Для дальнейшего изложения мы также должны определиться с терминами тех образований, нашего пространства, о которых мы уже упоминали выше, и в значении которых мы и дальше будем их применять.
1. Все образования материи, имеющие элементы с соотношением массы (m) и собственного движения поляризованного газа (?), в том числе и масса которых близка к нулю, классифицировали, и будем классифицировать как телесные образования или телесность.
Вернемся к высказанной выше позиции Левкиппа и Демокрита, которые «признавали элементами полное и пустое», что согласуется с пониманием телесных образований в настоящей работе, а именно: полное и твердое – масса, пустое – собственное внутренне вращении поляризованного газа, которые в зависимости от энтропии переходят одно в другое. А поскольку результатом их является взаимодействие абсолютного движения КЕП, которые в свою очередь являются продуктами распада кристалла несамостоятельного тела, понятным становиться и их высказывание о том, что «причиною же вещей является то и другое как материя… <…> …принимая разреженное и плотное за начала <всех таких> состояний...».
2. Легкие частицы – неразличимые в несчетных множествах телесные образования с бесконечно большой скоростью собственного вращения, являющиеся элементами несчетного множества РП. Формирование массы в них идет интенсивно за счет уменьшения движения собственного вращения.
3. Тяжелые частицы – выделяемые пространственно как точки точечного пространства, единичные телесные образования, процесс формирования массы которых идет количественно, т. е. экстенсивно в процессе липкости, при этом идет изменение (выравнивание) массы массовых оболочек взаимодействующих легких частиц. Масса соизмерима с движением собственного вращения.
4. Ядра – выделяемые пространственно телесные образования, дальнейший прирост массы которых носит экстенсивный характер поверхностного соединения частиц за счет потенциальной энергии МВД. При этом индивидуальные физические характеристики взаимодействующих частиц не изменяются. Масса господствует над движением собственного вращения.
5. Все вышеперечисленные телесные образования объединяются общим понятием как самодвижущая материя.
6. Тяжелые тела и вещества – выделяемые пространственно телесные образования, в которых процессы прироста массы идут на основе притяжения и отталкивания всевозможных телесных образований самодвижущейся материи. Собственное вращательное движение тел и веществ отсутствует, но остается движение, связанное с поиском центра, лежащего вне их.
7. Несамостоятельные тела и вещества – пространственно выделяемые образования при разрушении пространства Ничто. Любое движение они получают только извне.
8. Тяжелая материя – все образования тяжелых тел и веществ, которые могут включать несамостоятельные тела и вещества.
9. Инертная материя – все образования во Вселенной несамостоятельных тел и потока неких внешних частиц.
Сегодня не все образования тяжелой и инертной материи являются объектами экспериментального изучения, т. е. проявляются для нас в своих пространственных характеристиках. Но с развитием науки и техники эта граница познания все больше и больше будет приближаться к легкой материи.
Инертность тел.
Взятое со стороны того определения пространства, в котором время снято, несамостоятельное тело является длящимся; взятое же со стороны того определения времени, в котором безразличное пространственное существование снято, тела являются преходящими, являются вообще совершенно случайными единицами. Они, правда, является единством, связующим оба момента в их противоположности, для которых поступательное движение от постороннего воздействия внешне телам; но точно так же как им внешне отрицание этого движения покоем, – тела инертны.
В этой сфере конечность тел, их несоответствие своему понятию состоит в том, что они как материя есть лишь абстрактное, непосредственное единство времени и пространства, а не положенное в одном (in einem) развитое, беспокойное единство, имманентное этому одному движение.
Под таким определением данные тела рассматриваются «вообще в физической механике, так что аксиомой последней является положение, что тело может быть приведено как в движение, так и в покой лишь внешней причиной и что движение и покой суть некоторое состояние тела». Что только отчасти верно для тяжелых тел.
Инертность тел проявляться в виде суммарной инерции массы и суммарного момента инерции точек, формирующих тело, которые будут изменять физические характеристики как покоящегося, так и поступательно-вращательно равномерно движущегося тела. Влияние инерции массы, нашло отражение в 1-м и 2-м законах механики.
Материя рефлексией в самое себя, достигла в тяжелом теле, того к чему стремилась, отрицая свою абстрактность, получила вне-себе-бытие, как бытие-для-нас, в котором преобладает покой в виде ЦИ, но присутствует и беспокойство в виде ЦТ.
Центр инерции тяжелых тел.
