Вы здесь

Культура на потребу

Одно из направлений идеологии потребительства– пропаганда массовой культуры. Появление и развитие массовой культуры связаны с формированием индустриального общества, бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. Ряд исследователей ( к примеру, С Сулакшин С.С., Сазонова Е.С., Хвыля-Олинтер А.И.) считают массовую культуру вредной для развития мышления, эстетического чувства и нравственности молодежи, поскольку она внедряет плоские, «усредненные» стандарты человеческих отношений и ориентирует людей исключительно на развлечения.

К основным составляющим массовой культуры относят:

-информационную индустрию – прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком.

=индустрию досуга – фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;

-систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;

=тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

 Соединение культуры с развлечением определило главные особенности предметов массовой культуры. Они должны быть занимательными по содержанию и эффективными по форме, иметь всегда четкий сюжет с интригой и принадлежать конкретному жанру. Исходя из этого исследователи дают следующие характеристики массовой культуры:

=серийный характер предметов ее потребления;

=примитивные стандарты жизни и отношений между людьми;

=развлекательность, забавность, сентиментальность;

-натуралистическое изображение и смакование насилия и секса в произведениях художественной культуры;

=культ сильной личности, культ жизненного успеха;

=ориентированность на гомогенную аудиторию;

= опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное;

 =бегство от действительности;

=быстродоступность и быстрозабываемость, традиционность и консерватизм;

=оперирование средней языковой семиотической нормой;

=занимательность.

 (См.http://www.grandars.ru/college/sociologiya/massovaya-kultura.html)

 Усилиями средств массовой информации через пропаганду массовой культуры осуществляются не только сужение и стандартизация индивидуального сознания, но и деградация классической (мировой и национальной) культуры в некий ее опустошенный и упрощенный вариант. Это понятие обозначает определенное состояние культуры современного общества, связанное с использованием доступных большинству людей примитивных стандартов мышления и поведения, отчуждающих их от творчески активной деятельности. Навязываемая СМИ массовая культура направлена, прежде всего, против духовных глубин сознания человека. Ее задача - полностью оккупировать внутренний мир личности, лишить самостоятельности, приучить к безропотному копированию предлагаемых обществу упрощенных жизненных стандартов.

Подлинно духовная культура заменяется культурой искусственно выращенных средствами массовой информации «звезд». В произведении массовой культуры потребителя волнует прежде всего сюжет, в котором он ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев, чтобы радоваться вместе с героями, сострадать их жизненным невзгодам. Зритель или читатель идентифицирует себя с героями произведения, стремясь к идеалу, который воплощает несбывшиеся мечты.

 Массовая культура выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливость жизни – отсутствие денег, успеха, признания и т.д. Ее потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить свое эмоционально бедное существование.

Большинство людей, особенно молодежь, именно через массовую культуру получает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование также поступают к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт считается престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Можно сказать, массовая культура становится средством стимуляции потребления. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой – она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.

Массовая культура – культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий. При этом не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т.д.

 Большинство социальных сетей и СМИ предлагают своим потребителям ненавязчивый, однобокий развлекательный контент, в котором проявляются следующие основные черты: «эклектичность (безвкусное сочетание разных стилей), претенциозность (стремление выдать дешевое за дорогое, чувственное за возвышенное, публичное за интимное), псевдодемократичность (показная простота, назойливость, эмоциональная перенасыщенность), эротичность (явная или скрытая), постоянный интерес к "запретным" темам», отмечает психолог А.А.Рассадина. Именно это на сегодняшний день и представляет собой основу для формирования внутреннего мира современного человека, его эстетического развития, художественных предпочтений, стереотипов, ценностных ориентаций и культурных установок.

 Не имея необходимых представлений о фундаментальных нравственных ценностях, будучи неподготовленными к нравственной и эстетической оценке событий, наши современники вынуждены «погружаться» в спорные информационные потоки, предпочитая из них наиболее легкие для восприятия (паблики с мемами, музыку, кино, спорт). Все это особенно опасно потому, что формирует в молодежной среде специфические эстетические вкусы, которые в процессе взросления несут угрозу закрепления их в структуре личности, соединяясь с ее ведущими мотивами. Что сейчас предлагают нам популярные источники информации? СМИ, в том числе интернет, стали генератором пропаганды насилия, навязывания образцов для деструктивного поведения, низкосортного юмора, глумления над религиозными ценностями и порицания патриотизма.(См. подробней https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennye-orientiry-zhurnalistiki-v...).

