Вы здесь

§3.4. Русские и ассимилируемые диаспоры европейских народов

Специфика положения ассимилируемых этнических групп внутри русской нации и сравнение их с другими народами РФ.

Малочисленную, но заметную в социальном плане группу субэтносов большой русской нации составляют ряд этнических групп, сложившихся как диаспоры ряда европейских народов на территории СССР. Это прежде всего русские немцы, евреи, греки. Их суммарный удельный вес составляет 3-4 % русских. Они образуют своеобразную социальную и этническую периферию русской нации наряду с ассимилированными

представителями других народов и этнических групп. (О них говорилось выше при подсчётах численности русских, но специально мы на них в этой работе не останавливаемся.) Значение представителей данных диаспор в жизни русской нации довольно велико в силу того, что они занимают важные статусные позиции. В особенности это касается евреев и немцев.

Будучи надолго оторваны от исторической родины и от замкнутых общин соплеменников, активно участвуя во всех сферах жизни русских, и приближаясь к ним по европейской и советской культуре, эти национальности по большей части ассимилировались. В этом они близки к таким группам, как украинороссы, белорусы, угро-финны. Что, конечно, не отменяет их автономии, но уже в качестве русских субэтносов.

Тонкая, но четкая граница отличает их от других этнических групп и народов РФ и бывшего СССР, в которых степень русской ассимиляции заметно ниже 50 %, которые составляют территориальные общности (поволжские татары, башкиры, народы Кавказа, калмыки, якуты, буряты), или замкнутые общины (цыгане, крымские татары, азербайджанцы, армяне). Названные народы, оказываются вне границ русской нации, хотя отдельные части их общин прошли активную ассимиляцию, например, часть представителей армянской интеллигенции, длительное время живших в русской среде крупных городов. Так С. Лурье сообщала, что «по данным переписи 1989 г. в Ленинграде проживало 12 070 армян. Из них считало родным языком русский 6288 человек (при этом свободно владело армянским как вторым языком 1253 человека), армянский - 5658 человек (из них свободно владело русским 5200 человек) 139.

Исследование по этнокультурной дистанции татар и русских, приведённое З. В. Сикевич в 2002 году в Петербурге показало, что в целом татары слабо ассимилируются и сохраняют свою этническую идентичность и в мегаполисах, подобно диаспорам и общинам других мусульманских и южных народов. «Таким образом, можно заключить, что этносоциальная дистанция между обоими народами в восприятии той и другой группы различна: русские дистанцируются от татар сильнее, чем татары от русских. На уровне межличностного и межгруппового восприятия «другого» народа татары проявляют большую терпимость, чем русские, склонные к этноцентризму» 140.

Русские немцы относятся к числу этнических групп, получивших в СССР более низкий статус, чем основная масса населения. Это повлияло на быструю денационализацию и ассимиляцию немцев, а также их ускоренную эмиграцию в Германию в 1990-е годы. Низкий статус также сближал немцев с основной массой русского населения, которое нещадно эксплуатировалось собственным государством, хотя и не было поражено в правах. Немцы имели в СССР также значительно более низкий статус, чем евреи, среди которых, несмотря на ограничения доступа евреев к определённым профессиям всё же преобладали лица, не занимающиеся физическим трудом. Структура занятости немцев была похожа на восточнославянское население. Отчасти это объясняется и тем, что 4/5 немцев СССР до Второй мировой войны были сельскими жителями.

«Утрата прежних мест компактного проживания и дисперсное расселение среди лиц других национальностей в ходе депортаций 1940-х годов с неизбежностью привело к резкому ускорению ассимиляционных процессов. Помимо других факторов этому способствовало с одной стороны все возрастающая урбанизация. С другой стороны, резко возросло количество межнациональных браков. Наиболее интенсивно процессы денационализации протекали в Российской Федерации, в меньшей степени ими были затронуто немецкое население Средней Азии и Казахстана. Здесь сказывалось влияние этнополитического и этнокультурного факторов, играющих заметную роль в национальных республиках. По результатам этнодемографического обследования 1988 г. в России на 100 немецких мужчин, вступивших в брак в данном году, приходилось 77,5 смешанных браков, у женщин этот показатель составлял 74,9. В Казахстане доля межнациональных браков была существенно ниже: на 100 немецких мужчин приходилось 24.4 смешанных брака, у женщин этот показатель составлял 56,0. По известным причинам дети из межэтнических семей выбирали впоследствии преимущественно ненемецкую национальность» 141.