Выше мы рассмотрели понятие «центр инерции» (ЦИ) для несамостоятельных тел, определяя его как геометрическую точку, положение которой характеризует распределение масс в теле. Для тяжелого тела мы также можем ввести понятие «центр инерции» который не связан «ни с каким силовым полем и имеет смысл для любой механической системы». Но как следует из наших исследований, для тяжелого тела положения ЦИ и ЦТ не совпадают.
При поступательном движении тяжелого тела в поиске центра, лежащего вне его, а также при внешних воздействиях на него, ЦИ, двигался «как материальная точка, имеющая массу, равную массе системы, и находящаяся под действием всех внешних сил, приложенных к системе». Ввиду этих свойств понятие о ЦИ играет важную роль в динамике системы тяжелого тела. Но нахождение его ЦИ довольно сложная математическая операция.
Можно предположить, что в современной физике понятие «гравитационная масса» подходит под определение телесных образований. Но это неверно отражает их структуру как отношения ? и m. И только в тяжелых телах возможен как частный случай, когда ЦТ будет совпадать с ЦИ.
Классификация инертной и тяжелой материи
Первым проявлением тел и веществ являются химические элементы, как наименьшая часть тела или вещества, обладающая химическими свойствами конкретного тела. Для классификации химических элементов более всего подходит взгляд Д.И. Менделеева, который писал, во-первых, вещество не может быть явлением, во-вторых, понятие о химическом элементе «теснейшим образом связано с общепринятыми учениями Галилея и Ньютона о массе и весомости вещества…».
Здесь необходимо помнить, что элементом несамостоятельных тел является кристалл. Анализ таблицы Менделеева показывает, что более всего для кристалла несамостоятельного тела, как было показано выше, подходит C (алмаз).
Это согласуется с современной физикой, в частности, теорией квазичастиц. «Особенно плодотворные результаты концепция квазичастиц дала в теории жидких кристаллов. Оказалось, что энергию ? кристалла (или жидкого гелия) можно приближённо считать состоящей из двух частей: энергии основного (невозбуждённого) состояния ?0 (наименьшая энергия, соответствующая состоянию системы при абсолютном нуле температуры) и суммы энергий ?? элементарных (несводимых к более простым) движений (возбуждений): ? = ?0 + ?? ??·n?, где индекс ? характеризует тип элементарного возбуждения, n? – целые числа, показывающие число элементарных возбуждений типа ? ...»
В данной работе ?0 – потенциальная энергия покоя кристалла, ? = 2 – правая и левая системы возбуждения, например, КЕП, на которые распадается кристалл. Но в этом случае формула энергии кристалла как квазичастицы несамостоятельного тела будет выглядеть так: ?0 = 2?КЕП, а ЛЧ – ? = ?КЕП – ?0, где ?0 – потенциальная энергия покоя массовой оболочки ЛЧ.
Это позволяет нам, ФНП как несчетное множество КЕП и легких частиц сравнить с идеальными газами. А энергия возбуждения конкретной области ФНП, состоящей из n КЕП будет равна их сумме – ? = . Для области ФНП легких частиц энергия возбуждения будет падать на величину энергии покоя массовых оболочек. ? = , где n – количество ЛЧ в ФНП, ?0 – энергия покоя массы легкой частицы.
В легкой материи, неразличимые элементы несчетных множеств которой в ФНП, не позволяют ввести для них характеристику веса. Как можно предположить, вес здесь может быть характеристикой небольших областей ФНП как единого тела, которые и определяют «вес» тяжелых частиц, ядер и тяжелых тел. Поэтому мы можем и говорить о тяжелой материи как весомой. Таким образом, на сегодняшний день мы признаем, что тяжелые тела весомы, «так как они обладают тяготением; но частицы, составляющие их весомы, если главное, или основное, из познаваемых для них свойств есть их вес (атомный вес), и, если вес частиц есть не что иное, как сумма веса атомов, в них содержащихся, то и вес тяжелых тел и веществ – не что иное, как сумма веса частиц, его образующих...» Таким образом, «в кажущемся покое вещества неизбежно признать внутренние невидимые движения атомов и частиц (а также и эфира, среди них имеющегося) ...»
И, наконец, в коренном различии представлений об элементах химических, Д.И. Менделеев вводит понятие о «простых телах». В отличие от последних, химический элемент – «не конкретное тело, а весомое (материальное) вещество с суммой свойств...».
Таким образом, «простыми» телами должно при этом назвать вещества, имеющие длину, ширину и глубину и содержащие лишь один какой-либо химический элемент или одно какое-либо вещество, «сложными» – два или более. С другой стороны, телом в «Началах» Евклид называет «то, что имеет длину, ширину и глубину». В учебниках элементарной геометрии телом обычно определялось как «часть пространства, ограниченная со всех сторон».