В последния десятилетияв связи с широким распространением интернета говорят об особой компьютерной культуре. Компьютер позволяет не только мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации, но и просмотреть фильм, концерт, послушать музыку. Материал в интернете часто представлен как гипертекст. т.е. содержит систему отсылок на другие материалы, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

 Массовая культура – культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

Идеологическая функция массовой культуры заключается в способности этого типа культуры внушать своим потребителям взгляды, идеи и представления, определенным образом конструирующие понимание окружающей действительности. Идеологическая функция довлеет над другими функциями массовой культуры, в том числе над процессом передачи познавательной информации от источников, владеющих специализированным научным знанием, к получателю – массовой аудитории.

СМИ заполонили материалы массовой культуры, практически вытеснив классические произведения, народные песни. Еще не так давно многие понятия не имели о тяжелом роке в музыке. Теперь же исследователь В.А.Волков отмечает, что музыкальные предпочтения молодежи, активно пользующихся развлекательными ресурсами, концентрируется вокруг тяжелой рок музыки. Такое положение во многом направлено на нивелирование существующих социокультурных институтов, таких как власть и образование, выполняющих важную роль в поддержании нынешнего социального порядка, согласуясь с видением теоретика масс-медийной культуры Понамерёва: «Стремление к самовыражению в тяжелой рок-музыке – это борьба за право быть услышанным и за место в публичной сфере. Возможность собирать большие аудитории молодежи и публично излагать свое резко критическое видение социальных отношений» делают рок феноменом социально-культурной жизни».

Увеличение производства анормальных музыкальных произведений толкает молодежь к той мысли, что ее счастье зависит от следования моде, легкомысленной жизни, получения наслаждения и поверхностной любви. В современных песнях, молодость осмысливается как взволнованная жизнь, цель которой заключается в удовлетворении плотских желаний. Некоторая музыка, принося молодежи неописуемую эйфорию и прочие нереальные ощущения, вызывает своего рода самоотчужденность и лишает молодежь ее сущности, в результате чего неприятие нравственных ценностей и норм кажется нормальным поведением

Особенностью данного направления музыки, считает Волков, является то, что она популярна среди молодежи среднего класса, с одной стороны, и коммерциализация медийного пространства, превращает рок-культуру с ее идеологической составляющей в продукт массовой культуры, давая возможностью выразить социальный протест. Так же это свидетельствует о способности СМИ, в значительной степени, к формированию массовой молодежной культуры.(См.Волков В. А. Влияние СМИ на формирование культурных ценностей: аксиологический аспект // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 913-915. – URL https://moluch.ru/archive/83/15136/ (дата обращения: 13.06.2018).

 В массовой культуре России важное место заняла эстрада, а события последних десятилетий показывают, что эстрада как самый популярный вид искусства играет большую роль в общественной жизни, становится популярным средством выражения культурных запросов и ценностных ориентиров различных слоев общества. Геополитические изменения в жизни страны вызвали не только развал всей прежней системы управления и функционирования эстрады, но и содержательный слом в самом искусстве. Стремление во что бы то ни стало если не «покорить», то сравняться с Западом приводит исполнителей к прямому подражательству и, как следствие, стиранию, усреднению индивидуальности. Само понятие «эстрада» все чаще заменяется современным «шоу-бизнес», на практике нередко превалирующим оказывается вторая составная - бизнес, со всеми присущими этому понятию достоинствами и недостатками: свободным рынком, жестокой конкуренцией, борьбой различных группировок и др.

 Советская эстрадная музыка благодаря своей массовости и широкой популярности, играла значительную роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения. После распада Союза произошли изменениями и в эстрадной музыке, которая уже не несёт в себе той ценности воспитания нынешнего поколения. Участница телевизионного проекта «Две звезды», певица Валерия Ланская, открыто заявила жюри, что не любит современную эстраду: «К нынешней эстраде у меня много вопросов. Ну, да, такое мое мнение, мне больше нравится наша старая советская эстрада... Столько творческих единиц было, столько потрясающих артистов, которые не просто выходили и пели в микрофон, а вкладывали душу, делали какие-то незабываемые номера. Сейчас, к сожалению, таких очень мало».(См. «Мир новостей».,2013.05.03., с.19).

