Вы здесь

Что самое важное для россиян?

Для российского общества  были и остаются   основополагающими   ценностями христианские заповеди и главная среди них—духовность. По данным  ИС РАН в 2017 году 68%  россиян позиционировало себя в качестве православных,  4%-мусульман, 1%- исповедующих  другие религии, 12%-атеистдв,10%-внеконфессиональных верующих.(См. «Двадцать пять лет социальных трансформаций в оценках и суждениях россиян».М.2018. с.223).   Духовность же складывается  из нравственной  культуры, основу которой составляют  представления людей о добре и зле, о  долге и ответственности, о чести и достоинстве, о совести и милосердии, о великодушии и вежливости, о такте и этикете, о дружбе и любви и многих других нравственных чувствах. Нравственная культура   определяла и продолжает определять ценность личности человека в соответствии с мерой его полезности для общества в значительной степени влияет на характер взаимодействия людей и определяет качество всех сторон жизни человека. Бескорыстие, скромность, трудолюбие, готовность прийти на помощь другим, терпеливое  перенесение страдания ради поддержания общего блага помогают  соответствовать главному требованию нравственной культуры – быть «как все». Все эти качества  основные критерии самоуважения человека и моральной оценки его личности окружающими людьми.

 Вот ценности россиян по данным ВЦИОМА и Левада-Центра 2007 и 2011 гг.

 

 

 

 

 

В 2007 г. респонденты ВЦИОМ указали, что самыми безнравственными действиями они считают наркоманию, плохое воспитание детей, жестокое обращение с животными и пьянство. Примерно одинаково разделились мнения о супружеской измене: 48% не видят этому никакого оправдания, а 44% с ними не согласны. Среди этих действий названы и такие, которые каждый третий или пятый респондент считает допустимыми в некоторых случаях либо требующими снисхождения. Это пьянство и алкоголизм, 19% считают их иногда допустимыми, а 4% призывают отнестись к ним снисходительно. Обогащение за счет других (18 и 4%), проституция (13 и 9%), хамство, грубость, нецензурная брань (23 и 3%), публичное проявление неприязни к людям иной национальности (22 и 7%), деловая необязательность (22 и 7%), дача и получение взятки (29 и 4%).

    Согласно опросу Левада-Центра (август 2012 г.), злоупотребление алкоголем считают морально неприемлемым 64% респондентов; курение марихуаны — 78% опрошенных; увлечение азартными играми — 56% респондентов (из них 24% считают, что это не вопрос морали); уклонение от уплаты налогов — 53% (из них 24% также считают, что это не вопрос морали); супружескую измену считают неприемлемым 58%, многоженство — 73%, секс вне брака — 23%; аборт — 36%; получение взятки — 63%, дачу взятки — 56%.

        Несмотря на довольно терпимое отношение к гомосексуализму, благодоря СМИ, действовавших по концепции Овертона, доля негативно оценивающих идею разрешения однополых браков существенно возросла за период 1995–2005 гг. с 38 до 59%. По данным же ВЦИОМ 2012 г., 74% россиян считают гомосексуальность пороком, и уже 79% выступают против легализации однополых браков. При этом 86% опрошенных ВЦИОМ в 2012 г. поддерживают введение запрета пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних.

     Согласно опросу Левада-Центра (август 2012 г.), гомосексуализм считают морально неприемлемым 81% опрошенных. Нецензурная лексика широко распространилась в России, где, по данным опроса ВЦИОМ 2008 г., ее использует 61% граждан. 42% россиян вынуждены слушать нецензурную брань в своем ближнем кругу (данные ВЦИОМ 2012 г.). При этом абсолютное большинство россиян (80%) считают использование матерных слов в широкой аудитории недопустимым. Но вместе с тем мат стал «рабочим дискурсом» значительной части молодежи, хотя в данном плане студенчество, по-прежнему, воспринимается как ведущее себя более цивилизованно, нежели основная часть молодого поколения. 

       Таким образом, ценности россиян остаются достаточно традиционными и консервативными. В российском обществе повышается ценность безопасности, порядка и законопослушности, поэтому эти вопросы, в том числе о психологической безопасности, так активно обсуждаются в обществе. Несмотря на стремление к нравственным ценностям, судя по показателям многих социологических исследований, российское общество переживает ценностный и нравственный кризис. Так, семья для российских граждан остается последней ценностной точкой опоры и номинируется в качестве главной ценности.

   Согласно опросам Левада-Центра, изменение ценностного мировоззрения, кризис морали, культуры и нравственности большинство респондентов относят к острым общественным проблемам. В 2010–2011 гг. эта проблема тревожила, соответственно, 28 и 29% опрошенных. Это подтверждается и данными Института социологии РАН (2011 г.), согласно опросам которого моральное состояние общества в 2000-е гг. получило лидирующую позицию среди сфер жизни общества, в которых положение дел в течение этих лет ухудшалось, обогнав при этом такие сферы, как уровень жизни, состояние социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры), борьбу с коррупцией и состояние правопорядка. При этом моральный упадок характеризуется как основной вектор, направляющий и определяющий развитие общества в последние 20 лет.