При таком представлении о химических элементах, атомах, молекулах и веществах – они оказываются чем-то отвлеченным, так как в отдельности мы их не видим и не знаем. В то время как понятие о простых телах становится прозрачно-ясным только тогда, когда действительно они проявляются для нас в виде объемных образований, когда признается укрепившееся представление об атомах или молекулах, из которых слагаются однородные вещества.
Простые тела, как и все тела природы, составлены из молекул и атомов: вся их разница от сложных тел состоит лишь в том, что вещества сложных тел содержат разнородные атомы и молекулы двух или многих химических элементов, а вещества простых тел – однородные атомы или молекулы химического элемента.
Таким образом, прав был Демокрит, говоря о том, что атомы являются мысленной и абсолютной гранью механической делимости вещества.
Подводя итог понятию терминов «материя», «вещество» и «тело» приведем высказывание о веществе известного русского философа и публициста В.С. Соловьева (1853 – 1900) «Вещество в философии – хотя весьма обыкновенно это слово употребляется как равносильное слову материя, однако между этими двумя терминами можно установить определенное различие. Материя в метафизическом смысле, в каком она является у пифагорейцев, Платона и Аристотеля, именно как потенциальное начало раздвоения, раздробления и изменчивости, как возможность множественных форм – такая материя еще не есть вещество. Под этим последним разумеется не первоначальная потенция чувственного бытия, а его ближайший реальный субстрат – то, из чего состоят тела, действительная основа и среда всех ощутимых явлений...».
Вещество в настоящей работе есть материя не сама по себе, как у В. Соловьева, а уже оформленная, актуально определенная, многообразно дифференцированная, обнаруживающая известные свойства по известным законам.
Таким образом, под понятиями тело или вещество мы будем подразумевать как уже проявляющиеся для нас простые и сложные виды телесных образований, которые можно созерцать, ощущать, а в некоторых случаях и увидеть, и измерить. А также видимые и невидимые ФНП как «единые материальные тела».
Основы движения.
В данной работе, как видно из выше сказанного, мы следуем идеи динамичного учения Аристотеля о том, что в реальном пространстве все его субъекты должны постоянно претерпевать процессы взаимодействия.
И, как отмечено выше, такие процессы требуют постоянного притока внешней энергии движения. Основным её источником, согласно нашему исследованию, является инертная материя. Её образования при взаимодействии с образованиями тяжелой материей, во-первых, генерируют массу, как потенциальную энергию движения. Во-вторых, через ЦОП обеспечивают метастабильное длительное существование Вселенной.
Таким образом, только при экспансии в пространство Ничто, которое происходит при вращательном движении Вселенной – и (рис. 7), появившегося в результате БВ соответственно от момента количества движения – и импульса действия – m?вн потока неких внешних частиц, «добывается» инертная материя, масса которой поддерживает метастабильное длительное существование Вселенной. Данное положение и будет основным в раскрытии всего раздела механизма движения инертной и тяжелой материи во Вселенной.
Поступательное движение.
Рассмотренное выше, понятие движения реального пространства в «равнодушной рядоположности» или, что одно и то же, – движение, связанное с распространением самодвижущейся материи в разбуженном пространстве, необходимо отличать от движения в пространстве веществ и тел.
В первом случае, мы ведем речь о движении, которое наблюдается в системе координат, охватывающей все пространства как внутри их, так и их как отдельные материальные тела. Во втором случае, рассматривается движение тел как точек в реальном пространстве, где, во-первых, физические характеристики движения наблюдатель определяет из выбранной им системы координат. И, следовательно, сравнивать можно только характеристики движения тел, которые наблюдатели производят из одной принятой ими системы координат.
А, во-вторых, все движения в реальном пространстве сопровождаются взаимодействием движущихся и «покоящихся» элементов этого пространства, т. е. вся окружающая среда («вакуум» и инертная среда). Это определил еще Архимед, проводя свои опыты с короной. Одно вещество отрицает другое, стремясь вновь остаться в той точке пространства, в котором оно находилось. По опытам Архимеда, видно, что направление отрицания направлено в сторону тех пространств, которые имеют меньшую плотность вещества. Здесь мы сталкиваемся с процессами инерции, давления и толчка инертной и тяжелой материи.
