Вы здесь

Мировоззренческие основы идеологий

Нравственные ценности –это фундамент идеологии, специфически  социальные  определения реальности  окружающего  мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества  (благо,  добро  и  зло,  прекрасное  и  безобразное),  заключенные  в явлениях общественной жизни и природы. Внешне  ценности  выступают  как  свойства  предмета  или  явления, однако  они  присущи  ему  не  от  природы,  не  просто  в  силу  внутренней структуры  объекта  самого  по  себе,  а  потому,  что  он  вовлечен  в  сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений.  По  отношению  к  субъекту  (человеку)  ценности  служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных   практических   отношений   к   окружающим   предметам   и явлениям. Это  те ориентиры, которые выступают связующим  звеном  между  объективной  социoкультурной  средой  и индивидуaльным  сoзнанием  человека,  а  также между  его  сознанием  и поведением.

В  любoм  обществе  ценнoстные  ориентации  оказываются объектом  воспитания  и  целенапрaвленного воздействия. Ценнoсти,  то  есть представления  о  добре  и  зле  и  о  том, как  надо  жить  человеку,  входят  в «культурное ядро» общества и определяют тип цивилизации. Ученые по разному определяют само понятие «ценность». Нам ближе нижеследующее.

Ценностные системы впитывают накопленный человечеством опыт, формируются и трансформируются в историческом развитии общества, потому  в науке, политике   есть понятие «общечеловеческие ценности». Впрочем,  известные отечественные учёные А.А. Зиновьев, В.С. Хелемендик  считают, что общечеловеческих ценностей на самом деле не существует, поскольку человечество не образует единое целое, а состоит из множества цивилизаций – и по национальному, и по формационному признаку. «Действенную силу, – по А.А. Зиновьеву, – имеют только те ценности, которые отражают черты реальных  социальных организаций. Например, включение в систему ценностей  коммунизма права на труд, отдых, образование, обеспеченную старость, жилье и т.д. отражало реальность Советского  Союза и других коммунистических стран, а включение в систему ценностей демократических свобод и прав (общеизвестные права человека) отражает реальность стран Западного мира. США и страны НАТО навязывают всему человечеству систему западных ценностей, которые на самом деле представляют собой не что иное, как закамуфлированные с идеологическим и геополитическим расчетом ценности стран «золотого миллиарда».  ( См. Зиновьев А.А. Социальная организация и система ценностей. В кн.  «Распутье». – М.: 2005. С. 289)

С этим утверждением  не будем спорить. Да, люди  разные, разный у них менталитет, разные идеалы, ценности.  У  стран,  партий и групп, то же  свои особенности  системы  ценностей. Как положительные, так и отрицательные. Но надо признать и тот факт, что    ценностные ориентации  это - отражение в сознании человека ценностей, признанных человечеством  в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Идеи  эти  зарождались  в древности, развивались  философами (см., например, труды Луция Сенека «Нравственные письма  к Луцилию») в основе  их, идея признания человека высшей ценностью, уважения к его личности и достоинству, правила  поведения в обществе, идеи добра и зла, любви и духовности. Сюда же входят  семья, труд, коллективизм, патриотизм, здоровье,  мир, творчество,  равенство, братство....

Свою шкалу ценностей предложили научному сообществу Ш.Шварц, А.Адлер, М. Рокич… Характерно, что все они несут в себе гуманистическое начало.

 

Безусловно, каждая историческая конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что они имеют божественную природу. В их основе лежит идея Бога как абсолютного воплощения Добра, Истины, Справедливости и т. д.

     Для неверующих людей за понятием «общечеловеческие ценности» стоит многовековой опыт человечества, мировоззрение людей, их достижения, потенции и устремления, традиции.

     Общечеловеческие ценности — это ценности, которые принимают если не все люди, то большинство, не связывая их ни с конкретным обществом или  религией, культурой, ни с конкретным историческим периодом. Платон, Аристотель, Сенека, Руссо, другие великие философы древности стремились обосновать облик идеального человека как средоточения фундаментальных ценностей. Основой их в большинстве философских сочинений древних признается добродетель. Конфуций (551—479 до н.э.) понятие добродетели раскрывал через синтетическое качество «жэнь», которое проявляется в более частных качествах — справедливости, верности, искренности и др. Из этого качества Конфуций выводил и свой идеал воспитания «благородного мужа», причем воспитание, по его мысли, должно играть в становлении качества более важную роль, нежели происхождение.

