Вы здесь

Духовный мир германцев

Духовный мир германцев

Эволюция протогерманского мира на северо-западе Европы мне представляется следующим образом.

Истоки германского мира, как и любого иного индоевропейского, следует искать на равнине центра континента, простирающейся от Карпат до Алтая, и при этом следует принять во внимание городскую цивилизацию юга Средней Азии, Передней и Малой Азии V-II тыс. до н. э. Тут я вновь сошлюсь на монографию “Индоевропейскую историю Евразии. Происхождение славянского мира”.

Волны индоевропейских нашествий IV-II тыс. до н.э. последовательно накатывались на северо-запад Европы и в основу протогерманского мира, по-видимому, были заложены следующие созданные индоевропейцами археологические культуры. В IV тыс. до н.э. археологическая культура “Воронковидных кубков”, развивавшаяся на территории современного севера Германии, Дании и югаСкандинавии, заложила духовный и материальный фундамент протогерманского мира северо-запада континента (52).

Следует иметь в виду, что индоевропейское население создавшее культуру “Воронковидных кубков”, с определённой долей условности можно называть протогерманским, ибо данное население могло иметь отношение к формированию и протокельтского и даже, отчасти, прото-славянского миров континента. Впоследствии отдельные группы, создававшие самостоятельные культуры, подпадали под значительное влияние вновь пребывающих в Европу народов, и предыстория формирования протогерманцев в Скандинавии представляется напластованием взаимно проникающих культурных эпох.

На рубеже III-II тыс. до н.э. земли севера Европы, включая территории ранее занятые культурой “Воронковидных кубков”, оказались во власти индоевропейского народа, создавшего археологическую культуру “Шнуровой керамики и боевых топоров”. Истоки вновь пребывших индоевропейских народов, севших от верховий Волги на востоке до устья Рейна и юга Скандинавии на западе, вновь следует искать в степях юга Восточной Европы, где к рубежу III-II тыс. до н.э. на смену “Ямной” археологической культуры пришла “Катакомбная” археологическая культура. Эхом очередного великого исхода индоевропейских народов из древнейшей прародины в Передней и Малой Азии оказалось эпическое нашествие индоевропейского народа, именуемого хеттами, речь о которых впереди (4, 5).

Итак, создатели культуры “Шнуровой керамики” помимо протогерманского мира, возможно, имеют отношение к сложению протославянского мира, а мир протобалтский, что в высшей степени вероятно попросту своим рождением и последующей эволюцией на восточном побережье Балтики обязан именно создателям культуры “Шнуровой керамики и боевых топоров”. Подобные материальные (археологические) наложения предопределили многочисленные параллели, представленные в пантеонах, сводах преданий и в языках отдельных индоевропейских народов. Конечно, подобные параллели в значительной мере восходят к эпохе индоевропейского единства V-II тыс. до н.э. и более раннего периода. Тут следует учитывать то, что отдельные индоевропейские народы составляют ряд групп наиболее близких, а это предопределено позднейшим соседством и взаимным влиянием. Примером наиболее крупных групп являются западное и восточное крылья индоевропейского мира.

Местом кристализации протогерманского мира Европы, весьма вероятно, послужил скандинавский полуостров, и именно его естественная изолированность морем от континента оказалась залогом яркого своеобразия германского языка, мифологии и всего строя духовного и материального бытия. Германские предания пронизаны и буквально дышат суровой красотой севера Европы.

Последний, из ряда величайших, исход индоевропейского населения с равнины центра континента в Европу и Азию приходится на середину II тыс. до н. э. Именно в данную эпоху в древней столице Скандинавии Уппсале возник древнейший курганный некрополь, а долина Инда оказалась занятой индоевропейским народом, создавшим гимны Ригведы. Представляется возможным то, что Один, ассы и первые страницы “Саги об Инглингах” имеют отношение именно к событиям середины II тыс. до н.э. Хотя эту дату гипотетически можно перенести в IV-III тыс. до н.э., но наиболее вероятной представляется именно середина II тыс. до н.э. Во второй четверти I тыс. до н.э. германский мир Скандинавии, уже преисполненный яркого языкового и национального своеобразия, начал обратное движение с севера на юг и восток, тесня при этом в Европе кельтов, славян, а позже и латинян. Материальным выражением этого явления представляется рождение и распространение на западе и в центре континентальной Европы “Ясторфской” археологической культуры (52).

 

Обратимся к духовным возрениям древних германцев на мироздание.

Согласно северогерманским сагам, в начале XIII в. собранным в три книги Снорри Стурлусоном (71-73), мир возник из сочетания воды, огня и холода. Пустота мировой бездны (Гинунгагап) заполнилась, и былой хаос преобразился в организованный космос. Ранее богов возникли великаны. Один из великанов, Имир, был порожден остывающими подземными водами - Эльвангар. Из подмышек Имира и от трения его ног родились инистые великаны.

Богами называют сыновей великана Бора. Боги ‘подняли’ землю из вод и воздвигли на ней Мидгард. Один, Лодур и Хёнир - боги асы - из дерева создали людей и вдохнули в них жизнь. [Aesir (др исл). Иордан упоминает о почитании готами Асов (Ass) - это указывает на достаточную древность понятия Aesir у германцев, ибо готы покинули Скандинавию не позже рубежа эр.] Одновременно возникли норны - божества, определяющие людские судьбы. Боги воздвигли небесный свод и брат и сестра Соль и Мани принялись днем и ночью освящать землю и высящийся в ее середине Мидгарт. Боги смирили чудовищ - змея Ермунганда, волка Фенрира и их сестру Хель - хозяйку царства мертвых. Позже боги смирили и их отца - бога Локи. На земле воцарился ‘Золотой век’. Все вокруг сверкало золотом, а боги и люди благоденствовали и вкушали покой. Но мир был нарушен войной, вспыхнувшей между асами и ванами. Слепой бог Хёд убил юного бога Бальдра - и это послужит провозвестием гибели богов и мира, именуемой Рагнарек [Ragnarok (др. исл.) - ‘судьба (гибель) богов‘]. Станут нарушаться обеты и попираться мораль, возникнут распри между родственниками и, наконец, наступит трехлетняя стужа (Фимбульветер), непосредственно предшествующая Рагнареку. Из преисподней вырвутся заключенные в ней богами чудовища. Волк проглотит солнце. Другой волк похитит месяц. Солнце почернеет, звезды станут падать с небес. Земля содрогнется от землетрясений, трепеща, загудит Мировое Древо - ясень Иггдрасиль. Суша погрузится в пучину вод. Из Хель приплывет корабль Нагльфар, построенный из ногтей мертвецов. Рулем его будет управлять Локи, или великан Хрюм. Восстанут из небытия инистые великаны - хримтурсы. По мосту Биврест (Радуга) из потустороннего мира примчится войско сынов Муспеля и мост за ними разрушится.
С юга с мечом, объятым пламенем и горящим ярче солнца, придет великан Сурт.