Как и в сфере самодвижущейся материи, эти процессы являются случайными и необходимыми, формируя великое разнообразие образований веществ и тел в сфере инертной и тяжелой материи. Здесь конечность материи проявляет для нас взаимодействием в виде толчков и давления. И «...лишь в этом соприкосновении начинается вообще идеальность материи, и интересно видеть, как выступает наружу этот внутренний характер материи, ведь вообще всегда интересно видеть осуществление понятия. Что они соприкасаются друг с другом, т. е. существуют друг для друга, это означает только, что две точки, существуют в одной точке.
«Мы можем представлять себе материи сколь угодно твердыми и неподатливыми, мы можем себе представлять, что между ними что-то еще остается, но, как только они соприкасаются друг с другом, они сливаются воедино, сколь бы малой мы ни представляли себе эту точку. Это – высшая существующая материальная непрерывность, это – не внешняя, только пространственная, а реальная непрерывность. Точно так же точка времени есть единство прошедшего и будущего. Две точки сливаются в единую точку, и в то время, когда они есть в одном, они также не есть в одном».
Поступательное движение тела и состоит именно в том, что оно находится в одном точечном месте и одновременно в другом точечном месте, причем столь же верно, что оно находится не в другом, а именно в данном точечном месте.
Таким образом, различные тела составляют на время единое тело, ибо они являются образованиями, отличающимися друг от друга лишь количественно. Движение, таким образом, является единым движением всех субъектов данного тела – и легкая материя и тело сообщают свое движение другому; но в такой же мере эти субъекты оказывают сопротивление друг другу, так как предполагается, что каждое из них образует непосредственную единицу.
Толчок и давление – основные виды взаимодействия тел.
Так как тела безразличны к месту и их поступательное движение связано для несамостоятельных тел только с внешним толчком, а тяжелых кроме толчка и с поиском своего центра, находящегося вне их, то из этого следует, что помехой им в этом движении будут другие тела. Эта помеха есть случайность; все необходимое здесь полагается в форме случайности. Тела сталкиваются. Оба толкающих друг друга тела должны рассматриваться как поступательно движущиеся, даже если одно из них, в данном случае, тяжелое тело находилось в «покое», ибо этот толчок есть борьба за одно и то же место. Эта борьба за одно и то же место есть взаимодействие тел друг с другом.
Толкающее тело занимает место покоящегося тела, а последнее толкаемое, благодаря инерции, сохраняет свое место. Оно, как бы, также поступательно движется, стремясь вновь занять то свое место, в котором поместилось другое. Следовательно, два тела в толчке претерпели переход из экстенсивности, к интенсивности. После толчка, они получили новое качество ИД (рис. 1), отражаемое в их измененных либо МДтт, либо МКДтт, либо и того и другого вместе.
Толчок и противодействие ему, равно как вызванные ими поступательные движения, имеют, как было отмечено выше, свою субстанциальную основу либо внешним толчком, либо в центре, общем отдельным тяжелым телам и лежащем вне их. Поэтому вышеуказанное, вызванное извне, акцидентальное поступательное движение переходит в этом средоточии в покой.
Для несамостоятельных тел этот покой будет реализован. А для тяжелых тел, так как центр находится вне их, то этот покой является, вместе с тем, нереализованным поступательным движением, т. е. некоторым стремлением к этому центру.
Стремление, взятое с точки зрения отношения между единичными телесностями, обособленных в тела, которые уже совместно стремятся к общему центру, является давлением этих единичных тел друг на друга. Следовательно, давление для тяжелых тел, – движение, стремящееся к упразднению расстояния одного тела от другого. И здесь, говоря о давлении, мы также будем понимать его как одно из взаимодействий тел друг с другом.
Вторым моментом на этой ступени является то, что конечная материя положена как тело в движение, соприкасается в этом движении – трётся о другие тела.
Трение.
Трение является в действительности проявлением для нас толчка и давления. Здесь давление взаимодействующих тел, постепенно замещается воздействием покоящегося тела на движущееся тело, мешая последнему продолжать равномерное поступательное движение, называется трением. Крайним проявлением трения является удар.
Для несамостоятельного тела трение постепенно уничтожает давление и в конечном счете взаимодействия движущегося тела и n-го покоящегося тела выравнивается – несамостоятельное тело останавливается.
Но поступательно движущееся тяжелое тело, которое стремиться достигнуть центра, лежащего вне, трение не уничтожает давления его ЦТ, а лишь задерживает поступательное движение тела, но без того чтобы при этом его тяжесть отпала или полностью замещалась трением. «Трение является препятствием, но оно не является существенной задержкой поступательного движения тела. Остается верным то, что конечное движение нераздельно связано с тяжестью и данное акцидентальное движение само собой переходит в направление последней, побеждается субстанциальным определением материи…».
