Вы здесь

Альберт МАКСИМОВ: Куда уходит бумажная книга. Интервью [Читательский интерес]

Читательский интерес

Альберт МАКСИМОВ:

КУДА УХОДИТ БУМАЖНАЯ КНИГА

       Корр.:- Альберт Васильевич, вы – член Союза писателей России, автор, на сегодняшний день, уже многих книг, разошедшихся по территории бывшего СССР. Надеюсь, у нас с вами еще будет случай поговорить о вашем творчестве, – вашей прозе,  ваших исторических исследованиях. Но наш сегодняшний разговор будет, с вашего позволения, посвящен другой теме – книготорговле. Или, как сказали бы современные молодые люди, продажам «текстов на бумажном носителе». Вы, владелец собственного книготоргового бизнеса, знаете об этом всё. Расскажите, как вы стали книготорговцем.

       А.Максимов: - Книги с детства были для меня одним из жизненных приоритетов. Я читал запоем; был, помнится, одновременно записан сразу в три библиотеки, в день прочитывал по книжке. Домашняя библиотека была скудной: книг обычному человеку в советское время было вообще нельзя купить – ну, за исключением, может быть, книг каких-нибудь Успенского или Помяловского, которые читать вообще невозможно…

       Корр.: - А я вот, напротив, Помяловского очень люблю, считаю его «Очерки бурсы» шедевром русской литературы…

       А.Максимов:  - Не знаю, у меня такое «не шло», это совсем не моё. Ну, а когда началась перестройка и всё такое прочее, понял, что пришла пора заниматься каким-то бизнесом. Но чем заниматься? Торговать колбасой, тряпками, запчастями – к этому меня никогда не тянуло. По магазинам и рынкам я вообще ходить не люблю, мне там неинтересно. А вот книги – да, книги я очень любил. Поэтому и решил заняться книготорговлей.

       Корр.: - А почему торговлей, а не производством?

       А.Максимов: - У меня не было собственной полиграфической базы… да и у кого она тогда была – в 1990-1991 годах? Даже если бы я создал тогда свое издательство – как пробраться без «крепких локтей» в планы полиграфических предприятий? А вот в книготорговле всё было по-иному: можно было узнать, где что продается, выйти на уже существующее государственное издательство – и каким-то образом войти в систему сбыта издаваемых книг. Поскольку я читал с детства, то легко ориентировался в книжном море, имел представление о предпочтениях потребителя, понимал, что люди будут брать. Книги того же Помяловского я уж точно бы не взял на реализацию – таких, как вы, любителей подобной литературы – единицы…

       Корр.: - Тут сразу вспоминается крылатое выражение, принадлежащее, кажется, Дейлу Карнеги: «Сам-то я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Поэтому я, когда иду на рыбалку, беру с собой не землянику, а именно червяков». Переводя на книготорговлю: даже если бы вы и были любителем Помяловского, торговать книгами этого автора все равно бы не стали…

       А.Максимов: - Приведу конкретный пример. Я не люблю Кафку, но когда у меня появилась возможность взять на реализацию большое количество его книг, я привез в Ярославль целый грузовик их – и они влёт «ушли». Хотя сам я Кафку терпеть не могу!

       Корр.: - Итак, вернемся в самое начало «лихих девяностых»… Вы решили создать небольшое предприятие, которое бы торговало книгами. А с чего начали? Как шло становление фирмы?

       А.Максимов:- Вначале она была филиалом ярославского издательства «Дебют», которое создал ярославец Алексей Лаптев. Даже просто создать фирму было в то время очень сложно - а благодаря «Дебюту» мы получили юридическое лицо (назвались мы «Книжной лавкой»), возможность работать официально, получили какой-то уголок, куда можно было привозить и складировать товар. Взяли кредит, начали работать, покупать и продавать… Было трудно. Предельная наценка, установленная для торговца на реализуемые книги, в то время была на уровне 25 %, и то еще этот предел нужно было согласовывать с нашим областным отделом ценообразования. А часто книготорговцы «сидели на скидке»: допустим, книга продавалась издательством по фиксированной цене в 3 рубля, но оптовым торговцам  давали скидку 8 % – вот эта-то скидка и кормила нашего брата.

