Вы здесь

Безобидна ли реклама?

Реклама – основа идеологии потребительства, информация, которую распространяют за деньги с целью привлечения клиентов. Она прородительница журналистики, возникла вместе с торговыми отношениями между людьми ещё до появления денег как эквивалента товара, что подтверждается, например, найденным археологами египетским папирусом с объявлением о продаже раба.

 Впрочем, есть несколько теорий появления рекламы. Развитие международной торговли привело к созданию первых газет. Слово “газета” произошло от названия мелкой венецианской монеты gazzetta – именно такой была цена листков, которые сообщали о прибытии в порт иностранных судов и товарах, привезенных ими. Современная реклама в том виде, в котором мы её знаем, берет начало от изобретения Гуттенбергом печатного станка. Печатное дело позволило выйти текстовой рекламе в тираж. Первой официальной печатной рекламой считают объявление о награде тому, кто сообщит сведения о местонахождении 12 угнанных лошадей, опубликованное в первой лондонской газете. С этого небольшого текста начался рассвет новой эры в рекламном деле. Родоначальником профессиональной рекламы считают французского врача и по совместительству журналиста Теофраста Рондо, который первым стал печатать в прессе частные рекламные тексты. Примерно тем же занимался англичанин Уильям Тейлор: его фирма Tayler & Newton (год основания – 1786) выступала посредником между рекламодателями и типографиями. Первое в мире рекламное агентство открылось в 1842 году в США: его основателем стал Волни Палмер.

 Как видим, реклама появилась что бы помочь людям быстрее найти нужный им товар, а с другой стороны,– чтобы помочь производителям быстрее сбыть товар. Не случайно рекламу называют двигателем торговли. Так то оно так, но когда реклама вездепреследует вас, и может не только моментально опустошить ваш кошелек, но довести и до больницы, то она уже не помощница, а вредитель. Игнорировать рекламу невозможно, убежать от неё некуда. Некоторые социологи считают, что поведение людей изменилось не в лучшую сторону из-за просмотра рекламы. Она провоцирует человека совершать необдуманные, порой совершенно ненужные ему приобретения, тем самым завышает спрос на товар, что позволяет производителю увеличивать цены. Ныне рекламой забиты улицы, газеты и журналы, телепередачи и соцсети. Ни шагу нельзя сделать не споткнувшись о рекламу. От телевизионной рекламы невозможно отказаться. Рекламные ролики крутят независимо от нашего желания, прерывая в самом интересном месте телепередачи, фильмы., новости, спортивные состязания…

Информационный канал «Лекции. Нет» (См. http://lektsii.net/1-179998.html) проанализировал пропаганду потребительской идеологии в СМИ на примере рекламы и отметил, что идеей потребления до предела заполнены теле- и радиоэфир, газетные и журнальные полосы. Рекламные тексты и объявления призывают вас воспользоваться услугами, товарами и т.п..

 Общеполитические газеты, в зависимости от партийной принадлежности, выражают и коммунистические, и социалистические, и либеральные идеи. Однако не они имеют самые большие тиражи, а коммерческая пресса. Ее страницы в огромном количестве заполняют материалы, предлагающие всевозможные виды товаров и услуг. Их издатели настолько состоятельны, что бесплатно распространяют газеты и журналы среди населения.

 Даже, если вы не хотите их читать, все равно ваш почтовый ящик заполняют этими изданиями. Такое настойчивое желание приобщить народ к подобного рода газетам можно охарактеризовать как принудительную журналистику. Кроме того, это очень красноречиво характеризует и идеологию потребления, которая проникает во все щели, не пренебрегает никакими средствами. Расчет прост: кто-то все равно просмотрит, возможно, воспользуется информацией. Такое целенаправленное распространение изданий гораздо выгоднее, чем простая продажа в киосках случайным покупателям.