Общим фактом является слабое владение русскими немцами немецким языком и склонность к русским моделям поведения в быту, что сказывается при переселении в Германию. За ними закрепился своеобразный субэтноним. «После Второй мировой войны и немецких депортаций в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию немцев в СССР стали называть русскими или советскими. Так называли ещё евреев и греков. Было понятие «советский народ», но никому не приходило в голову сказать «советский русский» или «советский татарин». В Германии немцев из бывшего СССР называют или «дойче аус Руссланд» (немец из России) или «Руссланддойче», т. е. «русский немец», не задумываясь о нелепости этого понятия. Молодое поколение немцев из России, проживающих в Германии, называет себя ныне «русаками» - это показательное свидетельство одной из переселенок 142.

Ассимиляция остзейских немцев, принадлежавших к верхнему слою общества Российской империи, происходила и до 1917 года, правда она носила медленный, непоследовательный и избирательный характер, хотя и была массовой.

В антропологическом отношении русские немцы относятся к разным малым расам Европы (в зависимости от их преобладания в землях, откуда происходят их предки), в том числе и к тем, которые сближают их с русскими (и украинцами): балтидам, восточным балтидам и альпи-нидам («восточная раса»).

Русские евреи. «Еврейский вопрос» намного превышает реальный вес русских евреев как субэтнической группы, в том числе и в плане её автономии от русских. В 1939 в СССР насчитывалось около 3 млн евреев. Разрушение компактного расселения евреев в черте оседлости после её ликвидации, обретение довольно высокого статуса в СССР предотвратили создание еврейских общин на русской территории. Евреи стали жить внутри русской нации, образуя сообщества, но при этом активно взаимодействуя и смешиваясь с русским населением. Иудаизм не играет значительной роли в жизни большинства русских евреев, которые в основном религиозно индифферентны. Довольно много евреев покинуло постсоветское пространство, эмигрировав в Израиль и страны Запада. Всё вместе это способствует ассимиляции евреев.

«По данным Всемирного Еврейского Агентства (Сохнут), в мире насчитывается около 12,9 миллиона евреев. На территории СНГ количество проживающих евреев уменьшилось с 1989 года примерно на один миллион человек и составляет 437 тысяч человек. Уменьшение численности евреев - это вопрос не столько демографический, сколько религиозно-догматический. Дело в том, что для еврейского агентства дети от брака еврея и нееврейки - уже не евреи. Что же касается России, то тут действительно произошло реальное сокращение. За 10 лет эмигрировало почти 900 тысяч. Большинство в Израиль, но далеко не подавляющее. Очень многие российские евреи эмигрировали в США, многие в Германию, есть даже те, которые оказались в ЮАР и Новой Зеландии.

По своей культурной характеристике русские евреи являются носителями глобалистско-универсалистского варианта русско-советской культуры, и в этом они смыкаются со значительной частью русской интеллигенции. В религиозном плане они отличаются от русских интеллигентов-националистов, даже и умеренно-либеральных, являющихся приверженцами Православия. Во всяком случае, большинство евреев России и Ближнего Зарубежья не соблюдают предписания Иудаизма, не владеют ивритом или идиш даже в минимально степени. Их можно считать сторонниками некоего усреднённого межконфессионального теизма.

«По разным оценкам, от 3 до 7 процентов евреев Петербурга имеют хоть какое-нибудь отношение к тому, что можно назвать еврейской жизнью города. Остальные 93-97 процентов не имеют к этому никакого отношения. Примерно так же обстоят дела и в других крупных городах. В маленьких же городах, и особенно на Украине, доля участвующих в еврейских начинаниях доходит до 30-40 процентов, но и среди них большинство - просто получающие гуманитарную помощь»143. По данным всеукраинской переписи 2001 года язык своей национальности в качестве родного указали 3 % евреев, а русский - 83 %.

