Творческий цех
К 75-летию Олега Отрошко
Маргарита СОЛДАТЕНКОВА
ЛЮБИТЬ И БЕРЕЧЬ
На всех персональных выставках ярославского художника Олега Отрошко, – а их насчитывается уже более двух десятков, – посетителей было всегда, как в театре при полном аншлаге. И это, конечно, не случайность.
Вновь беру в руки книгу с репродукциями работ мастера, вглядываюсь в давно знакомые, бесхитростные сюжеты. Вот «Возвращение в родной лес. Медведи». Какая мягкая, милая, сердечная картина. Ее герои сразу вызывают улыбку: они такие неуклюжие, косолапые, мгновенно располагают к себе. Художник любовно передает их осторожность, мягкую поступь. Глава семейства, естественно, впереди, а мама-медведица сзади: она безоговорочно доверяет папе-медведю, она знает: когда он рядом, всё будет хорошо. Мишутка отстал, резвится, как и все дети. Художник филигранно прописал первый план, даже шерстка на медведях чувствуется – такая мягкая!
«Рассветы серых цапель» проникнуты чуткой тишиной: раннее, холодное утро на озере, накрапывает легкий дождик. Все-таки цаплю что-то встревожило, она выглядывает из-за тростника. Шея птицы еще не вытянута, но тело и голова уже направлены вдаль – туда, где что-то происходит. Другая цапля стоит в сторонке, съежилась, ей неуютно, она вобрала шею в плечи – точно так, как это делает человек, когда ему холодно на улице. Кажется, совсем простой сюжет, а почему-то трогает душу.
Графическая работа «Тревога. Лосиха с лосятами. Пожар» всегда заставляет меня сопереживать. Надвигается лесной пожар, рядом уже ничего не видно, кругом клубы дыма. Лосиха всматривается в сторону надвигающегося несчастья. Тело напряжено, ноздри раздулись (мне кажется, что она ими размышляет!), глаза полны тревоги, уши приподняты. Треск, незнакомые звуки и запахи ее пугают. Еще мгновение – и она поймет, куда бежать, как спасать себя и лосят. Какая наблюдательность художника явлена тут! Но меня что-то и удивляет: ведь животные такую ситуацию чувствуют заранее. Почему же лосиха остановилась так близко от опасности, чего (или кого?) она ждет? Ведь надо бы давно уже бежать!
И безоговорочно берут мою душу в плен «Материнские хлопоты». Название-то какое! Сидит у небольшого озерка гусыня с вылупившимися птенцами: они еще беспомощны, прижались к маме. Другие ее гусята уже прилично подвыросли и решили проявить самостоятельность – пойти поплавать, рыбкой побаловаться. Мама-гусыня, даже не глядя в их сторону, знает, куда идут ее детишки – и криком дает им наказ, что-то запрещая или о чем-то предупреждая. В любой момент она готова защитить своих пусть и выросших, однако, по ее мнению, всё еще несмышленышей.
Но как же умудрился всё это подсмотреть и запечатлеть художник?
Возвращение в родной лес. Медведи. 1985
Тревога. Лосиха с лосятами. Пожар. 1985
Рассветы серых цапель. 1981
Я знаю ответ на этот вопрос: спрашивала однажды у самого Олега Павловича. Иногда он наблюдает за поведением братьев наших меньших, героев своих будущих работ, часами, а иногда тратит дни, месяцы. Уезжая надолго из города, живет то летом, то зимой в краю лесов и полей, болот и лугов, наблюдает, знакомится с повадками пернатых и четвероногих, делает зарисовки, неторопливо выбирает лучшие эскизы – и лишь потом создает на их основе свои замечательные произведения, подкупающие абсолютной правдой изображения и неповторимой «отрошковской интонацией».
Свадьба глухариная. 1987
Гнездо сокола. 1985
Я рассказала о своих впечатлениях лишь от нескольких его работ – а вообще-то творческая палитра Отрошко очень велика: это и художник-анималист, и пейзажист, и мастер портрета, натюрморта, стенной росписи, и иллюстратор книг о русской природе… в очень многих жанрах работает Олег Павлович! Но что примечательно: у большинства его произведений, в каком бы жанре они ни были созданы, есть нечто общее: смотря на них, невольно заражаешься каким-то особым, теплым, любовным настроением, начинаешь осознавать, что мы, люди – всего лишь частица природы, которую нам надо любить и беречь. Не зря и в книгах отзывов, и в прессе часто можно прочитать, что творчество Отрошко заставляет взглянуть на все наши личные, человеческие проблемы с другой стороны, помогает спасти душу от черствости, от зависти и злобы.
