Вы здесь

XV. НАСЕЛЕНИЕ

XV. Население

а) численность 124
б) плотность 125
в) состав населения 128
1) разделение в племенном отношении 128
2) разделение в религиозном отношении 130
г) размещение населения 132

Арабы
Разделение их по характеру жизни. Племенные группировки 133
Понятие о семье и племени 140
Внешность и черты характера 141
Одежда. Пища 142-143
Семейная жизнь. Санитарные условия. Вооружение. Рабы.143-144 Религия. Занятия кочевого населения. Набеги. Перекочевки.144-148
Переход к оседлой жизни 149

Курды 152
Национальные меньшинства 159
Народное образование 164

А) Численность.

Оттоманское правительство исчисляло до войны 1914— 1918 г.г. население трех бывших турецких вилайетов (Мосул, Багдад и Басра) в 2—2,5 мил. чел.
Англичанам удалось произвести в 1920 г. демографическую перепись, установившую цифру населения Ирака (см.
[124]
приложение № 1) в 2.849.282 чел.; из этого числа приходится на долю кочевников около 700—800.000 чел. или до 25%, остальные, т.-е. 2.049.282 — 2.149.282 чел. или 75% составляют оседлое и полуоседлое население.
По вилайетам население распределено таким образом: 1) в Багдадском — 1.360.304 чел. или 47,7%; 2) в Бассор-ском — 785.600 чел. или 27,6% и 3) в Мосульском — 703.378 чел. или 24,7%.
В итоге почти около половины населения сосредоточено в Багдадском вилайете, более четверти в Бассорском и несколько меньше этой цифры — в Мосульском.
Б) Плотность. (Диаграмма № 2).

Диаграмма № 2

плотности населения

На каждый кв. клм. приходится в среднем 7,6 челов. оседлого и кочевого населения. Таким образом, по средней плотности населения области Ирака приближаются к СССР. Из вилайетов по плотности на первом месте стоит Багдадский, до 9,8 чел. населения на 1 кв. клм., затем следует Бассорский — около 8,7 чел. и, наконец, Мосульский — 4,9 чел. на указанную площадь.
В данном случае обыденный прием для определения плотности населения районов недостаточно будет правильным, так как вышеприведенные цифры не дают настоящего понятия о действительной густоте населения. В самом деле,
[125]
в изучаемом крае существуют населенные и ненаселенньп площади.
В северном Ираке населенные или культурные его районы занимают (схема № 13): 1) полосу местность

Схема № 13

вдоль течения г. Евфрат; 2) районы гор сев.-вост. и северн части области; 3) районы рек горной области Синджара и к востоку от нее; 4) территорию к востоку от р. Тигр — на равнине в области г. г. Мосул, Эрбиль и р. Большой Заб; 5) предгорья Курдистана.
[126]
В южном Ираке.
1) по р. Шат-эль-Араб; 2) по р. Евфрат; 3) по каналу Шат-эль-Хай; 4) к северу и к северо-востоку от г. Багдад —

Схема № 14

Плотности населения

по р. Тигр и в местности между p.p. Тигр и Диала; 5) по р. Тигр — к югу от Багдада и 6) в предгорьях, охватывающих ирако-персидскую пограничную зону. Остальная часть площади края представляет пустынные районы, в которых на сотни кв. клм. не проживает оседлое население.
[127]
Более наглядное представление о размещении жителей на территории Ирака дает схема № 14, указывающая плотность населения бывшей спорной Мосульской области и остальной территории Ирака по данным за 1925 г. Из этой схемы усматривается, что население 16 чел. и свыше на 1 кв. км., главным образом, сосредоточено: а) вокруг г. Мосула и в некоторых районах к востоку от него, б) вокруг г. Багдад и к югу от него и, наконец, в) но р. Шат-эль-Араб. Значительная часть культурных областей имеет население от 4 до 15 чел. на 1 кв. км.
В общем же полоса местности, протягивающаяся от района г. Багдад и затем южнее вдоль р. р. Евфрат и Шат-эль-Араб до Персидского побережья, отличается наиболее плотным населением, тогда как области в северном Ираке — к западу от р. Тигр и в нижнем Ираке — к западу от р. Евфрат и к востоку от р. Тигр отличаются незначительной плотностью населения, доходящей всего до 1—3 чел. на указанную площадь.

В. Состав населения.

1) Разделение населения в племенном отношении.

Ирак резко разделен между этнологическими областями арабов, населяющих равнины, и горских курдов. Между ними вкраплены национальные меньшинства (см. диаграмму № 3 и схему № 6). Вообще характерными народностями Ирака в отношении численности являются представители отраслей средиземноморской или кавказской расы: 1) семитической — арабы и 2) арийской — курды. К последней отрасли также принадлежат обитающие в стране персы и армяне.
К семитической группе относятся: евреи и христиане различных толков и сект.
Представители турко-монгольской расы имеются в лице турок, туркмен и др.
[128]
[129]

В Мосульском вилайете курды составляют до 58,5% населения, арабы — 23,6% 2), турки — 8% 3), христианские народности — до 7,8% и евреи — 2,1 %.
В итоге в вилайете преобладают курды; арабы состав. ляют всего около четверти населения; национальные меньшинства представлены значительным процентом, в общем составляя до одной шестой населения.
2) В Багдадском вилайете арабы составляют уже 92,8% населения, курды — 1%, христиане — 1,5%, евреи — 4,6% и прочие — 0,1%.
Таким образом, преобладающим элементом в вилайете являются арабы, остальные же национальные меньшинства в том числе и курды, представлены незначительным процентом.
3) В Бассорском вилайете арабы составляют 97,4% на селения, евреи — 1,2%, христиане — 0,3% и прочие — 1,1%.
Таким образом, этот вилайет особенно выделяется однородной массой своего населения, среди которого национальные меньшинства представлены всего 2,6%.
В итоге в Ираке арабы составляют не менее трех четвертей (78%) всего населения, а курдский элемент несколько больше одной шестой (14,8%). Национальные меньшинства следуют в такой последовательности: евреи — 3%, христиане — 2,8% и народности других религий — до 1,4%.
Часть населения, относящаяся к христианам и к народностям других религий, считает своим родным языком — арабский. Последний — господствующий в стране.

2) Разделение населения в религиозном отношении.

1) В Мосульском вилайете большинство населения — 82,5% мусульмане-сунниты и лишь 3,2% — мусульмане-шииты.
[Примечания]
1) По турецким источникам до 52,5%.
2) По турецким источникам—9,5%.
3) Турецкое правительство считает, что турок в Мосульском вилайете до 24%.
[130]
В частности, до 53,1% курдов-суннитов и 1% шиитов, до 21,4% арабов-суннитов и 2,2% — шиитов и турок —8% суннитов. Затем, в вилайете имеется до 2,1% иудеев, 7,8% христиан различных исповеданий (особенно велика группа айсор или несториан) и 4,4% других религий (курды иезиды).
В итоге, подавляющая масса населения вилайета принадлежит к мусульманам-суннитам и незначительная его доля к другим толкам и религиям.
2) В Багдадском вилайете большинство населения — 55,2% мусульмане-шииты, 38,6% — суннитов. Из числа арабов — 54,2% шиитов и 38,6% — суннитов; курды (1%) — все шииты. Христиан различных исповеданий — до 1,5%, иудеев — 4,6% и других религий — 0,1%.
3) В Бассорском вилайете мусульман-шиитов (арабы) — 91,9%, а суннитов лишь — 5,5%, иудеев — 1,2%, христиан различных исповеданий — 0,3% и других религий (бабиды и пр.) — 1,1%.
Следовательно, Бассорский вилайет выделяется своей однородностью не только этнической, но и принадлежностью, главным образом, к одному мусульманскому толку.
В итоге, в Ираке до 52,5% магометан-шиитов (главным образом арабское население), до 40,3% — суннитов (все турки, большая часть курдов и часть арабов), 3% —иудеев, 2,8%—христиан и 1,4%— народностей других религий.
Таким образом, около 59% населения Мосульского вилайета, отнесенного к территории вновь созданного арабского королевства Ирак, состоит из курдского элемента, большая часть которого магометане-сунниты, тогда как арабский элемент не превосходит 23,6% его населения. Напротив того, в остальных двух вилайетах перевес на стороне арабов (в Багдадском вилайете — 92,8% населения и в Бассорском— 97,4%). По мере перехода от северных широт к южным, процент мусульман-шиитов растет, что отчасти объясняется близостью наиболее чтимых у шиитов (после г. г. Мекки и Медины) религиозных центров — г. Кербела, где находится могила Гуссейна, и г. Неджеф, где высится мечеть Али. Эти же пункты являются притягательными центрами и для
[131]
шиитской Персии. Что же касается собственно турецкого населения в бывшем спорном Мосульском вилайете, на который претендовало ангорское правительство, то оно чрезвычайно малочисленно. Турецкая группа в других вилайетах по численности также весьма незначительна. Наиболее пестрое население в Мосульском вилайете, где выделяются группы христианского населения (особенно айсорского) и курды-иезиды. В южных вилайетах христианское население немногочисленно. Евреи встречаются, главным образом, в Багдадском (4,6%) и Мосульском (2,1%) вилайетах, где имеются большие торговые центры; в Бассорском вилайете они представлены незначительным процентом (1,2%).