Редактор одной из таких газет - «Призмы» В. Покровский, дает строптивым читателям совет: «Обнаружив в своем почтовом ящике очередное бесплатное издание, пожалуйста, не возмущайтесь. Не восклицайте гневно: «Мы этого не заказывали!». Конечно, не заказывали. Вам отдали в собственность информацию. Которая стоит денег. И которая, лично Вам, очень даже может пригодиться. Вам не сказали: «Дай!» Вам сказали: «Возьми!» Возьми газету. Полистай. Заверни в нее что-нибудь, если не найдешь ничего интересного для себя. Отложи для будущих ремонтов. Сооруди из нее бумажный кораблик или малярскую шапочку. Используй ее еще как-нибудь - все равно как. Но не швыряй на пол подъезда. Пусть это будет твое маленькое спасибо тем, кто делает эту газету. Пусть это будет жест самоуважения. Самое ценное на Земле - информация. Мы дарим ее бесплатно. Это не только ваша связь с внешним миром. Это одно из достижений новой России. Давайте эту информацию ценить и хранить».

Следует отдать должное издателям и редакторам этого вида печати: лучшие из газет делаются на высоком профессиональном уровне. Четкая классификация материалов по содержанию, источникам информации, объему, способу подачи, а также продуманное оформление - постоянное место на полосе, конкретная рубрика, выделение различными шрифтами - все это помогает экономить время читателя при поиске необходимой ему информации, создает комфортные потребительские информационные условия.

 

Объем рекламы в средствах ее распространения в 2017 году

 Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения за вычетом НДС составил 417 млрд.руб., что на 14% больше, чем годом раньше.

 Объем сегмента маркетинговых услуг, данные по которому предоставили эксперты Российской Ассоциации Маркетинговых Услуг (РАМУ) составил почти 103 млрд.руб., что на 9% больше, чем в 2016 году.

 С учетом рекламных бюджетов, израсходованных на создание креативных решений, на производство рекламной продукции и на оплату услуг рекламных агентств суммарный объем российского рынка маркетинговых коммуникаций составил примерно 730-750 млрд.руб.

 

Сегмент интернета почти догнал телевидение и по-прежнему показывает наибольшую динамику роста – 22% (в 2016 г. – 21%). Среднемировой показатель телевидения и интернета составляет 70%, а в России – 80% – единственный рынок, который имеет гипертрофированную долю двух сегментов. Рынок прессы единственный показал отрицательную динамику. Объем рекламы в печатных СМИ упал на 8% – до 20,5 млрд руб.

 Региональная реклама в четырех основных медиа (ТВ, наружная реклама, пресса, радио) без учета Москвы и области выросла год к году на 4%, или до 49,3 млрд руб. Крупнейшим сегментом регионального рынка, как и по всей России, осталось телевидение – 24,8 млрд руб., что составило половину (50,3%) от регионального рынка. ТВ-реклама по сравнению с 2016 г. выросла на 14%. Радио и наружная реклама выросли на 4% и 1% до 9,1 млрд руб. и 10 млрд руб. соответственно. Среди российских интернет-компаний в 2017 году быстрее рынка рос Mail.Ru Group – на 28,9%, или до 23,76 млрд руб., согласно финансовым отчетам. Выручка «Яндекса» росла чуть медленнее рынка: в 2017 г. этот показатель увеличился на 20% – до 87,4 млрд руб.

Подробнее: https://adindex.ru/news/researches/2018/03/20/169852.phtml

Американский исследователь Кин Джон считает, что основной порок рекламы состоит в том, что она выражает антидемократическое по сути представление о потреблении как смысле жизни. Смысл рекламы, таким образом, не сводится только к отдельным рекламным роликам или к восхвалению конкретного вида товара. Она навязывает представление о потреблении рыночного товара как об определяющем элементе социальной идентификации личности. Реклама в этом плане может рассматриваться в качестве идеологии. Она является особой формой словесной игры, которая задумана для завоевания идеологической гегемонии.