Страж богов Хеймдаль подымет ‘громкий рог’ Гьяллархорн и разбудит богов асов, Одина и дружину некогда павших воинов - эйнхериев. Один помчится к мудрому Мимиру, испросить совета.

На место сражения - Видгар, или Оскопнир, - с одной стороны выступят боги и эйнхерии, а с другой противные им чудовища и великаны. Один сразится с Фенриром, Тор с Ёрмунгандом, Тюр с псом Гармом, Хеймдаль схватится с Локи, а Фрейр с Суртом.

Фенрир проглотит Одина, но сын бога Видар в ту же минуту разорвет чудовищному волку пасть (или пронзит Фенрира мечом). Сурт убьет Фрейра ибо, этот бог (согласно ‘Младшей Эдде’) отдаст свой меч слуге - Скирниру. Остальные сражающиеся убьют друг друга. Страшный огненный великан Сурт сожжет мир. Люди погибнут.

Мир возродится. Там, где прежде был Асгард, некогда созданный богами, поселятся сыновья Одина - Видар и Вали, Магни и Моди - сыновья Тора, наследующие отцу его молот Мьельнир. Из мира мертвых Хель возвратятся Бальдр и убивший его слепой бог Хёд. А в роще Ходдмимир сумеют укрыться и выжить два человека - Лив и Ливтрасир. Они дадут начало новому человеческому роду.

Тут уместно обратиться к началу “Саги об Инглингах”, ибо её содержание трудно переоценить в отношении понимания происхождения германцев.

 

I

“Круг [kringla (исл.)] земной, где живут люди, очень изрезан заливами... От этого моря отходит на север длинный залив, что зовётся Чёрное море. Он разделяет трети света. Та, что к востоку, зовётся Азией, а ту, что к западу, некоторые называют Европой, а некоторые Энеей. К северу от Чёрного моря расположена Великая, или Холодная, Скифия [Scythia (лат.), Skytia (исл.) созвучно Schweden (нем.) - Швеция]... С севера с гор, что за пределами заселённых мест, течёт по Скифии река, правильное название которой Танаис [Дон]. Она называлась раньше Танаксвиль, или Ванаксвиль. Она впадает в Чёрное море. Местность у её устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку называется Азией, а та, что к западу, - Европой. [Итак, Страна Ванов, согласно саге, расположена на юге Восточной Европы, в нижнем течении Дона. Это в высшей степени важное замечание. Одно из древних имен славян - венеды на удивление созвучно имени ваны. Едва ли это случайно.]

 

II

Страна в Азии к востоку от Танаксвиля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было большое капище... в нем было двенадцать верховных жрецов... Они назывались диями [deva (Ригведа), Daeva (Авеста)].

 

V

Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад [по-видимому, Урал]. Он отделяет Великую Скифию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок. Там у Одина большие владения [тут сага, вероятно, указывает на юг Средней Азии и на северные склоны Копетдага с его городами V-I тыс. до н.э. Впрочем я готов допустить, что цивилизации юга Урала - андроновская арх. кл. II тыс. до н.э. - сага также помнит.]... Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Ве и Вили правителями Асгарда, а сам отправился в путь и с ним вседии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики [так Снори Стурлусон в XIII в. н.э. называет Русь], а затем на юг в Страну Саксов [Саксония]... Затем он отправился на север к морю и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне [город Оденсе на острове Фюн в Дании]. Затем он послал Гевьон на север через пролив на поиски земель... А Один, узнав, что на востоке у Гюльви есть хорошие земли, отправился туда, и они с Гюльви кончили дело миром, так как тот рассудил, что ему не совладать с Асами... Один поселился у озера Лёг, там, где теперь называется Старые Сигтуны [место в сорока километрах к северо-востоку от Стокгольма], построил там большое капище и совершал в нем жертвоприношение по обычаю Асов.

 

VIII

Один ввел в стране те законы, которые были раньше у Асов. Он постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом... А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курганы, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень. Этот обычай долго потом держался.

 

IX

Один умер от болезни в Швеции... Он сказал, что отправляется в Жилище Богов и будет там принимать своих друзей. Шведы решили, что он вернулся в древний Асгард и будет жить там вечно...”

В “Младшей Эдде” читаем: ”Асы взяли себе с той земли жён, а некоторые женили и своих сыновей, и настолько умножилось потомство, что они расселились по всей Стране Саксов, а оттуда и по всей северной части света, так что язык этих людей из Азии стал языком всех тех стран”. [В данном абзаце Стурлусон по-своему объяснил все перипетии истории индоевропейских языков континента и их удивительную близость от Исландии до Индии.]

Обратим внимание и на некоторые параллели в ведической и древнегерманской мифологиях, восходящие к эпохе индоевропейского единства.

 

“Старшая Эдда”, Прорицание Вёльвы [voluspa - волхв]:

19. Ясень я знаю

по имени Иггдрасиль

[Ясень Иггдрасиль - мировое древо, называемое саксами “великим столбом” (irminsul), разъединившим небо и землю, о котором повествуется в гимнах Ригведы.]

 

“Старшая Эдда”, Речи Вафтруднира:

5. Игг [одно из имён Одина] прибыл к владениям

Има отца...

[Има - Yama (Ригведа) - царь мёртвых, указавший людям путь в иной мир и пребывающий на высшем небе.]

 

“Старшая Эдда”, Песнь о Хюмире:

15. Недалеко отъехали,

вдруг полумёртвый

упал на дорогу

Тора козёл:

постромок скакун

охромел неожиданно...

[В гимнах Ригведы упоминается aja ekapad - одноногий козёл.]

 

 

Обратимся к германским богам, занимающим вершину Мирового Древа - ясеня Иггдрасиль.

 

Боги и великаны небесной и средней сфер германского пантеона

Бури - великан, предок богов, вызволенный изо льда коровой Аудумлой.

Бор - сын Бури и супруг великанши Бестлы. Бор отец Одина, Ве и Вили. Это бог, существовавший до творения мира и живший в мировой бездне среди тумана, льда и огня. Боги - это сыны Бора.

Один - первый и величайший из богов асов, сын великана Бора и Бестлы, дочери великана Бельторна. У Одина есть братья - Вили и Ве. Женат Од (Один) на богине Фриг. От Фриг у Одина сын Бальдр. А от связи с Ринд у Одина сыновья Вали и Видар. Великого бога громовержца Тора считают сыном Одина. Кроме того, Один отец многих богов асов.

Один имеет множество имен: Альфедр (‘Всеотец’), Хар (‘Высокий’), Игг (‘Страшный’), Гримнир (‘Скрывающийся под маской’), Хрофт Херьян (‘Воитель Глава эйнхериев’), Харбард (‘Седая борода’), Хникар (‘Сеятель раздоров’) и иные имена (они приведены в ‘Речах Гримнира’, ‘Старшая Эдда’.]