       Когда ты привозишь в Ярославль длиннющую фуру книг, можешь рассчитывать на успех. Если, конечно, ты правильно выбрал книгу – и она у тебя «пойдет». А еще государственные издательства часто навязывали тогда к ходовым книгам «нагрузку» из числа неходовых… То есть, нам в тех издательствах еще и не больно-то давали востребованную читателем литературу… Надо было, ходить, выпрашивать, клянчить, договариваться, брать эту самую «нагрузку». Полегче стало, когда при государственных издательствах начали создаваться полукоммерческие филиалы.

       Корр: - А как вам удалось развернуть в Ярославле сеть книготорговли?

       А.Максимов: - Заводы помогли. Заводские общества книголюбов (например, при моторном и шинном заводах) могли брать по тысяче экземпляров одного названия. И всё это уходило «с колёс», в течение двух часов. Привозишь фуру, два часа ее разгружаешь, два часа продаешь. За полдня фура продана. С той самой копеечной наценкой, правда…

       Корр.: - Девяностые годы были очень тяжелыми для людей с советским менталитетом. Многие из тех, кто в советское время презирал фарцовщиков, а в девяностые годы сам был вынужден что-то продавать и «навариваться», испытывали тогда сильнейший внутренний дискомфорт. Это был шок для многих… а для вас?

       А.Максимов: - Я никогда не был по жизни торговцем. Но мне помогло то, что я занимался любимым делом – книгами. Когда я брал в руки хорошую книгу, о которой в советское время мог только мечтать, то был просто счастлив! Естественно, и моя собственная домашняя библиотека именно тогда начала расти невиданными темпами. Ведь прежде ничего же купить было нельзя, только по блату.

       Корр.: Я вот помню, как в 80-е годы стоял однажды ночью часа два у макулатурного магазина, а потом передавал вахту другому книгострадальцу… и всё для того, чтобы получить заветный талон. А по тому талону, помнится, получил толстую книжку в блестящих корках, – «Асканио» Александра Дюма, – и гордо поставил дома эту книжку на полку! Помню этот «книжный психоз»… только вот «Асканио»  я почему-то так и не удосужился прочесть… Понятно, что 90-е годы в этом отношении стали для жаждущих  просто глотком воды – ведь стало можно купить всё, что издается, и всё прочитать. А какие именно книги тогда «пошли» у вас, книготорговцев, можете припомнить? Хотя бы несколько наименований…

      А.Максимов: - Да тот же Дюма. Отлично пошли «Анжелика», Агата Кристи, вообще все детективы… В общем, вся так называемая «массовая литература», ширпотреб.

       Корр.: - А менялась ли постепенно книгоиздательская политика в 90-е годы? Когда наметился поворот к изданию серьезной литературы – если вообще наметился?    

      А.Максимов: -Приехал я в те времена однажды в столичное издательство «Мир», которое издавало, в основном, научно-популярную литературу. Сидят, помню, две женщины, сотрудницы издательства, в отделе реализации – и обсуждают, что включить в книгоиздательский план на будущий год. Одна говорит: «Я в детстве читала книжку, про девочку… забыла, как называется… может, нам ее издать? Очень она мне в детстве нравилась…». Другая: «А что, давай издадим!». Вот так формировались планы издательств. Как Бог на душу положит.

       А что касается ширпотреба… как он тогда издавался, так и сейчас издается. Разве что, обнаженных красоток на обложках сегодня стало меньше. А содержание осталось тем же, макулатурным. Взять так называемую «современную фантастику»: герой крошит всех подряд, укладывает в свою постель дивизию красоток, потом опять всех крошит… таково содержание у 90 процентов книг на эту тему.

       Корр.: - И это приходится продавать, раз потребитель берет. Если рыба любит червяков, приходится давать рыбе именно их, а не землянику со сливками. Но ведь в этом случае у книготорговца, – если он умный, интеллигентный человек, – неминуем внутренний конфликт, правда? И как изживается этот внутренний конфликт у вас? Только убежденностью в том, что надо кормить семью – или чем-либо еще?

