Вы здесь

Дмитрий КШУКИН. Сквозь дымку времени [Родиноведение ]

Родиноведение

СКВОЗЬ ДЫМКУ ВРЕМЕНИ 

Одним из красивейших мест ярославско-костромского Поволжья по праву можно считать Диево-Городище. Это старинное торговое село находится совсем недалеко от Ярославля, в 15-20 километрах, если считать от окраины города, от Яковлевского леса.  Ориентир очень простой – развилка дорог, расположенная возле поселка Заволжье. Дорога прямо – бывший костромской (так называемый «луговой») тракт, ведущий на родину Н.А. Некрасова, в деревню Грешнево и поселок Красный Профинтерн. Отворот направо – в Диево-Городище.

Извилистая сельская дорога, украшенная часто встречающимися на пути живописными деревеньками на пригорках, быстро приведет вас к желанному месту. Еще издали вы увидите на горизонте величественные колокольни двух сельских церквей – Троицкой и Смоленской.  При въезде в Диево-Городище со стороны Ярославля дорога будет петлять вдоль утопающего в зелени старых лип берега небольшой речки Шиголости, взору откроется прекрасная панорама остатков древнего финно-угорского городища и крепости князей Деевых.

Оказавшись в селе, вы попадаете в атмосферу царящего здесь торгово-купеческого быта.  Много построек конца XVIII – начала XX веков, сохранились здания волостного правления, трактиров, чайной, торговых лавок, амбаров, богаделен, каменных жилых домов зажиточных крестьян. Перспективу торговой площади завершает маленькая изящная каменная часовня Николая Чудотворца, расположенная на берегу Волги, у пристани. До сих пор в некоторых местах на площади и на спуске к пристани сохранилась каменная брусчатка – память о некогда многолюдных и оживленных базарах. А широкая Волжская набережная, протянувшаяся на восток от площади до Троицкой церкви, где можно отдохнуть под тенью лип и берез и насладиться видом речных разливов – совершенно обворожительна. На набережной сохранилась красивая кованая ограда конца XIX – начала XX веков, к Волге ведут живописные спуски, увитые декоративным кустарником.  Всё это придает набережной неповторимую красоту.

С середины прошлого века Диево-Городище стало излюбленным местом работы советских и российских кинематографистов. Только в последнее время здесь снимали известные многим фильмы «Полынь-трава окаянная»,  «Ермоловы» и «Страсти по Чапаеву». Не случайно местные жители в шутку переименовали Диево-Городище в «Диево-Голливудище».

Сегодня в селе живут около 300 человек, а еще в начале прошлого века это был чуть ли не маленький городок – 1200 жителей. В поселении есть администрация, школа, Дом культуры, правление колхоза, два магазина.

Увы, в последние времена село постепенно вымирает, его все больше поглощают новые коттеджные поселки, охватившие Диево-Городище со всех сторон. Здесь уже есть и своя «Рублевка» – Пролетарская улица с ее элитными домами.

В прошлом Диево-Городище – «место весьма незаурядное». Так написано в «Путеводителе по Ярославской губернии» за 1859 год.   В XV веке, если верить преданию, это был небольшой городок-крепость князей Деевых, центр удельного княжества. Отсюда и название. Эта земля связана с именами выдающихся деятелей эпохи русского средневековья – князьями Хворостиниными и дворянами Колычевыми. Об истории села гостям рассказывают экспозиции местного музея «Диво на Волге», расположенного в старинном каменном доме купцов Свитковых, на Ярославской улице.

Диево-Городище –  родина моих предков по материнской линии, крестьян Тарасовых, занимавшихся торговлей. До сих пор на площади у часовни сохранилось каменное здание трактира, построенное больше ста лет назад моим прадедом Александром Николаевичем Тарасовым. Об этом доме еще в начале XX века один приезжий журналист написал так: «Прямо у пристани вас встречает каменное здание трактира, где каждый страждущий может откушать тарелку щей, горячий бифштекс, кружку пива и рюмку водки для хорошего настроения».

Многое в селе хранит память о моих предках. Они не только торговали, но еще и занимались благотворительностью. Поддерживали церковь, школу, библиотеку, добровольную пожарную дружину, играли спектакли на сцене местного любительского театра. Мне, их потомку, посчастливилось быть одним из инициаторов создания краеведческого музея, открытого общими усилиями жителей Диево-Городища и ярославской интеллигенции в 2010 году.

Диево-Городище – это Некрасовские места. Совсем рядом, в 7 километрах на северо-восток, находится деревня Грешнево, где сохранились остатки родовой усадьбы великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. В нескольких километрах от Грешнева стоит село Аббакумцево – фамильная усыпальница дворян Некрасовых. В близлежащей округе расположены известные старинные села Рыбницы, Вятское, Середа, Путятино, поселок Красный Профинтерн…

А теперь мне хотелось бы отступить в прошлое на век с лишним – и рассказать читателю о том, как жила моя малая родина в конце XIX-начале XX века.