Один восседает на престоле Хлидскьяльви, стоящем в крытом серебром чертоге Валяскьяльви, или Глядсхейм, в Асгарде. Одину служат вороны - Хугин (‘Думающий’) и Мунин (‘Помнящий’), волки Гери (‘Жадный’) и Фреки (‘Прожорливый’). В Вальхалле Один кормит их мясом.

Одину принадлежит конь о восьми ногах - Слейпнир (‘Скользящий’). Один из сыновей Одина, Хермод, на Слейпнире скачет в Хель, в обитель мертвых.

Один носит синий плащ, а широкополую шляпу глубоко надвигает на единственный глаз. В Вальхалле, в небесной обители мертвых, Одину служит дружина эйнхериев и воинственные валькирии, по воле бога дарующие или отнимающие победу у сражающихся. Не знающее промаха копье Гунгнир - символ военной мощи и магии бога, покровительствующего героям и сеющего раздоры.

Один добыл руны, ради этого бог пронзил себя собственным копьем и девять дней висел под ветвями ясеня Иггдрасиль. Вслед за этим добровольным жертвоприношением Один утолил жажду священным медом и из рук своего деда по матери, великана Бельторна, получил руны - средоточие мудрости. [Это жертвоприношение описано в ‘Речах высокого’, ‘Старшая Эдда’.]

Иное предание повествует о том, что Одина, выдавшегося себя за странника Гримнира, в плен захватил конунг Гейрред. Восемь ночей Одина мучили между двух костров. Но когда юный Агнар дал Одину напиться, Один начал говорить и вынудил Гейрреда упасть на собственный меч.

Предание повествует о поездке Одина в Хель. Там Один пробуждает пророчицу вёльву. У вельвы Один выведал судьбу богов.

Мировое Древо - ясень Иггдрасиль тесно связано с Одином, ибо само имя ясеня означает ‘конь Игга’, а Игг (‘Страшный’) - одно из имен Одина.

Мудрости Одина в немалой степени способствовало обретение им меда поэзии, добытого у великанов.

Один владеет искусством магии, колдовства и заклинаний (гальдр). Одновременно Один - бог поэзии и покровитель поэтов-скальдов.

Один просит совета у головы мудреца Мимира. Один, как можно понять из Прорицания вёльвы, отдал собственный глаз великану Мимиру в обмен на мудрость, заключенную в медовом источнике Мимира. В то же время Мимир пъет мёд из источника, в котором скрыт глаз Одина.

Вещая с “престола тула” (в “Речах высокого”), соревнуясь в мудрости, Один одолел мудрейшего из великанов - Вафтруднира. В конной скачке Один обошел великана Хрунгнира.

Один насмешлив. Ведь именно он подвигает Локи на похищение чудодейственного ожерелья Брисингамен у Фреи. Насмешничает Один и над Тором (“Песни о Харбарде”, “Старшая Эдда”). Вместе с Локи и Хениром Один добывает клад карлика Андвари.

С Одином связывают плодородие. Ведь Один носит кольцо Драупнир (Копающий). Это кольцо порождает себе подобное.

Имя Одина встречается во многих названиях рек, озер и гор Скандинавии.

[Odinn (др. исл.) соответствует Водану (Вотану) континентальных германцев. Од (odr (др. исл.)) - “исступление, поэзия”. Од - муж богини Фрейи, оплакивающей золотыми слезами отсутствие супруга. Представляется весьма вероятным, что Од и Один едины.

Wops (гот.) - “неиствующий”; vates (лат.) - “поэт, провидец”. Многочисленные надписи с именами Одина и Водана относятся к VI - VIII в.

Во “Втором мерзебургском заклинании” (на охромение коня) X в. Водан - носитель магической силы и основная фигура. Павел Диакон (VIII в.) в “Истории лонгобардов” повествует о том, что, собираясь сражаться, винилы и вандалы с просьбой о победе обратились к богам. Винилы просили помощи у Фрии (Фригг), вандалы обратились к Водану. А Водан предрек победу тем, кого первыми увидит. Первыми бог увидел жен винилов, по совету Фрии сделавших из волос бороды (лангобарды - длиннобородые).

В “Речах Гримнира” (“Старшая Эдда”) так же повествуется о споре Одина и Фригг из-за любимцев.

Согласно эпосу о Беовульфе датский королевский род Скьёльдунгов восходит к Скьёлду, сыну Одина.

В “Саге о Вёльсунгах” говорится о том, что Один стоит у истоков легендарного королевского рода Вёльсунгов, к которому принадлежит герой эпоса о Нибелунгах - Сигурд.

Саксон Грамматик (XIII в.) в “Деяниях датчан” Одина и иных германских богов представляет древнейшими королями. Саксон Грамматик, между прочим, пишет, что после измены Фригг Один ушел, а место его временно занял Mythothyn. В ином сюжете место Одина заступил бог Улль.

Короли англосаксов свой род возводят к Водану.

Одина (Водана) сближают с ведическим Варуной. В поздних германских преданиях Одина представляют стоящим во главе Дикой охоты, в которой бог стоит во главе душ мертвых.

Складывается впечатление, что Один был вознесен германцами на небеса, в ветви ясеня Иггдрасиль, от корней Мирового Древа.]

Фригг - жена Одина (Водана), богиня любви, брака, деторождения и семейного очага. Фригг называют дочерью Фьёргуна. Сестрой Фригг называют Фуллу (“Второе мерзебургское заклинание”). Фригг мать Бальдра. Огораживая сына, богиня заклинает все живые существа не причинять Бальдру вреда. После гибели Бальдра Фригг горько его оплакивает.

Локи упрекает Фригг в сожительстве с братьями её супруга - Вили и Ве (“Перебранка Локи”, “Старшая Эдда”).

Фригг спорит с Одином не только из-за противоборства винилов и вандалов. Фригг оказывает покровительство молодому Агнару, а Один благоволит Гейррёду.

[Frigg (др. исл.), Frija (др. вер. нем.) - “возлюбленная”.]

Фулла - сестра Фриг, богиня с распущенными волосами и с золотой повязкой на голове. Фулла прислуживает Фригг, хранит её обувь, носит её ларец. А Фригг делится с Фуллой сокровенными помыслами.

Тор - бог грома, бурь, плодородия, заступник людей и богов от чудовищ и великанов. Тору (Донару) посвящен четверг. [Donnerstag (нем.) - четверг. Четверг посвящен римскому Юпитеру и славянскому богу громовнику Перуну. Donar (нем.), Puura (др. гер.) - ‘громовник‘. Donner (нем.) - ‘гром‘.]

Чаще всего имя Тора связывают с полями и с дубом.

Тор - ас, сын Одина и Ёрд (Земля). Иначе мать Тора называют Хлодюн или Фьёргюн [Фьёргун - имя, этимологически тождественное имени Перуна, Перкунаса.].

Супругой Тора является золотоволосая богиня Сив. Дочь Тора зовут Труд, а сыновей Магни (Сильный) и Моди (Смелый). Магни родила великанша Ярнсакса.