       А.Максимов: - Мы ведь продаем не только «червяков», но и ту самую «землянику». Заходите сегодня в любой наш магазин и посмотрите: там много хороших книг, рассчитанных на умного читателя.  Но только такие книги продаются штучно, по одному экземпляру в год. Массового спроса на такие книги нет. И не будет.

       Корр.: Ясно. Затронем такой вопрос. Любой рынок развивается по своим внутренним законам – и то, что происходит, к примеру, сейчас в Ярославле, наверняка является воплощением этих законов. А происходит вот что: «крупняк» вытесняет с рынка «мелочь»; плодятся, как грибы, супермаркеты, в которые вложены деньги столичных чиновников и олигархов. Книжной торговли это тоже касается?

       А.Максимов: - Посмотрите сами: ярославский книготорговый магазин «Буква» принадлежит крупнейшему московскому издательству «АСТ». «Дом книги», расположенный в самом центре областной столицы – тоже ему. Магазины «Читай-город», тоже расположенные в центре Ярославля, принадлежат московской сети. Все эти магазины получают товар по оптовым ценам и имеют возможность делать бешеную наценку. А другие торговцы книгами, наоборот, бешено демпингуют –

за счет больших объемов продаж. В некоторых ярославских супермаркетах, к примеру, продаются книги одного московского издательства (между прочим, того самого, официальным дистрибьютором которого является наша фирма) – и продаются по цене, которая меньше отпускной цены издательства. То есть, меньше той цены, которая установлена этими издателями для нас, той цены, по которой мы (их дистрибьюторы!) берем у них эти же самые книги на продажу. Ну, и как прикажете с такими супермаркетами конкурировать?

        Корр.: Как же вы выживаете?

        А.Максимов:- Главный секрет выживания – работать. От и до. Сейчас всё как-то устаканилось, а прежде, бывало, я работал в сутки по 10-12 часов, с одним выходным. Некоторые наши конкуренты ушли с рынка – те самые государственные магазины, директора которых не смогли перестроиться. Привезут им товар один раз – и они торгуют им весь квартал. А надо каждый день, или хотя бы через день, на прилавки выставлять книжные новинки – тогда и будут продажи! Отпечатала вчера московская типография новую интересную книгу – гони сегодня машину в Москву, привози книгу в Ярославль!

       Корр:- То есть, вы действовали, как маленькие быстрые динозаврики среди больших, неторопливых динозавров – и отбирали у них пищу?

       А.Максимов:- Да, и те вымирали, один за другим. А их клиентура переходила к другим книготорговым фирма, в том числе, и к нам. Сейчас государственных книжных магазинов в области вообще не осталось. Ни одного.

       Корр.: -А сколько сейчас всего книжных магазинов в областном центре? Хотя бы, примерно…

       А.Максимов: - У книготорговой сети «Академия» – пять магазинов и магазинчиков. У нас – четыре… В общем, мне кажется, что в городе сейчас работают не более полутора десятков книжных магазинов (включая и крупные, вроде «Дома книги»). Ну, действуют кое-где еще и небольшие лоточки, но это – не магазины.

       Корр.: - А велики ли сейчас реализуемые тиражи одной книги? То есть, одного наименования.

       А.Максимов: - Давно ушли в прошлое те времена, когда мы пачками возили из Москвы в Ярославль книги одного наименования, не говоря уж о тысячах экземпляров. Сейчас, если мы берем на реализацию целую пачку какой-либо книги – это редчайший случай. Это какая-нибудь новая книжка Донцовой, или что-то вроде этого. Фурами давным-давно не возим, возим «Газелями». И если даже вся «Газель», направляющаяся в Ярославль, целиком забита книгами, количество экземпляров каждой конкретной книги – одна-две штуки. Заманиваем читателя разнообразием ассортимента.

       Корр.: - Где же вы берете весь этот ассортимент?

       А.Максимов:- Сегодня ассортимент, предлагаемый издательством «АСТ», включает несколько десятков тысяч названий. Ассортимент издательства «Эксмо» – тоже несколько десятков тысяч названий. Это монстры книгоиздательского рынка. У тех издательств, что помельче, ассортимент включает тысячи названий. Есть, из чего выбрать. Сегодня мы, прежде чем взять книгу на реализацию, непременно сначала смотрим по прайсу: что за книга, каково содержание, каково полиграфическое исполнение… Если в 90-е годы весь наш единовременно реализуемый ассортимент включал, по максимуму, около 50 наименований книг, то сейчас мы одновременно продаем несколько тысяч наименований.