 Характеризуя в целом деятельность СМИ в условиях рыночного общества, Кин Джон подчеркивает, что рынок ограничивает свободу информации, воздвигает барьеры на пути тех, кто хочет выйти из него, порождая монополию и ограничивая свободу выбора. Кроме того, рынок урезает свободу информации, рассматривая последнюю не как общественную ценность, а как товар, подлежащий присвоению частными лицами. Либеральная идеология свободы индивидуального выбора на рынке идей на деле служит оправданием привилегированного положения взглядов корпораций и способствует доминированию интересов инвесторов над интересами граждан. (См. Джон К.Средства массовой информации и демократия. М.         1994, с.85-86).

 Другие западные ученые критикуют рекламу за ослабление ее первоначальной неформальной функции в пользу подстрекательства и манипуляции, распространение далеко не безупречного вкуса. Реклама стала неотъемлемым механизмом функционирования и развития обществ рыночного капитализма, где в настоящее время цель производства заменена целью продажи, призванной обеспечить постоянную цикличность в сбыте товаров и предотвратить экономическую стагнацию. Она стала важнейшим механизмом организации спроса и «производства потребностей» потребителей.

 Между рекламой и СМИ установился прямой симбиоз. С одной СТОРОНЫ, денежные вклады рекламодателей являются основой бюджета СМИ, играют решающую и определяющую роль в их развитии. С другой стороны, современная реклама навязывает коммуникации свою систему отношений, при которой тот, кто распространяет информацию, продает свою аудиторию вкладчику. Таким образом, аудитория, как и содержание передач, становится товаром. (См.Бретонь Ф., Пру С. Взрыв коммуникаций.Рождение новой идеологии. М.,1990, с.8-9)

Идеологи потребительства весьма изобретательны. Они предлагает все новые, простые и доступные для понимания возможности тратить деньги. И не только деньги, но и время, потребляя информационную и другую продукцию. Рекламой нашпигованы новостные программы на ТВ, всевозможные шоу, крутые боевики, детективы, фильмы ужасов, мыльные оперы, тяжелый рок, мультфильмы Диснея… Бесконечные американские и мексиканские сериалы, развлекательные программы, спортивные передачи «привязывают» многих людей к телевизору, создают им комфортные условия для потребления всевозможной визуальной продукции.Для каждой возрастной группы используется свой «заглатываемый крючок».

 Однако это безобидное время провождение только на первый взгляд кажется таковым. Американский ученый Герберт Шиллер еще более четверти века назад предупреждал, что сокращение умственной деятельности является результатом отупляющего воздействия бесконечного количества затрачиваемых на просмотр телепередач часов. Трудно поддается измерению, но, тем не менее, имеет огромное значение, умиротворяющее воздействие телевидения на критическое сознание. Он подчеркивал, что цель радио- и телевизионных программ в коммерческом обществе состоит не в том, чтобы пробуждать, а в том, чтобы усыплять обеспокоенность социальной и экономической действительностью. Они приводят к пассивности индивида, к состоянию инертности, которое предотвращает действие.(См. Шиллер Г. « Манипуляторы сознанием». М,1980,с.47-48).

Если с этой точки зрения взглянуть на телесказки для взрослых типа «Богатые тоже плачут», «Просто Мария», «Дикая Роза», «Санта-Барбара»,«Тропиканка», «Династия» и т.п. и соотнести их трансляцию с политическими, экономическими, социальными потрясениями, которые в это же время охватили Россию, то слова Г. Шиллера оказываются весьма к месту. Другие исследователи тоже замечают, что находящаяся под защитой нынешних принципов американской демократии свобода рыночных отношений в области СМИ оборачивается такой коммерциализацией информационной деятельности и таким всесилием диктата рекламы, что публичная сфера информационных средств сокращается, гражданские чувства и идеи ответственности уступают дорогу конформизму потребительской психологии с ее равнодушием к тревогам общественных проблем, а духовные ценности и интеллектуальное искусство вытесняется стихией мультимедиатизированной массовой культуры.

