Природа, как среда развития субъективного духа, есть конечная ступень разворачивания пространств реального и наличного мира. Таким образом, «реальное пространство» охватывает как наличный мир, так и природу, где разворачиваются процессы взаимодействия материи в состояниях вне-себя-бытие, в-себе-бытие, для-себя-бытие и субъективного духа. «Наличный мир» это часть «реального пространства», обеспечивающее материи в состоянии вне-себя-бытие и субъективного духа длительное существование и развитие. Природа есть часть наличного мира, как «совокупность естественных условий существования человеческого общества»[i], являющаяся объектом и субъектом разума в процессе его генерации и развития.
Понятие механизма полагания и проявления в Наличном мире Высших Сущностей поможет прояснить и на нашу роль в этом процессе. А понимание Наличного мира (интеллигенция[1]), как реализация стремления к воле и объективная необходимость выживания в нем является основой процесса развития субъективного разума как его генератора в своем восхождении к осознанию своего «Я», в процессе развития Разума. Развитие «Я» проявляет возможность и способность субъективного разума выявлять и поддерживать необходимые для его существования ресурсы.