       Корр.: - Как же вы во всем этом ориентируетесь? Весь процесс компьютеризирован, конечно же?

       А.Максимов:- Безусловно, да. Все данные в компьютерных базах, что позволяет нам мгновенно сориентироваться в сложных случаях. Все-таки, уже больше 20 лет работаем в условиях реального рынка. Все наши работники прекрасно знают, что делать и как, весь процесс поставлен на поток, знания помножены на опыт, плюс добавлена интуиция – и всё это позволяет выживать.

       Корр.: - Какова ваша доля в процентах на этом рынке?

       А.Максимов: - Москва подмяла под себя всё. На ее фоне мы – ничто.

       Корр: - Но это – явление только последнего времени? А до того вы рулили на ярославском рынке книготорговли?

       А.Максимов:- Легких дней никогда не было. На протяжении последних десяти лет в областном центре всегда действовало 10-15 книготорговых монстров, всегда работал огромный «Дом книги». Они всегда давили нас – объемом, массой, ассортиментом. Да, многие из них сейчас разорились и ушли с рынка, но вместо них приходят новые и новые…

       Корр.: - Значит, все-таки есть потребитель? Раз эти фирмы создаются и приходят…

       А.Максимов: - Увы, разочарую. Количество людей, читающих книги, за последние десять лет сократилось в разы. И тому есть экономические причины.

       Во-первых, цена на книги. Сейчас одна книжечка стоит в магазине 200-250 рублей, купить ее – дорогое удовольствие  для человека со средней зарплатой. А почему она стоит так дорого? Потому, что упали тиражи. Если, например, в 2000-м году тираж в 10 000 экземпляров считался обычным, то сегодня обычным считается тираж в 2 000 экземпляров. Если 4 000 – то это уже считается сегодня весьма приличным тиражом. Ну, про сочинения Донцовой я не говорю, там тиражи много больше, это сегодня «суперзвезда» на нашем рынке – но такие случаи единичны.

      А раз тиражи маленькие, то себестоимость издания книги резко возрастает – и цена на отдельный экземпляр поднимается.

      К этому надо прибавить выросшие в последние годы затраты издателей на бумагу, на полиграфические услуги, на  перевозки, на зарплату (все-таки она выросла в долларовом соотношении). Всё это тоже ложится на себестоимость.

       Корр:- Наверное, то, что многие читающие люди отказались от «текстов на бумажном носителе», предпочли электронный носитель, то есть, стали читать книги в интернете и на планшетах, тоже сильно сказалось?

       А.Максимов:- Во-первых, изменилась демографическая ситуация. В советское время книги покупали 30-40-летние люди, которые получали более-менее нормальную зарплату. Сейчас этим людям уже по 55-60 лет, и на свои пенсии они, даже любя книги, не могут позволить себе купить то, что хотели бы. Таких вот пенсионеров, в процентном соотношении, сегодня очень много. И сугубое большинство их «ушло в телевизор».

       Далее, возьмем молодое поколение. Его самого-то стало намного меньше. А главное – оно перестало интересоваться книгами, перестало читать. У молодежи ныне другие интересы – интернет, электронные игры…

       И еще, вы абсолютно правы – многие фанаты чтения «ушли на планшеты». Они уже не могут позволить себе покупать по 3-5 бумажных книжек в неделю, у них нет на это денег. Они просто закачивают интересующие их тексты на свои планшеты – и читают. Надо учесть, что у нас сейчас очень сильно развиты так называемые «пиратские» технологии: текст практически любой книги любого, даже самого популярного автора, можно скачать в «пиратских» интернет-библиотеках уже через два-три дня после ее публикации – и спокойно читать, не платя автору и издательству ничего.

       Вот так и приходит конец бумажной книге, которая, худо-бедно, обеспечивала издательству «навар», а автору – гонорар.

       По моим предположениям, через три-четыре года тиражи многих бумажных изданий упадут до 1000 экземпляров. Тысяча экземпляров одной книги – таков будет обычный, средний тираж издаваемых и продаваемых книг.

