Вы здесь

1. Поддержка РПЦ русской государственности на каж¬дом этапе развития страны.

1. Поддержка РПЦ русской государственности на каж­дом этапе развития страны. В черносотенной литерату­ре неоднократно указывалось на то, что еще во времена удельной Руси РПЦ оказывала поддержку централизаторским усилиям светской власти по преодолению внутрен­них усобиц и восстановлению национального единения: «Татарская неволя привела русских людей к ясному сознанию необходимости единой могущественной власти, нарождающееся московское единодержавие крепнет под покровом православной церкви. Имена св. митрополитов Петра и Алексея и преподобного Сергия с одинаковым правом занимают место в церковной и политической лето­писи России. Их молитвами, благословениями и трудами подготовляется день Куликовской битвы и превращения «ханского данника» в Московского самодержца»[i].

Подчеркивая содействующую укреплению государ­ства роль православной церкви, черносотенная пресса неизменно обращалась к смутным временам: «Наступило новое лихолетье. России снова пришлось с напряжением всех сил доказывать свое право на политическую целость и самостоятельность. Русскому народу предстояла одновре­менная борьба с иноземным нашествием, боярскою изменой и анархическими силами поднявшейся голытьбы. И на этот раз Русь поднялась по призыву с церковной ка­федры. Послания обители св. Сергия сзывали на ополче­ние. Предсмертные благословления Московского патри­арха встречали весть о движении его к Москве»[ii].

Подтверждая мысль о руководящей миссии церкви в преодолении тяжелого для страны положения, видный черносотенец И. Восторгов заявлял: «Что было бы в Рос­сии три века тому назад, если б об ее судьбах не печалилась церковь Православная, если б делами государства тогда не интересовалось духовенство? Когда, казалось, все рушит­ся на Руси, нерушимыми оказались только Православнаяцерковь и идея самодержавия. В русском народе оставался корень — православие, и это спасло государство. Вспом­ните, кто вдохновлял Минина и Пожарского на их вели­кий подвиг? Духовенство! Чьими стараниями был созван в Москве Великий земский собор, избравший Михаила Федоровича на царство? Опять-таки духовенство»[iii].

В контексте государственного строительства роль Рим­ско-католической церкви оценивалась с диаметрально противоположных позиций. Приводя в качестве примера историческую судьбу Польши, крайне правые указывали, что в отличие от православия, укреплявшего государствен­ные устои в духовном поле посредством привития народам чувства патриотизма и причастности к судьбе государства, католицизм нивелировал польские национальные инте­ресы, поставив на службу Ватикану государство и сделав элиту страны инструментом достижения корыстных ин­тересов. По мнению черносотенных идеологов, именно РКЦ стала причиной польской трагедии, выразившейся в потере Польшей суверенитета и независимости. Неудач­ная попытка в 1440 г. на Люблинском съезде образовать неподконтрольную Риму собственную польскую Римско-католическую церковь обрекла Польшу на навязанную ей роль католической марионетки по колонизации русских земель, закончившуюся ее полным подчинением Россий­ской империи[iv].

Обращаясь к сравнительному анализу результатов исторического соперничества русского народа с приняв­шими католицизм поляками, крайне правые указывали, что последние имели лучшие шансы на занятие домини­рующего положения в среде восточно-славянских пле­мен. Но, подчинившись Ватикану, родственное племя обрекло свою политику в Восточной Европе на провал и последующий государственный крах. «Поляки, отдаваясь католицизму или, вернее, папизму - религии, упраздняю­щей родину и национализм, патриотизм и братство со все­ми инакоскладывающими персты для крестного знаме­ния, — поляки отказались от своего славянства. Признать их братьями мы не можем до тех пор, пока они не переста­нут быть иезуитами, пока не станут поляками и патриота­ми», — писала в июле 1908 г. черносотенная пресса[v].

Если православие служило укреплению русского го­сударства в идеологической плоскости, мобилизуя на его укрепление народы России, то католицизм, абсолютизи­руя власть папы, исповедовал своеобразный космополи­тизм и безнациональность: «Светская власть папы и его непогрешимость, безбрачие и отчуждение духовенства от родины, все то, что так резко отделило католичество от восточного православия...»[vi].  Продолжая данную мысль, крайне правые утверждали, что полякам, оказавшимся в плену католицизма, отчудившего их от истинных пред­ставлений о национальном интересе, проблема диалога двух народов представлялась невозможной: «С поляками, управляемыми из Рима католическим духовенством, т. е. людьми без родины …сговориться Россия не могла»[vii].




[i]Русское знамя. 1907. 11 марта.

[ii]Там же.

[iii]Прямой путь. 1913. Вып. III (март).

[iv]Русское знамя. 1907. 28 апреля.

[v]Там же. 1908. 24 июля.

[vi]Там же. 1913. 16 марта.

[vii]Там же. 1908. 24 июля.