Г) Размещение населения.

Вообще резкой этнической границы между курдской и арабской народностями в Ираке не существует и на довольно широкой полосе арабы и курды в местах соприкосновения смешались между собой (схема № 6).
Несколько легче отметить линию преобладания того или другого языка. Эта граница в Великом Арабистане проходит от р. Евфрат южнее Биреджик на г. г. Серудж, Урфа, Веран-шеир, севернее г. Мардин, на г. г. Нисибин и Мосул; от последнего спускается на восток к р. Керкук до хребта Джебель Хамрин.
К югу и западу от этой линии, за исключением гор Синджар, абсолютно преобладает арабский язык, а к северу и в районе отмеченных гор — курдский. Однако, встречаются севернее и восточнее указанной линии места, где говорят на арабском языке. Уяснение этих географических и этнических рубежей имеет первостепенное значение для правильной оценки политических событий в Ираке.
Северо-восточная часть Мосульского вилайета, наполненная отрогами гор Армении и Ирана, благоприятствует оседлой или полукочевой жизни отдельных племен в изолированных горных долинах, прикрытых с севера и сев.-вост. горными цепями, тогда как обширные равнины Багдад-
[132]
ского и Бассорского вилайетов, сливающиеся на западе с пустынями Сирии и Аравии, способствуют в своей центральной орошенной части оседлой жизни, а на восточной и западной окраинах — жизни номада.

 

АРАБЫ

Разделение их по характеру жизни. Племенные группировки.

По характеру жизни арабы делятся на «ахль-эль-хэйт» или застенных оседлых жителей и на «ахль-эль-бейт», т.-е. обитателей палаток или кочевников.
Кочевой араб или бедави (это слово, производимое от «бадийэ», т.-е. пустыня, превратилось у европейцев, вследствие испорченного произношения, в бедуина) сохранил почти в полнейшей неприкосновенности старозаветные обычаи, и быт его очень близок к быту его библейских прародителей. Оседлые же арабы, под влиянием проникшей цивилизации, утратили уже многие характерные особенности своего племени.
Полукочевые курдские и арабские племена, расселившись вместе с оседлым населением и владея также земельными участками, обрабатывают их, но, с наступлением жаркого периода, перекочевывают со своими многочисленными стадами в районы, где имеются пастбища, оставляя на местах оседлости небольшую часть членов своего племени (преимущественно стариков) для охраны и сбора урожаев.
Полуоседлое население так же, как и кочевое, считает главным своим занятием скотоводство.
Равнины Ирака, не имеющие естественных границ с Аравийским полуостровом, с незапамятных времен посещались кочевыми арабами и имена их упоминаются даже в древнейших клинообразных ассирийских письменах. Исторические факты указывают на постоянные набегания народных волн из глубины Аравии на север в Сирийскую пустыню, в Месопотамию, Сирию и Палестину и каждая новая приливная волна отбрасывала прибывших раньше все дальше и дальше на север и сев.-восток. Характерно, что кочевые
[133]
арабы как истые сыны равнины, не углублялись в горы, а останавливались у подножья Армянского нагорья. Передвижения больших народных масс повторялись через значительные промежутки времени, тогда как перемещения мелких кочевых племен происходят постоянно. Оседающие племена бедави быстро ассимилируются с аборигенами страны, заимствуя у них обычаи, костюм, образ жизни, но никогда не забывая своего языка. Наоборот, куда бы ни проникали арабы, этот богатый язык повсюду передавался прежним обитателям стран и даже широко распространялся в соседних областях. В частности, несмотря на многовековое господство турок, их язык не распространился среди арабов и не оказал никакого влияния на арабский язык, тогда как турецкий язык перенял массу арабских слов, оборотов и грамматических форм. Это, конечно, об'ясняется большим совершеством, богатством арабского языка по сравнению с турецким и, наконец, главным образом, тем обстоятельством, что религиозные книги мусульман написаны по-арабски. В настоящее время турецкий язык можно слышать лишь в городах и в селениях с туркоманским населением.
Арабский язык делится на 4 диалекта: 1) аравийский; 2) сирийско-палестино-месопотамский; 3) египетский и 4) северо-африканский.
Среди этих главнейших диалектов имеется ряд диалектов бедави (бедуинских). Некоторые исследователи считают народности, имеющие родной язык арабский, также и арабами по происхождению. Однако, это заключение ошибочно, так как, например, все городское население и большая часть оседлого сельского населения почти всей Сирии, не зная никакого другого языка, кроме арабского, по происхождению вовсе не арабы.
То же относится к населению северной окраины Ирака У подножья Курдистанских гор и области к востоку от р. Тигр. Здесь потомки курдов, персов, армян, древних ассирийцев, халдеев и сирийцев также восприняли арабский язык. По типу же это население резко отличается от арабов.
[134]
В Ираке насчитывают свыше 50 племен бедави; некоторые из них, как отмечено ниже, весьма многочисленны (схема № 6). Общая численность бедави в стране достигает до 100.000—120.000 шатров или до 700—800.000 человек.
Затем, следует помнить, что арабские племена Ирака не являются аборигенами страны; их общая родина — Аравийский полуостров.
Одно из самых могущественных ныне племен (— Шаммары (до 38.000 шатров — около 200.000 чел.) появились в Сирийской пустыне в XVIII столетии.
Затем, вслед за ними туда же пришло племя Анезов (Ане-зехи), численностью до 600—700.000 чел., могущих выставить до 100.000 способных носить оружие. Они переходят зимой из южной Сирии в северную Аравию, чтобы затем возвратиться обратно лишь весной. Часть Анезов кочует и в западном Ираке. При своем первоначальном появлении в Сирии Анезы оттеснили Шаммаров далеко к востоку и сев.-вост. в Ирак. Племя же Джебуров, теснимое Шаммарами, принуждено было осесть на берегах р. р. Евфрата, Хабур-су я Тигра. Анезы, закрепившись в Сирийской пустыне, ныне угрожают западной части торговых путей из Ирака в Сирию.
Вообще кочевые арабы северного Ирака дробятся на племена различной численности, силы и степени влияния на другие племена, но большинство их находится в зависимости от группы Шаммаров.
Шаммары в настоящее время кочуют на обширном пространстве почти всего Ирака вплоть до г.г. Самава и Дивание и частью даже переходят за р. Евфрат в пределы Сирии. Будучи об'единены в первой половине XIX ст. под властью одного шейха, они являлись полновластными хозяевами в Ираке и в части северной Аравии. Это могучее племя получало даже и от турецкого правительства денежный выкуп за свободный пропуск через их территорию не только путешественников, но и небольших отрядов войск.
В результате многолетних выступлений Шаммаров, это племя, вследствие внутренних неурядиц, распалось на более сильных северных Шаммаров-Джарба и южных Шаммаров-Тауге. Шаммары-Джарба, большей частью шииты, могут вы-
[135]
ставить не менее 25.000 1) вооруженных. Шаммары-Тауге, хотя и более слабое племя по сравнению с предыдущим, но более фанатичное (исключительно шииты), могут выставить до 20.000 вооруженных. Это племя кочует на обширном пространстве к западу от берегов р. Тигр до Сирийской пустыни, до г. Кут-эль-Амара на р. Тигр и вокруг священных шиитских центров — г.г. Кербела и Неджеф.
Обе эти отрасли Шаммаров собирают с оседлого окрестного населения налог — «хува», т.-е. «братства», гарантирующий ему безопасность и неприкосновенность его земель и имущества; часто сбор этого налога дает повод к волнениям, особенно в районах соприкосновения двух могучих племен Анезов и Шаммаров, которые, находясь в постоянной вражде, нападают на плательщиков «хува» враждебного племени. Это последнее оплачивает тем же, вследствие чего разграбленное оседлое население отказывается от уплаты податей, что вызывает организацию экспедиций для наказания как уклоняющихся от взноса налога, так и для отобрания награбленного.
Природная недоступность, экономическая и племенная разобщенность многих районов южного Ирака служили причиной тому, что власть турок до войны 1914—18 г.г. и англичан после нее в этих областях была лишь номинальной. Но, благодаря применению воздушных сил, англичане постепенно начинают закреплять за собой все недоступные районы. Одной из таких областей с непокорным населением была издавна территория между с. Румаита и г. Самава на р. Евфрат в 250 км. к югу от Багдада. Доступная только для движения легкого вьючного транспорта и пересеченная древней системой ирригационных каналов, местность эта довольно густо населена воинственными и хорошо вооруженными арабскими племенами. В течение нескольких лет они не платили податей, не допускали к себе английских чиновников и производили частые набеги. Когда вспыхнуло восстание 1920 г., они разобрали железную дорогу и Багдад связывался со своей базой — г. Басра посредством р. Тигр,
[Примечания]
1) На схеме № 6 указаны наиболее многочисленные племена.
[136]
Войска, направляемые в этот район, могли действовать только в узкой полосе железной дороги и не имели возможности глубоко проникнуть в это «гнездо разбойников». Для авиации подобная операция была также щекотливой и опасной, пока не имелось правильной карты этого района и специальной аэрокарты земных целей, на которой англичанам удалось (агентурным путем) нанести расположение пассивных и враждебных селений, посадочных площадок и т. п. Сначала был разработан детально план операции и сделаны все необходимые приготовления; в частности, выбраны и оборудованы подходящие места для передовых аэродромов, подготовлено снабжение и сосредоточены туземные войска с английскими броневыми частями. Только тогда был пред'явлен приготовленный заранее ультиматум. Всем непокорным шейхам было предложено явиться в г. Самава для «изъявления покорности и представления достаточной гарантии лойяльности в будущем». Из 42 шейхов явился только один, вследствие чего со следующего же утра началась усиленная двухдневная воздушная бомбардировка всего района. Большая часть шейхов на третий день из'явила покорность и к ним немедленно были командированы британские и иракские чиновники и полиция.
В общем двухдневная операция стоила англичанам только одного убитого. Между тем, обычная крупная карательная экспедиция добилась бы такого же результата не ранее нескольких недель и при том ценою тяжких потерь.
Арабы Бассорского, Мунтефикского и Амарского районов делятся, не считая мелких племен, на две крупных федерации: Мунтефиков и Бенилямов, также выходцев из внутренней Аравии.
Мунтефики давно поселились в Ираке по берегам Шат-эль-Хай, по правому берегу р. Евфрат и между ним и р. Тигр, на большом пространстве от с. Гурна и г. Кут-эль-Амара до г.г. Дивание и Самава.
Эта могучая федерация, насчитывающая до 250.000 человек, может выставить при полном напряжении до 50.000 бойцов.
[137]
Во время войны 1914—18 г.г. глава племени Мунтефик, шейх Аджеми, под давлением турок, объявил в начале 1915 года англичанам «джехад» и выставил перед наступлением турок в апреле того же года на фронте Назирие, Амара, Ахваз иррегулярные части, общей численностью до 10.000 бойцов. Однако, арабы, представляя мало организованную массу, в боях оказывали туркам слабое содействие и крайне отягощали последних в вопросах снабжения. Вследствие неудачного для турок выступления, указанный вождь Мун-тефиков вероломно изменил туркам.
Наименование «Мунтефик» произошло от арабского слова «мунтефик», т.-е. соединенный, в виду того, что эта федерация является соединением трех главных племен шиитского толка.
Мунтефики ведут полуоседлую жизнь, но управляются шейхами, подчиняющимися роду Саадун. Это племя играет в южном Ираке большую политическую роль.
Шиитское племя Бени-лямов, насчитывающее до 150.000 чел. и могущее выставить до 35.000 бойцов, занимает левый берег р. Тигр — между Кут-эль-Амара и Хаувизе вплоть до гор Пушти-ку; на правом же берегу оно расселилось к востоку от канала Шат-эль-Хай до г. Амара. Племя Бени-лямов, подобно Мунтефикам, в начале мировой войны, совместно с другими мелкими арабскими племенами, поддерживало наступление турок на нефтеносный район в области р. Карун.
Переходной ступенью между оседлым и кочевым населением являются прибрежные жители рек и каналов Ирака, представляющие мелкие племена, которые носят общее наименование Аль-Мадан. Хотя они и представляют ядро оседлого деревенского населения, но они обитают в деревнях под властью своих шейхов, занимаясь культурой риса, пшеницы и ячменя и соединяются для устройства и поддержания каналов и плотин. Нередко они принуждены бывают переходить на новые места, вследствие опустошительных наводнений в их районах. Наиболее крупное из них племя Альбу-Мухаммед расселилось по обоим берегам р. Тигр, от г. Амара и почти до с. Гурна.
[138]
Еще ближе к кочевникам стоят живущие в болотах Ирака и занимающиеся буйволоводством и культурой риса, так называемые, арабы болот—маданы и хозаилы. Болотные арабы, кроме того, промышляют пиратством, нападая по ночам на своих плоскодонных лодках на проходящие мимо суда. В случае неудачи, пираты скрываются в топях, до которых не могут добраться карательные отряды.
Маданы и хозаилы селятся на небольших островках, разбросанных среди болот, ходят полунагими и питаются продуктами буйволиного молока и рисом, возделываемым ими тут же в болотах.
Некоторые мелкие племена, обитающие вдоль p.p. Тигр и Евфрат, занимаются, главным образом, перевозкой грузов на лодках.
Все эти малочисленные племена, сохраняя свою внутреннюю независимость, находятся в вассальных отношениях к Мунтефикам или Бени-Лямам, соответственно соседству с этими последними.
История расселения и характер образа жизни других племен бедави сходны между собой. Однако, дать полную классификацию мелких аширетов, с обозначением районов кочевок и характеристики взаимных отношений, почти невозможно, так как все эти факторы чрезвычайно изменчивы и сложны. Нередко аширеты распадаются на несколько новых групп, иногда же сливаются в одну. Места кочевок этих мелких подразделений — непостоянны, частью вследствие добровольного переселения, частью же благодаря насильственному вытеснению другими аширетами. Особенно же не поддаются учету взаимоотношения аширетов, изменяющиеся как в калейдоскопе.
Во всяком случае, главной чертой взаимоотношений арабских племен является постоянная борьба между собою; переход от лойяльного отношения к своему протектору — к враждебному, постоянные измены и предательства. При таких условиях, как бывшее оттоманское правительство, так и Англия широко применяли, а последняя применяет и ныне девиз «divide et impera», т.-е. разделяй и властвуй, для чего великобританское правительство различными льго-
[139]
тами подарками, титулами и прочее раз'единяет шейхов могучих племен, вооружает их друг против друга и тем ослабляет племена.
В итоге, кочевники области Двуречья распадаются на ряд отдельных и враждующих между собой племен; но, несмотря на эту раздробленность, они представляют единство в языке, религии, нравах и обычаях. Для характеристики отношений этих племен к турецким властям следует также указать, например, что при первых известиях о возможности сооружения Багдадской жел. дороги, которая упрочила бы турецкое владычество на берегах Персидского залива, арабские племена, кочующие между Басра и Багдад, пришли в 1906 г. в сильнейшее волнение, блокировали г. Багдад и пытались прервать судоходство по р. Тигр. Подобными же эксцессами сопровождались выступления арабских племен в период мировой войны 1914—18 г.г. и после нее против англичан.

Понятие о семье и племени.

Во главе семьи бедави находится старшее в ней лицо. Несколько родственных семейств составляют группу, во главе которой стоит лицо, избранное из старейших семейств; из нескольких десятков и даже сотен таких групп образуется «аширэ», т.-е. колено, с избранным из известной семьи шейхом. Из совокупности колен образуется племя «таифе», во главе которого находится «шейх-шейхов», или «шейх-эш-шуюх», или «шейх-эль-кебир», т.-е. «великий шейх», избираемый также из известной семьи всем племенем.
В мирное время шейх является только старшим в совете шейхов — в «меджлисе», где решаются различные вопросы политического и экономического характера.
Во время же войны шейху предоставляются диктаторские полномочия.
В случае, если шейх по каким-либо причинам не может принять личное командование во время войны, то меджлис избирает на это время предводителя — «акида», которому
[140]
подчиняется и шейх. Последний нуждается в сотрудничестве «кади-эль-фереа» или «арифа», т.-е. знатоком обычного права-пустыни. Приговоры судьи сводятся почти исключительно к штрафам деньгами и натурою. Подчиняться приговору вынуждает бедави лишь нравственное чувство и общественное мнение, поступать вопреки которому бедави весьма затруднительно, так как ему в противном случае придется покинуть свое племя. Личная свобода бедави стоит весьма высоко, это краеугольный камень его миросозерцания.
Авторитет того или другого шейха признается вообще до тех пор, пока это не нарушает интересов бедави (вопросы мира, военных экспедиций, пастбищ и т. д.), в противном случае недовольные отделяются от племени и «коллективное отечество», составленное общностью интересов, перемещается вместе с группой палаток.
По мнению проф. Захау, свободные бедави — лучший элемент на Ближнем Востоке, «их обычаи и устройство так проникнуты гуманностью, что индивидуум в их обществе пользуется такой степенью личной свободы, как ни в каком другом обществе в мире».

Внешность и черты характера.

Арабы по внешности обыкновенно среднего роста, хорошего сложения, худощавы, проворны, с коричневато-желтого цвета лицами. Череп часто неправильный и остроконечный; лоб высокий, лицо красивое, овальной формы; темные, пронизывающие миндалевидные глаза смотрят из-под нахмуренных бровей и прищуренных век, вследствие привычки защищаться от яркого солнечного света. Характерными особенностями бедави являются несколько загнутый и резко очерченный нос, редкая борода, но весьма густые черные или пепельно серые волоса. Бедави очень скоро стареют и в 50 лет они уже выглядят стариками.
Натура араба обнаруживает удивительный контраст: с одной стороны, живой ум, упорство характера, удивительно богатый язык, безграничная любовь к свободе, добродушие, обходительность, гостеприимство и готовность
[141]
с опасностью для собственной жизни защищать гостя; а с другой, вспыльчивость, малокультурность, полная примитивность общественного организма, крайняя алчность к деньгам, недобросовестность в торговых операциях и вероломство.
Действительно, едва беззащитный гость покидает кров своего хозяина, как все любезные отношения заканчиваются, если только они не основаны на родстве и более продолжительном знакомстве. Тот же бедави, который предоставлял весь свой шатер в распоряжение гостя, не сочтет за преступление самым предательским образом ограбить его в пустыне, если только багаж гостя показался ему достойным внимания, а готовность защищаться сомнительной.
Эти противоречия в натуре араба— результат эволюционных противоположных процессов: физического, связанного с ухудшением климата, а отсюда с увеличивающейся нуждой, и этнического, выработавшегося в ходе борьбы за жизнь среди крайне неблагоприятных условий.
Огромную роль в жизни как отдельных бедави, так и целых племен играет освященный веками обычай кровавой мести, возведенный в догму. Каждое убийство, будь то произведенное даже во время набега, ведет за собою ряд других, развивающихся нередко в продолжительную войну между племенами, и создает между ними вековую заклятую вражду.

Одежда.

Одежда араба состоит из длинной, преимущественно белого цвета, рубахи. В холодное время поверх ее набрасывается на плечи «абу» или шерстяной плащ. Голова покрывается платком «кефиэ», сложенным треугольником, который придерживается длинным, дважды обмотанным вокруг макушки, жгутом «агалем». На ногах — сандалии. Городские арабы носят шаровары и надевают поверх рубахи полосатый халат туркменского покроя. Кожаный пояс дополняет одеяние.
[142]
Пища.
Арабы вообще умеренны в «ище, которая до крайности проста, как у всякого кочевника. Он— «сын терпенья», которое признается арабом как высшая добродетель, необходимая для того, чтобы переносить безропотно тяжелые условия кочевой жизни, при изнурительных климатических условиях. Пища на привале приготовляется номадами крайне примитивно на разведенном слабом огне, поддерживаемом сухой травой или с помощью сухого верблюжьего помета. Зерно перемалывается на ручных жерновах. Тесто замешивается водой, возимой в бурдюках. Изготовляемая из теста большая лепешка зарывается в горячую золу костра. Эта полувымешанная, полуиспеченная, с подгоревшими краями лепешка и заменяет хлеб, употребляемый в горячем виде, так как при остывании он превращается в кожеподобное вещество. Иногда хлеб заменяется «бургулем», т.-е. крупой из проваренной пшеницы или кукурузы. Трапеза завершается горстью фиников, запиваемых теплой водой из бурдюков. Мясная пища (баранина или верблюжатина) употребляется лишь при особых торжествах.
Главнейшим видом топлива для населения служит исключительно кизяк (сушеный навоз, смешанный с соломой); в Бассорском вилайете для топлива применяют кору и ветви высохших финиковых пальм. В Мосульском районе в степях собирают особый вид сорной травы, в некоторых же горных районах иракского Курдистана применяют древесное топливо.

Семейная жизнь.

Среди бедави преобладает единоженство и женщина пользуется большей свободой, чем горожанка, и редко прикрывается фатой. Однако, в шатре имеется особая женская половина. Развод у арабов крайне прост и арабу достаточно сказать, обращаясь к жене, — «ты разведена» и формальность исчерпана.
[143]

Санитарные условия.

Благодаря солнцу, проникающему своими лучами в жилища обитателей палатки, санитарные условия среди кочевников гораздо лучше, чем у оседлых жителей. Из болезней распространены: прыщ годовик (указанный выше при обзоре климата), оспа, глазные заболевания и малярия; в некоторых же семьях из рода в род передается проказа.

Вооружение.

Вооружение у бедави встречается, начиная от фитильных ружей, до самых лучших и новейших скорострельных систем, привозимых из-за границы. Кроме того, на вооружении имеются у конных длинные, в 3—4 метр., бамбуковые пики — «ремах», с металлическими наконечниками, а у пеших — короткие, метра в полтора длиной, дротики. Затем арабы носят кривые сабли — «сейфы» и короткие кинжалы — «шиблие».

Рабы.

Бедави, особенно в Аравии, имеет рабов, приводимых из Африки, которых шейхи и зажиточные арабы закупают в ближайших к их кочевьям городах. Рабы находятся в семье араба почти на равноправном положении с остальными членами семьи.

Религия.

Бедави отличаются полным равнодушием к религиозным вопросам, почему они беспощадно грабят меккских пилигримов, совершающих хадж (т.-е. путешествие в Мекку и Медину на поклонение священным местам), вследствие чего караваны паломников бывают в состоянии беспрепятственно добраться из Ирака до Мекки и Медины лишь под конвоем. Почему ежегодно жители Неджда отправляются в Неджеф и Кербела для того, чтобы встретить там паломников шиитов и гарантировать им безопасный проход в Мекку.
[144]
Создатели и распространители ислама сумели в короткий срок найти ему миллионы прозелитов в трех частях света и завоевать огромную территорию от пределов Индии до берегов Атлантического океана, сами же арабы-номады остались поразительно мало затронуты миросозерцанием и моралью нового учения.
Бедави, хотя формально и приняли ислам, но они отвергают многие предписания Корана, обратив свою религию скорее в чистый деизм, опоэтизированный суеверной мечта-•тельностью и пылкой фантазией, к которой они склонны более всех других народов Востока.
Кроме того, значительная часть арабов Ирака, не менее 1 1/2 мил., исповедует враждебный суннизму шиизм, а некоторые племена принадлежат к особой секте ваххабитов, образовавших независимое государство во внутренней Аравии.
Однако, некоторые побуждения (национальные или хищнические), как отмечает история, иногда втягивали бедави в политико-религиозное движение. Оседлые же арабы, особенно проживающие в городах, более склонны к религиозным запросам. Шариат, составляющий основу магометанского правопорядка и законодательства, у бедави не играет почти никакой роли и вся жизнь их основана на обычном праве, передаваемом из уст в уста.
Приводя религиозный состав населения Ирака, следует указать подмеченную многими исследователями Востока особенность ислама, обезличивающего в национальном отношении исповедующие его народы. У последних в общении между собой доминирует мысль, что они все «муслим», т.-е. правоверные. В этом заключаются все их права и обязанности во взаимных отношениях. Они люди одной духовной семьи и последователи одного пророка.
В итоге ислам, сглаживая национальные различия исповедующих его народов, дает им между собой только отличие, выражающееся, главным образом, в разнице исповедуемых ими толков — суннизмом, шиизмом и др. Антагонизм между ними проявляется в Ираке, куда ежегодно стекается до 200.000 шиитов-пилигримов со всех концов шиитского
[145]
мира для поклонения священным гробницам в Кербела, Неджеф, Самарра и Куфа.
Между шиитами и суннитами Ирака замечаются серьезные разногласия не только религиозного характера, но главным образом политического и социального. Действительно, как уже выявлено выше, шииты составляют больше половины населения, обитающего преимущественно вне больших городских центров страны, имеющего племенную организацию и в массе менее культурного, чем сунниты Ирака. С эпохи турецкого владычества городская бюрократия вербуется из суннитов, с которыми постоянно враждуют шиитские шейхи и улемы (духовенство). С этими шиитскими руководителями представители английского правительства стремятся сохранить наилучшие отношения, поддерживая при этом классовые интересы шиитских шейхов, которыми и пользуются, как орудием, против суннитов и иракского правительства. В свою очередь, сунниты, настойчиво проводя в Ираке национальную политику, расценивают шиитских шейхов и улемов, как помеху на пути к утверждению независимости Ирака.
Между тем отмеченные шиитские руководители, опасаясь утерять влияние на массы, добиваются в отношении управления равноправия с суннитами. Учитывая эту сложную борьбу и всемерно подогревая ее, английское правительство внушает суннитам и шиитам, что «страна 1) нуждается в нейтральной силе, без которой не может быть установлено равновесие»; исчезновение этой силы, по мнению англичан, вызовет в стране нескончаемые осложнения и волнения; это же настроение поддерживается и в Совете Лиги Наций.
Государственная организация шиитской Персии существенно различна от организации других мусульманских государств и в стране «Льва и Солнца» некоторые законодательные и судебные вопросы сосредоточены в руках муджтехидов, получающих свое установление (инвеституру) от старших (первых) муджтехидов, т.-е. ученых богословов. Центром шиизма почитаются города Кербела и Неджеф, где
[Примечание]
1)Заря Востока. 29/XII 27 г
[146]
пребывают первые муджтехиды мусульманского мира. До мировой войны английские представители в Ираке сумели взять в свои руки духовную силу муджтехидов и использовали ее на пользу английской политики в шиитском мире. Большое содействие в выполнении этой задачи англичане получили от наввабов (наиб — множественное число — нувваб, арабское слово, означающее «принц» или «знатное лицо») — индийских шиитских принцев, которым после восстания сипаев в 1857 г. в Индии было предложено поселиться в Ираке, под условием получения пенсии от Ост-Индского правительства.
Наввабы эти поселились в Багдаде, Кербела и Неджеф, где они играют роль при муджтехидах, как светские попечители над святынями шиизма.

Занятия кочевого населения.

В мирной обстановке бедави ведет ленивую жизнь в своем шатре и его работа ограничивается засыпкой корма домашним животным. Вся тяжесть повседневной работы лежит на женщине. Стада часто пасутся под надзором наемных пастухов.
Молодое поколение вырастает при полном отсутствии воспитания, под прямым воздействием окружающей природы.
Так как главное богатство бедави составляют верблюды, лошади и отчасти овцы и крупный рогатый скот до буйволов включительно, то для продажи он доставляет в окрестные населенные пункты шерсть и ткани из нее, молочные продукты и пригоняет скот, приобретая, с своей стороны, зерновой хлеб, финики, кофе, одежду, утварь и т. п. Арабы-горожане не теряют связи с пустыней и многие городские состоятельные лица владеют стадами верблюдов, лошадей и овец. Помимо этого, они сдают в аренду феллахам финиковые рощи.
[147]

Набеги.

Мужчины, не неся тяжести домашней работы, оставили за собой, как ремесло, «газу» или хищнические набеги и нападения на соседей и проходящие караваны.
Сильные племена считают необходимым несколько раз в году производить набеги.
Если меджлис наметил производство небольшого налета на ближайших соседей или на караван, то нападение производится на лошадях, с целью внезапного появления и затем быстрого ухода; если же при набеге приходится преодолевать большие пространства пустыни и он сулит богатой добычей, то эта операция ведется на верблюдах, на которых садятся по два человека, из них один в бою играет роль пехотинца, а другой — коновода. Набеги производятся обыкновенно на рассвете, когда люди, по образному выражению арабского поэта, «понемногу напьются сна». При набеге поля вытаптываются, жилища сжигаются, скот же угоняется. В случае, если набег производится в жаркое время года, когда пересыхают водные источники, то при грабежах овец почти не берут, так как они могут погибнуть при больших переходах без воды. Подобные набеги «газу» совершаются иногда издалека и, например, в 1925 — 27 г. г. арабы ваххабиты внутреннего Неджда (Центральная Аравия) грабили обитателей Ирака, поселившихся на берегах р. Евфрат.

Перекочевки.

Пастбища для скота есть вопрос бытия и за обладание ими, а также водными источниками происходят нескончаемые распри. В зависимости от открывающихся пастбищ значительные племена бедави в зимний период перекочевывают из Сирийско-аравийско-иракской пустыни на юг — к внутренней Аравии, где под воздействием зимних дождей развивается вблизи вади многообразная ксерофитная флора (сухостойная растительность); с наступлением же лета эти пастбища выгорают и номады перекочевывают обратно к Ираку.
[148]

Переход к оседлой жизни.

Иракских арабов «ахль-эль-хэйт», т.-е. оседлых жителей и «ахль-эль-бейт», т.-е. обитателей палаток, в зависимости от их уклада жизни, возможно разделить на 4 категории:
1) «бедави» (бедуины)—вполне кочевые, занимающиеся ерблюдоводством и коневодством;
2) «шавийэ» или рассеянные—небольшие племена, ограничивающие свои перекочевки со стадами крупного и мелкого скота небольшими приречными районами;
3) «аль-мадан» или обитатели тростниковых болотистых зарослей, занимающихся буйволоводством и культурой риса, и
4) «феллахи» или земледельцы, вполне осевшие на обрабатываемых ими участках.
Если бедави Ирака попадают в лучшие природные условия, то они сравнительно скоро, применяясь к ним, переходят к оседлому состоянию.
Кроме причин, лежащих в самой природе арабов и их характере, переходу бедави к оседлой жизни много препятствует жалкое положение оседлого населения. Нередко последнее, изнемогая от налогов и «хувэ», бросает насиженные места и вновь возвращается к жизни номадов. Более действительной мерой прикрепления бедави к земле явилась отдача в долгосрочную аренду казенных земель. Это мероприятие привило кочевникам понятие о земельной собственности. С другой стороны, прорытие Суэцкого канала открыло местному сырью доступ на европейский рынок, обратив внимание бедави на все выгоды обладания землей, в смысле получения продуктов земледельческого труда. Некоторому водворению спокойствия в районах с арабским населением благоприятствует процесс вытеснения из пустынь сильными племенами более слабых, которые, переходя к оседлой жизни на определенных участках, начинают заниматься, помимо скотоводства, земледелием и для защиты от своих неспокойных более сильных собратьев-бедави прибегают к содействию местной власти.
[149]
Англичане, принявшись за цивилизаторскую миссию в Ираке, для под'ема производительности страны, считают необходимым прикрепить кочевое население к земле, а главное переселить значительное количество культурных земледельцев из соседних стран.
Однако, это мероприятие вызовет сильнейший антагонизм туземного населения, естественный прирост среди которого, вследствие значительной смертности детей, чрезвычайно мал. Таким образом, Ирак еще долго будет являться страной с редким населением.
В итоге жизнь бедави — это непрестанная борьба за существование с природой и окружающими его соотечественниками.
Постоянные распри между племенами препятствуют делу об'единения арабов, однако, исторические факты указывают, что идея об'единения этого народа жива и популярна. Почему было бы ошибочно утверждать, что арабы сыграли свою политическую роль и не способны к возрождению. Последнее может привести к совершенно неожиданным политическим результатам.
В настоящее время установлено 1), что мотыжное земледелие было исходной стадией как для развития более усовершенствованных форм земледелия, так и для кочевого ското-воднического быта, так как использование прирученных животных для утилитарных целей — задача весьма нелегкая и едва ли достижимая для бродячих охотников. Земледелие и скотоводство первоначально были тесно связаны между собой, но с возрастанием населения особенности природы повели к дифференцировке быта и группы населения, отодвинутые в менее благоприятные для земледелия районы, принуждены были поневоле отдаться скотоводству и лишь у подножия гор, где существует влага, и вдоль рек уцелели земледельческие оазисы. Эта связь между земледелием и скотоводством особенно рельефна в Ираке и Аравии, где номады пользуются продуктами земледелия своих оседлых
[Примечание]
1) Проф. А А. Крубер Общее землеведение Часть III, стр. 297, 299 — 150
[150]
соплеменников. Эти факты свидетельствуют, что в кочевом и земледельческом быте западной Азии налицо две формы хозяйства, уклонившиеся в разные стороны от одного общего начала, под влиянием различных географических условий. Скотоводство связано с кочевой жизнью, с легко перевозимым имуществом, которое могло быть легко и беспрепятственно передвигаемо за подвижными стадами номада, являющимися предпочитаемой формой его богатства. Климатические условия, в связи с топографическими данными, ставят на шаткий фундамент благополучие номада и толкают его на набеги и грабеж своих соседей. Номад — канонически пастух, политически — завоеватель, исторически — воин. Борьба из-за пастбищ и воды — типичная история еще со времен Авраама. Нация у кочевников — это отдыхающая армия, армия — мобилизованная нация. Постоянное упражнение в борьбе, в употреблении оружия, физическая закаленность, как результат кочевой жизни, делают из каждого кочевника солдата. Кавалерия или отряды на верблюдах сообщают быстроту и силу их внезапным налетам и обеспечивают им безнаказанное отступление.
Об'единение кочевников под одной властью явление сравнительно кратковременное и созданные организации быстро распадаются. Географические условия, определяющие подвижность, облегчающую концентрацию, в то же время способствуют децентрализации.
В этом заключается парадокс номадизма. Вообще, кочевник не подчиняется какой-либо организованной власти.
Подвижность номадов, большое количество вьючных животных, которыми они располагают, делают из них естественных посредников в караванной торговле. Обладая большой подвижностью, кочевники легко усваивали и распространяли по свету различные элементы культуры, но они не создали почти ничего своего, «пустыня и степи налагают руку на всякий прогресс: живущие в них народы не развиваются, это — вечные дети природы. Подлинные номады не обнаруживают никакого изменения в своих привычках, одеждах и во всем строе своей жизни в течение целых тысячелетий».
[151]

 

КУРДЫ

Северн. и северо-восточн. области Ирака (части Мосульского и Багдадского вилайетов) населены курдскими племенами (см. схему № 6).
Вследствие особых географических условий, исторически курдская народность играла роль племен приграничных, поселившихся в горных труднодоступных местах, куда не достигал поток народов завоевателей, периодически прокатывавшихся по окраинам Армяно-Иранского нагорья. При такой обстановке у курда выработалась любовь к независимости, привязанность к своему племени и главарям его, воинственность, упорство в отстаивании своей самобытности. Географические условия, т.-е. трудность сообщения в горах, способствовали изолированному и обособленному развитию отдельных общин-племен, стремящихся вести вполне самостоятельное существование и представляющих независимые политические образования, ревниво оберегающие свою свободу. Непрерывное общение курдов с более высокими по культуре народами оставило на них известный отпечаток и в этом отношении значительное влияние оказали на курдов более родственные им по происхождению арийцы-персы; с другой же стороны, от арабов завоевателей они вместе с народами Ирана восприняли ислам. Курдский тип представляет вообще разнообразие, в котором трудно опереться на одни антропологические признаки. Курды лучше всего сохранили в Ираке свою арийскую физиономию вблизи обособленных курдских центров некогда налаживавшейся курдской автономии и цивилизации, а именно в районе г. Сулеймание (в Мосульском вилайете). По мере же удаления на север все больше и больше сказываются смешение с другими народами и иные влияния и, в зависимости от соседства, большая грубость нравов и чрезвычайная малокультурность.
Вследствие исторических условий и естественного прироста населения, патриархальные отношения родового быта заменялись правоотношениями иного порядка и постепенно
[152]
вырабатывался полуфеодальный помещичье - крепостной строй. Родоначальники (паши, шейхи, агалары) в некоторых случаях превратились в крупных земельных собственников и фактических владельцев многих тысяч подданных, а родственники родоначальников образовали класс помещиков и вместе с тем вооруженную свиту и ополчение своих повелителей.
Большинство курдов — мусульмане-сунниты; среди них вкраплены сектанты иезиды (см. ниже) и али-аллахи. Руководство всеми религиозными делами, обрядами и обычаями того или другого племени находится в руках сеидов, ахундов и старцев; первые, как потомки пророка, пользуются особым влиянием.
Курды ведут жизнь частью оседлую, а частью полукочевую. Большинство проводит зиму в селениях, в убогих, примитивных саклях, где все обитатели, вместе со своим скотом, живут в общих помещениях, разделенных лишь стеной. Ранней весной курды возделывают поля, выпасая стада в долинах; с наступлением же жаркого времени года, когда трава в местах их зимовок начинает выгорать, курды перегоняют скот в горы на альпийские пастбища, проживая в шатрах. Характер земледелия — примитивный, мотыжный. Возделывается пшеница, кукуруза, просо, овес, табак и хлопок. Главнейшие предметы обращения на внутреннем меновом рынке — табак, хлопок, шерсть, ковры и чернильные орехи.
Политическая раздробленность, пребывание в известной племенной организации не развили широких общественных чувств у курдов, которые вообще редко сосредоточиваются в крупных селениях или городах.
Курдские женщины в значительной массе не прикрывают лица, пользуются известным авторитетом в семье и часто имя матери, отличающейся умом или красотой, прибавляется к имени сына и возможно указать несколько примеров, когда во главе курдских округов стояли правительницы — энергичные женщины.
[153]
Язык курдский относится к группе иранских языков. Курдский язык не есть испорченный персидский, а вполне самостоятельный язык, с особыми законами фонетики и особым синтаксисом, относящийся к персидскому, как, например, сербский к русскому.
Делались предположения, что курдский язык, как и многие современные наречия Персии, впитал в себя не мало элементов исчезнувшего языка Мидии, т.-е. той иранской монархии, которая предшествовала древней Персии.
Разделяется курдский язык на многие наречия, которые сводятся:
1) к южным: Керманшахскому, Саннэйскому и т. д. наречиям;
2) к восточным: язык Сулёймание и Соудж-булага и
3) к западным, охватывающими большую часть территории Курдистана.
Как восточные, так и западные курды называют свой язык «курманджи». На восточном наречии говорит меньше народа, но оно отличается правильностью, звучностью и чистотой. У курдов очень богатая народная литература, масса сказок, народных преданий, песен.
В истории Курдистана бывали случаи, когда некоторым курдским агаларам удавалось поднять знамя восстания против турок.
В 1830—32 г.г. Ревандузские курды, пользуясь уходом из Месопотамии турецких войск для борьбы с восставшим Мухаммед-Али Египетским, опустошили равнину среднего течения р. Тигр и туркам с большими жертвами удалось потушить этот пожар. Затем, Иезданширу — курдскому шейху в 1854—55 г. г., в разгар «Восточной» русско-турецкой войны удалось поднять против турок весь южный Курдистан до района Ванского озера включительно. Этот же курдский предводитель, мечтая о создании независимого курдского государства, пять раз письменно предлагал начальнику Эриванского отряда русского Кавказского корпуса начать совместное наступление против турок, но письма эти по назначению не дошли. Затем, более серьезное восстание
[154]
повторилось в 1878 г. и предводитель восставших шейх Обейдулла овладел пространством Ван, Битлис, Мосул. Турки, в конце концов, вышли победителями при подавлении восстаний, главным образом, пользуясь рознью и междоусобиями среди курдских племен, быстро охладевавших к мало-воспринимаемым ими национальным идеям, не приносившим сразу материальных выгод.
Во время мировой войны, в период подготовки русским командованием в 1917 г. Мосульской операции, в связи с предполагавшимся наступлением английской армии от района г. Багдад вверх по р. Тигр, было обращено особое внимание на округ Сулеймание. Среди Сулейманийских курдов, управляющихся самостоятельными шейхами, особенно сохранились сепаратические стремления.
Во главе Сулейманийских курдов стоял шейх Махмуд, лично испытавший прелести султанского режима. В первый лериод мировой войны этот шейх, вследствие столкновений с командованием VI турецкой (Иракской) армии, был арестован турками и посажен в Мосульскую тюрьму.
В начале 1917 года обозначился успех англичан на Багдадском направлении и штаб VI турецкой армии, лелея мысль о возможности использовать курдские формирования для операций в Ираке против русской Кавказской и английской армий, освободив шейха Махмуда, предложил ему организовать сопротивление наступавшим противникам в районе Сулеймание. Шейх, приняв предложение, вместе с тем пытался летом 1917 г. вступить, через русского военного представителя при штабе английской Месопотамской армии, в сношения 1) с Россией, обещая, в случае продвижения Кавказской армии к Мосулу, воздержаться от партизанских действий на сообщениях русских. С другой же стороны, этот шейх обязывался снабжать русские войска продовольствием и развить операции в тылу турецкой армии. Для установления сношений с этим влиятельным курдским предводителем времен-
[Примечания]
1) Проф. Н. Г Корсун, Стратегический обзор войны 1914—18 г. г. на Кавказском фронте. Часть II. Мосульская операция.
[155]
ным правительством России в средине 1917 г. были ассигнованы суммы. Однако, начавшийся вскоре катастрофический развал Кавказского фронта, а затем и уход русских войск из Персии ликвидировали и сношения русских с Махмудом.
Ведя переговоры с русскими и англичанами, этот шейх тем не менее не прерывал сношений и с турками, вследствие чего, по занятии великобританскими войсками г. Мосула, Махмуд был арестован англичанами и пробыл в заточении в г. Басра в течение двух лет.
Когда объединение Курдистана под властью Исмаила-Ага-Смитко (Симко), поднявшего в 1921—22 г.г. знамя восстания в Приурмийском районе в Персии против шахского правительства, окончилось провалом, англичане освободили шейха Махмуда и торжественно отправили его в область Сулеймание, с громким титулом «Малек-е-Кордестан», т.-е. короля Курдистана.
Курдский вопрос в настоящее время является ближневосточной проблемой. Особенно в разрешении ее заинтересована Англия, для которой независимый Курдистан послужил бы буферным государством, изолировавшим современную Турцию от ее прежних арабских областей и прикрыл бы нефтеносный район Ирака с севера. В ряде курдских восстаний, имевших место в последнее время как в Турции, так и в Персии, ясно была заметна работа английских эмиссаров, пытавшихся объединить 2.000.000 турецких и около 1.000.000 персидских курдов.
Англичане, учитывая склонность курдов к выступлениям, применили в южном Курдистане обычную свою политику подкупов, проводимую среди арабского населения Ирака и Аравии. Бросив лозунг создания независимого Курдистана, они предприняли шаги к созданию в Курдистане объединяющего центра. Одно время английским агентам удалось эти центры создать в Приурмийском районе (в Персии) и в области Сулеймание, но фактически курдское национальное движение не выявилось, а имели место лишь разрозненные местные восстания курдов, которые были или подавлены, или же сами собой, вследствие предательства курдских вожаков рассосались.
[156]
Сулейманийские курды противились идее включения их в Ирак, а Керкукские курды отсрочивали признание короля Фейсала. Оценивая это настроение курдов Керкука, иракское правительство держит там особое должностное лицо, при котором состоит советник Великобритании.
Что же касается курдского «короля» Махмуда, то последний в конце 1924 г. обратился с телеграммой в персидский меджлис, а также к некоторым иностранным миссиям в Тегеране, в которой, подробно изложив политическое положение в Курдистане, добавлял: «я стал королем Курдистана, заключив с Англией договор о независимости. Однако, Месопотамское правительство с первых же дней пыталось подчинить Курдистан. Противодействие курдского народа имело результатом репрессии со стороны арабов и англичан». Далее в телеграмме указывалось, что английские представители заставили «короля» Махмуда отправить к Лиге Наций делегацию, но арестовали не только последнюю, но также и самого Махмуда. В заключение, последний умолял сжалиться над судьбой курдского народа и освободить его от английского и арабского гнета.
Шейху Махмуду удалось бежать с некоторыми своими соратниками в ближайшие горные области Персии. Махмуд. с освобождением горных проходов и пастбищ от снега, появлялся со своими приверженцами со стороны Иранского плоскогорья. Он собирал причитающуюся ему подать с местных кочевников, усиленно агитировал против англичан и вновь назначенного ими правителя Сулеймание, Сеида Тага, англофила, внука упомянутого выше шейха Обейдуллы, и организовал против него выступления. Со стороны англичан против шейха Махмуда беспощадно действовала лишь одна авиация, которая блокировала ущелья и горные проходы.
При правителе Сулеймание находится британский советник, подчиняющийся непосредственно верховному комиссару в г. Багдад.
Выборный для управления Сулейманийской областью курдский совет, под председательством британского советника, контролирует местные дела и также подчиняется, в смысле утверждения своих решений, верховному комис-
[157]
сару. Охрана порядка в районе Сулеймание вверена особым формированиям, находящимся под командой английских офицеров, выделяемых из войсковых частей Ирака. Весь этот административный аппарат содержится на местные доходы.
Нами указано при обзоре путей сообщения Ирака, что Англия, прикрываясь экономическими лозунгами, приступила к сооружению автомобильного пути Багдад, Ревандуз, Тав-риз, называя его «экономической отдушиной персидского Азербайджана». Прокладка этого транзитного пути в районе, населенном курдами, возможна лишь при исключительно благожелательном отношении их к этому предприятию, невыгодному для курдских аширетов, полагающих, что только бездорожные горные районы в значительной мере обеспечивают их автономию. Чтобы заинтересовать курдов в указанном дорожном строительстве, английские политические круги вновь, выдвигая курдскую проблему, создают проекты образования автономного Курдистана. В связи с этим, шейх Махмуд, войдя в компромиссное соглашение с англичанами, возвратился в Сулеймание.
Природная храбрость кочевых и полуоседлых курдов, а также арабов не подлежит сомнению, но эти народности больше склонны, как выявили боевые опыты, к партизанским действиям в тылу противника.
В общем, следует отметить отсутствие у курдов ясного национального самосознания, почему все восстания их против турецкого и английского владычеств были разрознены, сопровождались междоусобиями, никогда одновременно не захватывали всего Курдистана и не приводили к созданию курдского государства. У них вообще сильно развиты любовь к свободе и алчность к богатой добыче, почему то или иное отношение к своему сюзерену и к воюющему с ним государству будет определяться почти исключительно материальными и личными выгодами каждого племени. Об этом свидетельствует та роль, которую играли курды во время всех войн России на Азиатском театре.
[158]
В итоге в курдском движении с окончанием империалистической войны замечается четыре основных политических уклона:
1) Достижение полной независимости Курдистана (программа интеллигенции).
2) Внутренняя автономия Курдистана, под протекторатом Турции, с турецким флагом (программа незначительной группы).
3) Независимость Курдистана, под протекторатом Персии, с видоизмененным персидским флагом (оставляется одно только солнце). Главный поборник этой идеи — Шериф-паша, занимавший крупные административные должности в Турции, делегат на Версальском конгрессе, во время конференции сложивший с себя полномочия турецкого делегатаи объявивший себя представителем Курдистана.
4) Наконец, четвертое течение имело мыслью создание независимого Курдистана, с особым флагом и курдским государственным языком, под покровительством англичан.
К этой группировке принадлежит значительная часть наиболее влиятельных курдских главарей.
В общем, в последнее время, в связи с предоставлением курдам Ирака известной автономии, под неослабным контролем Англии, а также разрешением вести преподавание в курдских школах на родном языке и примирением с шейхом Махмудом, положение англичан значительно укрепляется в иракском Курдистане, а вместе с идеей «независимого Курдистана» создает притягательный центр для персидских и турецких курдов, что, естественно, постоянно будет угрожать спокойствию в приграничных районах Турции и Персии.

Национальные меньшинства.

Кроме арабов и курдов, исповедующих шиизм и суннизм, в Ираке встречаются:
1) малочисленные народности, также принадлежащие к этим мусульманским толкам;
2) представители различных христианских сект;
3) народности, относящиеся к мусульманским сектам;
[159]
4) последователи мало исследованных сект, в которых древнейшие религии Востока имеют христианские и мусульманские наслоения
и 5) остальные национальные меньшинства.
Принадлежность народностей Ирака к той или другой секте часто характеризует не только социальное их положение, но и отражает курс политики Англии, проводимой в этой стране.
1) К народностям, принадлежащим к суннитскому и шиитскому толкам, относятся туркмены, переселенные сюда древними правителями из Закаспийской области, и кавказские горцы-переселенцы.
Туркмены, сохранив свой язык, заимствовали, однако, от курдов их костюм и нравы". Поселения туркмен (1.200 дымов) находятся в районах Алтун-кепрю, Керкук, Кифри 1).
Кавказские же горцы расселились: до 400 дымов вблизи г. Захо и до 600—800 дымов вблизи г. Алтун-кепрю на р. Мал. Заб.
Турки-сунниты обитают преимущественно в районах Туз-Хурматлу, Керкук, Алтун-кепрю и к сев.-западу от г. Мосул.
2) Из народностей, относящихся к представителям христианских сект, укажем: а) айсор, б) халдеев-католиков,
в) яковитов или суриам-кадим (т.-е. старо-сирийцев), г) сирийских католиков, д) маронитов и е) суббаи.
Айсоры (или несториане, или ассирийцы, или сиро-халдеи), халдеи-католики, яковиты, сирийские католики и ма-рониты принадлежат к сиро-халдейской народности, обитавшей в глубокой древности в Сирии, Ираке и Иране.
Сиро-халдейская письменность наиболее процветала в IV—IX в.в. после Р. X., т.-е. в период расцвета учений Нестория и Евтихия.
Учение Нестория об основном христианском догмате воплощения охватило в V веке Сирию, Месопотамию и Персию. К представителям этого толка относятся айсоры, которые наиболее сохранили свой язык, так как они укрылись
Примечания
1) К востоку от Сулеймание среди курдских племен сохранились авф-ганские и туркмено-аварские переселенцы.
[160]
в непроходимых дебрях Курдистана и, главным образом, в бассейне р. Верхи. Заба. Остальные же сиро-халдейские народности Сирии и Месопотамии утратили свои национальные наименования и стали называться по принадлежности к той или иной религиозной группировке.
Во главе айсор находится патриарх, носящий титул «маршимуна». Сан его — наследственный, переходит от дяди к племяннику, так как патриарх обязан безбрачием. Резиденция маршимуна до войны 1914 — 1918 г. г. находилась, в целях безопасности, в центре айсорского населения горного санджака Хеккиари, в с. Кочанис.
Упоминая об айсорах Хеккиарийских гор, следует заметить, что в период мировой войны эта народность выставила для содействия русской Кавказской армии дружины добровольцев, оказавших русским существенную помощь. В результате развала этой армии в 1918 г., почти все айсоры, из опасения репрессий со стороны турок, принуждены были, бросив свои селения в Турции на произвол судьбы, бежать в Персию, а оттуда впоследствии часть их перешла в Ирак под защиту английских оккупационных войск; незначительная часть айсор возвратилась к себе на родину. Англичане, воспользовавшись враждебным настроением айсор к туркам и курдам, удержали переселившихся в Ирак айсор от возвращения на родину и привлекли их в сформированные особые пограничные части.
Среди айсор существует недовольство английской политикой; но принужденные бороться за свое существование с оружием в руках, они ищут поддержки у англичан и, в конце концов, являются их наемниками.
Всего айсоры комплектуют в Ираке 4 пограничн. батальона, 1 эскадрон, 1 горную батарею и 1 пулеметную роту. Рядовые бойцы, служа по найму, получают в месяц 25 — 30 рупий, паек и обмундирование.
В общем, айсоры, поселенные вдоль турецкой границы, наподобие прежнего русского казачества, представляют надежный оплот для англичан в северном Ираке. Численность айсорского населения в Ираке достигает цифры 30 — 35.000 чел.
[161]
Часть несториан Ирака, в целях самосохранения, приняла унию с католичеством и потому именуются халдеями-католиками; эта христианская община живет в районе Мосула.
Нами уже было отмечено об учении Нестория, охватившем ряд стран Передней Азии. Однако, в молодой несторианской церкви (сторонниками которой ныне являются айсоры и халдеи-католики) произошел раскол, благодаря проповеди Евтихия — противника Нестория. Учение Евтихия, получившее наименование монофизитства 1), успешно распространялось среди «сирийцев» в VI веке в Сирии и областях к северу и северо-западу от Ирака епископом Яковом Барадан, почему последователи этого учения и носят наименование яковитов. В Ираке последние проживают в сев-запад, пограничной его зоне. Яковиты, вступившие в унию с католицизмом и признавшие главенство папы, именуются сиро-католиками; численность последних в Ираке достигает до 5—10.000 чел.
Яковиты, в отличие от этих сиро-католиков, именуют себя старо-сирийцами (суриам-кадим).
В начале VII в. появилось новое учение в развитие идеи Евтихиевой догмы; это, так называемый, «монотеизм», который проник в Сирию и Ирак, благодаря проповеди Марона, по имени которого его прозелиты и получили наименование «маронитов». Этих последних проживает в Ираке незначительное количество. Марониты также приняли унию и нашли себе защиту сперва у пап, а затем в лице Франции.
Затем необходимо упомянуть о секте «суббаи», численностью до 6 — 7.000 чел., которые большей частью проживают в Бассорском вилайете, в населенных пунктах вдоль нижнего течения р. р. Тигр и Евфрат и в особенности в Амара, Сук-эш-Шуюк, Назирие и Басра.
Главнейшим обрядом и таинством суббаи почитают крещение или омовение, производящееся во многих случаях жизни. Наименование суббаи происходит от арабского слова «саба», что значит мыть.
[Примечания]
1) Монофизитство — ересь об едином естестве.
[162]
3) Из мусульманских сект отметим: бабидов, которые в числе не менее 3 — 5.000 чел. проживают в южном Ираке.
Начало новому учению положил житель г. Шираза (в Персии) Али-Мухаммед. Неофитов своего учения проповедник старался убеждать в том, что он пророк и что он есть «баб», т.-е. врата истины. Его последователи считали себя призванными создать новую всемирную религию, сделать всех людей братьями, уничтожить границы между государствами и дать человечеству один общий язык и вечный мир.
Затем из мусульманских сектантов в стране встречаем ваххабитов, последователей секты сенусси и т. д.
4) Что же касается малоисследованных сект, то к ним относятся иезиды 1), которые живут в горах Синджара и к северу от г. Мосул. Туземное население крайне недоброжелательно относится к иезидам, связывая с их именем легенду о поклонении духу зла. Это вызывает враждебное к ним отношение соседних курдских и арабских племен, которые, при благоприятных обстоятельствах, производят набеги на населенные пункты иезидов, стремясь уничтожить эту народность. Это понудило иезидоз искать для поселений уединенные районы, к которым относится окруженный со всех сторон пустынными равнинами горный хребет Синджар. Все новейшие исследования сходятся на том заключении, что иезиды ближе всего подходят к курдам, с которыми они имеют общий язык, тип, быт, культуру. Они говорят на том же курдском наречии «курманджи». Религия иезидов, представляя смешение христианства и зороастризма, является синкретической, т.-е. стремящейся примирить ряд отдельных
начал.
Затем в районе иракского Курдистана встречаются Последователи секты али-аллахи (т.-е. людей истины), у которых наблюдается смесь учений христианского, магометанского и зороастризма.
5) Наконец, в Ираке обитают преимущественно в крупных центрах страны армяне, общей численностью до 10.000 чел.
1) По английским данным, иезидов в Ираке не менее 30.000 чел., а по турецким—18.000 чел.
[163]
В результате империалистической войны часть армян покинув область турецкой Армении, бежала в Ирак, где образовала несколько колоний. Англичане привлекли беженцев к службе в иракских пограничных частях.
Евреев в Ираке — до 90.000 чел.; они встречаются преимущественно в крупных населенных пунктах, занимаясь торговлей. Незначительная их часть заселяет, вместе с халдеями и айсорами, селения вблизи г. г. Мосул, Захо и Керкук.
Персы, в числе до 80.000 чел., встречаются главным образом в крупных населенных пунктах центрального и южного Ирака.
В итоге, население Ирака состоит из двух главнейших групп: большей — арабской и меньшей — курдской. Остальные же народности, исповедующие разнохарактерные религии, разбросаны оазисами среди курдо-арабского населения. Во всяком же случае, господствующим языком на равнинах Ирака является арабский, на котором говорит также и большая часть нацменьшинств.
Политическая неустойчивость чувствуется в настоящее время в центрах с кочевым и полуоседлым курдским и арабским населением.
Несмотря в общем на малочисленность христианского и еврейского населения, значительная часть промышленности и торговли края находится в его руках.
В общем, население Ирака, судя по приведенным нами фактам, подтвержденным недавними событиями, таит значительные потенциальные возможности и в этом отношении оно весьма выгодно выделяется среди остальных полуколониальных и мандатных стран Передней Азии. В будущих «движениях» Ираку будет принадлежать первое место в этой азиатской области. Особенно сыграют крупную роль могучие арабские и курдские племена, которые могут об'единиться в предстоящей борьбе.

Народное образование.

Учебный язык в школах Ирака применяется: арабский — в областях, где преобладает арабский элемент, и курдский —
[164]
в Курдистане. Турецкий же язык сохранился в некоторых туркоманских центрах (Эрбиль, Керкук, Кифри и др.). Государственных начальных школ — 233, в них учащихся обоего пола — 21.755. Частных школ — 45, с 12.900 учащихся. Женское образование развивается медленно; из указанного числа начальных школ женских — 45, с 4.053 учащихся. В 5-ти средних школах (Багдад, Басра, Мосул, Эрбиль, Керкук) — 383 учащихся. Затем, в стране имеются 4 технических училища, юридическое училище, земледельческий институт, военный колледж, богословские колледжи для различных сект, 2 педагогических колледжа для подготовки преподавателей начальных школ, 2 женских педагогических училища, 1 вечерняя средняя школа и 80 вечерних школ для неграмотных. В Багдаде имеется университет. Технические школы развиваются медленно; имевшаяся одна в Керкуке закрылась, вследствие недостатка студентов. Причины — низкий уровень преподавателей. Последних решено пригласить из Египта. Студентов, окончивших образование, решено командировать в заграничные университеты для завершения образования. В 1926 г. командировано 23 ч.: в Америку — 3, в Англию — 10 и в Сирию 10.