Живет Тор в небесном Трудхейме. Тор носит рыжую бороду и вооружен молотом [Mjollnir (др. исл.) - общий корень с русским словом молния], первоначально каменным, а впоследствии железным, Молот Тора изготовили карлики цверги, в числе иных сокровищ асов.

В преданиях упоминается и боевой топор Тора, всякий раз возвращающийся к богу. Молот или топор для Тора то же самое, что копьё для Одина и меч для Тюра. Великаны пытаются либо похитить молот, либо добиться, чтобы Тор приехал в их страну без молота и без пояса силы.

Повозку Тора возят два козла - Тангниостр и Тангриснир. [Имена козлов Tanngniostr и Tanngrisnir означают зубовный скрежет. Неиссякаемое мясо козлов Тора это сюжет, близкий кельтскому преданию о неиссякаемом котле бога Дагда. А в Вальхалле эйнхерии пируют, поедая никогда не кончающееся мясо вепря.] Козлы эти служат Тору неиссякаемым источником мяса и после всякой трапезы козлы чудесным образом воскресают.

Однажды Тьяльви и его сестра Рёсква, предоставившие Тору ночлег, во время трапезы, несмотря на просьбу Тора, повредили одну из костей. Козлы, чьи кости кидались в их же шкуры, воскресли, но один козел оказался хромым. [Невольно возникает сравнение с одноногим козлом - eja ekapad, одним из персонажей Ригведы.] Пришлось Тьяльви с сестрой пойти к Тору в слуги. Тьяльви стал сопровождать Тора в странствиях. Но однажды Тора сопровождал бог Тюр. А иногда с Тором путешествует Локи.

Тор стоит на защите Мидгарда, земной обители людей, и защищает Асгард - небесную обитель богов, некогда бывшую городом, стоящим среди древней прародины германцев.

Скальды, поэты германцев, любят излагать предание о том, как Тор ловил рыбу на голову быка, а выловил мирового змея, обитающего в пучине океана. Тор сразится со змеем Ёрмунгандом в последней битве перед концом света. Бог убьет змея, но, пройдя десять шагов, упадет замертво из-за ядовитых укусов.

Тор, главным образом, совершает походы на восток, в страну великанов, в Ётунхейм (или Утгард). Однажды великан Трюм похитил у Тора молот Мьёльнир. Тор облачился в одежды богини Фрейи, будто бы будущей супруги Трюма. А сопровождавший Тора Локи оделся служанкой богини. На пиру представленный невестой Тор прежде всего удивил Трюма аппетитом. А получив для освящения свадебного обряда собственный молот, Тор избил великанов.

Тору и Тюру пришлось добывать у великана Хюмира котел для варки пива, востребуемый на пиру богов у морского великана Эгера. Тюра называют сыном Хюмира.

Великан Гейррёд поймал Локи, бывшего в соколином оперении. Гейрред потребовал у Локи привести к нему Тора без молота и без пояса силы. Великанша Грид, мать бога Видара, ранее вместе с поясом силы дала Тору чудесный посох и железные перчатки. Пояс силы и чудесный посох помогли Тору перебраться через реку Вимур, где Тор в последнее мгновение сумел ухватиться за ветви рябины. Посох помог Тору удержаться на чудесной скамье. Этой скамьёй Тор давит дочерей Гейррёда. Железными рукавицами Тор поймал брошенный в него раскаленный брусок железа и убил великана Гейррёда. [Это предание изложено в “Младшей Эдде” и упомянуто скальдом Эйлифом Гудрунарсоном и Саксоном Грамматиком.]

Ещё одно предание повествует о том, что великан Хрунгнир в конном состязании опередил Одина. Окрыленный, Хрунгнир в Асгарде перед асами пообещал убить богов и увести Фрейю и Сив. Асы обратились к Тору и он, вместе с Тьяльви, выступил в Ётунхейм навстречу Хрунгниру. Тор разбил голову Хрунгнира молотом. А Тьяльви сумел свалить слепленного из глины для устрашения Тора великана Меккуркальви. [Меккуркальви сближают с персонажем хетто-хурритской мифологии Улликуммом.] При этом Тор был ранен в голову жерновом (точилом, кремнем). Нога поверженного Хрунгнира придавила Тору горло. Ногу великана стащил сын Тора Магни, бывший в возрасте трех ночей. Осколок кремня из головы Тора извлекла было волшебница Гроа, но, узнав от Тора, что скоро вернется её муж Аурвандиль (Тор вынес Аурвандиля из земли великанов на плечах, а отмороженный палец Аурвандиля Тор забросил на небеса, превратив в звезду), Гроа, потрясённая нахлынувшей радостью, перестала произносить необходимые заклинания.

Тор не так простодушен, как это может показаться на первый взгляд. Тор проверяет знания карлика Альвиса (Всезнайки), сватающегося к дочери Тора. Бог выспрашивает Альвиса до рассвета, ибо на рассвете карлик должен окаменеть при первых лучах солнца.

Существует и такое предание о Торе. В походе к великанам в Утгард Тори шедшие с ним Тьяльви и Локи постоянно не справлялись с испытаниями. Тор не может выпить рог, не в силах одолеть Элли, не поднимает с земли высоко кошку. Хуги обгоняет Тьяльви. Логи ест быстрее чем Локи. Позже выясняется, что Хуги это мысль, Логи - огонь, Элли - старость, кошка - мировой змей, вода в роге - океан.

Сив - богиня, супруга Тора. Сив носит чудесные золотые волосы. Локи срезал волосы Сив. Тор заставил карликов цвергов, сыновей Ивальди, выковать супруге волосы не хуже похищенных. Новые волосы, приложенные к голове богини, тот час же приросли к ней.

Волосы богини Сив олицетворяют плодородие.

Тюр - бог ас, считающийся сыном Одина и иногда называемый сыном великана Хюмира. Тюр очень древний бог небес и битв, как называют его в кеннингах. Тюр мудр и смел. В сражениях воины призывают Тюра. Тюр стоит на страже военных традиций.

В предании об обуздании богами асами волка Фенрира Тюр, уверовав в то, что надетая на волка цепь смирила чудовище, положил в пасть Фенриру правую руку. В то же мгновение волк откусил её. Тюра стали называть “однорукий“.

В последней битве Тюр сразится с псом Гармом, и оба погибнут.

[Tyr (др. исл.), Tiu (зап. гер.) - имя бога, по-видимому, происходит от Tiwas (др. гер.) У древних исландцев слово tivar - одно из обозначений понятия - боги. У саксов и англов Тюр выступает под именем Saxnot. Принято считать, что имя Тюр этимологически соответствует имени - Зевс - Диаус. Из этого следует, что Тюр - Диаус некогда был высшим небесным божеством германцев, впоследствии оттесненный Одином. Тацит сближает Тюра с Марсом, что указывает на близость Тюра к военной сфере. Сближают скандинавского бога Тюра - Тиу и с богом континентальных германцев Ирмином. Принято сравнивать однорукого Тюра и с кельтским богом Нуадом, единственная рука которого вооружена мечом.]