Село, насчитывавшее около тысячи жителей, по всем показателям развивалось в то время как небольшой городок, в котором были гостиный двор, 3 трактира, чайная, 32 торговых лавки, 4 питейных дома, 2 хлебных магазина. Каждое воскресенье тут гудел оживленный базар. Торговали преимущественно крестьянскими товарами, но появилось и новшество – лесная биржа, которая давала работу 5 ветряным лесопилкам. Наличествовала и другая промышленность: солодовенные заводики, ветряные мельницы, а в 1910 г. фирма «Никиты Понизовкина сыновья», владевшая крахмало-паточным предприятием в деревне Гузицыно (сейчас это поселок Красный Профинтерн) построило еще и здесь (на восточной окраине Городищ, при деревне Пески) каменное здание картофельно-терочного завода.

Село и выглядело как небольшой городок. Обширная торговая площадь с парадными фасадами домов и трактиров, ухоженная Волжская набережная для летних прогулок. Были улицы и переулки; «всё, как в городе». Почта, телеграф, сберегательная касса, две церкви и две школы – земская и церковно-приходская.

Население, в основной массе своей, было настроено монархически, свидетельство чему –

до сих пор стоящая на волжском откосе, у пристани, изящная каменная часовенка Николая Чудотворца, построенная в 1903 году в память о чудесном спасении государя-императора Николая II и царской семьи от опасности 17 октября 1888 г. и 29 апреля 1891 г. А день рождения последнего царя, 6 мая, почитался в Диево-Городище как важный сельский праздник.

Начиная со второй половины XIX века, жизнь в селении заметно оживилась. Объявленная правительством «земская реформа» принесла ощутимые результаты. Усилилась активность местного крестьянства, которое всё охотнее вкладывало деньги в различные дела, называвшиеся тогда «богоугодными». Так, в 1897 г. в Диево-Городище появилась бесплатная народная библиотека, содержавшаяся за счет средств уездного земства и крестьянских добровольных пожертвований, а в первые годы XX века – еще одна библиотека (общества трезвости).

Но подлинным катализатором крестьянской активности послужило появление в 1898 г. Диево-Городищенского добровольного пожарного общества или «дружины», как называли ее в народе. Она действовала в селе и в радиусе пяти верст от него, имела свою эмблему и «форменную одежду». Деятельность дружины не ограничилась только тушением пожаров: именно при ней появился в селе  любительский народный театр (театральная труппа).

В музейных комнатах Диево-Городищенского Дома культуры на стене висит не одна фотография, отражающая ту замечательную эпоху. Вот, например, уникальное фото: молодежь играет в шары на Волжской набережной. Веселые, одухотворенные лица молодых людей. Изящно одетые, улыбающиеся барышни. А вот другое фото: театральная труппа Диево-Городищенской добровольной пожарной дружины. На фото 28 человек –

преимущественно молодых людей в возрасте 17-35 лет, одетых в теплую зимнюю одежду. Видимо, фотография была сделана зимой.

Имена всех участников той театральной студии сейчас уже и не вспомнить. Но часть из них удалось установить: это Павел, Зиновея, Александра и Мария Тарасовы (дети известного в селе торговца, владельца трактира Александра Николаевича Тарасова). Здесь же изображен Александр Федорович Ершов, легендарная личность, сын Федора Ивановича Ершова, владельца самого крупного сельского трактира (увы, этого здания уже нет). А вот Александр Матвеевич Шилов… Это только актив. А сколько местных жителей было связано с театром! Мой дедушка, Геннадий Павлович Тарасов, 1912 г. рождения,  вспоминал, что и ему в детстве посчастливилось участвовать в театральных постановках. Дети играли лягушек для какого-то спектакля и с шумом, криками «Ква-а-а!» прыгали по сцене.

Диево-Городищенский театр сыграл важную роль в культурной жизни села. Здесь ставили современные на тот момент пьесы Чехова, Островского, психологические этюды Адельгейма. Народу нравились больше комедии, вещи потешные, чтобы посмеяться можно было.

Местная театральная труппа славилась и в Ярославле. Накануне первой мировой войны диево-городищенские актеры играли даже на сцене Волковского театра.

По большим праздникам в здании добровольной пожарной дружины (так называемый «общественный дом», сейчас Дом культуры) устраивались самые настоящие балы. В газете «Северный край» была в свое время опубликована любопытная заметка о первых здешних балах, которые проходили тогда еще не в общественном доме, а в другом здании – доме купцов Емельяновых. Однажды, в самый разгар праздника, проходившего на втором этаже, с потолка на первом этаже стала сыпаться штукатурка, и начали гнуться балки перекрытия. Перепуганные купцы спешно прекратили мероприятие.