       Более того, сейчас появилась и успешно развивается новая технология «принт он деманд» («печать по требованию»), здесь тиражи – 10-20-30-40-50 экземпляров… Цифровая печать сделала рентабельными для издателя и такие тиражи.  

      Корр.: - Так какое же будущее ждет наших книгоиздателей и наших книготорговцев? Если всё пойдет так, как оно идет… Каковы ваши прогнозы?

      А.Максимов:- Они неутешительны. Цены на книги будут расти. Тиражи будут уменьшаться (за последние два-три года они упали вдвое). Спрос на книги будет падать. Дольше всего, думаю, будут сопротивляться этой тенденции блок детских книг и блок прикладной литературы. Конечно, останутся образовательная литература, учебники. Остальное будет продаваться мизерными тиражами, с периодическими «всплесками» раскрученных коммерческих книг-проектов.

      Корр.: - Можете ли вы раскрыть читателям нашего журнала сегодняшнюю технологию образования цены на книгу? Пусть цифры будут даже примерными…

      А.Максимов: - Возьмем  небольшую книжку в твердых корках, объемом около 300 страниц, формата, условно говоря, А5 (это половинка обычного листка бумаги), изданную тиражом 4-5 тысяч экземпляров. Я думаю, что себестоимость изготовления одной такой книги сегодня равняется у издателей 40-60 рублям. Издательство отдает тираж разным оптовым поставщикам по разным ценам. Крупный поставщик берет книгу у издательства по 70-80 рублей за экземпляр, а на прилавок ставит уже по 250 рублей. Мелкий оптовик (вроде нас) сможет взять эту книгу только по 100 рублей за экземпляр – и, чтобы гарантированно сбыть ее, продает по 200 рублей. А совсем мелкий оптовичок, продавая книгу за те же 200 рублей, сможет взять ее у издательства лишь по 130 рублей за экземпляр. Вот и вся механика.

       Корр.: - Обращаются ли к вам местные, ярославские авторы, с просьбой помочь распространить их книги?

       А.Максимов: - Бывает. Причем, иногда приходится слышать такое: я, мол, издал за свой счет 5 000 экземпляров своих сочинений, так вы возьмите, пожалуйста, весь тираж на реализацию. Приходится отвечать примерно так: ну, пожалуй, возьму 1-2 экземпляра на пробу…

       Корр.: - Куда же автору деваться? Дарить книгу друзьям и знакомым – и всё? Может быть, кроме продаж на открытых прилавках, до сих пор существуют еще и другие каналы распространения книг? Вы сказали, что были в свое время заводские общества книголюбов…

       А.Максимов:- Нет, всё это давно кончилось. Остались только магазины, магазинчики и лотки. Более того, сейчас ярославский автор или издатель книги (издай он даже настоящий бестселлер), придя в ярославский книжный магазин, услышит примерно следующее: мы принадлежим московским хозяевам – вот с ними и договаривайтесь.

       Корр.: - Грустно… Но я хотел бы вернуться к самому началу нашего разговора. Помимо того, что вы – книготорговец с 20-летним опытом, вы сегодня сами –

писатель, автор нескольких книг. И наверняка, желая распространить свои собственные книги, сталкиваетесь с теми же самыми проблемами. Конечно, раз уж вы в этом деле, как говорится, за 20 лет «собаку съели», то знаете все ходы-выходы, вам гораздо легче распространить ваши произведения. Но каким именно способом ваши книги, – художественная проза, исторические исследования, – пробиваются к читателю?

       А.Максимов: - Да, мне проще их распространять. Но не потому, что я хорошо знаю книготорговый бизнес, а потому, что мои книги имеют, так сказать, коммерческую составляющую, на них есть потребительский спрос. Это не специально было задумано, так уж вышло. Дело в том, что первые мои книги были написаны в жанре «альтернативной истории», а это часть книготоргового рынка, на такую литературу есть спрос. Проза, которую я сейчас пишу, создается в жанре «приключенческой фантастики», на книги этого жанра тоже есть читательский спрос.

       Корр.: - Ну, вот вы написали, издали свои первые книги… а что было дальше?