Хеймдалль - бог ас, страж богов, сын Одина. Хеймдалль живет в Химинбьёрге (Небесные горы), у моста Биврест радугой соединяющего небо и землю. Хеймдалль сын девяти сестер, дитя девяти матерей. Хеймдалля называют светлейшим из асов и считают, что он предсказывает будущее подобно ванам. Называют Хеймдалля - златорогий, златозубый. А конь, носящий бога, прозывается Золотая челка. У Хеймдалля особенно развиты зрение и слух, сокрытый под корнями ясеня Иггдрасиль. Хеймдалль пьет мёд.

Людей называют детьми Хеймдалля (первая строфа “Прорицания вёльвы”). Хеймдалля отождествляют с Ригом - предком, положившим начало и конунгам, и крестьянам, и рабам. Риг это древний странник, знающий руны.

Хеймдалль борется с Локи за Брисингамен - драгоценности Фрейи. При этом Хеймдалль и Локи принимают обличье тюленей и ведут спор у камня Сингастейн.

В сражении, предваряющем конец света, Хеймдалль сразится с Локи, и оба погибнут.

Бальдр - любимый сын Одина и Фригг, брат Хермода, муж Нанны, отец Форсети. Бальдр юный и светлый бог ас. Он во всех отношениях положителен и очень хорош собой. Ресницы Бальдра сравнивают с белоснежными растениями. Бальдр мудр и смел, а живет он в чертоге Брейдаблик, в Асгарде.

Предание повествует о том, что Бальдру снились зловещие сны, сулящие гибель. Сведав об этом, боги асы на совете решили отвести от Бальдра опасность. Один, приехав в Хель, пробудил провидицу вёльву, и она предсказала, что Бальдр погибнет от руки слепого бога Хёда. Фригг со всего живого и неживого взяла клятву в том, что Бальдру не будет причинено вреда. Лишь с побега омелы Фригг не взяла клятвы. Когда боги развлекались стрельбой в неуязвимого Бальдра Локи, хитростью выведавший у Фригг, что с омелы клятва ею не взята, подал прут из омелы слепому богу Хёду. И Хёд прутом омелы убил Бальдра.

Боги положили тело Бальдра в ладью Хрингхорни. Столкнуть ладью в море удалось великанше Хюррокин. Не пережившую гибели Бальдра, Нанну положили рядом с супругом. В ладью положили коня Бальдра и золотое кольцо Одина - Драупнир. Когда вспыхнуло пламя погребального костра, Один на ухо Бальдру сказал тайное слово.

Хёду мстит Вали, сын Одина и Ринд. А Хермод, брат Бальдра, сев на коня Одина Слейпнира, едет в Хель за Бальдром. Хель, владычица царства мертвых, согласна отпустить Бальдра при условии, что все, что есть живого и мертвого в мире, будет оплакивать Бальдра. Заплакали все кроме великанши Тёкк, обличье которой принял Локи. И боги наказали Локи.

В возрожденном после гибели мире Бальдр вернется к жизни и примирится с Хёдом, ранее из мести убитым Вали.

[Baldr (др.исл.) - ‘господин‘. Hermodr - мужественный. Саксон Грамматик в “Деяниях датчан” так описывает предание о полубоге Balderus. Однажды Бальдр увидел купающуюся Нанну, сводную сестру Хёда (Hotherus) и полюбил её. Хёд сам любил Нанну и женился на ней. Бальдр преследует Хёда. Хёд достал меч Мимминг и, следуя совету лесной девы, обзавелся чудесной пищей из змеиного яда и дарующим победу поясом. Хёд смертельно ранил Бальдра. Финн предсказал Одину, что за Бальдра отомстит еще не родившийся сын Одина - Ринд. Пророчество Финна сбывается.

В сагах кельтов Ирландии представлен мотив слепого убийцы.]

Улль - бог ас, сын Сив и пасынок Тора. Улль великолепный лыжник и стрелок из лука. В кеннингах Улля называют - ас лучник, ас лыжник, ас щит. А щит называют кораблем Улля, или ясенем. Улля сближают со Скади - богиней охотницей и лыжницей, супругой бога Ньёрда.

[Ullr, Ullinn (др. исл.). В Скандинавии представлены видимые свидетельства почитания бога Улля. Саксон Грамматик в “Деяниях датчан” упоминает Оллеруса, будто бы царствовавшего в Византии после изгнания оттуда Одина.]

Гевьон - богиня, жена Скьёльда, сына Одина. Гевьон прислуживают девы, умершие до замужества. В “Саге об инглингах” изложено предание о том, что шведский конунг Гюльви, плененный занимательными речами Гевьон, в награду предложил богине столько земли, сколько утащат четыре быка. Гевьон впрягла в плуг четырех сыновей исполинов, принявших облик быков, и опахала землю, называемую Зеландия.

[Gefjon (др. исл.) - ‘Дающая‘.]

Браги - бог скальд (поэт), муж Идунн.

[Bragir (др. исл.) - имя, близкое слову bragr (др. исл.) - ‘поэт, лучший, главный‘ и русскому слову брага (хмельной напиток). В IX в. на севере Европы жил скальд Браги Боддасон.]

Идунн - богиня, супруга Браги, обладающая золотыми молодильными яблоками, дарующими богам вечную молодость. Однажды великан Тьяцци похитил Идунн и её яблоки. В этом деле не обошлось без Локи. Без яблок Идунн боги асы стали быстро стареть, но к счастью богиню с яблоками удалось вернуть.

[Idunn (др. исл.) - обновляющая. Идунн и её молодильные яблоки сближаются с преданием о яблоках Гесперид и о древнеиндийском напитке амрита.]

Хермод - посланец богов. Хермод пытается вернуть брата Бальдра из Хель.

Валькирии - женские божества, дарующие победу и гибель в сражении. Погибших храбрых воинов валькирии забирают в Вальхаллу.

Вальхалла это принадлежащая Одину небесная обитель эйнхериев - павших в сражениях воинов. В Вальхалле эйнхерии пируют, вкушая неиссякаемое молоко козы Хейдрун и неиссякаемое мясо вепря Сэхримнира. Мясо в котле Эльдхримнир варит повар Андхримнир. В Вальхалле валькирии служат эйнхериям, поднося молоко и следя за посудой. Освещена Вальхалла блеском мечей. В перерывах между пирами эйнхерии сражаются.

Иначе небесную обитель называют Глядсхейм (Жилище радости), Гимле (Защита от огня), Вингольф (Обитель блаженства).

У валькирий есть имена: Хильд (Битва), Херфьётур (Путы войска), Хлёкк (Шум битвы), Труд (Сила), Христ (Потрясающая), Мист (Туманная), Скеггьёльд, Скёгуль, Гёль (Гейр), Гейрахёд (Гейрелуль), Рандгрид, Радгрид, Регинлейв.