 Благодаря симбиозу телевидения и рекламы, укрепляющемуся под лозунгом «Имидж – это все», американцы, да и многие наши люди стали жить по предписаниям рекламных советов, что им есть, пить, как одеваться, где покупать, лечиться, отдыхать. Из граждан они превратились в потребителей рекламируемых товаров и услуг и, забыв о своих связях с общественными структурами в жизни и межличностными отношениями, обрели мнимую солидарность и свободу в рыночном механизме телерекламной приобщенности к стандартным моделям модных «стилей жизни», объединенных товарным фетишизмом.(См. Землянова Л.М. «Инфоструктура электронной демократии (дискуссионные мнения зарубежных аналитиков)», Вестник Моск. ун-та Сер. Журналистика. 1997. № 3. С. 81-82).Идеология потребительства в российских СМИ в ХХ1 веке- главенствует. Раньше ее исповедовала небольшая социальная группа, причем информационное обеспечение этой идеологии шло на уровне устных СМК.

Официальная коммунистическая идеология и ее СМИ относились отрицательно к проявлениям потребительских наклонностей населения, критиковали вещизм, чрезмерное стремление к удовлетворению материальных потребностей в ущерб духовной жизни. После распада СССР все поменялось местами. Публикации о развитии духовности народа почти не видны за несчетным количеством газетных, журнальных текстов, радио- и телепередач, книжной, кино- и видеопродукции о прелестях материально обеспеченной жизни, о жизни новых русских, о богатствах западных стран и т.д. Нынешние российские СМИ в своем подавляющем большинстве занимаются пропагандой американской мечты, основанной на индивидуализме, эгоцентричном мировоззрении, защите частной собственности, материального благополучия, мечты, выражающейся в приобретении в личного транспорта, собственного дома, заведении собственного дел, то есть во всем том, что можно найти на страницах рекламных изданий типа «Экстры-М», телерадиопередачах, на сайтах в интернете. Цель идеологии потребительства - сделать американскую мечту русской мечтой, распространить на великих российских просторах западный образ жизни.

 На первый взгляд пропаганда в СМИ потребительской идеологии не связана с государством. Но учитывая тот факт, что идеология потребительства выражает, прежде всего, интересы собственников, влияет на экономику страны, следует признать, что идеология потребительства осуществляется рекламщиками в союзе с государством. Невозможно представить, восклицает таже Иванова, что бы власти запретили рекламу, обеспечивающую рост потребления. Так же трудно представить, что чиновники примут меры по формированию и распространению идеологии «антипотребительства», противоречащей интересам как собственников, так практически и всех социальных групп.

В этом плане интерес представляет признание руководителя Первого канала К.Эрнста. К сожалению, его заявление быстро убрали из интернета "по требованию правообладателя", но блогеры успели его зафиксировать и откоментировать. Вот один из комментариев. « Эрнсту и правда, есть основания его секретить. Захотел удивить всех своим умом и наговорил лишнего.

Только кажется, что телевидение развлекает,-сказал он. На самом деле оно прививает населению шаблоны поведения путём многократных примеров поведения в своих передачах. И шаблоны мыслей путём многократного повторения в разных формах. Строит вокруг обывателя кокон виртуальной реальности, который надёжно ограждает того от восприятия реальной реальности.

 Телевидение не будет информировать, советовать и убеждать обывателя. Оно будет навязчиво преследовать его всегда и везде… Оно будет заменять подлинные интересы каждого индивида и народов в целом на навязанные ему интересы тех, кто управляет эфиром. (А точнее, тех, кто управляет теми, кто управляет эфиром).

 Телевидение сделает изгоем в обществе всякого, кто не живёт в русле навязываемого ему телевизионного шаблона поведения и не мыслит в рамках навязываемого ему дискурса.

 По сути Эрнст объявил всем, что основная цель телеэфира – модифицировать поведение народных масс. (Был такой термин у ЦРУ. Они даже проводили опыты по модификации поведения. Правда, химическим путём. Сейчас нашли способ лучше.) Осталось только задать марксистский вопрос: а в интересах кого модифицируется поведение масс?! И как эти интересы этого самого "кого" соответствуют интересам России и её народов?