Уроженец Кубани, выпускник художественно-графического факультета Смоленского педагогического института, Олег Отрошко поселился в Ярославле в начале 70-х годов – и вскоре стал известен большинству собратьев по творческому цеху. И как же иначе: этот общительный красавец-бородач, человек добрейшей души, располагает к себе с первых секунд знакомства. Но только после многих лет дружеских отношений с ним осознаешь, что он – прежде всего, трудяга! Создатель нескольких тысяч графических и живописных работ, автолитографий, линогравюр, монументальных росписей, он ведь еще и оформил в нашей области сотни объектов – домов культуры, детских садов, школ, библиотек, кафе и столовых. А между прочим, многие произведения мастера украшают частные коллекции в десятках стран мира. Так что нам, его землякам, имеющим возможность запросто лицезреть его работы, есть чем гордиться.
В марте этого года мы с ярославской поэтессой Миленой Гостевой приехали к Олегу Павловичу в гости, в мастерскую художника. Познакомились с его планами на открытие персональной выставки, которая готовилась на конец апреля, увидели много новых работ. Мое внимание привлек пейзаж, который стоял на полу, у стенки: вдруг показалось, что туман, раскинувший свои крылья над заброшенным полем, медленно движется вперед…Это было так осязаемо, что на лице моем, наверное, появилось изумление. Художник заметил это и заулыбался: «Что, понравилось? Я и сам-то был в восторге, когда это видел и писал!»
Барсуки у нор. 1981
Волчья песня. 1987
Серая неясыть. 1986
Потом мой взгляд окунулся в нежно-розовый рассвет на другом пейзаже. Солнышко, стоящее низко над водой, у самого горизонта, словно подмигивало мне. Я смотрела и растворялась в этой тишине и покое…
Между тем, зашел разговор о делах, о планах. Забот перед выставкой у мастера было много, а вот помощи ему явно не хватало. Мы с Миленой Николаевной расстроились, а художник нас успокаивал: да ладно, всё будет хорошо. Зашел разговор о поэзии. Кстати, Олег Павлович не только любит читать стихи, но и давно иллюстрирует поэтические сборники. Начал читать свои любимые строки Николая Рубцова:
Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы…
Показал очень много фотографий поэта, которого близко знал, рассказал о встречах с ним в Вологде, о трагической смерти Рубцова. Потом поговорили немного о политике, о том, что творится в современном мире. Мы с подругой слушали, затаив дыхание. Олег Павлович был, что называется, в ударе, опять шутил, посмеивался. Но я уловила и его тоску, и какую-то внутреннюю боль.
Две кедровки. 1987
Вернувшись домой, вспоминала встречу, пытаясь понять, что же тревожит мастера. Вновь взяла в руки книгу с репродукциями работ Отрошко, машинально листала ее. Вдруг мой взгляд остановился на картине «Черный ворон». И меня словно пронзило: да вот же оно! Страшные черные крыла нависли над милой сердцу художника православной Русью, над куполами и крестами, багровый закат словно заливает кровью родные просторы. Разве это не о нашем сегодняшнем дне, не о той тревоге, которая гнездится в сердце у каждого из нас? Правда, произведение создано в 1997 году… но ведь настоящий творец потому и творец, что обладает способностью предвидения, чуткой душой ощущает незримые токи нашего земного бытия.
Художник в своей мастерской
Черный ворон, олицетворение злых сил, готов камнем упасть на православные храмы, он раскинул огромные крылья и ждет команды. Наверно, из-за океана. Команды пока нет. Но ведь и солнце еще не село – его лучи хранят и обогревают русскую землю. Всё это видит, чувствует трепетная душа русского художника – и поэтому тоскует, страдает его сердце…
Я пишу эти строки в преддверии 75-летнего юбилея Олега Павловича. Что пожелать ему – и всем нам? Конечно, прежде всего, мирного неба над головой. У большинства из нас нет и не будет больших денег – мы, русские люди, богаты тем, что у нас есть: нашей великой родиной, нашей природой, возможностью жить и работать на родной земле, где до сих пор есть всё, что запечатлено на картинах Отрошко: и леса, и луга, и озера, и чуткие рассветы, и материнские хлопоты. Дай Бог, чтобы всё это осталось с нами…
Олег Павлович, с юбилеем! Крепкого здоровья вам – и новых прекрасных произведений!
Черный ворон. 1997