Ещё в СССР провалился проект создания Еврейской автономии на Дальнем Востоке. Доля евреев в населении Еврейской автономной области не превышает 1,2 % (2328 человек).

Евреи стран бывшего СССР, а также потомки евреев от смешанных браков, конечно, составляют очень специфическую этническую группу где-то «на грани», но всё-таки ближе к русским, чем к зарубежным евреям. Это подтверждает и ситуация с трудной натурализацией в Израиле общины репатриантов из стран бывшего СССР.

А. Львов в своей работе так формулирует проблему идентификации русских евреев с их собственной точки зрения: «Мне приходилось писать о принципиальной неразрешимости русско-еврейского самоопределения в России, о зажатости души между идеями ассимиляции, исчезновения - и диссимиляции, обособления: и то, и другое опасно. Реакция евреев на эти рассуждения меня поразила: а мы и не хотим ни того, ни другого. Ни обрусения, ни оевреивания! Мы не хотим быть ни «просто русскими», ни «евреями вообще» - мы хотим быть РУССКИМИ ЕВРЕЯМИ. Мы - совершенно особый анклав: не часть какого-то другого народа, а - НАРОД со своей судьбой и своими ценностями» 144. Скорее так выглядит формулировка еврейского вопроса в России с еврейской точки зрения, он же является и определённым решением: сохранить сложившийся в СССР статус-кво.

Но с точки зрения русских ситуация выглядит по-другому: еврейский вопрос уже «набил оскомину» в последние десятилетия и стал частью «Веймарского синдрома», и поэтому с точки зрения психического комфорта требует своего разрешения. Хотя Веймарский синдром 1990-х ухудшил отношение средних русских к евреям, но основной канал отрицательной энергии «удачно прошёл» мимо них: на кавказцев и другие этнические группы. И это отражает реальное этническое положение, в котором большинство русских евреев для русских - «свои», хотя и «свои - чужие», как, например, украинцы-самостийники, а вот кавказцы - «чужие», хотя и «свои». Русские евреи - особая социокультурная группа, которая образует сетевые сообщества, но в то же время не изолирована от нации в целом, но при этом умудряется сохранять более высокий статус. «Дружеские контакты у респондентов выходят далеко за пределы еврейской диаспоры: у 67,5 % (70) среди друзей преобладают не-евреи, у 27,5 % (30) преобладают евреи и только у 5 % друзья исключительно евреи. Против смешанных браков еврея на не-еврейке высказались всего 7,5 % (5) респондентов, 85,5 % (95) считают такой брак, безусловно, возможным и 10 % обусловили его гиюром. В случае смешанных браков, 15 % (10) респондентов полагают, что должны соблюдаться еврейские традиции в семье, 70 % (70) - еврейские и не еврейские традиции одновременно, 10 % (15) - каждый супруг может быть приверженцем своей религии» 145.

Причина ухудшения отношения к евреям в 1990-е годы очевидна - значительная часть новой деструктивной элиты 1990-х, на которую возлагается вина за тяжелое положение страны, разгул антинациональной идеологии, имеет еврейское происхождение. Но ведь это не большинство евреев, кроме того, позиция этой группы претерпевает изменения в соответствии с тем, куда дует ветер. Большинство составляет как бы буфер в структуре русской нации, - её положение на границе с другими этносами. Именно сравнительно малочисленная (до 1/5 всех российских евреев) группа евреев с чрезвычайно высоким и подвижным статусом, но при этом связанная с международным еврейством своим местом в системе разделения труда в государстве, является и наиболее проблемной для русских (как и многих других народов). Отчасти это соответствует тому, что А. Львов назвал буферной общиной русского еврейства: «Вместе с новыми идеологическими веяниями с Запада стала поступать материальная помощь, а затем и рабочие места. Таким образом, на периферии русского еврейства образовалась довольно крупная - не менее нескольких десятков тысяч человек - буферная община, связывающая его с мировым еврейством»146. Значение этой группы чрезвычайно велико ещё и благодаря связям с влиятельными евреями в олигархических кланах, евреями, членами олигархической прослойки и её непосредственной обслуги. Давать этой группе отрицательную оценку значило бы мифологизировать её. Правильнее сказать, что эта группа следует в русле политики, проводимой верхушкой государства, вместе с тем, старясь смещать её вектор в сторону своих национальных и экономических интересов.