Допуская постоянно свое абстрактное «если бы» математическая физика может объяснять все, что ей необходимо. Например, понятие «трения» она объясняет отклонение законов движения от реального движения. Если бы не было трения, утверждает математическая механика, маятник бы продолжал колебания бесконечно.
Само же трение не случайно, а для тяжелых тел является следствием веса тела, хотя его можно и уменьшить. Это ясно понял Франкер, и высказал это в следующем выражении: «Трение не зависит, в конечном счете, от контактных поверхностей, поскольку вес тела остается неизменным. Трение пропорционально давлению».
Трение для тяжелых тел, следовательно, представляет собой вес тел в форме внешнего противодействия; это – давление как совместное притягивание двух тел к центру, лежащему вне их. Когда представляют себе, каким было бы движение, если бы не было трения, то это одно лишь пустое представление, выступающее наружу в этой сфере внешности как некое внешнее препятствие, в данном случае, как трение. Человека можно убить, но это внешнее обстоятельство случайно; истиной же является то, что человек умирает сам собой.
Как было отмечено выше, инертная материя безразлична к месту, поскольку она получает движение извне. В мире же тяжелой материи, где мы оперируем понятием веса, давление, как было сказано выше, вышло из сферы бесконечности абсолютной тяжести в сферу относительной тяжести, т. е. в конечные отношения. То обстоятельство, что единичные телесности и сливаются воедино, и вместе с тем самостоятельны, есть другой момент – отталкивание, как свойство проявления их упругости.
Упругость как эластичность и мягкость.
Для тел различные проявления упругости в их взаимодействии характеризуются терминами эластичность и мягкость.
И то и другое есть стремление упругой инертной материи к своему покою, отрицанию внешнего воздействия. При этом такое внешнее движение в зависимости от величины полученного ИД, во-первых, может вновь вернуться к толкаемому телу. Здесь эластичность и упругость тел переходят во внешнее движение, отталкивающее тела друг от друга. Во-вторых, ИД толкаемого тела может перейти к покоящемуся телу. В-третьих, частично вернуться или заместить покоящееся тело, в различных комбинациях. В-четвертых, тяжелые тела могут при этом поменять форму взаимодействующих субъектов, когда внешнее движение пошло на уменьшение или увеличение энтропии взаимодействующих тел, т. е. внешнее движение полностью или частично изменило соотношение МДтт и МКДтт.
Принимая термины эластичность и мягкость, такими как приняты в повседневной жизни, можно отметить следующее. Несамостоятельные тела характеризуются только упругостью. Для тяжелых тел эластичность характеризует упругость таких тел, в которых движение меньше покоя – M > ?, а мягкость, – таких тел, в которых M < ?. Это проявляется, например, в том, что мягкое тело как бы больше «отступает» от своей формы. Можно отметить, что эластичные тела более упругие, чем мягкие.
Давление и толчок обладают тем преимуществом, что они знакомы нашей рефлексии и подтверждаются опытом. Поэтому «если мы признаем инертность и относительную тяжесть чем-то внутренним тел, то давление и толчок будут тем, что мы называем силами. Мы, однако, можем обходиться без этого аппарата сил, ибо теоремы механики об этих силах очень тавтологичны. Поэтому лучше ограничится определением о том, что «давление и толчок представляют собой две причины внешнего механического движения».
В механике эти два рода взаимодействия ставятся в один ряд; здесь все редуцируется к силам, находящимся друг с другом в определенных отношениях, обладающими различными направлениями и скоростями; механика интересуется при этом главным образом, получающимся результатом. Точно так же механика ставит в один ряд такое акцидентальное движение как падение, положенное тяжестью и бросание.
О законе тождества
«Относительно внешнего, конечного движения основной принцип механики гласит, что тело, находящееся в покое, вечно оставалось бы в покое, а тело, находящееся в движении, вечно двигалось бы по прямой линии, если бы внешняя причина не заставила его перейти из одного состояния в другое. Это положение о движении и покое представляет собой не что иное, как высказывание согласно закону тождества: движение есть движение, и покой есть покой; эти два определения рассматриваются здесь как совершенно внешние в отношении друг друга. Лишь эти абстракции, самостоятельное движение и самостоятельный покой, приводят к бессодержательному утверждению о вечно продолжающемся движении, если бы не и т. д.» .