     Изучая ситуацию в современной России по материалам СМИ, можно проследить процесс ментальной динамики, основанный на заимствовании «западных», американских ценностей, на обращении к историческому наследию через «русские» и «советские» ценностные образцы, а также основанный на инновациях через формирование новых, так называемых «российских» культурных образцов. Все эти ценности и образцы сосуществуют в России и составляют полистилистическую мозаику современного российского менталитета. Однако в результате верхушечных политических преобразований над другими элементами доминирует именно заимствование.

       Навязываемые ценности, не воспринимаемые основной массой населения, порождают кризис между существующими ментальными моделями и пришедшими стереотипами. В наибольшей степени этой ситуации оказываются подвержены верхние слои и низы общества, многочисленные маргинальные группы населения. Впрочем, с точки зрения ментальных деформаций эти два уровня российского общества изначально самые уязвимые. Поскольку такие социальные болезни, как алкоголизм и наркомания, можно считать значимыми индикативными характеристиками общества.

      Рассмотрим подробнее имеющиеся данные по данным заболеваниям в России. Согласно данным Росстата, потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло с 5,38 л абсолютного алкоголя в 1990 г. до 10 л в 2008 г., или в 1,8 раза. Однако согласно данным ВОЗ уровень потребления алкоголя в литрах чистого этанола на душу населения (в возрасте 15 лет и старше) выше. В 2005 г. он составил 11 л учтенного потребления и 4,7 л неучтенного. По другим социологическим данным, уровень потребления алкоголя на душу населения в 2010 г. составил около 18 л. Несмотря на значительное сокращение регистрируемых случаев заболеваемости, уровень алкоголизма и психических расстройств в России по-прежнему остается высоким. По данным Росстата, в 2008 г. число больных алкоголизмом, взятых под диспансерное наблюдение с впервые в жизни установленным диагнозом, составило 173,4 тыс. человек (на 24% меньше, чем в 2003 г.); а в 2011 г. — 138,1 тыс. человек (на 20% меньше, чем в 2008 г.). Всего же в 2011 г. больных алкоголизмом в России зафиксировано в количестве 2 млн человек. Численность наркоманов, взятых под диспансерное наблюдение с впервые в жизни установленным диагнозом, по данным Росстата, в 2003 г. составляла 22,9 тыс., но в 2007 г. увеличилась до 30 тыс. человек. Однако начиная с 2008 г. их число снизилось и в 2011 г. составило 21,9 тыс. человек. Всего же в России наркоманов в 2011 г. зафиксировано 342 тыс. человек (в 2003 г. — 349 тыс. человек). Как можно убедиться из табл. 2, на фоне других стран, в том числе западного ареала, Россия занимает ведущие позиции по показателям состояния общества, свидетельствующим о его деградации и, как следствие, о падении уровня нравственности.

       Как именно меняется нравственный климат? По мнению россиян, резко выросли цинизм (57%) и агрессивность (51%), а ослабли традиционные для российской нравственной традиции товарищество (52%), бескорыстие (59%), душевность (62%), доброжелательность (63%), патриотизм (65%), доверие (65%), честность (66%) и искренность (67%)

Среди основных причин аморализации в постсоветской России можно отметить разрушение привычной идеологической и социальной системы, которое привело к кризису общественной морали и популяризации криминала, псевдолиберальное понимание свободы как несоблюдения любых правил и запретов, как разнузданности и безответственности, а также игнорирование традиционного для России единства обучения и воспитания молодого поколения. Это сказывается на психологическом состоянии общества. Согласно опросу Левада-Центра (декабрь 2012 г.), у россиян проявились и окрепли следующие чувства: усталость, безразличие (37%); надежда (30%); растерянность (19%); ожесточение, агрессивность (18%); обида (13%), зависть (12%); отчаяние (12%), страх (12%). При этом, согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в 2010 г., утрату моральных ценностей, безнравственность, распространение наркомании, порнографии, проституции, азартных игр и т. п. считают вероятными в нашей стране в ближайшем будущем 63% опрошенных. Беспокойство по этому поводу (вплоть до сильного страха) испытывают 83% опрошенных.(См. подробней Центр Сулакшинаhttp://rusrand.ru/analytics/cennosti-i-psihologicheskoe-sostoyanie-sovre...).