       А.Максимов: - Я предложил их крупнейшему московскому книготорговому предприятию. В ответ услышал: мы возьмем у тебя эту книжку по себестоимости издания. А деньги заплатим когда-нибудь потом…

       Корр.:- И вы согласились?

       А.Максимов: - Я отказался.

       Корр.: - А вот Александра Маринина, говорят, не отказалась от аналогичного предложения. Московские издатели предложили издать ее первую книжку в детективном жанре «за бесплатно». Она согласилась. И они издали эту книжку миллионным (как говорят) тиражом. Да, денег от этой продажи Маринина не получила. Но зато прославилась! И следующие ее книги уже стали приносить ей деньги…

       А.Максимов: - Ну, это Маринина, это детективы, это ширпотреб. Я прочитал одну ее книжку, и больше никогда уже не имел желания читать сочинения этого автора. Если даже и правда то, что вы рассказываете, я думаю, что коммерческий успех был достигнут тут по другим причинам.

       Корр: - Так, все-таки, куда же вы дели тиражи своих первых книг?

       А.Максимов: - Все права на два дополнительных тиража своей книги «Русь, которая была» (а каждый дополнительный тираж был 5 000 экземпляров) я бесплатно отдал одному московскому издательству. Даже верстку отдал! И москвичи распространили эти 10 000 экземпляров моих книг по системе «Книга – почтой». Другие свои книги я предлагал в другие московские книготорговые фирмы. Брали. Что-то ушло и в Ярославле…

       Корр.: - То есть, если я правильно понял, у любого ярославского автора, издавшего сегодня свою бумажную книгу хотя бы двухтысячным тиражом и желающего распространить этот тираж, есть только такие варианты поведения: езди в Москву, встречайся с книготорговцами, убеждай их взять книгу для продажи, отдавай им ее бесплатно – и всё это  только ради того, чтобы продвинуть свое имя…

      А.Максимов: -Да. И если он все-таки сдаст свою книгу торговцам по договору, нет никакой гарантии, что он получит за нее какие-нибудь деньги.

       Корр.: - Тогда, если автор не круглый дурак, он, наверное, должен задуматься: а всё ли я правильно делаю? Может, надо сначала организовать себе «бум» в интернете, а потом уж и продавать бумажные книжки?

       А.Максимов: - Сначала ему надо задуматься вот над чем: если он издаст бумажный тираж, кому он отдаст его для продажи? Ведь книготорговцы могут просто не взять. Не нужно им, и всё тут. А «бум» в интернете создать сегодня очень сложно…

       Корр.: - Альберт Васильевич, я тоже читатель с большим стажем, большой книголюб. Захожу в ярославские книжные магазины и с удовольствием вижу: то, что я хотел бы прочесть – издано, стоит на полках. Вся классика издана, и прекрасно издана. Дороговато, правда, но кто хочет – тот купит. Но вот теперь, после нашего разговора, я задумался: а продается ли всё это? Не стоит ли всё это великолепие там годами, невостребованное?

       А.Максимов: - Да, сколько угодно таких случаев. Стоят годами прекрасные книги, не продаются.

       Корр.: - То есть, говоря языком экономистов, жизненный цикл этого товара сильно замедлился. Не уйдет ли совсем товар с рынка? Конечно, неудобно называть книгу «товаром»…

       А.Максимов: - Всё может быть… Я бы хотел вот что еще сказать: выбор книг сейчас, вроде бы, и большущий, а качественных книг мало. За исключением, пожалуй, детской литературы и всяческой прикладной. А художественная литература… тут проблема. Полно откровенной «макулатуры», а современных хороших авторов практически нет. Тексты некачественные!

       Корр.: - Когда я приезжаю в Москву, то всегда захожу в книжный магазин у вокзала – и покупаю там книги. На приличную сумму. Там много всего продается интересного. Вкусы у меня, вы верно заметили, специфические – но вот именно на мой вкус я и нахожу там литературу. И вот о чем сейчас подумалось: таких читателей, как я, с такими вот вкусами, немного – но они все-таки есть. И человек (автор или издатель), издавший ту книгу, которая нужна мне и таким, как я, может все-таки рассчитывать на коммерческий успех своей книги… разве не так? Он, правда, должен сначала угадать мои вкусы…Получается, что от советского вала книг, издававшихся стотысячными тиражами, мы приходим (или пришли уже?) к необходимости настолько точечного попадания, угадывания запросов взыскательного читателя, что впору назвать издателя «миллиметровщиком»…

       А.Максимов: - Совершенно верно.