 И еще один, может быть, неожиданный аспект разговора об эстраде. Как говорил в свое время известный эстрадный артист Петр Лукич Муравский, – на эстраде надо удивлять. В каждом номере должна быть «изюминка», некий «фокус», неожиданность. (См.chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://sias.ru/uploa). Сейчас эстрадное искусство опустилось довольно низко – удивлять удивляют, но часто непозволительным уровнем юмора либо шаблонным подходом к пародии. Однако иногда на эстраде появляются проблески, что вселяет некую надежду на возрождение ее былой славы. Одним из таких примеров может служить проект «Один в один», реализованный на Первом и «Голос» на Втором каналах.

 Российская эстрада представляет собой разнообразную группу творческих лиц, представляющих как эстрадно-песенный жанр, так иные жанры сценического искусства. В прессе, пишущей об эстрадных исполнителях и звёздах эстрады, принята аллегорическая классификация добавляющая титул к имени эстрадного исполнителя. Например, "примадонна российской эстрады", "король гламура", "патриарх эстрады". На данном этапе эстрадная музыка стала неотъемлемой частью шоу-бизнеса. Власть над эстрадной музыкой захватил круг частных лиц, обладающих весомым финансовым авторитетом. Занятие музыкой стало лишь престижным средством заработка, а не творчеством. На второй план отходит работа "живых" коллективов, всё больше упрощается работа музыканта, современные технологии всё больше внедряются в мир искусства и делают его менее интересным, более незамысловатым и непринуждённым. В Советском Союзе детско-юношеские кружки, студии эстрадного мастерства финансировало государство, а сейчас всё большую популярность приобретает обучение в частных, элитных школах.

 На телеэкранах мы видим одних и тех же, далеко не лучших исполнителей. И даже те, кто стал призерами телеконкурса «Голос», «Один в один», «Три аккорда» и др. после победы исчезают с телеэкрана. Практически ушли в небытье народные песни, романсы. В том же популярном проекте «Голос», (кстати, которое наше ТВ позаимствовало у Голландии), звучат в основном иностранные песни. Редко отечественное ТВ предлагает аудитории знаменитые русские хоры, такие как Воронежский, Омский, Северный, хор имени Пятницкого. Иногда только пробивается Кубанский. Всё это говорит о том, что массовая культура заполонила отечественное ТВ. «Современная практика эстрады показывает, что мы, к сожалению, часто являемся свидетелями деградации многих разновидностей эстрады», сетует исследователь И.А. Виноградский.(См. https://studfiles.net/preview/6013503/).

 «Ориентация России после 1991 года на систему общеевропейских политических и культурных ценностей, мощная экспансия через СМИ и индустрию звукозаписи западной рок-музыки в отечественное культурное пространство окончательно вытесняют старую, советскую терминологию из журналистского и научного обихода»-, добавляет его коллега из Санкт-Петербургского университета культуры и искусств А.А. Макарова. Общепринятой становится западноевропейская и американская терминология: поп-музыка, шлягер, рок-музыка и все это определяется как массовые жанры музыки, массовая культура, то, что заполняет радио- и телеэфир, звучит на дискотеках, распространяется на кассетах и компакт-дисках, обозначается «поп-хит». Главному потребителю масскульта - стремящемуся лишь к развлечению, слушателю, именуемому как «человек-масса», довольно чуждо критическое, а точнее, аналитическое отношение к воспринимаемым музыкальным произведениям. Такой потребитель скептически относится к утверждениям о необходимости сознательно мыслить; он чаще всего полностью удовлетворен теми отношениями, которые установились у него с миром музыки, и вообще доволен своей посредственностью, естественно, не признавая ее наличия; он высмеивает непонятное и относится к нему свысока; понятным он признает лишь то, что воспринимается им практически исключительно на психофизиологическом уровне. Развлекающийся слушатель оказывается в принципиально по-иному организованном пространстве и ведет себя соответствующим образом: слушатели-зрители (современное концертное шоу можно назвать скорее объектом зрительного восприятия, чем слухового) пританцовывают, подпрыгивают в такт музыке, хлопают, кричат, смеются или даже плачут, утрачивая контроль над своими чувствами.