 Перечислим навскидку некоторые всеми признанные интересы России и её народов:

Падение рождаемости.

Несоответствие потребностей экономики и профессиональных устремлений российских индивидов.

Потеря жизненных ориентиров и падение морали и нравственности.

Алкоголизм и наркомания.

Самое интересное, что эти и ещё многие проблемы осознаны не только Путиным и той же ЕР. Но и широкими массами. Об этом я писал в в статье Что на самом деле волнует народ и как это отражает блогосфера. В которой привёл данные соцопросов на эту тему.

 И что?

 Как и в каком направлении модифицирует (изменяет) поведение населения наше телевидение, в том числе и Первый канал, управляемый Эрнстом? В направление решения этих проблем или прямо в противоположную сторону? (Вопрос риторический. Можно не отвечать).

 И встаёт вопрос: если Путин и ЕР (Не забудем и Медведева!), которые, как считается, правят страной, хорошо осознали вместе с населением вышеуказанные проблемы, стоящие перед Россией и её народами, а телевидение модифицирует поведение населения в прямо противоположном направлении (Ну, ладно. Пусть не прямо, а извилисто.) то кто управляет тем же Эрнстом и ему подобными и в чьих интересах работают отнюдь не малочисленные эрнсты в нашем медийном пространстве?!

Пора ответить на этот вопрос. И сделать соответствующие выводы из ответа. И принять необходимые решения. Без которых все благие начинания относительно "Великой России, избавленной от великих потрясений" (в искренность которых я верю), останется только маниловщиной и досужей болтовнёй диванного любителя пива».

Источник - http://imperialcommiss.livejournal.com/756668.html).

 Телепередачи, шоу, кинофильмы, полные насилия и аморальности, активно используются практически всеми продюсерами в качестве воздействия на сознание зрителя. Это привносит в жизнь много негатива и низменных эмоций, вместо того, чтобы дать человеку возможность наслаждаться вкусом реальной интересной жизни. Как справедливо отметил священнослужитель Виталий Косовский: “Телевизор делает из зрителя бедняка: 1) реклама стимулирует телезрителей приобретать товары, которые не имеют никакой ценности и абсолютно бесполезны; 2) ТВ формирует у своих приверженцев потребительское мировоззрение в самом худшем смысле этого слова; 3) вы теряете свое драгоценное время на виртуальную тележизнь; 4) пропаганда роскоши вбивает в голову то, что социальный статус оценивается исключительно ценой аксессуаров, которыми вы владеете, или дороговизной марки вашего автомобиля; 5) телевизор привносит в вашу жизнь несчастье во всех смыслах этого слова. Зритель заражен драматическими событиями героев экрана, разделяя все их переживания, трагедии, проблемы и тому подобное. Несчастный смотрит телевизор, а счастливый – читает книги.

Это ли не свидетельство несоответствия журналистской профессии ожиданиям социума. В свою очередь, государство, на которое возлагается ответственность за удовлетворение информационных потребностей основных слоев общества, также оказывается пока неспособным реализовать эту задачу. Правда, ориентация на духовную составляющую самими СМИ никогда не декларируется, а может лишь подразумеваться. Кроме того, обрести явственные духовные черты СМИ смогут лишь при условии выстраивания самим государством устойчивого духовного идеала. Вместо этого идеала в содержание российских массмедиа активно внедряется идея меркантильного прагматизма, вытесняющего традиционные для нашей журналистики морально-этические ценности, такие как поиск истины, помощь ближнему. Эти ценности в силу особого религиозного сознания нашего общества и сложных условий его жизни всегда были составной частью национального менталитета, а уже затем органично наследовались отечественной литературой и журналистикой. «Положительный герой», неравнодушный, умеющий сопереживать, во все времена был не только идеалом, но и находил воплощение в российской публицистике и критике XIX и XX вв. Сегодня эта традиция прервалась.