  Безусловно, власти РФ  не могли отмахнутся от ситуации, связанной с мировозрением российского общества. В 2015 году Правительство приняло Стратегию развития воспитания в РФ на период до 2025 года,(№ 996-р), приоритетной задачей которой является  является  воспитание и развитие  высоконравственной  личности,  разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. В документе впервые обозначена система духовно-нравственных ценностей РФ, «сложившихся  в  процессе  культурного  развития  России,  таких  как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством».

     Но в Стратегии ни слова не сказано об одном из  главных нынешних  воспитателей россиян-- СМИ. А ведь именно они формируют нравственность наших людей , начиная от  детсада и школы. « В документе перечислены традиционные ценности, и слова вроде бы названы правильные, но некоторые можно понимать в самом широком смысле и порой, к сожалению, совсем не так, как их понимали создатели документа. Под них можно подогнать любую точку зрения, даже ту, что противоречит замыслу авторов. К примеру, что значит «нравственный долг перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством»?  Вот, скажем, генерал Власов считал, что он именно исполняет свой нравственный долг перед самим собой и перед своим Отечеством, при этом присягая лично Гитлеру.

     Стратегия рассчитана на десять лет. Это тоже, кстати, мне кажется странным, замечает Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря  (Москва) --Как можно Стратегию нравственного воспитания принимать только на десять лет? Что, через десять лет она должна смениться? Ведь стратегия по своей сути – вещь медленно меняющаяся. Стратегические задачи не должны быть сиюминутными. А сфера нравственного воспитания должна ориентироваться на действительно традиционные ценности, которые были справедливы сотни лет назад.

      Кстати, из документа выпало такое понятие, как патриотизм. Это не только личный долг перед семьей и Отечеством, а нечто более конкретное и более широкое одновременно. У наших предков было замечательное обобщение, императив – служить своему Отечеству верой и правдой. Слова «вера и правда» уже не имеют двойного звучания, их нельзя толковать произвольно». «Этот документ однозначно показывает озабоченность нашего руководства тем, что в стране совсем нет идеологии- соглашается с Ильяшенко,  Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»--И это плохо  в условиях очевидной военной опасности , в которой находится наше государство,  Военной – в смысле однозначно идущей «холодной войны».

     Обычно опорой государства являются люди, которым, по выражению Стругацких, хочется странного. Они не ограничиваются едой, садиком, домиком, собачкой, парой детей, а ищут более глубоких и серьезных смыслов. Такие люди становятся необходимыми стране Матросовами, панфиловцами, Павличенко. Именно такие люди являются собирающим, цементирующим ядром. Чтобы такие люди появились, они должны быть готовы не на словах, а всей жизнью воспринять некие идеи. Но где взять идеи, если в условиях того общества, в котором мы живем,  нет идеологии. Проблема в том, что мы действительно живем в светском государстве и Конституции у нас прописано отсутствие государственной идеологии. Поэтому мы и имеем грустный пример студентки Вари, которая хотела уехать в ИГИЛ.(См. https://www.pravmir.ru/v-rossii-utverzhden-spisok-duhovno-nravstvennyih-tse). 

      Документ, как видим, получил неодназначную оценку общественности. Но не это главная беда, его можно  доработать. Но, к сожалению, прошли годы после его принятия, а  воз, как говорится, и ныне там-- ничего не меняется в системе нравственного воспитания россиян.

      Спустя 25 лет после распада СССР проблема ценностей не ослабла, а, наоборот, приобрела еще большее значение. Это объясняется тем, что  процесс обновления всех сфер современного общества  вызвал  и продолжает вызывать к жизни немало новых как положительных, так и отрицательных явлений. Многие идеалы россиян кардинально изменились в ходе перемен. Духовное равновесие нарушилось, и в образовавшуюся пустоту устремился разрушительный поток равнодушия, цинизма, неверия, зависти, лицемерия. Кстати, не без  помощи СМИ.

    Как показывают  социологические исследования,  в конце второго десятилетия ХХ1 века в качестве самой важной, актуальной, россиянами выделялась такая триада ценностей, как порядок, справедливость и стабильность.   Что касается отношения к идеологии, то в 2017 году, поскольку нет государственной идеологии, то  и нет единого общества и достаточно ясно просматривалось расслоение российского общества по наиболее важным идеологемам: 5% россиян отдавали предпочтения либеральной, 8%--коммунистической, 6%--социал-демократической, 6%-- русского пути развития, 14%—высказались за сочетание различных идей, 43%—не являлись сторонниками никакой идеологии и 20% опрошенных затруднялись ответить. Было так же отмечено, что «все группы опрошенных выступают против усиления влияния русской провославной церкви на внецерковные сферы жизни». Сравнив приведенные данные  с советским временем и с 2010 годом социологи сделали вывод, что трансформация массового ценностного сознания продолжается, содержание которого еще не ясно.  (См. «Двадцать пять лет социальных трансформаций в оценках и суждениях россиян».М.2018. с.118,.129-131). 