       Корр.: Вернемся к теме «интернет-пиратства» на книжном рынке. Учитывая всё то, о чем мы только что говорили, можно сделать такой вывод: если некий автор хочет прославиться, то он должен сквозь пальцы смотреть на то, что его книги крадут эти самые «пираты». Ведь если тексты крадут – значит, их читают, значит, они востребованы… Ну, а если он хочет получать деньги за свой труд – тогда как? Или автор сначала должен прославиться, стать известным – а потом уж и претендовать на серьезное денежное вознаграждение?

       А.Максимов.Это палка о двух концах. Либо разрешай издателям и «пиратам» наживаться на твоих текстах – и постепенно становись известным. Либо сиди ровно на пятой точке и жди, когда придет слава.

       Корр: - На Западе есть так называемые «литературные агенты», занимающиеся «раскруткой» конкретного автора и получающие определенную маржу за свою деятельность…

       А.Максимов:- У нас такое тоже есть, но на другом уровне. А западный опыт… я не склонен переоценивать значение литературных агентов в судьбе западных авторов. Возьмем произведение, имеющее бешеный коммерческий успех – книгу Джоан Роулинг о мальчике-волшебнике Гарри Поттере. Известно ведь, что Роулинг направила в 1995 году свою книгу сразу двум литературным агентам. И один из них тут же вернул ей текст, не сочтя его интересным. Не взялся «раскручивать»! Ну, а второй взялся, пристроил, маленькое лондонское издательство издало книгу тиражом в тысячу экземпляров, большая часть которых пошла в библиотеки. И только потом книга Роулинг была замечена… То есть, этот успех – игра случая, а не результат того, что на Западе действуют литературные агенты.

       Корр.: - А вы согласны с тем утверждением, что коммерческий успех книги сегодня – чаще всего, результат «проектного» подхода к ней? Создатель проекта (будь то сам автор, его издатель или его литературный агент) рассматривает созданный автором текст как основу книготоргового проекта и действует по всем правилам проектного управления: миссия проекта, вехи проекта, бюджет проекта…

       А.Максимов: - Да, таких книг-проектов на нашем рынке сегодня – сколько угодно. Взять такого автора, как Сергей Минаев, с его книгой «Дуxless». Текст – полная графомания, а коммерческий успех огромный. Это – успешный проект. Но читать это невозможно! Или взять книги Дмитрия Глуховского «Метро-2033», «Метро-2034», «Метро-2035». Книги весьма среднего художественного уровня, но «раскручены». Это тоже проект.  Да, вы правы: сегодняшний видимый успех какого-либо автора (или его конкретной книги) всё чаще является результатом осуществления таких вот проектов.

       Корр.:- А если некий талантливейший автор, в силу разных причин, не получит такой вот «раскрутки»? Он останется безвестным?

       А.Максимов: - К сожалению, да. Я думаю, что множество талантливых произведений остаются лежать в столах авторов. Сотни таких текстов. Тысячи!

       Корр.: - Если бизнес не берется за «раскрутку» таких текстов, то, может быть, тут должно помочь государство? Если оно, конечно, заинтересовано в существовании качественной, высокохудожественной литературы. Если наше государство заинтересовано в том, чтобы уровень духовности народа не падал – оно ведь должно помогать талантливым людям, за «раскрутку» текстов которых не берется бизнес.

       А.Максимов:- Согласен. Должно. Но будет ли помогать?

       Корр.: - Не скажу за всю Россию, но вот в Ярославской области, как видите, такая помощь есть. Выход в свет нашего журнала – как раз пример такой помощи.

       На этой мажорной ноте мы и закончим наш не очень-то веселый разговор. Спасибо, Альберт Васильевич!

 

         С Альбертом МАКСИМОВЫМ беседовал Иван КОМЛЕВ