В сложившейся ситуации единственным правильным «идеологическим» решением является признание русских евреев частью русской нации (субэтносом), и облегчение их дальнейшей ассимиляции, по крайней мере, их массовой части. Но при этом, конечно же, с сохранением специфики и определённой дистанции. Ассимиляционная версия подхода к еврейскому вопросу, конечно же, стара как мир, в том числе и применительно к русско-еврейским отношениям, и в большинстве случаев она не слишком успешна. Однако в современной России сложились весьма специфические условия, которые делают её, на наш взгляд реальной: высокий уровень ассимиляции, слабая культурная автономия, сокращение численности за счёт эмиграции, спад накала страстей вокруг еврейского вопроса в 2000-е годы.

Близкая авторам теоретическая позиция выдвинута и длительное время развивается Н. Юхневой; вот её резюме: «В России начала ХХ в. из евреев-ашкеназов выделилась особая субэтническая группа русских евреев, ориентирующихся на русский разговорный язык и принадлежащих одновременно двум культурам - еврейской и русской. После катастрофы, постигшей европейское еврейство, русские евреи могут рассматриваться в качестве субэтноса в составе русского народа. Массовый исход евреев из СССР привел к раздвоению судеб этого субэтнического образования, хотя некоторое время он будет сохранять определенное единство. Если евреи, оставшиеся в России, могут рассматриваться на субэтническом уровне как часть русского народа, то евреи, уехавшие в Израиль - как субэтнос в составе израильского народа» 147. Н. Юхнева считает евреев также передовой колонной прорусской политики в независимых государствах (Прибалтике, Украине). Идеологически путь к такой трактовке еврейского вопроса проложен А. И. Солженицыным, которой он в виду важности посвятил отдельную книгу. Единственно правильной является позиция в отношении СМИ и любых публикаций, что еврейский вопрос должен быть максимально демифологизирован, и рассматриваться в практическом ключе: без грубых выступлений, и криков об антисемитизме.

Понтийские греки. Где пролегает граница между ассимилируемыми русскими народами и сохраняющими свою целостность (ассимилируемыми лишь частично < 50 %)? По «эту сторону» границы находятся угро-финские народы, перешедшие в основном на русский язык и живущие в смешанной социальной среде (экономика, браки, расселение, культура, расовые особенности), немцы и евреи. Несмотря на большие ассимилированные группы ( > 25 % состава), в русский этнос не входят армяне, поволжские татары, корейцы.

Пример этнической группы, находящейся в пограничном положении - понтийские греки (румеи), среди которых русская ассимиляция приблизилась к и более 50 %. Близкую к ним степень ассимиляции показывают болгары СНГ, однако, из-за частично компактного расселения на Украине (200 тыс. чел., из них 150 тыс. - в Одесской области, в РФ -35 тыс. чел.), их ассимиляция всё же ниже. По данным всеукраинской переписи 2001 года 64 % болгар Украины указали язык своей национальности в качестве родного, а русский язык - 30 %.

И болгары, и понтийские греки являются выходцами из одного черноморско-балканского этнокультурного ареала и в этом плане их сопоставление в отношении к русским более правомерно, чем с немцами, евреями и угро-финнами.

В Российской империи насчитывалось 180 тыс. греков. По данным переписи населения 1989 года в СССР проживали около 380 000 понтийских греков, в том числе в Грузии и на Украине - по 100 тысяч греков, на Северном Кавказе - 80 тысяч, в Казахстане - 30 тысяч, Армении -7 тысяч. Сегодня общая численность греков на территории СНГ сократилась почти на треть.

«Понтийские греки, проживающие на Кавказе, считают своими основными этнодифференцирующими чертами греческий язык и православие.   На Северном Кавказе конфессиональная принадлежность

определяет отношение понтийских греков к русским как к наиболее близким»148. Вместе с тем понтийские греки имеют черты южного, отчасти кавказского, отчасти тюркского этноса. Часть понтийских греков были мусульманами или скрытыми христианами, а также длительное время жили во враждебной среде мусульманских или горских народов. Они лишь отдалённо напоминают носителей византийской культуры, которую восприняли русские в качестве системного элемента своей ментальности.