    Основываясь на Конфуции, Кант обосновал «золотое правило нравственности», восходящее к словам древнееврейского проповедника Гиллеля, жившего за несколько десятилетий до рождества Христова. Когда Гиллеля попросили, стоя на одной ноге ( предельно кратко) выразить всю мудрость Торы и Талмуда, он изрёк: «Не делай другому того, чего ты не хотел бы, чтобы делали тебе». Иными словами он высказал одну из мыслей  Конфуция,  содержащуюся и в законах Хаммураппи, т.е. известную самым различным культурам. В позитивной форме она представлена и в Евангелии от Иоанна: «Поступая так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», а потому является одним из фундаментальных принципов христианской нравственности.

    Есть вселенские, вечные, проверенные тысячелетиями принципы добра: бескорыстная любовь и дружба, всепрощающая искренность, всеобъемлющая доброта, неподкупная честность, спокойная мудрость, сокровенная истина, смирение, бескорыстная помощь, подвижничество…

    К общечеловеческим ценностям признанным мировым сообществом, названным выше следует добавить: жизнь, свободу, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром. Они выступают как общечеловеческий идеал, как выработанное сознанием общественным, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни.

     Общечеловеческие ценности называют также «вечными» ценностями (любовь, дружба, истина, красота, справедливость), и конкретно историческими (равенство, свобода, демократия), отмечает исследовательница Камбарова К. У. Попрание общечеловеческих ценностей рассматривается как преступление против человечности.    (См. Общечеловеческие ценности: понятие и сущность. «Молодой ученый». — 2016. — №11. — С. 1810-1812. — URL https://moluch.ru/archive/115/30384/).

     Общечеловеческие ценности в том или ином виде почти во всех странах закреплены в законах, других постулатах,  традициях (например, запрещение убийства, воровства и т. п.). Некоторые религии считают свои  постулаты общечеловеческими ценностями. Например, для христиан непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа. Напомним их.

Заповеди Моисея.  …Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.

Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.

Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего. (Втор. 5:6-21) https: // ru. wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D1%8C_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B9

    Нагорная проповедь. Это  изречения Иисуса Христа в Евангелии от Матфея, преимущественно отражающие моральное учение Христа. В главах с 5 по 7 евангелия от Матфея повествуется о том, что Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей.

    Самая известная часть Нагорной проповеди — Заповеди Блаженства, помещённые в начале Нагорной проповеди. Также в Нагорную проповедь входят молитва Отче наш, заповедь «не противиться злому» Мф.5:39), «подставить другую щёку», а также Золотое правило. Часто цитируются слова о «соли земли», «свет мира», и «не судите, да не судимы будете». Те или иные идеи Нагорной проповеди мы находим в других религиях, в Коране, Талмуде…

       В Нагорной проповеди содержится основная суть христианского учения, считали многие известные мыслители и философы, например, Лев Толстой, Ганди, Дитрих Бонхёффер, Мартин Лютер Кинг.

       Взяв власть, большевики  повели борьбу с религией, но вскоре осознали, что без  нравственности, духовности, других общечеловеческих ценностей, далеко не уйдёшь и  провозгласили  свой Моральный  Кодекс строителя коммунизма -- свод принципов коммунистической морали, вошедший в тексты Третьей Программы КПСС и Устава КПСС, принятые XXII съездом (1961).(См. XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. 17-31 октября 1961 года. Стенографический отчёт. Тома 1-3. — М.: Госполитиздат, 1962).

Моральный Кодекс строителя коммунизма включает такие нравственные принципы:

— преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;

— добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;

— забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;

— высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;

— коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;

— гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат;

— честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;

— взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;

— непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;

— дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

— непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;

— братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Как, видим, в основе Морального  Кодекса христианские заповеди. Они актуальны и ныне. Не случайно  Президент РФ В.Путин не раз  сетовал, что «мы утратили определённые ценности советского периода, связанные с кодексом строителя коммунизма», назвав его «выдержками из Библии». «Известно, что в Советском Союзе доминировала одна идеология, заявил он на пресс-конференции 19.12.2013 года. И как бы мы к ней ни относились, но там были и достаточно понятные, по сути квазирелигиозные, ценности. Кодекс строителя коммунизма, если почитаете, это жалкая копия с Библии: не убей, не укради, не пожелай жены ближнего своего. В Кодексе строителя коммунизма всё есть, только изложено примитивным языком и сокращено до безобразия. Этот Кодекс уже почил в бозе, его не существует. Новое поколение граждан России, молодые люди вообще не знают, что это такое. А ему на смену могут прийти только те самые традиционные ценности, без которых общество деградирует. Безусловно, мы должны к ним вернуться, понять их ценность и на базе этих ценностей двигаться вперёд», – сказал Путин. В 2016 году Путин похвалил Моральный Кодекс, заявив, что ему нравятся коммунистические и социалистические (библейские) идеи в этом кодексе. В 2018 году Путин  ещё раз призвал не забывать  ценности, изложенные в Библии и  Моральном Кодексе строителя коммунизма.( См. https: // ru. wikipedia.org/wiki.)

    Об этом говорит и лидер коммунистов России Г.Зюганов.  В 2009 году он заявил: «Я считал и считаю, что первым коммунистом был Иисус Христос, Нагорная проповедь написана не хуже Морального Кодекса строителя коммунизма. Собственно, Моральный Кодекс строителя коммунизма списали с Нагорной проповеди». В 2012 году он  снова вернулся к данному вопросу: «Если вы возьмёте Моральный Кодекс строителя коммунизма и Нагорную проповедь Иисуса Христа и положите рядом, то вы ахнете: они совпадают полностью по тексту». Позднее Зюганов ещё раз сравнил Моральный Кодекс строителя коммунизма с Нагорной проповедью: «Я когда положил Моральный Кодекс строителей коммунизма рядом с Нагорной проповедью — потому что я, в отличие от других, изучал Библию, хорошо знаю Коран — так вот, я ахнул: оказывается, мы переписали Моральный Кодекс строителей коммунизма из Библии; но написали хуже — в Библии написано лучше». (См. https: //ru. wikipedia.org/wiki/Моральный_Кодекс_строителя_коммун.)

В рамках христианской системы ценностей  сформировано представление о высоком достоинстве человека. Благодаря христианскому отношению к человеку  осуждено и уничтожено рабство, выработалась процедура объективного суда, сформировались высокие социально-политические стандарты жизни, определилась этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности. В христианской святоотеческой антропологии эти две категории — свобода и нравственность — находятся в нерасторжимой связи. Абсолютизация одной из этих категорий в ущерб другой неминуемо ведет к трагедии личности и общества.

   По мнению  митрополита Волоколамского Илариона, человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Однако современная цивилизация, широко используя СМИ, начала отказываться от этих понятий, делая акцент на свободе человеческой личности, сокрушался   он, выступая с докладом на ХХ Международных Рождественских чтениях.  В современной либеральной философии отсутствует понятие греха, есть лишь плюрализм поведенческой модели: любое поведение считается оправданным и допустимым, если оно не нарушает свободу другого человека. В результате такого подхода стирается граница между добром и злом.

Если полистать сегодня газеты, посмотреть телепрограммы, заглянуть в соцсети, то отчетливо  увидишь тенденцию   разрыва  взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в пропаганде новых прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека. Традиционная мораль больше не имеет значения, имеет значение свобода человеческого выбора. Но, не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы перестаем считаться со свободой.    Между тем, нравственность является  одной  из важнейших   характеристик   человеческой  личности, которая  как осознанно, так  и   неосознанно,  стоит на страже когнитивного и душевно-духовного здоровья человека,  олицетворяя  собой, не что иное, как человеческое  совершенство или  совершенство человеческой личности в её социальной  и духовной  направленности.

Нравственность вообще есть неискоренимое стремление человеческого духа оценивать сознательно-свободные действия и состояния человека, на основании врожденной духу человеческому идеи добра, выразительницею которой является совесть.

Нравственность  представляет собой свободу, уже реализованную в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы личности или всего общества. Она обеспечивает жизнеспособность и развитие общества, его единство. Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма  подрывает мировосприятие человека, что приводит к потере духовной и культурной идентичности и, как следствие, — самостоятельного места в истории.

Посмотрите, что происходит ХХ1 веке с нравственностью через призму семейных ценностей. На наших глазах предпринимается попытка  упразднить семью как отживший общественный институт. Идеалы семьи, брака, супружеской верности, чадородия осмеиваются и оплевываются, некоторыми СМИ. К примеру,  телеканал  «Россия»  27 марта 2018-ого  в программе Б.Корчевникова выдает за героя актёра  В.Проскурина, имевшего 5 жён. В публичном пространстве культивируются идеи половой распущенности, разврата, допустимости супружеской измены, абортов, гомосексуальных связей. Иные СМИ чуть ли не с восторгом сообщают, что в  ряде западных стран парламенты узаконили однополые браки, уравнивая их с традиционным браком. Читаем: «19 июня 2018. — РИА Новости. В королевской семье Великобритании состоится первая в ее истории однополая свадьба.Троюродный брат королевы Елизаветы II лорд Ивар Маунтбаттен собирается вступить в брак со своим избранником Джеймсом Койлом, сообщает Daily Mail.

       Два года назад 55-летний кузен Елизаветы II совершил каминг-аут, признавшись в гомосексуальности. На такой шаг мужчина решился ради того, чтобы быть вместе с Койлом. Для лорда это станет вторым браком: он прожил 16 лет в отношениях с Пенни Маунтбаттен, у них родились три дочери, пара развелась лишь в 2011 году…

      Венчание пройдет в частной часовне в его усадьбе в Девоне уже этим летом. Сообщается, что ближайшие родственники лорда, принц Эдвард и его супруга Софи, не будут присутствовать на торжестве. Под венец мужчин поведёт бывшая супруга Маунтбаттена, которая все эти годы поддерживала бывшего мужа».(См. https: // news.mail .ru/society/33824826/?frommail=1).       Ну, что тут скажеш, разве что: «Мир сходит с ума!».

       Все чаще и чаще поднимается вопрос: если человек свободен, то почему нужно ограничивать законом возраст его вступления в сексуальные отношения?

      Разрушение семьи — это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений, всего человечества. Нравственная составляющая всегда должна лежать в основе человеческого бытия.  

          Иногда создается впечатление, что мы живем в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом и зло добром, жизнь смертью и смерть жизнью. Ценности, основанные на нравственном идеале, подвергаются систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству,  СМИ целенаправленно внедряют в массы.  А ведь в жизни народов нравственность и культура неотделимы друг от друга.

     Для чего живет человек, на каких ценностях строится его жизнь — главнейший вопрос для представителей как секулярного, так и религиозного мировоззрений. И в конечном итоге, от ответа на него зависит будущее человечества: будут ли наши народы множиться или же сокращаться и постепенно исчезнут, о том, будут ли в обществе царствовать грех и вседозволенность, или же человек будет ориентироваться на абсолютные нравственные нормы.

       Внутренний нравственный закон опознается голосом совести, который у одних — сильнее, у других — слабее.  Он обретает форму человеческого закона, закрепленного той же Нагорной проповедью: не убей, не укради, не прелюбодействуй, не осуждай… Всё право основывается на нравственности. Если законы перестают соответствовать нравственной основе, то человечество от этих законов отказывается. Это должно красной нитью проходит  через все материалы СМИ. Чего, к великому сожалению, сегодня не наблюдается. Людям в голову вбивается мысль, что главное для человека—деньги, они решают всё. Но нашему народу это претит. Вот точка зрения,  высказанная на страницах «АиФ» (№21,2018) старейшей жительницей  страны (128 лет),   Коку Истамбуловой, пережившей царя, Великую Отечестввенную войну, депортацию из Чечни в Казахстан, советскую власть. С высоты прожитых лет,  Коку, самой счастливой порой своей жизни считает, несмотря на бедный и тяжёлый быт, то время, когда все жили дружно и весело. Сейчас всё не то. «Деньги тогда ещё не победили людей», - заключила она. Сегодня мы в их плену.

     Нравственный выбор современного человека всегда имеет эсхатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти, зависит ход человеческой истории и ее финал. Задача журналистов показать современному человеку и современному обществу, что общечеловеческие  ценности — это не отвлеченные идеи и не архаичные суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше люди  поймут, что нравственность — это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая наша история, замечает тот же  митрополит Волоколамский Иларион, добавляя, что если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, то очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле. Молодые годы всякого нормально развивающегося индивидуума — это самое трудное и ответственное время становления человеческой личности. Это время поисков жизненного идеала, это время обретения нравственных опор существования, наконец, это острое неприятие несправедливости и несовершенства окружающего мира. Дети, подростки и молодые люди в наши дни являются той частью современного общества, которая наиболее духовно не защищена и испытывает самые драматичные моральные перегрузки. Они как никто нуждаются  в духовной поддержке, потому что нравственно дезориентированы с самого раннего детства. И от того, какая система ценностей будет заложена в них сегодня, зависит развитие нашего общества в будущем.(http://www.patriarchia.ru/db/text/1955893.html)

        С христианскими заповедями во многом перекликаются и мусульманские, хотя имеются и различия. В переводе с арабского слово “Ислам” означает “Мир”. Ислам призывает верующих развивать в своих сердцах самые светлые качества души человека,  дарованные Богом каждому из нас от рождения: милосердие, уважение к ближнему, сострадание, смирение, наставляет людей жить в мире и согласии. Всевышний Создатель повелел людям избегать злых деяний и предотвращать их, если другие вынашивают такие мысли. Запретил верующим держать в сердцах чувства подозрения и недоверия к ближнему, порицает безнравственность, жестокость, агрессию и кровопролитие. Каждый, кто нарушает заповеди Всевышнего Аллаха, совершает величайшее преступление против Создателя и служит Сатане. В Священном Коране Аллах неоднократно увещевает людей не противиться Его воле и не совершать зла. Вот что повелевает  Всевышний:

    А те, кто неверны в завете Богу,

И обещания свои не соблюдают,

И разделяют то,

Чему велел Он быть соединенным,

А по земле несут нечестие и зло,-

На тех – проклятие (Аллаха),

И зла для них обитель воздаянья.

(Сура “Гром”, аят 25)

 

А с помощью того, что даровал тебе Аллах,

Стремись к обители последней (жизни),

И своей доли в этой жизни не забудь, -

Добротвори к другим в такой же мере,

В какой Аллах добротворил к тебе,

И не стремись на сей земле нечестие посеять,-

Аллах, поистине, не любит тех,

Кто сеет (на земле) нечестие и смуту”.

( Сура “Повествование”, аят 77)

       Коран является основным источником исламских канонов и учения. Его основные принципы касаются нравственных проблем. Также стороны жизни мусульман получили оценку в Сунне (собрании преданий о выска-зываниях и поступках Мухаммеда) и шариате (систематизированном своде мусульманских законов). Коран провозглашает, что Божественная Милость вездесуща и охватывает абсолютно все. «Наш Господь тот, кто сотворил все сущее, а потом указал ему прямой путь»(Св. Коран, 20:50).

       В Коране сказано: «Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотоварищи, а родителям - дела¬ние добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу чужому, и другу по соседству, и путнику, и тому, чем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив, которые скупятся и приказывают людям скупость, и скрывают то, что даровал им Аллах от своей щедрости... и тех, которые тратят свое имущество из лицемерия пред людьми...» (Св. Коран, 4:40 - 42). «Поистине, Бог любит тех, которые хорошо обходятся» (Св. Коран, 7:13).

      В соответствии с Кораном, самым достой¬ным является тот, кто «занимает первое место по благочестию» (Св. Коран, 49:13).

      Смирение, скромность, умение контролиро¬вать собственные страсти и желания, прямота, справедливость, терпение, исполнительность, единство между словом и делом - таковы мо¬рально-волевые качества, многократно отмечае¬мые в Коране. «Аллах любит терпеливых» (Св.Коран, 3:146).

        Посланник Аллаха Мухаммед обобщает эти¬ческие нормы мусульман следующим образом: «Когда я один и когда я среди людей, Аллах повелевает мне жить его мыслью и быть в его охвате восприятия со следующими заповедями:

•             -  не судить никого, будучи в ярости или в радостном состоянии;

•             -  выбирать средний путь между богатством и бедностью;

•             -  восстановить дружбу с тем, кто ее прервал;

•             -  заниматься мыслительной деятельностью в момент молчания;

•             -  раздавать блага тому, кто не подает руки;

•             -  быть справедливым».

     Коран гласит: «Тот не мусульманин, который сам сыт, в то время как сосед его голоден». Что касается близких и родствен¬ников, то приоритеты располагаются в следую¬щем порядке: родители, супруг или супруга, дети, близкие и дальние родственники, соседи, друзья, знакомые, сироты, вдовы и вдовцы, нуждающиеся в помощи, друзья-мусульмане, люди остальные и животные. И каждому из этих категорий в Коране нашлось место и внимание, чтобы мусульманин поступал в границах дозво¬ленного и запрещенного. Почет и уважение к родителям представляют собой один из важней¬ших разделов исламского учения, которому уделяется особое внимание: «Твой Господь повелевает. быть мило¬сердным к родителям. Если один из них или оба живут с тобой на старости лет, никогда не оскорбляй их, радуй их добрыми словами» (Св. Коран, 17:23). «Когда они ослабли, будь снисходителен и милостив. Скажи: Господь, они вырастили и воспитали меня. Прости их» (Св. Коран, 17:24). «Дай своим близким, бедному и путешественнику-неудачнику то, что им полагается! Не растрачивай даром свои блага!» (Св. Коран, 17:26).

        Ислам остерегает человека от себялю¬бия, от жестокости и террора, от тщеславия распущенности. Он - сторонник богобоязнен¬ных, самоотверженных, дисциплинированных, справедливых. Стимулирует чувство ответст¬венности и самоконтроля, внушает к живой и мертвой природе бескорыст¬ное милосердие, щедрость, дружелюбие, спра-ведливость, честность. Рекомендует доброту и великодушие.

        Коран учит, что люди могут обрести благополучие в жизни только тогда, когда всей душой осознают и примут в сердце заповеди Ислама и будут жить по законам, предписанным их Творцом, Всевышним Аллахом.

        Всевышний  категорически осуждает любые формы злонамеренности, повелел людям избегать злых деяний и предотвращать их, если другие вынашивают такие мысли. Запретил верующим держать в сердцах чувства подозрения и недоверия к ближнему, порицает безнравственность, жесто-кость, агрессию и кровопролитие. Каждый, кто нарушит эти заповеди Всевышнего, совершит величайшее преступление против Создателя и служит Сатане.  Коран увещевает людей не противиться  воле Аллаха и не совершать зла: «А те, кто неверны в завете Богу, и обещания свои не соблюдают, и разделяют то, чему велел Он быть соединенным, а по земле несут нечестие и зло,- на тех -проклятие (Аллаха), и зла для них обитель воздаянья» (Гром, 25).

       Ислам - это религия, которая защищает свободу жизни, слова и волеизъявления чело¬века. Порицает любые конфликты и противо¬речия, не допускает ни малейшего проявления бесчестия, малодушия или клеветы людей по отношению друг к друг. Принуждение к вере противоречит принци¬пам Ислама, ибо истинная вера возможна лишь по доброй воле и велению совести. Каждый человек имеет право выбирать, жить ли ему, повинуясь законам  Создателя или предпочесть иной жизненный путь.

      «Побуждение друг друга к состраданию» является одним из важнейших предписаний Всевышнего, милость Аллаха пребудет над тем, кто милосерден к людям.

        Образованный мусульманин, воспитанный на моральных ценностях Корана, несет людям только   лишь   любовь   и   уважение,   он с почтением относится к любой идее, даже самой отличной от его мировоззрения, умеет ценить искусство и чтит этикет. Он выступает в качестве миротворца в любых конфликтных ситуациях.

     О человеке бессовестном, имеющем дурной нрав, совершающем низкие поступки, пренебре¬гая всеми остальными людьми, в Коране говориться: «Скромность (стыд¬ливость) и вера связаны вместе. И коль возвышается одна, то возвышается и другая» (Аль-Хаким и Ат-Табарани).

      Роль нравственности более чем важна, поэтому необходимо постоянно наставлять дру¬гих, давать им советы, дабы в их умах и сердцах укоренилось то, что вера, благочестие и нрав¬ственность - это последовательные и взаимо¬связанные элементы одной цепи, звенья которой неразрывны.

        Ложь гасит свет существования человека и разжигает в нем огонь вероломства. Она также обладает исключительным влиянием на разру-шение уз единства и гармонии между людьми и распространяет лицемерие. В сущности, огром¬ная часть заблуждений проистекает из лживых утверждений и пустых слов. Важно избегать лжи и противоречия истине перед детьми, так чтобы эта злая черта не вошла в их сердце. Дети учатся, как поступать и говорить, в своих семьях и у тех, кто их окру¬жает. Поэтому, если ложь и/или противоречие правде проникает в семейную атмосферу, дети будут подвержены их

    Абсолютные нравственные ценности — это  общий фундамент человечества. На нем развивалась до недавнего времени вся человеческая цивилизация

        Универсальной ценностью является свобода. В принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г. «Всеобщей Декларации прав человека» первая статья провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Свобода, равенство, братство провозглашались фундаментальными ценностями и раньше, например, во времена Великой французской революции. Они, а также многие другие основные права и свободы были записаны и в Конституции СССР 1936 г. («сталинской»), есть они и в Российской Конституции 1993 года, конституциях некоторых других стран.

        Суть вопроса в том, как провозглашенные нормы соотносятся с реалиями жизни?  А тут возникает много проблем.  Свобода, как и демократия, равенство в современном мире — понятия условные. Это легко понять хотя бы из факта материальной зависимости людей. Не может быть свободен человек, если он не свободен экономически, если он зависим от работодателя или системы. Естественно, зависимость от «куска хлеба» негативно сказывается на полноценном развитии лучших задатков личности. И хотя в цивилизованных странах человек имеет достаточные основания для развития своих способностей и дарований, поскольку его труд вознаграждается материально и морально в соответствии с производительностью, он, тем не менее, ограничен в своих возможностях. К тому же обывательские оценки человека строятся на учете его материального благополучия. Отношение к человеку в соответствии с материальными ценностями, которыми он владеет, — бездуховный и бесстыдный цинизм, попирающий свободу личности. (См.studopedia.su/15_38451_obshchechelovecheskie-tsennosti-kak-osn)

   Если раньше говорили, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, то в настоящее время свобода тех, кто хочет жить и воспитывать детей в соответствии со своими традиционными религиозными нормами нередко попирается сторонниками так называемых либеральных ценностей, утверждающих, что абсолютной ценностью является свобода, а все остальное — вторично. Все чаще звучат призывы к пересмотру нравственных ценностей, и даже к полному отказу от них, сетовал Святейший Патриарх Кирилл на открытии XXVI Международных Рождественских образовательных чтений.