Потребительская музыка оказалась полностью подчиненной тексту. При этом подавляющее большинство исполняемых текстов не имеет ничего общего с поэзией: они глупы и банальны, шокируют убожеством своего содержания, совершенно беспомощны в поэтическом отношении. Множество подобных текстов отличают ироничность, подчеркнутая несерьезность и деланность, претензии на интимность и задушевность нередко выливаются в откровенную пошлость и тривиальность. В связи с коммерциализацией массовой музыкальной культуры все большую роль играют менеджеры, становящиеся главными действующими лицами шоу-бизнеса. Появляются новые понятия «музыкальный менеджмент», «менеджер шоу-бизнеса», «продюсирование».

 Применение все более изощренных в технических возможностях музыкальных инструментов, сложной и совершенной техники превращает выступления хорошо оснащенных ансамблей в «видеоряд», сопровождаемый потоком звуков, обрушивающихся на аудиторию благодаря сверхмощной аппаратуре -менеджере, который теперь все подчиняет реализации товара.

 Средства массовой информации, новые технологии - (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации) проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом. Попытка создания «нового общества» путем навязывания идеалов, ценностей, норм не свойственных российской культуре, реализуется с помощью передачи международными кампаниями одного и того же сообщения во всем мире. Глобальные рекламные агентства имеют возможности осуществления кампаний, в ходе которых каждому рынку, независимо от его географического положения, передается одно и то же послание. Неадаптированные сообщения имеют глубокое воздействия на российскую молодежь в силу своей привлекательности, использования иностранных слов, необычного музыкального сопровождения, новизны сюжета и т.д. Срабатывает так называемый эффект подражания, который, следовательно несет за собой определенные исходы достижения желаемого. Одни, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем, другие достигают желаемого с помощью нелегальных обогащений.

 Появление интернета повлекло за собой увеличение объемов мгновенно обновляемой информации. Новая телекоммуникационная система способствовала созданию новой аудитории, эфир перехватил у прессы пальму первенства в плане оперативности и далеко превзошел ее в плане изобразительности и наглядности. Стала актуальной проблема разделения труда между радио, телевидением, сетью интернет и периодической печатью. Для того чтобы в информационном пространстве достойно конкурировать с другими источниками информации, все печатные издания претерпели ряд существенных изменений. Прежде всего изменился облик газет и журналов. Они, например, стали шире использовать иллюстрации, часто заменяя ими печатное слово.

 Сознательная рейтинговая позиция издателей, журналистов и редакторов, слепое копирование западных образцов масс культуры, и, скорее всего, выполнение заказа определенных сил приводят к нежелательной трансформации ценностей россиян.

Главным механизмом, диктующим «правила игры» в шоу-бизнесе, является рынок. Объект искусства выступает как товар; субъект, его воспринимающий - как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служит реклама. В результате чего пространство, изначально принадлежавшее в музыке человеку, стремительно уменьшается. Собственно человек изгоняется из мира потребительской музыки, уступая место технике - аппаратуре, техническим приемам звукозаписи и воспроизведения. Пытаясь остаться в этом мире, человек вынужден уподобляться техническому устройству, отказываться от тех человеческих свойств, которые являются избыточными в мире «искусственного искусства», где господствует Шлягер, обслуживаемый видящими в нем источник прибыли Техникой и Рынком, делает вывод Макарова.

 СМИ явно или опосредственно навязывают людям, особенно молодежи, те или иные ценности, представление о жизни, интересах, потребностях. Система стихийной социализации, включающая, в том числе влияние СМИ, вовлекают людей в информационное поле, тем самым, создавая иную иерархию потребностей, интересов, впоследствии и трансформированную систему ценностей. Об этом свидетельствуют результаты наблюдений, которые зафиксировали, что, например, «заграница» для многих россиян более привлекательна. Отсюда у родителей желание дать своим чадам образование за рубежом или в престижных вузах России, имеющих связи с иностранными учебными заведениями. Получив дипломы, защитив диссертации, молодые специалисты стремятся работать на Западе.

Увеличился объем дифференцирующих ценностей: «ложь во спасение», «яркая индивидуальность», «оценка своей жизни по индивидуальным критериям», «свобода выбора собственного пути». Дифференцирующие ценности нельзя назвать «отрицательными», но они не способствуют ни внутрипоколенной интеграции, ни диалогу поколений.