   Переход к рыночным отношениям для большей части современного российского общества выдвинул на первый план приоритет ценностей материального благополучия и потребительского достатка (в просторечии – меркантилизм). «Массовые опросы ИС РАН (2017 г.—Авт.) показывают, что почти каждый второй россиянин недоволен уровнем своего материального положения, а численность негативно оценивших  ситуацию в социальной сфере в 3,5 раза превзошло долю тех, кто полагает, что она за последние годы улучшилась». (См. Двадцать пять лет…, с.175-176). В то же время в обществе вызвало негативную реакцию, что в 2017 году 29 российских олигархов свое состояние довели до 275 млрд. долларов.  В концентрации отдельной личности на собственных потребностях и, соответственно, «в восприятии окружающего мира через эгоцентричную призму» состоит суть индивидуализма как ценности, которая большинством не воспринимается.

      Подобная ситуация, считают эксперты, является следствием внедрения идеи потребительского общества, идеологии потребительства, когда гипертрофированная ориентация на достаток фокусирует человека лишь на личных интересах. Индивидуализм является ответом на пустующую нишу «общих» ценностей, советская система была разрушена, а новая не создана.

    СМИ  культивируют как важную ценность самореализации и утверждения  ценности «Я»,  успешную карьеру. Именно она дает «ощущение собственной полноценности в глазах окружающих», свидетельствует о «соответствии общественным стандартам», дает чувство того, что «ты добился чего-то в жизни». Это свидетельствует об ощущении населением моральной деградации в обществе и его обеспокоенностью потерей нравственных традиций,

     Россияне больше всего ценят здоровье (99 пунктов), отношения в семье (98 пунктов) и безопасность (96 пунктов), следует из результатов опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в 2-17 году. Также респонденты заявили о важности социальной инфраструктуры в месте проживания (96 пунктов), среды обитания (93 пункта), материального положения (90 пунктов), возможности общения с друзьями и близкими (89 пунктов) и достижения поставленных целей (83 пункта).

      При этом наименее важными сторонами своей жизни россияне считают возможность карьерного роста (15 пунктов), участие в общественной и политической жизни (8 пунктов), положение в обществе (39 пунктов), творческую самореализацию и наличие досуга (по 46 пунктов).

      Социологи отмечают рост внимания жителей страны к экономической и политической ситуации: этот показатель увеличился с 76 пунктов в 2014 году до 83-х в 2017 году. Кроме того, падает значение климата: 36 пунктов против 61-го три года назад.(См. https: // ria.ru/ society/20170607/1495980201.html).

При советской власти наиболее престижными были такие профессии, как дипломат, космонавт, балерина, актриса, научный работник и преподаватель, писатель или поэт, музыкант — т.е. творческие профессии гуманитарной интеллигенции. При том что зарплата заводского рабочего, например, была в 4—5 раз выше, чем у молодого врача или преподавателя в вузе. Социальным «успехом», несмотря на все несправедливости оплаты труда, считалось получение диплома о высшем образовании, возможность творчества и самореализации.

        Сейчас личность оценивается не столько по ее интеллектуальным способностям или возможностям, не по критерию служения обществу или государству, сколько по имеющейся в ее распоряжении собственности и наличных денег. Появилась и расширяет свое влияние «мораль успеха», ранее не характерная для россиян. Утратили свою ценность и такие понятия, как «могущество страны», «прогресс», «процветание» и «демократия».

     Совершенно отдельной группой выглядит самосознание так называемых «новых русских» — российских предпринимателей. В иерархии их жизненных ценностей самое важное место занимают «свобода», «собственность», «процветание», «стабильность» и «достаток». А вот такие гуманистические ценности, как «согласие», «справедливость» и «духовность», гораздо менее важны для них, чем для представителей других социальных групп. По своим ценностям они отходят от традиционного сознания россиян, более эгоистичны и озабочены личным благополучием.

      Парадоксально, но факт, что из числа самых важных ценностей россиян ушло слово «труд». Коммунистическая идеология очень активно опиралась на это понятие. Потребность в труде в доперестроечной России объявлялась высшей потребностью человека. Проводилась соответствующая идеологическая обработка массового сознания. Уклонение от труда на благо общества считалось преступлением перед социалистическим государством со всеми вытекающими отсюда последствиями. Жестко действовал лозунг: «Кто не работает, тот не ест». Существовала статья закона, наказывающая за тунеядство!

   Ныне труд потерял былую идеологическую нагрузку, перестал «быть на слуху» и занял достаточно низкое место в списке жизненных ценностей россиян. Можно предположить, что такая ситуация связана не с природной ленью русских или их неумением работать, а скорее, с предыдущим чрезмерным давлением со стороны государства. https: // lektsii.org/10-65355.html