Предание повествует о том, что Один, повелитель валькирий, одну из них - Сигрдриву, в наказание за ослушание, отлучил от сражений и предписал выйти замуж. Сигрдрива в поединке конунгов даровала победу Агнару, а Один обещал победу Хьяльм-Гуннару. На ослушание валькирию подвинул герой по имени Сигурд. [Валькирия Сигрдриву впоследствии была отождествлена с Брюнхильд, героиней эпоса о нибелунгах.]

Валькирии близки женским божествам норнам, определяющим судьбы людей при рождении. Вместе валькирии и норны называются дисы.

[Valkyrja (др. исл.) - ‘выбирающая мертвых, убитых‘. Valholl (др. исл.) - ‘чертог убитых‘. Einherjar (др. исл.), единственное число - einheri. Эйнхериев сближают с хьяднингами - вечно воюющими между собой воинами конунгов Хедина и Хёгни. Ночью валькирия Хильд, дочь Хёгни и супруга Хедина, воскрешает павших, и сражение продолжается.

В исландской “Саге о Ньяле” приведена “Песнь валькирий” или “Песнь Дёрруда”, согласно преданию сопутствовавшая сражению ирландцев с викингами при Клонтарфе (1014 г.). В саге сказано, что во время пения валькирии ткали из человеческих кишек ткань.

Тацит пишет о мёртвых воинах хариях (harii), всех повергающих в ужас своими ночными походами. Существует сравнительно позднее предание германцев о дикой охоте, возглавляемой Вотаном (Одином). Это звенья единой цепи - древнего предания об охоте.]

Норны - женские божества, определяющие судьбы людей, вырезая руны. При рождении героя норны прядут нить его судьбы, предсказывая будущность. Известны имена трех норн: Урд (Судьба), Верданди (Становление), Скульд (Долг). Норны живут у источника Урд среди корней ясеня Иггдрасиль, Мирового Древа и Древа Судьбы. Ежедневно норны опрыскивают взятой из источника влагой ясень.

[Nornir (др. исл.). Норн принято сближать с мойрами (парками).]

Хёнир - один из богов асов, сопутствующий и помогающий Одину и Лодуру (Локи) в оживлении деревянных прообразов людей и в истории с великаном Тьяцци.

После завершения войны асов с ванами Хёнира отдали ванам заложником.

После гибели богов и мира Хёнир останется жить в новом мире. В поэтических иносказаниях (кеннингах) Хёнир выступает как попутчик, собеседник и сотрапезник Одина. Поэты называют Хёнира проворным асом, длинной ногой, блистательным конунгом (иначе - глиняный, водяной).

Ваны - сообщество богов, представленных в пантеоне германцев наряду с асами. Война ванов с асами ознаменовала завершение Золотого века. Перед войной от ванов к асам пришла злая колдунья Хейг. Иначе её называют Гулльвейг, что, по-видимому, означает Сила золота. Асы ударили колдунью копьями и трижды сожгли, но она всякий раз воскресала.

Положивший начало войне, Один бросил в войско ванов копье. А ваны подступили к Асгарду, обители асов.

После завершения войны асы от ванов взяли в заложники Ньёрда, Фрейра и Квасира. Ванам от асов были отданы Хёнир и Мимир.

[Vanir (др. исл.) в Скандинавии боги плодородия. Ванам приписывают кровосмесительные браки братьев с сестрами, колдовство (Сейдр), дар пророчества. Обиталище ванов Снорри Стурлусоном названо Ванахейм. В ином месте оно названо жилищем ванов - Альвхейм. Это указывает на близость ванов и альвов. Местоположение страны ванов сага указывает в нижнем течении Дона.

Войну асов с ванами принято сравнивать с борьбой асуров с девами в древнеиндийском эпосе. События этой войны восходят к IV-II тыс. до н.э.]

Ньёрд - бог из ванов, отец Фрейра и Фрейи. Ньёрд богат, властвует над морем, ветром и огнем, покровительствует мореплаванию, рыболовству и охоте на морских животных. Вместе с тем Ньёрд бог плодородия.

С окончанием войны асов и ванов Ньёрд был отдан заложником асам и впоследствии стал нередко причисляться к асам. Ньёрд женился на Скади, дочери великана Тьяцци. Девять суток Ньёрд живет в обители Ноатун (Корабельный двор), хотя и находящейся на небесах, но граничащей с морем. Девять суток Ньёрд живет в Трюмхейме, среди гор, и это оттого, что Скади любит горы и волков. Перед концом мира Ньёрд возвратится к ванам.

Считается, что Ньёрд, после гибели Одина, господствует в Швеции.

[Niordr (др.исл.). Тацит описывает как богиню плодородия Нертус, женский эквивалент континентальных германцев Ньёрду Скандинавии. Весьма вероятно, что в древности Ньёрд и Нертус были парой, подобной паре Фрейр и Фрейя. Кстати заметить, что в “Саге об Инглингах” существует намек на то, что в стране ванов Ньёрд сожительствовал с сестрой.]

Фрейр - бог из ванов, сын Ньёрда и брат Фрейи, с которой состоит в связи. Фрейр - бог растительности, урожая, материального достатка и мира.

После того как Фрейр был отдан заложником асам, он женился на богине Герд. Руки Герд добивался и слуга Фрейра - Скирнир (Сияющий), держа в руке меч Фрейра. Лишившись меча, Фрейр сумел убить великана Бели оленьим рогом.

Фрейр обладатель чудесного вепря Гуллинбурсти (Золотая щетинка), иначе называемого Слидругтанни. Верхом на вепре Фрейр примчался на погребение Бальдра. А создали вепря Гуллинбурсти карлики цверги. Кроме того, цверги построили корабль Фрейра - Скидбладнир (Сложенный из тонких досочек). Этот вмещающий любое число воинов корабль может быть свернут подобно платку и всегда за кормой имеет попутный ветер.

Фрейру приносят в жертву коня и вепря. Храм Фрейра высится в Упсале, в древней столице Швеции. [Об этом свидетельствует Адам Бременский.]

Предание повествует об Ингви-Фрейре как о шведском конунге, предке рода Инглингов. В эпоху правления Ингви-Фрейра страна благоденствовала, получая большие урожаи. Когда конунга предали земле и насыпали над могилой высокий курган, из этого кургана три года выходило золото, серебро и железо.

Во время правление Ингви-Фрейра на долгие времена в стране воцарился покой, именуемый мир Фроди. А завершился мир Фроди вот как. У конунга Дании Фроди (Фрейра) была мельница Гротти, моловшая все что пожелаешь. В Швеции у конунга Фьёльнира Фроди приобрел двух сильных рабынь - Фенья и Менья. Рабыни мололи для Фроди золото, мир и счастье. Но Фроди не давал рабыням отдыха, и они намололи войско, выступившее против Фроди. А убит Фроди был морским конунгом Мюссингом. И уже для Мюссинга Фенья и Менья намололи соли столько, что корабль конунга утонул, а море стало солёным.