Собственный язык понтийских греков относится к исчезающим: он сильно отличается от новогреческого Греции и вытесняется русским на территории РФ и ряда государств.

По данным всероссийской переписи 2002 года греческим языком владели 56 473 россиянина при общей численности греков 97 827. (Из числа владеющих греческим языком более 10 тыс. чел составляли русские; были носители этого языка и среди других национальностей). Таким образом, греческим владело до 50 % российских греков. Но ещё более интересны результаты Всеукраинской переписи 2001 года (греков на Украине почти столько же 91,5 тыс. чел., сколько и в России 97,8 тыс. чел.): из 91,5 тыс. греков Украины родным назвали русский язык 80,9 тыс. чел. или 88,5 %.

Понтийские греки СНГ живут компактными общинами, несмотря на распространение смешанных браков, что также сближает их с восточными и кавказскими народами. Общинная структура сохраняется и при переселении в мегаполисы и другие регионы РФ, Украины. В РФ всего в сельской местности насчитывается свыше 30 тыс. греков, в городах - около 61 тыс. (в том числе в Москве 35 тыс. человек). Греческий язык признают родным около половины проживающих в России греков. Диалекты языка российских греков сильно отличаются друг от друга, поэтому два говорящих на одном языке грека далеко не всегда могут понять друг друга 149.

Исторически на территории России, позднее СССР формировалось несколько этнических общностей греков, обладавших общим устойчивым самосознанием (в статье называется 8 таких общностей 150). Все греки России владеют русским языком, признают его родным свыше 47 тыс. чел. Греческий признают родным свыше 40 тыс. чел., в том числе в сельской местности - около 17 тыс. чел. (русский - около 13 тыс. чел.). Наречия новогреческого языка невзаимопонимаемы. Письменность на наречиях новогреческого языка и на крымскотатарском языке на русской графической основе 151. Таким образом, на примере понтийских греков мы наблюдаем развернутый, но лишь частичный процесс ассимиляции русскими диаспор, в котором находятся на разных стадиях и другие этнические группы бывшего СССР, живущие с русскими в одной социальной и государственной среде.

Выводы

Современные русские представляют собой сложносоставной славянский этнос, группирующийся вокруг абсолютно преобладающего численно гомогенного великорусского ядра, с включением в состав ядра существенной части украинцев и белорусов, представителей угро-финских народов.

РФ не является адекватной политико-государственной формой развития русского этноса, как во внешнем, так и во внутреннем плане, так как ведёт к разделению, ослаблению и фрагментации русского этноса. Необходима поэтапная смена национально-политической практики.

Национальные автономии РФ в нынешнем виде, закрепленные в Конституции, являются реликтом, пережитком, не соответствующим действительности, вместе с тем, отнюдь не нейтральным символом, а активно используемым инструментом этнополитики. Только 7 субъектов РФ имеют численное, как, правило, относительное, преобладание нерусских титульных этносов. В этих условиях федерализм носит, по сути, региональный, а не этнический характер.

То же самое можно сказать и про другие государства, являющиеся, по сути, русскими (Белоруссия) и в значительной степени русскими (Украина, Приднестровье).

Проект создания гражданской российской нации «россиян» на базе великороссов и остальных народов РФ по признаку гражданства потерпел крах, и должен быть заменён на формулу: «большая русская нация» плюс другие этносы, независимо от границ. Идеологией российского государства должно быть развитие «большая русская нация», (безусловно, с сохранением других этносов).

Необходимо объединение основных территорий русского этноса в единое на начальном этапе конфедеративное пространство в составе России, Белоруссии и Украины. Уже до юридического закрепления такой конфедерации, сама работа по созданию такого геополитического пространства значительно укрепит и оформит русский этнос.

Именно русский этнос является гражданским субстратом Российской федерации, поэтому это развитие должно происходить как в культурном, так и в политическом контексте.