому надо учиться всем нам. Всем, любящим нашу обездоленную, обираемую до нитки Россию».
Русский - победитель, защитник, и история знает немало тому подтверждений: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Георгий Жуков. Русский человек - хранитель Православной веры, он, как мы видим на примере царя-мученика Николая II, - уподобляется Спасителю, жертвуя единственной земной жизнью ради собственного народа.
«Революционные идеи - та ложка дёгтя, которая была вброшена в бочку мёда. Мёд - это и есть Россия. Но Россия - настолько энергетически мощное государство, само по себе и по всем делам, что оно в величайших муках перемололо дёготь, претворив его снова в более или менее чистый мёд...
Я ненавижу баррикады, разделяющие единый народ. Я ненавижу тех, кто создаёт эти баррикады. Я хочу, чтобы не было вражды между белыми и красными, синими и зелёными. Вот эти цветовые разделения по сегодняшний день - самое страшное для России, что может быть».
Спасибо Вам, Александр Яковлевич, за эти слова!
Будут живы русские, сохранится и Россия. А чтобы выжить, нам нужно держаться вместе и вместе с Александром Яковлевичем Михайловым не забывать завещания его деда: «Запомни, Шурка. Запомни четыре напутствия, и ты выживешь - они помогут тебе в этой жизни. Люби Россию, и, если понадобится, отдай за неё жизнь. Сердце отдай людям. Душу - Господу Богу. А честь сохрани себе. И никому её не отдавай!»