[Freir (др. исл.) - ‘Господин‘. Саксон Грамматик повествует о короле Фрото, тело которого на повозке возили три года и все это время были хорошие урожаи, не умирали люди. Мельницу Гротти сближают с Сампо из финского эпоса.]

Фрейя - богиня из ванов, дочь Ньёрда и сестра Фрейра. Богиня плодородия, любви и красоты. Фрейя - жена Ода (видимо Одина, супруга богини Фригг). У Фрейи есть дочери - Хнос (Драгоценный камень) и Герсими (Сокровище). Фрейя носит соколиное оперение и Брисингамен. Фрейя плачет золотыми слезами и странствует в неведомых землях, разыскивая путешествующего Ода. На похороны Бальдра Фрейя приехала на упряжке кошек.

Благодаря принадлежности к ванам Фрейя владеет искусством магии (сейдр). Ежедневно Фрейя вместе с Одином разбирает погибших воинов.

[Freyia (др. исл.) - ‘Госпожа‘. Существует предположение, что Фрейя и Фригг это одна богиня - супруга Одина (Ода).]

Мимир - ваны отрезали голову Мимиру и прислали её Одину. А Один голову забальзамировал и впоследствии с ней советовался. Дело в том, что Мимир пьёт мёд из бьющего у корней ясеня Иггдрасиль источника, в котором сокрыт глаз Одина. В своё время глаз Одина оказался платой за то, что Мимир позволил Одину напиться из источника мудрости.

[Mimir (др. исл.). В германских преданиях упоминается дерево Мимамейд и есть упоминание ‘детей Мимира‘ в ‘Прорицании вёльвы‘.]

Квасир - маленький мудрый человек, созданный из слюны богов. Квасира сближают с хмельным напитком. [Kvasir (др. исл.) имя, близкое русскому слову квас.]

Предание утверждает, что из крови убитого карликами цвергами Квасира был создан мёд поэзии. А ранее Квасир по золе, оставшейся от сгоревшей рыболовной сети Локи, догадался о том, что это было ранее, и помог богам сплести сеть, в которую поймали обернувшегося лососем Локи.

Вёлунд - божественный кузнец. Вёлунд женат на валькирии Лебединая дева. Во сне Вёлунд был схвачен и пленён королем ньяров Нидудом. Этот король стал принуждать Вёлунда выковывать для него изделия. Кончилось тем, что Вёлунд убил сыновей Нидуда, изнасиловал его дочь и улетел, прибегнув к помощи птичьих перьев.

[О Вёлунде (Volundr (др. исл.)) повествуется в “Тидрексаге” (XIII в.), составленной главным образом на основании нижненемецких источников. В английском фрагменте “Вальдера” (X - XI вв.) Вёлунд назван отцом Witga (Witega), известного благодаря “Гетике” Иордана и сказаниям о Дитрихе Бернском. В сюжете, изображенном на Клермонском ларце (VII-X вв.), находящемся в Британском музее, принято видеть отражение предания о Вёлунде.]

Альвы - духи природы, делящиеся на светлых, белых и на темных, живущих в земле. Князем альвов называют чудесного кузнеца Вёлунда. Поклонение альвам связано с плодородием.

Обратимся к богам и чудовищам нижней части германского пантеона, тяготеющим к корням ясеня Иггдрасиль.

 

Боги и чудовища нижней сферы германского пантеона

Локи - бог ас. Он коварен, хитер и подстраивает иным богам злые козни. Отец Локи великан Фарбаути, мать Лаувейн (Наль). У Локи и его супруги сыновья Нари и Нарви.

Великанша Ангрбода от Локи родила чудовище преисподни, хозяйку царства мертвых Хель, волка Фенрира, мирового змея Ёрмунганда. Обернувшись кобылой, Локи от жеребца Свадильфари породил восьминогого коня Слейпнира, впоследствии принадлежащего Одину.

Предание повествует о том, что однажды некий великан обещал, прибегнув к помощи своего коня, для богов асов в полтора года построить город. В оплату великан потребовал солнце, луну и богиню Фрейю. Локи, обернувшись кобылой, принялся отвлекать коня великана от строительства, дабы сроки были сорваны, а обещанное не выполнено. Согласно иному, выше упомянутому преданию, Локи под именем Лодура вместе с Одином и Хёниром вдохнул жизнь в созданных из дерева людей.

Однажды великан Тьяцци, обернувшись орлом, стал мешать Одину, Хёниру и Локи жарить мясо быка, требуя от богов доли. Локи ударил палкой хватавшего лучшие куски орла, и... руки Локи вместе с палкой пристали к птице и Тьяци унёс Локи. Тьяци согласился отпустить Локи в обмен на богиню Идунн и на её золотые яблоки. Локи заманил Идунн в лес, обещая показать будто бы найденные им иные золотые яблоки. В лесу Локи передал Идунн Тьяцци. А боги, лишившиеся молодильных яблок Идунн, поседели и постарели. Но очень скоро боги схватили Локи, грозя ему смертью. Локи одолжил у Фрейи соколиное оперение и, прилетев к Тьяцци, похитил Идунн, превратил богиню в орех и примчал в Асгард. Следом прилетел орел - Тьяцци, но боги его ожидали, зажгли оперение орла и убили Тьяцци.

Дочь Тьяцци Скади с оружием пришла мстить за отца. Но боги дали Скади мужа из своего круга. А Локи, удовлетворяя условие Скади, рассмешил её, привязав бороду козла к своим половым органам.

У водопада Локи камнем убил выдру, поедавшую лосося. Выяснилось, что выдрой был сын Хрейдмара, предоставившего асам ночлег. Богам пришлось согласиться с выплатой большого откупа хозяину. И Локи сетью выловил щуку, на самом деле бывшую карликом Андвари. Локи отнял у Андвари хранившиеся в скале золотые сокровища, в их числе и кольцо, на которое Андвари наложил проклятие. Впоследствии это проклятие перешло на сыновей Хрейдмара, на Фафнира и Регина, а далее на Сигурда и нифлунгов.

Локи упрекнул Фрейю в том, что она расплатилась с цвергами за ожерелье Брисингов любовью. Обернувшись блохой, Локи по просьбе Одина выкрал у Фрейи её украшение - Брисингамен, ожерелье Брисингов. Позже Локи вернул Фрейе ожерелье на определённых условиях. И далее перечень проделок Локи велик и о некоторых из них говорилось ранее.

[Brisingamen (др. исл.) - ожерелье Брисингов. Иное, более древнее название - brisinga girdr - ‘пояс Брисингов‘. Видимо, это пояс, оказывающий помощь при родах. Ведь Фрейя в “Младшей Эдде” названа дисой ванов, а дисы тесно связаны с родами. Брисингамен упомянут в англосаксонском эпосе о Беовульфе.]

На пиру богов, у морского великана Эгира, Локи нарушил ритуальный мир, избил слугу и обвинил богов в трусости, распутстве и в иных пороках и грехах. Боги предали Локи страшному наказанию. Несмотря на то, что Локи, обернувшись в лосося, спрятался в водопаде Франангр, асы поймали Локи и связали кишками его же сына Нари. Помогла в поимке необычного лосося сеть, ранее изобретенная самим Локки. Второй сын Локки Нарви превратился в волка. Скади над лицом Локки повесила змею, и её яд, капая, заставляет Локи содрогаться. Следствием являются землетрясения. Супруга Локи Сигюн под капающий яд подставляет чашу. Месть богов настигла Локи после убийства Бальдра. Локи остается накрепко прикованным к трем камням, как прикованы чудовища преисподней, до конца мира. В назначенный час именно Локи приведет из Хель корабль мертвых, призванных сразится с богами. Локи бьётся с Хеймдалем, и оба погибают.

[Loki (др. исл.). Имена Loptr, Lodurr также принадлежат Локи. В “Младшей Эдде” братом Локи называют Бюлейста или Хельблинди (эпитеты Одина). В “Перебранке Локи” из “Старшей Эдды” говорится о кровном родстве Локи с Одином. Loka nat (швед.) - сети паука. Locke - слово, во многих местностях Швеции означающее паук. Lokki - у шведов и норвежцев означает - дух очага. Lokki - у датчан это воздушное блестящее существо. Logabore - имя (Локи), упомянутое рядом с Воданом (Одином) и Донаром (Тором) в германской рунической надписи VI-VII вв. Иных следов культа Локи в Европе не обнаружено. Локи сближают с осетинским Сырдоном, подстрекавшим к убийству героя Сослана, и с персонажем уладского цикла ирландских саг Брикнером.]

Хель - владычица царства мертвых, расположенного у корней ясеня Иггдрасиль. Эта печальная обитель также называется Хель или Нифльхель. В “Младшей Эдде” сказано, что ‘дорога в Хель идет вниз и к северу‘. Обитель хозяйки Хель называется Мокрая морось. Хель сутула, свирепа, наполовину синяя, наполовину алая, как мясо. Ограды Хель высоки и имеют крепкие решетки.

На битву, предваряющую конец мира, корабль, ведомый Локи, или великаном Хрюмом, из Хель привезет мертвых и они, вместе с чудовищами и великанами, выступят против богов и эйнхериев, мужественных воинов из Вальхаллы.

Фенрир - одно из трех чудищ, порождённых великаншей Ангрбодой в лесу Ярнвид. Первое время боги держали волка Фенрира под собственным присмотром, но кормить его отваживался только Тюр. Пророчества указывали на то, что Фенрир рожден на гибель богам, и боги надели на волка цепь (Лединг). Фенрир цепь порвал, как порвал и иную цепь (Дроми). Карлики выковали цепь Глейпнир из шума кошачьих шагов, из женской бороды, из корней гор, медвежьих жил, из рыбьего дыхания и птичьей слюны. Боги надели на волка эту цепь и приковали его к трём камням. При этом Фенрир откусил руку Тюру, положившему её в пасть волку в знак миролюбивых намерений.

Перед концом мира Фенрир рвёт цепь и в сражении с богами проглатывает Одина. Сын Одина Видар разрывает Фенриру пасть или пронзает мечом сердце.

О Фенрире говорят, что он проглатывает солнце.

[Fenrir, Fenrisulfr (др. исл.).]

Гарм - демонический пес, еще одно чудовище преисподней. Гарм сидит на привязи у Пещеры Гнипахеллир. Перед концом света Гарм сорвется с привязи, сразится с Тюром, и оба погибнут.

Сурт - огненый великан, который придет с юга на последнюю битву с богами. За собой Сурт ведет сынов Муспеля. Сурт убивает Фрейра и сжигает мир.

[Surtr (др. исл.) - ‘Чёрный‘.]

Муспель - огненая страна, существовавшая до начала творения. Сыны Муспеля на последнюю битву с богами примчатся по радужному мосту Биврест, и он под ними разрушится.

[Муспель и его сыны - обитатели огненого мира, существовавшего до Творения. Невольно возникает сравнение с ведическими асурами, предшествениками богов девов и их извечными противниками. У германцев хаос побеждает гармонию, но мир после гибели возрождается. То же мы видим в Ригведе. Это очень древние параллели весьма древнего предания.]

Духовный мир германцев изобилует великанами, карликами, духами и героями. Его богатство отражено в образе ясеня Иггдрасиль.

Кельтская и германская мифологии, помимо прочего, близки одной особеностью, весьма интересной и содержащей глубокий смысл. Боги Племён богини Дану в сагах кельтов Ирландии представлены четвертой волной завоевателей, пришедших в Британию с таинственных северных островов. Боги асы пришли в Скандинавию из Асгарда, из страны лежащей восточней Танаксвиля (Дона). На пути асы, ведомые Одином, миновали земли Гардарики (Руси), Саксонии и Дании. Боги асы ведут происхождение от великанов.

В то же время предания и пантеоны германцев и кельтов сохраняют древнейший пласт, восходящий к эпохе праиндоевропейского пантеона и свода преданий.

Возвышение богов из Племен Богини Дану и богов асов это свидетельство некогда произошедшей духовной реформации, пережитой кельтами и германцами на вновь занятых землях. В известном смысле, в общий ряд с духовными реформациями кельтов и германцев можно поставить рождение зороастризма - свидетельство великой духовной реформы в Азии. Эпоха возникновения и начального этапа развития зороастризма приходится на XIII-VIII вв. до н.э. Курганы, высящиеся в Упсале, относят к XV в. до н.э. Именно с Упсалой северогерманские саги связывают приход и начало господства богов асов в Скандинавии. Приход кельтов на острова британского архипелага принято относить на VI-V вв. до н.э. Это означает, что эпоха господства в Ирландии богов из Племен Богини Дану приходится на XII-VII вв. до н.э. Вывод из сказаного таков:эпоха духовных реформаций индоевропейских народов континента приходится на XV-VII вв. до н.э.

Еще одно замечание нельзя не высказать. Складывается впечатление, что боги из Племен Богини Дану кельтов британского архипелага и боги асы германцев Скандинавии, не имеющие соответствий в пантеонах иных индоевропейских народов, есть не кто иные как некогда жившие вожди, герои и духовные апологеты, впоследствии обожествленные. Предания прямо указывают на родителей богов. У кельтов Ирландии это богиня Дану, у германцев Скандинавии это великан Бор и иные великаны и великанши. Существует немало примеров, из более близких к нам по времени эпох, обожествления некогда живших людей.

Вне всякого сомнения, нельзя утверждать земное происхожденее и принадлежность к человеческому роду всех индоевропейских богов, но многих богов это может затрагивать.