В настоящей работе будем придерживаться логического закона тождества для философии, который говорит, что «истинное тождество возможно только в мышлении; правильно образованное понятие имеет вечную ценность независимо от условий времени и пространства, в коих оно мыслится». Выражением тождества понятий в данном законе служит формула – А = А; он требует, чтобы правильно образованные понятие и суждения имели для всех одинаковое значение».
В свой «Философии природы» Гегель показал ничтожность самого закона тождества для физических явлений. Но если рассматривать высказывания Ньютона не с точки зрения тяжелых тел, а тел несамостоятельных, то оно вполне корректно. Но видимо Гегель не увидел у Ньютона разделения на инертную и тяжелую материю. И дальнейшее высказывания Гегеля подтверждают это.
Падение тяжелых тел
В сфере конечности, движение, обусловленное весом (относительной тяжестью и инертностью массы) тела, как бы порождающее само себя, есть определенность, которая в явлении полагается им же самим. Первой определенностью такого движения является направление, а второй – закон падения. Направление, как было сказано выше, не есть поиски наугад, неопределенного движения по всем направлениям пространства, а есть направление к ближайшему ЦОП или МДтт другого тела. Каждая точка тела стремится к такому своему центру, являющемуся для конкретного тела абсолютным средоточием тяжести.
Здесь точка определяет некий центр, стремится к нему, поскольку этот центр является точкой единства множества, которым является тело, но как бы вышедшим из этого своего единства. Таким образом, в движении точек к точке своего единства материя стремиться выйти из своего вне-себя-бытия. Это выхождение есть ее первая подлинная внутренняя сторона, проявляющаяся в наличном мире.
Каждое тело принадлежат такому центру, и как каждая отдельная единичность является чем-то несамостоятельным, случайным наряду с этим общим для них центром. Благодаря именно этой случайности каждая отдельная единичность множества может быть отделена от этого центра. Поскольку между таким единичным субъектом и его центром лежит другой специфичный единичный субъект, который уступает субъекту, направляющемуся к центру, не задерживает его, и он движется; или иначе: – появляется определение, согласно которому тело не подпирается, оно падает.
Если тело как точка отделено от общего центра тяжести совокупностью тел реального пространства, то стремление к нему есть также падение, под действие относительной тяжести. В падении тело, стремиться к абсолютному сосредоточию тяжести, коим для него является ближайший ЦОП.
При этом, как было сказано выше, оно реализует поступательное движение суммарного вектора тела по линии МКДсум и, следовательно, ему сообщается четыре существенных движения, определяемые и двух вращательных движений , (см. рис. 7, А), а также инерцией массы (Им), которые и формируют траекторию падения тела. «Последнее отнюдь не оправдывается опытом; уже толчок как таковой обусловлен тяжестью, т. е. определением падения.
Бросание.
В бросании наряду с существенным движением падения существует акцидентальное движение, поэтому его можно отнести к абстрактному движению. Тяжелое тело нераздельно связано со своей тяжестью, и, таким образом, при бросании эта тяжесть как бы сама требует, чтобы ее приняли во внимание. Бросание как обособленное, для себя существующее движение не может быть обнаружено. Как пример движения, вызываемого центробежной силой, обыкновенно приводят находящийся в праще камень, который, движимый рукой по кругу, всегда обнаруживает стремление удалиться от нее. Но спорным является не то, что такое направление существует, а то, что оно существует для себя, отдельно от тяжести, как некая сила, которую мы представляем себе совершенно самостоятельной. Ньютон там же уверяет нас, что свинцовый шар можно заставить уйти в небесное пространство и продолжать удаляться до бесконечности, если бы (вот именно: если бы) только мы могли сообщить ему надлежащую скорость.
Такое отделение внешнего случайного движения от существенного не требуется ни опытом, ни понятием, а лишь математическим предположением. Но одно дело – различать и изображать их математически как отдельные линии, как отдельные количественные факторы и т. д. и совершенно другое дело – рассматривать их как физически самостоятельные существования.
Так Ньютон говорит: «Названия же «притяжение» (центром), «натиск» или «стремление» (к центру) я употребляю безразлично одно вместо другого, рассматривая эти силы не физически, а математически, поэтому читатель должен озаботиться, чтобы, ввиду таких названий, не думать, что я или хочу определить самый характер действия или физические причины происхождения этих сил, или же приписывать центрам (которые суть математические точки) действительно и физические силы, хотя я и буду говорить о силах центров и о притяжении центрами».
«Но, введя представление о силах, Ньютон вынес определения за пределы физической действительности и придал им по существу самостоятельный характер. Вместе с тем, трактуя эти представления, он сам всюду говорит о физических предметах и сообразно с этим в изображениях так называемого мироздания, которые по намерению автора должны носить лишь физический, а не метафизический характер, всегда говорит о таких самостоятельных и независимых друг от друга силах, об их притяжениях, толчках и т. п. как о физических существах и рассматривает их на основе закона тождества».
В то же время «...при рассмотрении такого полета свинцового шара в бесконечное пространство мы должны отвлекаться также и от противодействия воздуха, от трения. При объяснении того факта, что perpetuum mobile, как бы верно мы его теоретически ни вычисляли и доказывали, в свое время, которое не преминет наступить, все же перейдет в покой, отвлекаются, наоборот, от тяжести и приписывают это явление всецело трению. Этому же препятствию приписываются постепенное уменьшение движения маятника и его последующая остановка. О движении маятника тоже говорят, что оно продолжалось бы беспрестанно, если бы мы могли устранить трение.
Это противодействие, испытываемое телом в его акцидентальном движении, несомненно, представляет собой необходимое проявление его несамостоятельности».
При бросании тяжелого тела ИД есть также произведение скорости и массы тела. Но здесь вес как относительная тяжесть тела, получает в качестве всеобщего перевес, и поэтому побеждает положенное в нее определение. Мы бросаем тело лишь благодаря этой тяжести; оно при этом исходит из определенной тяжести, и возвращается во всеобщую тяжесть и становится простым падением. Это возвращение полагает в тяжести добавочную определенность, или, иными словами, движение становится еще более единым с тяжестью.
В движении бросания тела скорость является лишь одним моментом взаимодействия или, иными словами, кроме действия его относительной тяжести, в неё вложено другое внешнее воздействие, например, толчок. Теперь, после того как ИД, обусловленный внешним толчком, полностью пошел на преодоление сопротивления инертной среды, вес тела становится его движителем. Принцип движения, правда, находится еще вне его, но он находится здесь совершенно формально как поиск своего ЦП, лежащего вне его. Бросание, тяжелого тела, таким образом, есть внешнее абстрактное движение и падение.
В маятнике относительная тяжесть есть отстранение от самой себя, есть представление о себе как о самораздвоении, но все это пока еще чисто внешним образом. Прикрепленная точка есть центр, удерживающий движущиеся точки на определенном расстоянии от него, заставляющие их удаляться от линии падения – эти моменты действительных движений принадлежат другой сфере, – кинематике. Возвращение в линию падения из линии бросания само представляет собой бросание, и колебательное движение маятника есть падающее, порождающее себя снятие бросания.
Движение в ФНП.
Для области разбуженных пространств, которые как мы определили выше подходит под понятие вакуум. Можно предположить, что резкое изменение энтропии ФНП при взаимодействии с телом, приведет к тому, что ФНП как единое материальное тело распадется на ряд ФНП с разными соотношениями m и ??, обтекающих и проходящих данное тело. Таким образом, тело «вписывается в фазовые границы ФНП соприкасающихся с ним, разделяя данные пространства. Учитывая их высокие качества упругости и эластичности, тело практически без помех будет двигаться по ФНП. После прохождения тела энтропии пространств восстановиться. Все ФНП придут в некое, но уже отличное от до прохода тяжелого тела состояние.
Движение тяжелых тел в ФНП вполне может соответствовать гипотезе В.А. Фока, показанную в опыте «парадокса часов». Если предположить, что сама массовая оболочка тела может «пропускать» через себя ФНП, то таким образом они, также меняя свои параметры, проходят «внутри» тела, восстанавливаясь после прохождения. Это возможно поскольку «геометрические» размеры легких частиц эфира Аристотеля – от 10?46 до 10–33 см. С данными расстояниями действия сильных взаимодействий – ~ 10–13 см несоизмеримы. Эти два обстоятельства дают нам возможность говорить, что тело практически не испытывает противодействия легкой материи в ФНП.
Это не противоречит и позиции Гегеля, когда он говорит о проходе материальным телом такого точечного места. «Идеальность для-себя-бытия состоит в том, что некое другое проявляет себя в теле, а это тело проявляет себя в другом. Это определение идеальности, которое кажется пришедшим извне, на поверку оказывается собственной сущностью материи, а сама эта сущность вместе с тем входит в состав внутреннего свойства последней…». Эта согласуется и с фактом существования эфира Аристотеля. Следовательно, можно предположить, что поступательное движение тяжелого тела в разбуженных пространствах будет являть собой падение к ближайшему ЦОП, со скоростью, которая будет определяться величиной и направлением вектора тяжести в конкретной точке пространства РП со скоростями движения близкими ~ 3000 км/сек. В этом аспекте трудно говорить о некой постоянной скорости движения тяжелого тела в «вакууме.