В первые годы XX в. для подобных нужд на Ярославской улице был построен «общественный дом», где размещались депо добровольной пожарной дружины, волостное правление, библиотека и театральный зал с зимним садом. В вестибюле на первом этаже, сразу при входе, висел в полный рост портрет торговца и благотворителя Александра Николаевича Тарасова, старосты Троицкой церкви, который, как говорят, пожертвовал собственные деньги на столь благое начинание.

О некоторых диево-городищенцах хочу рассказать особо. Сын Александра Николаевича, Павел Александрович Тарасов (1884 г. рождения), а также его друг Александр Матвеевич Шилов, как уже говорилось выше, считались лучшими актерами местной театральной труппы. Кстати, Александр Матвеевич сватался в женихи к сестре Павла, Марии, тоже способной участнице этой театральной студии. Но, увы, мать Марии, Ольга Алексеевна (А.Н. Тарасов к тому времени уже умер) и старший брат Федор, которому досталось всё хозяйство после смерти отца, Шилову отказали. В этом сказалось предвзятое отношение практичных коммерсантов Тарасовых к несерьезному человеку, легкомысленному актеру, каким они считали Шилова.

Говорят, этот отказ так сильно ранил сердце Марии, искренне любившей Шилова, что та умышленно застудилась зимой после бани и очень рано ушла из жизни – в 1911 году.

Более успешно складывалась судьба Павла Александровича Тарасова, красивого щеголеватого франта (каким он смотрит на нас с фотографии Г.А. Петражицкого). Яркие театральные задатки, видимо, неплохо сочетались в нем с деловыми качествами торговца. По характеру он был натурой сильной и страстной, быстро пересекал Волгу на лодке – за рекой, в селе Введенском, жила его возлюбленная, учительница.

Но жениться на учительнице Павлу не дали всё те же мать и старший брат. Вскоре повезли его свататься в соседний посад Большие Соли (сейчас поселок Некрасовское) к торговым партнерам Тарасовых, купцам Демидовым. И женили способного актера на 19 летней Ольге Ивановне Демидовой, очень приятной, миловидной девушке, которая затем родила Павлу троих детей.

В первую мировую войну Павел служил старшим писарем в Иваново-Вознесенске, где дослужился почти до офицерского звания; был штаб-прапорщиком. В 1917 году он осознанно принял Советскую власть, в 1918-1919 гг. работал казначеем в штабе Северного фронта, который находился в Ярославле, в здании Пастуховского училища. А в 1920 г. уехал на Украину, в Харьков, где заболел тифом. Полуживой вернулся в родное село, где через некоторое время вернулся к прежнему укладу жизни: ведь государство объявило о «новой экономической политике». Сын торговца продолжил свое семейное дело. И снова играл в диево-городищенской театральной труппе (почти все 1920-е годы).

В 1929 году началась коллективизация, которую Павел Александрович очень невзлюбил. Предприимчивый крестьянин искренне считал, что советские руководители ошибаются, не принимая в колхозы крепких (зажиточных) мужиков. За это вскоре его записали в «нэпманы» и противники Советской власти. А Павел продолжал критиковать нерадивых советских руководителей на селе, не умевших даже грамотно, без ошибок, составить любой документ. В том же году он и еще несколько членов церковного совета сорвали  у местной партийной ячейки важное мероприятие – «добровольное» изъятие церковных ценностей в пользу государства. Прихожане грудью встали у входа в Троицкую церковь против экспроприаторов. Этого Павлу власть уже не могла простить. Вскоре он  был осужден и выслан из села.

После ссылки (году примерно в 1933-м) Павел Александрович уже не смог вернуться в родное село. За ним прочно закрепился ярлык «антисоветчика». Он поселился в Ярославле, работал укладчиком железнодорожных путей, а в 1937 году был вновь арестован – как участник некой мифической «троцкистской» группы. Получил «десять лет без права переписки». По факту это означало – расстрел.

Еще об одном участнике театрального действа, Александре Федоровиче Ершове, тоже хочется рассказать. Его помнят в селе как добродушного и порядочного человека. Сын богатого торговца-трактирщика, Александр провел свое детство и юность в Тверицах (Заволжский район Ярославля). Об этом красочно рассказывают его собственные воспоминания, находящиеся сейчас в музейных комнатах Диево-Городищенского Дома культуры. Воспоминания были написаны им в трагические для Ярославля и Диево-Городища дни, в августе 1918 года, накануне расстрела, когда жить Александру Федоровичу оставалось не больше месяца. Поэтому трагически и пророчески звучат строчки из Надсона, ставшие эпиграфом к его воспоминаниям: «Только утро любви хорошо, хороши только детские грезы…».