      Несмотря на то, что многие люди не разделяют и не считают правильными подобные призывы, законодательства целого ряда государств последовательно идут по пути утверждения так называемых свобод, вступающих в противоречие с основополагающими нравственными постулатами. Все это происходит стремительно, на наших глазах, при участии СМИ. Мы читаем, что в некоторых странах должностное лицо может потерять свое место за отказ зарегистрировать однополый «брак», что традиционные христианские семьи вынуждены в официальных документах отказаться от слов «отец» и «мать» в пользу ублажающего слух однополых партнеров «родитель № 1» и «родитель № 2», а любой человек может лишиться работы только за то, что открыто выскажет свое осуждение содомского греха или даже публично прочитает соответствующий текст из Библии, как то было с одним из пасторов в одной из европейских стран. Создается опасная коллизия между нравственными принципами, которых человек придерживается, и практикой, которую он должен как гражданин исполнять. Именно поэтому в таких сложных вопросах, решение которых зависит не только от норм государственного закона, но и от требований совести, важно достигать взаимоприемлемого для всех положения, которое давало бы людям возможность поступать по совести.

     Милосердие, сострадание, совестливость, целомудрие необходимо воспитывать с раннего детства. К сожалению, большинство семей не в состоянии оградить детей и молодежь от развращающего и ожесточающего души воздействия Интернета и иных современных технологий. Но мы можем и должны максимально противопоставить этой реальности православное просвещение и воспитание во всем многообразии их форм и методов.

    Современные молодые люди часто мечтают о красивой и счастливой жизни. Эта жизнь смотрит на них с обложек журналов, с экранов телевизоров, с рекламных проспектов. В них главными ценностями объявляются успешность, материальное благополучие, здоровье и красота. Люди мечтают о жизни красивой и нередко забывают о том, что настоящая красота —не внешний лоск и глянец, а настоящая красота — это внутреннее состояние человека. Подлинная красота — это в первую очередь красота души. Красота, которая в полноте раскрывается, если человек живет по совести, следуя вечному нравственному закону.. https://mroc.pravobraz.ru/doklad-svyatejshego-patriarxa-kirilla-na-otkry...

    Об идеологии либерализма говорилось выше. Сформулированного же, чёткого постулата о ценностях, типа Нагорной проповеди, Корана или Морального Кодекса строителя коммунизма  у либералов нет. Определяющей ценностью они считают свободу личности и демократию. Под демократией  они понимают свое участие  в управлением государством. Но это управление иллюзорно. Правозаконность, нравственность и т.д. — истолковываются как средства достижения  свободы. За основу  взято учение Канта о сути концепции свободы человека. "Никто, - пишет Кант, - не может принудить меня быть счастливым так, как он хочет (как он представляет себе благополучие других людей); каждый вправе искать своего счастья на том пути, который ему самому представляется хорошим, если только он этим не наносит ущерб свободе другого стремиться к подобной цели - свободе, совместимой по некоторому возможному всеобщему закону со свободой каждого другого..." ( Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. М., 1994. Т.1. С.285)

   Эта мысль - "вправе сам" ("только сам"), отдающая безусловный приоритет праву и ответственности за решение своих дел, своей судьбы "самому" человеку, - является наиболее существенной, основополагающей идеей в последовательной теории либерализма.

    Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти  государства и церкви, верховенством права, частной собственностью, свободой частного предпринимательства, рыночной  экономикой. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:

-данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;

-равноправия и равенства перед законом;

-рыночной экономики;

-ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

     Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. По мнению либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, но свободных и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. Свободу либералы трактуют в широком смысле. Ее составные части:

--индивидуализм — в смысле “примата” морального достоинства человека перед любыми посягательствами на него со стороны любого коллектива, какими бы соображениями целесообразности такие посягательства ни поддерживались.

--эгалитаризм — в смысле признания за всеми людьми равной моральной ценности.

--универсализм — в смысле признания того, что требования индивидуального достоинства и равенства (в указанном понимании) не могут быть отвергнуты посредством ссылок на “имманентные” особенности тех или иных культурно-исторических коллективов людей.

--мелиоризм как утверждение возможности исправления и совершенствования любых общественных институтов.

   Основываясь на  трактуемых постулатах религий, партий и  различных групп жители каждой страны  вырабатывают свои  нравственные ценности, которыми  руководствуются  в повседневной жизни.    Наряду с системой ценностей, на которые ориентировано  общество в целом, существует система ценностей и идеалов, на которые ориентирована личность, считают сотрудники  российского сайта «Философия.ру».  (См. http://900igr.net/up/datas/140178/011.jpg ).