Усилиями средств массовой информации осуществляются не только сужение и стандартизация индивидуального сознания, но и деградация классической (мировой и национальной) культуры в некий ее опустошенный и упрощенный вариант – в массовую культуру. НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского госуниверситета под руководством профессора В. Семенова провел анализ 60 российских телесериалов. В результате выяснилось, что 52% сериалов - криминального жанра, в остальных сцен насилия также оказалось достаточно много. Данные факторы формируют проблему влияния современных информационных технологий на развитие личности как остро актуальную.

 Новые поведенческие установки активно пропагандируются в СМИ. В итоге молодое поколение россиян получает в пользование суррогат от культуры, все больше отрываясь от национальной этнокультурной идентичности и не придавая культурным ценностям большого значения.

 Проблема духовности издавна волновала зарубежных и русских мыслителей, всю передовую интеллигенцию. Мы стали очевидцами и участниками нарастающих темпов деградации как духовности, так и культуры, и понимаем, что если этот процесс не остановить, то катастрофа современной цивилизации станет неизбежной. По мнению Н. Бердяева, западная культура перешла в цивилизацию, т.е. в свою фактическую противоположность, ибо культура произошла от культа, от религии, от храма, цивилизация же есть оболочка культуры.. Культура - явление прежде всего духовное, цивилизация - материальное. Культура гордится своим прошлым и держится традиции, цивилизация гордится настоящим и её мало интересуют прошлые достижения и могилы предков...

 Демократия утилизирует культуру, превращает её в средство политики и экономики. Цивилизация лишает культуру её основы, её стержня - духовности, без чего культура погибает. Без понимания этих истин нам не понять суть тех духовных процессов, которые происходят в нашем отечестве.

 Характерной чертой русской цивилизации всегда являлось высокое напряжение между теми двумя полюсами духовно-материальной жизни, которые принято называть небесным и земным. В нём, в этом высоком напряжении - несравненный источник созидательно-творческой энергии русского народа, давний девиз которого - «Не в силе Бог, а в правде».

 Признаки духовности - уважительное отношение к различным точкам зрения, вероисповеданиям, политическим взглядам, стремление к смягчению нравов, толерантности и компромиссам. Духовная культура – это совокупность продуктов духовной деятельности человека. Эта культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта. Именно национальные культуры создают изумительное многоцветие общечеловеческого культурного поля, питают своими соками иные культуры. На этом изумительном поле достойно расцветают и цветы великой русской культуры, духовной основой которой было русское Православие, взращённое не только по преимуществу византийским христианством, но и славянским язычеством, ибо мы, по мнению Г. Федотова, “лучше всех культурных народов сохранили природные, дохристианские основы народной души” Пропущенное через языческую душу русского народа в течение столетий, усвоенное его умом, прошедшее огранку национальным характером, сердечным чувствованием и неподдельной любовью, христианство оформилось на Руси в Русское Православие.

 Духовный и интеллектуальный потенциал нации - единственная реальная и эффективная сила, способная восстановить страну, решить государственные, политические, экономические и социальные проблемы. При этом в информационном обществе многое зависит от СМИ. А они сегодня – не просто мощный инструмент воздействия на умы и сердца, но и активный и в немалой степени деструктивный фактор, (прежде всего – в сфере сохранения национальной культуры).

 Характерно, что аналогичные мысли мы находит в «Письме «К деятелям культуры и искусства», опубликованном в ряде изданий КПРФ: « На наших глазах информационно-культурная экспансия глобализма стала средством его идеологическо­го наступления. Под давлением уродливой масс-культуры нарастает угроза нравственной и культур­ной деградации. В самые тяжелые времена любому народу помогает выстоять его историческая память. Даже зависимый народ не порабощен окончательно, пока живо его национальное само­сознание. Вот почему идет жестокое наступление на культурные ценности и духовные устои нашего общества… Культ бездуховности и чистогана заполонил информационное пространство - ТВ, радио, периодическую печать. Высокое искусство подменено низкопробной халтурой. Оно наполнено культом насилия, пропитано духом русофобии и ме­щанства. Оскорблены честь и достоинство русской, советской культуры. Происходящее обернулось серьезными испытаниями для широкого слоя нашей интеллигенции. По сути, страна переживает насто­ящий культурный погром…»

 Русская же культура всегда предполагала неагрессивное отношение к миру, пути решения своих проблем не за счет внешнего мира, а за счет внутренних сил своей души, так как это реальный источник неограниченной энергии в отличие от вечного двигателя.