Примечания
Аристотель. «Метафизика». Кн. 1 (A), гл. IV, (985b 5 – 15) Переводы, комментарии, толкования. Научное издание «Алетейя» Санкт-Петербург 2002 г., УДК 1 Аристотель, ББК ЮЗ(0)321-217, А 81, стр. 43 – 44
Там же, § 264 стр. 69.
Л – 1, Раздел I. Механика. c. Место и движение, § 264, стр. 69.
См. ст. С.М. Тарга «Центр масс» в БСЭ.
См. ст. С.М. Тарга «Центр масс» в БСЭ.
См. ст. Д.И. Менделеева «Элементы химические» в ЭС БиЭ.
См. ст. M.И. Каганова «Квазичастицы» в БСЭ.
См. ст. Д.И. Менделеева «Вещество как материя» в ЭС БиЭ.
См. ст. Д.И. Менделеева «Вещество как материя» в ЭС БиЭ.
См. ст. Д.И. Менделеева «Периодическая законность химических элементов» в ЭС БиЭ.
См. ст. «Тело» в ЭС БиЭ и БСЭ.
См. ст. Вл. Соловьева «Вещество в философии» в ЭС БиЭ.
Л – 1, Раздел 1, Механик, § 265 Прибавление, стр. 71 – 72.
Л – 1. Раздел 1, Механика, § 265, стр. 70.
Л – 1. Раздел 1, Механика, § 265, стр. 71.
Л – 1. Раздел 1, Механика, § 266, стр. 6.
Франкер (Francoeur) Луи Бенжамен (1773 – 1849) – французский математик, академик парижской Академии, известный своими учебниками по механике, математике, геодезии. Гегель цитирует из его «Traite elementaire de mechanique, adopte dans I'mstruction publique» (Paris, 1800, 4 ed, 1807) L. II: «Dynamique», ch. II «Du mouvement d'un point en ligne courbe», § 4. «De la gravitation universelle». Л – 1. Раздел 1, Механика, § 266, прим. 79 к стр. 79.
Л – 1. Раздел 1, Механика, § 265, стр. 72.
Л – 1. Раздел 1, Механика, § 265, стр. 74.
В этой форме был сформулирован принцип инерции Ньютона (см. Ньютон. Математические начала натуральной философии. – В кн.: А. Н. Крылов. Собрание трудов, т. VII. М.-Л., 1936, стр. 39 – 40). Л – 1. Раздел 1, Механика, § 266, прим. 70 к стр. 74.
О трактовке Гегелем закона тождества см.: Гегель. Наука логики, т. 2, стр. 34 – 38. Л – 1. Раздел 1, Механика, § 266, прим. 72 к стр. 74.
См. ст. Э.Л. Радлова, «Тождество в философии» в ЭС БиЭ.
Л – 1. Раздел 1, Механика, § 266, стр. 76 – 77.
Ньютон. Математические начала натуральной философии, определение V: (В кн.: А.Н. Крылов. Собрание трудов, т. VII, стр. 26). Л – 1. Раздел 1, Механика, § 266, прим. 74 к стр. 75.
Цитата из Ньютона: «...in coelos abiret et motu abeundi pergeret in infinitum» (цит. изд. «Математических начал натуральной философии», стр. 27). Л – 1. Раздел 1, Механика, § 266, прим. 76 к стр. 75.
Ньютон (ibid. Defin. VIII) «(цит. изд. «Математических начал натуральной философии», стр. 29 – 30). Л – 1. Раздел 1, Механика, § 266, прим. 77 к стр. 75.
Л – 1. Раздел 1, Механика, § 266, прим. * к стр. 75.
См. ст. И.В. Крагелъского «Трение внешнее» в БСЭ.
Л – 1. Раздел 1, Механика, § 266, стр. 75 – 76.
Л – 1. Раздел 1, Механика, § 266, стр. 79 – 80.
Л – 1. Раздел 1, Механика, § 265, стр. 71 – 73.
Л – 10. Раздел 2, гл. 5. Изменение реального понимания пространства до создания понятия пространства-времени, 26, стр. 242. О природе света см. также Л – 7. Гл. IV. Философские идеалисты, как соратники и преемники эмпириокритицизма, стр. 264 – 265.