«НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ» — второе большое после «Святого семейства» (1844) совместное произведение Маркса и Энгельса, в котором они впервые дали развернутую концепцию материалистического понимания истории. Написана в 1845—1846 годы, впервые была опубликована в 1932 году в СССР на языке оригинала и в 1933 году на русском языке. Состоит из 2-х томов: 1-й посвящен критике идеализма младогегельянцев, 2-й — критике немецкого мелкобуржуазного «истинного социализма». В этом произведении Маркс и Энгельс впервые формулируют предпосылки, из которых исходит материалистическое понимание истории. Ими являются: люди, их деятельность и материальные условия их жизни. Здесь всесторонне развито важнейшее положение исторического материализма об определяющей роли материального производства в жизни общества, выдвинута и обоснована мысль о том, что общественное бытие людей определяет их общественное сознание. «Сознание никогда не может быть чем- либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни... Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» (Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 2. С. 20). В «Немецкой идеологии» уже содержится понятие общественно-экономической формации (здесь оно выражено термином «форма собственности»); раскрывается роль государства, являющегося орудием экономически господствующего класса, показано, что классовая борьба и революция есть движущая сила исторического развития; получает научное обоснование положение марксизма о всемирно-исторической миссии пролетариата, ставится вопрос о необходимости завоевания им политической власти, что представляет собой зародыш последующего учения Маркса и Энгельса о диктатуре пролетариата; характеризуются гл. экономические, политические и идеологические предпосылки пролетарской революции и ее коренное отличие от всех предшествующих революций; в свете диалектико-материалистического понимания истории в общих чертах излагается теория будущего коммунистического общества. В «Немецкой идеологии» дается глубокая критика идеалистической философии нем. младогегельянцев, метафизичности, созерцательности материализма Фейербаха, его идеализма во взглядах на историю, буржуазного индивидуализма и анархизма Штирнера, реакционного «истинного социализма» К. Грюна, Гесса и др. В работе содержится много других глубоких мыслей, имеющих методологическое значение для различных общественных наук. В то же время ряд идей и положений, выдвинутых в «Немецкой идеологии», не получил подтверждения в историческом развитии, а некоторые требуют переосмысления в свете новой реальности.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 289.