С трепетом и теплотой описывает Ершов жизнь и быт Твериц конца XIX века, свою учебу в Ярославском реальном училище, друзей и учителей, первую любовь к гимназистке. Была в его жизни и еще одна любовь – к единственной супруге, Зиновее Тарасовой (сестре Павла Тарасова), также участнице местной театральной труппы. Сохранились воспоминания, что на чердаке дома Ершовых, который стоял на Торговой площади села, Саша Ершов установил телескоп, где он и Зиновея (или просто Зина) наблюдали за звездами. Они даже друг друга называли по именам звезд: «Сириус» и «Вега».

Получив образование в Ярославле, Александр Ершов в начале XX в. быстро вписался в бурлящую экономическую жизнь села Диево-Городище. Построил здесь собственную ветряную лесопилку и стал лесопромышленником, торговал древесиной. В 1905 г. (видимо, как и многие тогда в селе, на несколько месяцев) вступил в партию

конституционных демократов.

Через 10 лет благодаря упорству А.Ф. Ершова, который к тому времени был уже старостой добровольной пожарной дружины, в Диево-Городище в 1915 г. появился свой кинематограф. О намерении организовать его в депо дружины заявили сельские активисты еще в 1913 г. Ими были составлены письма в Ярославское губернское правление и Министерство внутренних дел. А спустя два года, в разгар первой мировой войны, в сельском общественном доме появился киноаппарат «Кок» фирмы «Братьев Пате». И сразу начались киносеансы, последние теплые мгновения уходящего «серебряного века» накануне уже маячивших на горизонте великих российских потрясений. Кинематограф в селе Диево-Городище, появившийся в 1915 г., можно считать одним из первых сельских кинематографов не только в Ярославской губернии, но и во всей России.

7 июля 1918 г. в селе Диево-Городище вспыхнуло антибольшевистское восстание, которое заранее готовилось руководителем ярославского восстания, полковником Перхуровым. В Диево-Городищенскую волость Перхуровым был направлен эмиссар, сельский крестьянин Павел Давыдович Кононов. Он был офицером, членом партии эсеров, мелким торговцем.

В тот день на Торговой площади села собрался крестьянский сход. Шла агитация за поддержку восстания в Ярославле; в село для этих целей, кроме Кононова, был прислан еще и предводитель губернских эсеров Николай Мамырин, а через Волгу из села Введенского на лодке с той же целью переправилась учительница Софья Богородская. Был еще офицер, записывавший добровольцев, имя которого сейчас позабыто.

Александр Федорович Ершов, видевший в большевистском правлении огромную опасность для предприимчивого крестьянства, поддержал восстание в Ярославле, публично выступил против объявленной Советской властью политики экспроприации. Но воздержался от лозунга принятия иностранной военной помощи. Александр Федорович считал, что порядок в России народ должен навести собственными силами.

В дни восстания, с 7 по 10 июля, в селе Диево-Городище работал спешно созданный «Комитет общественной безопасности», который являлся, по сути, белогвардейским штабом. Члены штаба, куда входил и А.Ф. Ершов, занимались вооружением боеспособных мужчин, установкой караулов и выдавали пропуска бежавшим от стремительного наступления красных костромичей крестьянам из ближних зажиточных волостей, уже имевшим неосторожность примкнуть к восстанию.

После подавления восстания, в ночь с 10 на 11 июля, Александр Федорович прятался на чердаке собственного дома и писал воспоминания. Видимо, он уже предчувствовал тогда свою скорую смерть, т.к. понимал, что красные не простят ему работу в белогвардейском штабе. Видя бесперспективность такого сидения на чердаке и не имея намерений бежать в белую армию, вскоре он сам сдался красным костромичам, контролировавшим село. Шансов выжить у человека, ставшего членом кадетской партии в 1905 году, участника белогвардейского штаба в 1918 году, не было никаких. Он был расстрелян в Костроме в сентябре 1918 года.

Всё, что я описал выше, происходило в милом моему сердцу Диево-Городище столетие назад. Сейчас даже сельские старожилы не вспомнят все подробности тех памятных и славных лет. Увы… Всё сложнее становится разглядеть в череде минувших лет дела своих далеких предков. Приходится работать в читальных залах архивов и библиотек (иногда, впрочем, попадаются интересные материалы и в интернете). Зачем это нужно нам, современникам, спросите вы? Но ведь именно сейчас, когда Россия вновь возрождается и прорывается вперед, мы должны иметь пред глазами яркие примеры из нашей же истории, примеры людей, живших до нас.

Как нам обустроить Россию? Как возродить село? Как сделать жизнь на селе интересной? Лично мне ответ ясен – надо идти путем богоугодных дел! Это понимают все истинные патриоты России, способные вглядеться в опыт народной благотворительности сквозь дымку времени…

Автор: