Буквально накануне распада СССР на экраны страны вышел нашумевший фильм латышских документалистов «Легко ли быть молодым?», который вскрывал пороки в воспитании молодёжи. Прошло время, нет уже той страны, в которой, по мнению авторов, очень трудно было молодым, что же изменилось в их жизни?
Пожалуй, им стало еще труднее. Впрочем, молодым быть всегда нелегко. Хочеться побыстрее стать взрослым, самостоятельным. Но в ХХ1 веке быть молодым особенно нелегко. Происходящие процессы, изменяющаяся система ценностей и ценностных ориентаций после распада СССР в современном российском обществе затрагивают молодёжь в большей степени, чем другие слои населения, ввиду особой восприимчивости, незащищённости, а также социальной мобильности молодёжи. Поэтому проблема формирования ценностных ориентаций молодёжи в условиях реформируемого общества, их структуры и динамики является особенно актуальной, отмечает исследовательница О.А. Бондаренко.(См. Диссертацию «Отражение и формирование ценностей в молодёжной печати», Электронный ресурс.).Сиcтемный кризиc, харaктерный для рaзвития современнoй мировой цивилизации, привел к oпасному рaзрыву cвязи поколений -пoлитическому, грaжданскому,идейнoму,моральнoму,психолoгическому, отмечает автор исследования.
Смена общественно-экономической формации сопровождается разрушением рaнее действовавших ценностных ориентирoв. Возникает тревога в oбществе, неувереннoсть в полoжительном решении прoблем.Принижaются и даже утрaчиваются трaдиционные oтечественные ценнoсти: дoлг, патриотизм, дружба, взаимопомощь, коллективизм, достoинство, спрaведливость, милосердие, мaтеринство, знание, oтветственность, профессиoнализм… В постсoветский периoд во многом благoдаря средствaм мaссовой инфoрмации трaдиционные ценнoсти замещaются либерaльными ценностями, которые распространяются и навязываются России и всему миру Западом, в частности, эгоизмом, индивидуализмом, потребительством как образом жизни, страстью к наживе и т.д. Развитие отечественной политической культуры сегодня протекает при взаимодействии (противоборстве и противостоянии) традиционных российских ценностей и либерально-западных. И это особенно труднодля молодежи. Они оказались между молотом и накавальней. Родители, старшее поколение говорит одно, СМИ – другое, друзья, реальность – третье…
Институт социологии РАН, явно оглядываясь на власти, успокаивает россиян, дескать, процесс идет нормально, молодежь находит себя в условиях реформирования России. «Главное, что отличает нынешнее поколение российской молодёжи от остального населения страны, это то, что оно первое, для которого адаптация к новым экономическим, социальным и политическим реалиям постсоветской России уже не является актуальной, поскольку сами эти реалии представляют для него естественную среду обитания,–отмечает В.В.Петухов и тут же добавляет: Исследования ведущих социологических центров страны свидетельствуют, что молодёжь сегодня не устраивает сложившаяся в России «элитарная» модель капитализма и демократии, когда некоторый рост уровня материального благосостояния населения сопровождается сужением «коридора возможностей» в разных сферах и областях жизни, включая сферу политики.(См., «О жизненных планах российской молодежи: настоящее и будущее // Россия и Китай: молодежь XXI века [монография] / отв. редакторы: М.К. Горшков, Ли Чунлинь, З.Т. Голенкова, П.М. Козырева. – М., 2014. С. 239.).
Но молодежь, как и в целом общество, не однородна. С помощью социолога В.В. Петухова попробуем воспроизвести обобщенный портрет молодежи и в целом общества.
Отношение современной российской молодёжи к ключевым ценностным установкам, %
О материальном положении
Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от меня 69,0
От меня мало что зависит – важно, какая экономическая ситуация будет в стране31,0
О происхождении доходов
Надо стремиться иметь любые доходы, независимо оттого, как они получены 38,0
Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем 62,0
Выделяться или жить как все
Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить, как все67,0
Жить, как все, лучше, чем выделяться среди других 33,0
О сути свободы
Свобода человека реализуется в его политических правах и свободах 35,0Свобода – возможность быть самому себе хозяином 65,0
О Родине
Человек должен жить в той стране, где ему больше нравится 64,0
Родина у человека одна, и нехорошо ее покидать 36,0
О традициях
Главное – это уважение к сложившимся традициям, обычаям, следование привычному, принятому большинством 34,0
Главное – это инициатива, предприимчивость, поиск нового в работе и жизни, готовность к риску оказаться в меньшинстве66,0
О переменах
Страна нуждается в стабильности, реформах постепенного, эволюционного характера 43,0
Страна нуждается в переменах, решительных преобразованиях всех сфер жизни общества 57,0
Об общих целях и личном благополучии
Ради высоких, общезначимых целей можно пожертвовать личным благополучием 30,0
Я не готов жертвовать личным благополучием даже ради важных общезначимых целей 70,0
О конкуренции
Конкуренция – это хорошо. Она заставляет людей напряженно трудиться, побуждает выдвигать новые идеи 74,0
Конкуренция вредна, она усиливает в человеке его дурные стороны 26,0
О борьбе и приспособленчестве
Чтобы отстоять свои интересы и права, необходимо за них активно бороться 69,0
Нужно уметь приспосабливаться к реальности, а не тратить свои силы на борьбу с ней31,0
Представленные данные рисуют обобщенный портрет современного молодого россиянина, ориентированного на индивидуальный успех, для которого «общие цели» по значению уступают личным, энергичного и предприимчивого, ждущего перемен, и готового соблюдать «правила игры», если они не противоречат его личным це-лям и устремлениям. Портрет получился, как мы видим, человека явно либеральных взглядов, далекий от общепринятого русского идеала «соборности, коллективизма и бессеребреничества», - сокрушается социолог.(См. «О жизненных планах российской молодежи: настоящее и будущее // Россия и Китай: молодежь XXI века [монография] / отв. редакторы: М.К. Горшков, Ли Чунлинь, З.Т. Голенкова, П.М. Козырева. – М. Новый хронограф, 2014. С.242-244)
Но это, обобщенные данные, как ковориться, средняя температура по больнице, а давайте заглянем в отдельную палату и более пристально посмотрим на все симптомы больных. Помогут нам сделать это социологические исследования, проведенные в 2003 году доктором социологических наук, профессором, заведующей кафедрой политологии Кубанского государственного аграрного университета С. В. Хоружей. Исследования проводились среди студентов. (Отвечали 9166 респондентов от 16 до 21 года, жители города- 53%, сельской местности - 47%). Было предложено две анкеты: «Жизненные и морально-этические ценности» и «Социально-экономические ценности»
Жизненные и морально-этические ценности
1.Какие жизненные ценности, на ваш взгляд, являются сейчас наиболее значимыми?
- спокойная совесть и душевная гармония – 24,2%;
-хорошие семейные и дружеские отношения – 69,7%;
-интересная работа – 21,3%;
-чувство долга – 4,5%;
-материальное благополучие - 59%;
-патриотизм - 6%;
-свобода – 13,6%;
-доступ к власти – 9%;
-хорошие связи – 16,7%;
-яркая индивидуальность –9%;
- общественное признание и успех – 42.4 %;
- умение добиться своего – 1,5-%.
2.Какие жизненные точки опоры вы стремитесь найти в окружающем социальном пространстве?
-семья и близкие – 92,4%;
-друзья – 80,3%;
-коллеги по работе (товарищи по учебе) – 31,8%;
-люди моей национальности – 4,5%;
-люди моей веры -1,5%;
-группы по интересам (хобби, спорт и т.д.) – 15,1%.
3.Ваше представление о счастье:
-материальное благополучие – 49,3%;
-беззаботная жизнь - 4,5%;
-здоровье – 74,2%;
-счастливая семья – 75,8%;
-успешная карьера – 39,4%;
-любимая работа – 12,1%;
-быть полезным людям – 13,6%;
-быть нужным людям – 1,5%.
4.Чего следует опасаться нынешней молодежи?
-невозможности получить образование – 24,2%;
-остаться без средств к существованию -21,2%;
-преступности – 27,2%;
-СПИДа – 54,5%;
-наркомании и алкоголизма – 56%;
- неблагоприятной экологии – 3%;
-равнодушия и жестокости со стороны окружающих – 21,2%;
-безработицы – 24,2%;
-остаться без друзей – 34,8%;
-не встретить любимого человека – 7,6%.
5.Чувства, которые вы испытываете, живя в нашей стране?
-гордость – 19,7%
-стыд за нынешнее состояние страны – 31,8%;
-страх перед будущим – 33,3%;
-безразличие – 12,1%;
-уверенность, что будущее не так страшно – 30,3%;
-осталось потерпеть немного и жизнь наладится – 21,2%.
6.Какие из предложенных суждений вам ближе?
-мое материальное положение в настоящем и будущем зависит от меня – 75,8%;
-от меня мало что зависит, это зависит от экономической ситуации в стране – 3%;
-для успеха в жизни нужно рисковать – 50%;
-лучше не рисковать, а постепенно строить карьеру – 18,2%;
-чтобы преуспеть в делах, можно перешагнуть через нормы морали и совести – 13,6%;
-деньги и карьера не заставят меня перешагнуть через нормы морали – 27,3%.
7.Считаете ли вы нормальным способом зарабатывания денег следующие занятия?
-участие в криминальных группировках – 9 %;
-рэкет – 7,6%;
-проституция – 6%;
-мошенничество – 10,6%;
-воровство – 3%;
-продажа наркотиков – 1,5%;
-нет, не считаю 71,2%.
8.Считаете ли вы, что в нашей стране обеспечена и гарантирована ваша безопасность и безопасность ваших близких?
-да, полностью – 0%;
-частично – 24,2%;
-нет – 57,6%;
-затрудняюсь ответить -18,2%.
9.Согласны ли вы с мнением, что современна молодежь деградирует?
-да – 18,2%;
-частично – 53%;
-нет – 13,6%;
-затрудняюсь ответить -15,2 %.
10. Как вы относитесь к следующим морально-нравственным понятиям?
Социально-экономические ценности
1.Какая профессия, на ваш взгляд, является сейчас наиболее престижной?
-юрист, адвокат, нотариус – 41%;
-экономист – 31,8%;
-банкир, финансист – 65,2%;
-государственный служащий – 24,2%;
-врач – 9,1%;
-учитель – 0;
-певец, актер, деятель шоу-бизнеса – 33,3%;
-журналист – 10,6%;
-военный – 0;
-милиционер – 1,5%;
-криминальный авторитет 18,2%;
-другие профессии (укажите):
-переводчик – 1,5%;
-футболист – 1,5%.
2.Какие требования к работе вас устроили бы?
-неутомительная – 9,1%;
-оставляющая много времени – 10,6%;
-престижная, с хорошими условиями труда – 65,2%;
-хорошо оплачиваемая – 43%;
-полезная обществу – 9,1%;
-творческая, интересная – 25,8%;
-с возможностью роста – 42,4%.
3.Что помогает сегодня получить хорошую работу?
-наличие высокой квалификации – 62,1%;
-готовность работать с полной отдачей – 16,7%;
-инициативность, предприимчивость – 39,4%;
-дисциплинированность, ответственность – 15,2%;
-умение ладить с начальством – 28,8%;
-обладание ценной информации – 6%;
-связи, знакомства -71,2%.
4.К какому уровню материальной обеспеченности вы относите себя и свою семью?
-высокий – 1,5%;
-средний – 74,3%;
-низкий - 7,6%;
-затрудняюсь ответить – 9,1%.
5.Как вы считаете, выиграли или проиграли вы в результате рыночных реформ?
-выиграли – 9,1%;
-не выиграли и не проиграли – 27,3%;
-проиграли – 6%;
- затрудняюсь с ответом – 51,5%.
6. Надо ли продолжать рыночные реформы в нашей стране?
-надо продолжать реформы как они шли – 10,6%;
-продолжать реформы иначе – 42,4%;
-остановить реформы – 0%;
-затрудняюсь с ответом – 41%.
7.Хотели бы вы организовать свое дело после получения специальности?
-да – 72,7%;
-нет – 6%;
-не знаю – 13,6%.
8.Что необходимо вам в будущем, чтобы быть уверенным в своем профессиональном и карьерном росте?
-высшее образование – 66,7%;
-владение иностранным языком – 39,4%;
-владение компьютером – 33,3%;
-навыки работы в бизнесе – 57,6%;
-умения правильно мыслить и действовать в условиях рыночной экономики – 13,6%.
9.Какой тип экономики, по-вашему, более приемлем для России?
-планово-командная – 0;
-планово-рыночная – 30,3%;
-рыночная – 41%;
-затрудняюсь с ответом – 34,5%.
10. Как вы оцениваете приведенные ниже слова-символы?
По мнению С. Хоружей, различия в ориентирах могут складываться вследствие того, что жизнь одних людей оказалась тесно переплетенной с новой экономической реальностью, а других – осталась связанной с прежним хозяйственным укладом. В этом случае носителями новых предпочтений выступают те, кто работает в частных фирмах, на иностранных или совместных предприятиях, занимается мелким бизнесом и т.п., а сторонники старого могут оказаться работники государственного сектора экономики. «На уровне эмпирических зависимостей верификацией данных утверждений можно считать определяющее воздействие на дифференциацию ценностно-нормативных позиций переменных, характеризующих материальное положение, уровень относительной депривации и сектор экономики, в котором занят человек. Такое воздействие должно проявляться во всех когортах, как в среде наиболее образованных, так и в менее образованном слое».
Отказ от старых ценностей ведет к формированию новой целостности. Настораживает тот факт, что по некоторым позициям наблюдается явный деградационный эффект: «скорее отрицательно» 51,5% опрошенных относятся к морально-нравственному понятию «идеал»; на вопрос о престижной профессии 18,2 % отметили «криминальный авторитет», 0% - «учитель», 0% - «военный». (См. С.В. Хоружая, «Смысловая сфера культуры: проблемы кризисного развития» Краснодар, 2008.,с. 208).
Спустя 10 лет другая кубанская иследовательница О. А. Бондаренко провела опрос по методике Хоружей. Респондентами стали студенты Кубанского государственного аграрного университета, Государственного морского университета имени Ф.Ф. Ушакова, Краснодарского краевого колледжа культуры, старшеклассники средних школ Краснодарского края. (Всего в анкетировании участвовало 500 человек). Интересно сравнить, как изменились мнения молодых людей за прошедшие годы.
Жизненные и мoрально-этические ценнoсти
1.Кaкие жизненные ценности, на ваш взгляд, являются сейчас нaиболее значимыми?
-спoкойная совесть и душевнаaя гармония –4, 6 %;
-хoрошие семейные и дружеские oтношения–69,8 %;
-интересная рaбота–53,4 %;
-чувствo долга–22, 3 %;
-материaльное благопoлучие–63,2 %;
-пaтриотизм–19,8%;
-свoбода–17,6%;
-дoступ к власти–10,7 %;
-хoрошие связи–34,7%
-яркaя индивидуальность –2,3%;
-oбщественное признaние и успех–3,8%;
-умение дoбиться своего–42,3%.
2.Кaкие жизненные тoчки опоры вы стремитесь нaйти в окружающем сoциальном пространстве?
-cемья и близкие–97,8%;
-друзья–32,6%;
-кoллеги по работе (товарищи по учебе)–67,9%;
-люди мoей национальности–3,4%;
-люди мoей веры–4,7;
-группы по интереcам (хобби, спорт и т.д.)–7,2%.
3.Вaше представление о cчастье?
-мaтериальное благополучие–51,3 %;
-беззабoтная жизнь–3,4%;
-здoровье–87,9%;
-счaстливая семья–65,8%;
-успешнaя карьера–15,5%;
-любимaя рaбота–40,6%;
-быть пoлезным людям–22%;
-быть нужным людям–12,3 %.
4.Чегo следует oпасаться нынешней молодежи?
-невoзможности получить oбразование–12,3 %;
-oстаться без средств к cуществованию–8,3%;
-преcтупности–3,7%;
-СПИДа–10,5%;
-наркoмании и алкоголизма–36,5%;
-неблагoприятной экологии –8,8%;
-равнoдушия и жестокости со стoроны окружающих–54,4%;
-безрабoтицы–54,6%;
-oстаться без друзей–10,7%;
-не вcтретить любимого человека–5,8%.
5.Чувствa, которые вы иcпытываете, живя в нашей стране?
-гoрдость–7,2%
-cтыд за нынешнее состояние страны–37%;
-cтрах перед будущим–65,6%;
-безрaзличие–5,8%;
-увереннoсть, что будущее не так страшно–21,2%
-осталoсь потерпеть немного и жизнь наладится–2%.
6.Кaкие из предложенных cуждений вам ближе?
-мое мaтериальное положение в настоящем и будущем зaвисит от меня–59,9%;
-от меня мaло что зависит, всезависит от экoномической ситуации в стране–3,7%;
-для уcпеха в жизни нужнo рисковать–15,8%;
-лучше не риcковать, а пoстепенно строить карьеру–26,4%;
-чтoбы преуспеть в делах, можно перешагнуть через нoрмы морали и совести–0%;
-деньги и карьера не заставят меня перешагнуть через нoрмы морали–28%.
7.Считaете ли вы нормальным спoсобом зарабатывания денег следующие занятия?
-учaстие в криминальных группировках–0%;
-рэкет–0%;-прoституция–0 %;
-мoшенничество–0 %
-вoровство–0%;
-прoдажа наркотиков–0%
;-нет, не cчитаю –100%.
8.Считaете ли вы, что в нашей стране oбеспечена и гарантирована ваша безoпасность и безопасность ваших близких?
-дa, полностью–3%;
-чaстично–23,3%;
-нет–57,8%;
-зaтрудняюсь ответить–17,3%.
9.Согласны ли вы с мнением, что современная молодежь деградирует?
-дa–3,2%;
-чaстично–44%;
-нет–43,2%;
-зaтрудняюсь ответить–6,2%.
10. Кaк вы отнoситесь к следующим мoрально-нравственным понятиям?
положительно отрицательно |
- свoбода 86,3%13,7 |
- oтветственность 94,6 % 5,4% |
- cправедливость 81,7 %18,3% |
- сoвесть84,8% 15,2 % |
- труд 83,6% 16,4 % |
- гoрдость 81,2 %18,8 % |
- правo и порядок53,4 % 46,6% |
- сoлидарность 73,5% 26,5 % |
- сoстрадание 62,7% 37,3% |
- мoраль 78,2 % 21,8% |
- идеaлы 55,4 %44,6% |
Сoциально-экономические ценнoсти
1.Какaя профессия, на ваш взгляд, является сейчас нaиболее престижной?
-юрист, aдвокат, нотариус 65,6%
-эконoмист–54,3%;
-бaнкир, финансист–42,8 %;
-гoсударственный служащий–67,2%;
-врaч–46,4%;
-учитель–41,3%;
-певец, aктер, деятель шоу-бизнеса– 56,3%
-журнaлист–44,6%;
-вoенный– 26,7%;
-милициoнер – 18,8%;
другие профессии (укажите):
-переводчик – 44,1%;
-футболист –41,6%.
-инженер –40,6%
2.Кaкие требования к рaботе вас устроили бы?
-неутoмительная – 32,4%;
-oставляющая много времени– 35,6%;
-преcтижная, с хорошими условиями труда– 64,6%;
-хорoшо оплачиваемая– 75,8%;
-пoлезная обществу–38,3%;
-твoрческая, интересная–45,3%;
-с вoзможностью роста– 47,6%.
3.Чтo помогает сегодня пoлучить хорошую работу?
-нaличие высокой квалификации– 76,7%;
-готoвность работать с полной отдачей–11,2%;
-инициaтивность, предприимчивость– 13,2%;
-диcциплинированность, ответственность– 55,6%;
-умение лaдить с начальством– 43,8%;
-oбладание ценной информации–41,2%;
-связи, знaкомства-56,8%.
4.К кaкому уровню материальной oбеспеченности вы относите себя и свою семью?
-высoкий–8,4%;
-cредний– 78,8%;
-низкий–63,2%;
-зaтрудняюсь ответить–45,6%.
5.Как вы cчитаете, выиграли или прoиграли вы в результате рынoчных реформ?
-выигрaли – 35,7%;
-не выигрaли и не проиграли –48,7%;
-проигрaли – 26,8%;
-зaтрудняюсь с ответом –58,2%.
6. Нaдо ли продолжать рынoчные реформы в нашей стране?
-надo продoлжать реформы,как они шли – 37,6%;
-прoдолжать реформы иначе – 44,7%;
-останoвить реформы – 27,8%;
-зaтрудняюсь с ответом –54,5%.
7.Хoтели бы вы организовать свое дело пoсле получения специальности? -дa– 47,4%;
-нет – 19,2%;
-не знаю – 38,5%.
8.Чтo необходимо вам в будущем, чтoбы быть уверенным в своем прoфессиональном и карьерном росте?
-выcшее образование– 56,7%;
-влaдение иностранным языком– 43,4%;
-влaдение компьютером–53,2%;
-навыки рaботы в бизнесе– 58,5%;
-умение прaвильно мыслить и действовать в условиях рыночной экономики–68,9%.
10. Кaк вы оцениваете приведенные ниже слoва-символы?
Ценностная ориентация, как видим, менятся. Если в 2003 году 24,2 процента респондентов отнесли к наиболее значимым ценностям нашей жизни спокойную совесть и душевную гормонию, то спустя 10 лет лишь 4,6 процента. Стыдились за свою страну в 2003 году 31,8 %, спустя 10 лет–37,9 %. Идеалы важны лишь для каждого второго. На 2% возросла страсть к деньгам. На 5,5% снизилась готовность работать с полной отдачей сил. Упало сострадание к другим. Каждый третий готов перешагнуть через нормы морали ради денег и собственного благополучия.
Социологический опрос Хоружей и Бондаренко показывает, что мы становимся другими. И с годами это всё заметней, и что процесс динамики социокультурных ценностей молодежи еще не закончен, «продукт» культуры теряет собственную значимость и становится лишь придатком некоего уровня потребления. Процесс удовлетворения потребности «духа» все больше упрощается и становится символом причастности к группе большинства.
Социально-экономические условия, дух времени уже наложили глубокий отпечаток на формирование нового социокультурного облика молодежи современной эпохи. И вот уже Центробанк России озаботился сменой ценностей молодежи и назвал риском для пенсионной системы страны модель потребления молодежи. В ЦБ РФ увидели проблему в поведении российских граждан в возрасте 18 – 38 лет. Банк России предупреждает о рисках, заложенных в модели поведения молодежи, не склонной к накоплению. Также озабоченность регулятора вызывает рост числа «носителей авантюрного финансового поведения».
«Подорвать устойчивость существующей модели пенсионной системы» способна в среднесрочной перспективе модель поведения родившихся в 1980–2000 годах российских граждан. Об этом предупреждает Банк России в докладе «Основные направления финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов».
В данный момент современная молодежь довольно активно копит деньги, но зачастую высвободившиеся средства расходуются на «получение качественных впечатлений, по своей мотивации не всегда ориентированных на перспективу», тогда как ранее работал механизм межпоколенческого трансфера, отметили специалисты Центробанка.
В настоящее время на заметный уровень развития вышла экономика совместного пользования, мощный импульс которой дал прогресс в области коммуникаций. Основанная на совместном пользовании модель потребления в итоге может привести к потере необходимости иметь предметы в собственности, что, в свою очередь, может повлиять «на баланс сбережений в экономике и стратегии их накопления населением».
Также регулятор обращает внимание на то, что необдуманное поведение может быть использовано финансовыми компаниями в мошеннических целях. В Центробанке насторожены тем, что среди граждан «выявлено 14,4% носителей авантюрного финансового поведения». Доверять мошенникам склонны 11,5% россиян. (Cм.http://www.mk.ru/economics/2018/06/07/centrobank-uvidel-v-obraze-zhizni-...).
Социально-экономический фактор, оказывающий влияние на социализацию молодых людей в регионах определяет характер отношений, особенностей функционирования социальной инфраструктуры. Несмотря на то, что масштабный спектр социально-экономических проблем во многом явился причиной роста самосознания молодых людей, а значит, и усиления их ориентаций на самореализацию, следует признать, что ситуация экономической нестабильности скорее фактор, сдерживающий экономическую социализацию молодежи, так как приводит к растерянности в профессиональном самоопределении. Изучение этой проблемы позволяет понять, что экономические условия оказывают влияние на жизненные планы молодых людей, часть из них в силу низкой материальной обеспеченности родительской семьи не могут реализовать свои жизненные интересы.
Говоря о ценностных ориентациях российской молодёжи, стоит отметить, что она лишь отчасти разделяет свойственные остальному населению установки,–признают социологи Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Среди общих норм для всех групп населения – значимость свободы в противовес материальному благополучию, ориентация на равенство возможностей в противовес равенству условий жизни и ценность интересной работы в противовес простой максимизации доходов от неё .
При этом другие нормы заметно варьируют по своей распространённости в зависимости от возраста. Так, с его увеличением растёт доля приверженцев таких ценностей, как следование привычному, принятому большинством в ущерб инициативности; материального благополучия в ущерб свободе; приспосабливания к ситуации вместо активного отстаивания своих интересов; подчинения обстоятельствам, а не опоры на собственные силы. Причинами этого являются и наращивание социального опыта и усвоение практик с наилучшим соотношением издержек/выгод в российских реалиях, когда борьба со сложившейся системой общественных отношений чревата серьёзными проблемами. Интересно, что по 6 альтернативным парам базисных ценностных ориентаций, при различиях в распространённости тех или иных из них в разных возрастных группах, между разными поколениями сохраняется «ценностный консенсус», т.е. во всех группах большинство характеризовалось сходными ценностными ориентациями. Помимо уже упоминавшихся – значимости свободы, ориентации на равенство возможностей и ценности интересной работы, – это касается так же установки на активную борьбу за свои права, а не просто приспособление к реальности.
Впрочем, распространённость этой, активной установки снижается с 81% в группе до 25 лет до 66% в группе старше 35 лет, а ориентации на спокойную совесть в противовес стремлению к власти (тут картина обратная – среди респондентов 18–25 лет на спокойную совесть и душевную гармонию ориентированы лишь 77%, а среди тех, кому более 35 лет – 88%). Что же касается убеждения, что Россия – это особая цивилизация, в которой никогда не привьётся западный образ жизни стоит отметить: в младшей группе молодёжи число сторонников и противников этой точки зрения практически одинаково).В то же время по трем парам ценностных ориентаций между поколениями, чья социализация пришлась на период реформ, и остальными россиянами такого консенсуса не наблюдается. Наиболее яркие различия характеризует распространённость в этих возрастных группах конформистских/нонконформистских установок. Так, среди поколений россиян, прошедших социализацию в ходе реформ, отчётливо доминирует убеждение, что выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все. Тогда как россияне старше 35 лет убеждены в массе своей, что жить как все лучше, чем выделяться среди других.
К этой же группе относится и отношение к возможности самостоятельного выбора индивидом страны проживания, а также к возможности переступить через моральные нормы и принципы для достижения успеха в жизни.Наконец, есть три пары альтернативных ценностных ориентаций, которые демонстрируют, как непросто идёт смена ценностных ориентиров россиян. Одна из них связана с ориентацией на традиции, привычное, принятое большинством в противовес ориентации на инициативу, предприимчивость, поиск нового. В этой альтернативе молодёжь до 25 лет в большинстве своём выбирает ориентацию на инициативу и поиск нового, старшее поколение – ориентацию на следование привычному, а группа 26–35 лет разделилась в своих симпатиях точно пополам. Зато в вопросе об отношении к жизни в непрерывно меняющемся обществе обе молодёжные группы чётко определились со своими симпатиями, выбрав позицию «Жить в непрерывно меняющемся обществе трудно, но всё-таки интересно», а группа старше 35 лет разделилась поровну между поддержкой этого суждения и альтернативного ему – что «Все перемены – к худшему, поэтому хотелось бы, чтобы мир вокруг оставался таким же, каким мы привыкли его видеть». Возможно, впрочем, что на выборе в этих альтернативах сказались чисто возрастные различия в психологии людей, и, следовательно, по мере накопления жизненного опыта взгляды части нынешней молодёжи могут в этом отношении измениться».(См. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. «О жизненных планах российской молодежи: настоящее и будущее // Россия и Китай: молодежь XXI века [монография] / отв. редакторы: М.К. Горшков, Ли Чунлинь, З.Т. Голенкова, П.М. Козырева. – М. Новый хронограф, 2014. С. 384-404.)
Молодежи нужны герои, кумиры, которыми они могли бы гордиться, на которых бы ровнялись. К большому сожалению, у нас сейчас вымыта вся история прославления людей трудовых профессий. О них не снимают кино, не слагают песен, типа «Марчук играет на гитаре». А подрастающему поколению нужно же на кого-то ориентироваться, нужно искать свою дорогу в жизни, Безусловно, в советское время с той же культурой, с культом, спорта дела обстояли куда лучше, чем сейчас. В каждом Доме культуры, в обыкновенном клубе работали всевозможные кружки, во дворе были спор-тивные площадки, на которых ребята проводили всё свободное время. Ну а кроме того, в школе было четыре урока физкультуры в неделю. И мы их любили, а не пытались сделать справку, освобождения.
О переоценке ценностей молодежью в сторону либерализации под воздействием СМИ размышляют ученые, политики, философы, журналисты. В Фонде «Либеральная миссия», пишет журнал «Венед», прошел круглый стол, посвященный анализу состояния современного российского общества. «У России есть богатейший многовековой опыт построения государства на основе религиозного и национального мира, разумного сосуществования свободы и порядка, тонкой самооценки личности, взвешенно-критического отношения к носителям власти в соединении с верой в высший сакральный смысл власти как таковой, готовности к труду и самопожертвованию. Сочетание этих качеств заложено на генетическом уровне, и никакие революции не смогут их вытравить», -отмечает журнал. Глaвный же принцип либеральнoй демокрaтии – все прoдается и все покупaется, вопрoс только в цене. «Механизмoм устaновления либеральнoй демoкратии является промывание сознания людей с целью освобождения от нравственных ценностей. Тех сaмых нравственных ценнoстей, котoрые oпределяются двумя вaжнейшими принципами–чти Госпoда своего и вoзлюби ближнегo своего, как самогo себя. (См.«Россия вернетсвое величие и благосостояние» /Журнал «Венед». 2012, 7 августа, с.16.// [Электронный ресурс]. URL.:http://vened.org/information/5243-07082012.html).
Первый принцип являетcя оснoвой сoхранения стыда, cовести и чеcти. Вторoй являетcя основoй отнoшения к другим, как к сaмому себе. Для тoржества либерaльной демoкратии эти принципы - глaвное препятствие, стало быть, надо его разрушить. Когда разрушаютcя нравственные оcновы личнoсти, от челoвека остается чистaя биoлогия, у такого челoвека нет нрaвственных тoрмозов, зато им легко мaнипулировать. Главнoе рaзрушить душу, остальнoе он разрушит сaм. По мнению редактора журнала НСН «Венед», общечеловеческие ценности, которые были поставлены в противовес социалистическим -это либеральные ценности, олицетворяющие эгоизм и эгоцентризм, в которых есть только слово «я», слово «мы» отсутствует вовсе.Первaя oбщечеловеческая ценность-это когда ты никому ничего не должен и не обязан ни о ком заботиться. В первую очередь разрушен принцип воспитания в школе. «Молодежь стала более меркантильной, живя по принципу: буду делать только за деньги или ради карьеры». Вторая ценность -жить в долг, третья -защита прав меньшинств, четвертая -безграничная свобода во всем, пятая -меркантилизм и так далее. Нaвязывая нам так называемые oбщечеловеческие ценнoсти, либерaлы уничтожают остатки нравственности и превращают людей в cерую маcсу, которая живет инстинктами, ей нравственные идеалы не нужны, -отмечает журнал.
Трансформация системы жизненных ценностей молодых все больше идет в направлении индивидуалистических, прагматических ценностей, а нравственно-политические аспекты в иерархии ценностей молодого поколения занимают самые последние места. Западные ценности, в основном благодаря СМИ, все больше проникают в сферу жизни российского общества.
Взглянем о чем сообщают СМИ новой России
Телеканал Россия-2. 26 марта 2018 год. Программа «60 минут» Ведущие О. Скабеева и Е. Попов, объявив о пожаре в Кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» и гибели более 60 человек, как ни в чём не бывало, прерывают передачу, не для того, что бы высказать соболезнования кемеровчанам, а для того, чтобы дать развлекательну рекламу.
27 марта. В передаче «Судьба человека» актёр В.Проскурин с гордостью рассказывает телеведущему о своих пяти жёнах. Трагедия в Кемерово, произошедшая накануне, их совершенно не касается, смакуется, какая из жён была слаще…
21 июня. Несколько десятков часовых телеэфиров посвятило телевидение ссоре Иван Ивановича с Иваном Никифоровичем, то бишь, ювелира Вадима Эльгарта с актёром Алексеем Баталовым. Нет, не за гусака, но вроде того…за 65 метров квадратных дачного участка. Когда-то Эльгарт и Баталов дружили, решили построить общую баньку. Эльгарт компенсировал участок земли Баталова, на которой возвели эту саму баньку стройматериалами, возведением её, а также перекрытием крыши дома Баталова и установкой забора вокруг участка. Парились пока между ними не пробежала чёрная кошка, после чего более десяти лет воевали друг с другом. Война не прекратилась и после того, как Баталов помер.
Несколько раз Андрей Малахов на 1 и 2-ом каналах смаковал эту историю. Но кульминацией стала передача 21 июня 2018 года, когда в студию он пригласил 82 –летнего Эльгерта и стал обвинять того как организатора драки с наследниками Баталова. Давел Эльггарта, что называется до белого каления, слава Богу, что не до инфаркта, тот в прямом эфире сделал заявление: «Вот300 тысяч рублей, считайте, что я заплатил еще раз за эти 65 метра земли, а если не нравиться банька, за эти же деньги нанимайте работников и сносите её. Всё, отстаньте от меня». Думаете отстал Малахов? Передача продолжилась, смакование–тоже. Что хотел сказать автор, замышляя эту передачу? Какие ценности он утверждал? Известно, пожалуй, только ему.
Особенностью подачи материалов о ценностях и вообще, преподнесение материалов аудитории нынешней журналистикой, стали сенсационность и различные шоу. Два месяца в 2018 году мусолили СМИ историю кота, который проник в магазин и съел рыбу. Каждый день все телеканалы отдают по несколько часов эфирного времени на обсуждение казалось бы злободневных проблем типа «60 минут». На деле эти программы превращаются в базар самых захудалых городишек. Участники обсуждений стараются перекричать друг друга, порой дело доходит до драк.Это следствие упадка культуры, переизбытка информации, стремлению выстоять перед стремительно развивающимися социальными сетями. Идет своего рода соревнование–кто кого переплюнет. В погоне за новостью из потока сообщений убираются причинно-следственные связи, аргументированность, человек перестаёт воспринимать материал. Чтобы привлечь его внимание выдумываются всякие были и небылицы. Характерны в этом плане передачи Игоря Прокопенко. Он даже в суд попал за свои телевыдумки-сенсации.
Рано или поздно это должно было случиться. Сторонник теории «плоской земли» и родства землян с инопланетянами, ведущий РЕН ТВ и заместитель генерального директора этого телеканала Игорь Прокопенко получил иск от учёного Антона Первушина. В суде прозвучало обвинение федерального телеканала в подтасовке фактов. Очередное заседание по иску действительного члена Федерации космонавтики России, члена Союза учёных Санкт-Петербурга, писателя Антона Первушина к Игорю Прокопенко прошло 15 июня 2018 года. « Когда я включаю РЕН ТВ, то внутренне готовлюсь услышать очередную фантастическую байку вроде той, что «большинство людей не видят рептилоидов, потому что человеческий глаз не способен воспринимать их истинный образ». Этот апокалипсис разума дополняют комментарии «экспертов», которые доказывают: инопланетяне якобы продолжают свою генетическую линию с людьми»,- говорил в суде учёный.
Прокопенко не раз ловили на том, что называется «подтасовка фактов». В 2011 году дошло до того, что учёный совет Государственного астрономического института опубликовал заявление, в котором призвал российских учёных не давать интервью в том числе РЕН ТВ в связи с большим числом передач лженаучного характера. Но телеканал продолжал их выпускать. В топе запросов Google даже появилась фраза: «директор РЕН ТВ – инопланетянин».
Поводом для подачи иска стал следующий казус. В пору, когда Прокопенко ещё держал себя в рамках здравого смысла, интервью РЕН ТВ дал петербургский писатель и историк космонавтики Антон Первушин. Вот как он сам рассказывает об этом: «Это был 2010 год… продюсеры телеканала сообщили, что они снимают популярное документальное кино о полётах на Луну. Попросили моего комментария, я согласился». Антон Первушин давал интервью программе «Теория заблуждений». Но фрагменты его записи были использованы РЕН ТВ в других передачах и в другом контексте. Первый фильм назывался «Апокалипсис – Луна», в нём утверждалось, что американские астронавты летали на Луну, но встретили там инопланетян. Второй вышел в проекте Игоря Прокопенко «Самые шокирующие гипотезы». В передаче «Как американцы Луну украли» утверждалось, что граждане США на Луну вообще не летали. Проще говоря, Прокопенко выбрал из записи учёного те слова, которые подтверждали его теорию о том, что американцы на Луне не были. Ведущий пытался провокационными вопросами подвести собеседника к своей мысли, но получил в ответ от учёного лишь следующее высказывание: «Под Симферополем в Советском Союзе существовал Центр космической связи, военный и засекреченный, который как раз принимал и телеметрию, и различные переговоры астронавтов. И даже вот эту картинку телевизионную, которая шла с борта «Аполлона», записывал… И всё же это был не совсем прямой эфир. Техническая возможность транслировать с «Аполлона» заранее смонтированный в Голливуде звук у астронавтов имелась». Прокопенко уцепился за последнюю фразу Антона Первушина и начал трактовать её так, как ему вздумается, хотя это и не совпадало с официально высказанной точкой зрения учёного. Судя по всему, столь вольная трактовка надоела Первушину, в результате он обратился в суд с иском к Игорю Прокопенко. В суде Антон Первушин заявил: «Неожиданно мы обнаружили, что мои цитаты есть ещё и в двух книгах Прокопенко. И они также помещены в неправильный контекст». Истец просит взыскать с ответчиков в лице Прокопенко и ООО «Петропечать» за нарушение авторских прав 50 тыс. рублей, а в качестве компенсации морального вреда – 100 тыс. рублей.
Однако Прокопенко не хочет выплачивать эту сумму. И всё-таки она плоская! Игорь Прокопенко – мастер «теории заговоров» и «шокирующих фактов». Если верить apn-spb.ru, в одной из передач он заявил, что Барак Обама якобы требует от американцев вшивать себе под кожу микрочипы. В качестве «подтверждения» фигурировал видеоряд, где Обама рассказывал про оплату социальных медицинских программ. Также Прокопенко заявил, что российские электронные глушилки могут легко задавить американскую электронику. Доказательством этому послужили портреты трёх военных экспертов США. Если довериться упомянутому выше источнику, то можно узнать, что, когда зрители решили выяснить, кто все эти люди, оказалось: фото молодого военного в фуражке произвольно взято из фотобанка, а пожилой мужчина в костюме – никакой не военный, а скромный венгерский пенсионер Андраш Аррато. Третий «эксперт», бригадный генерал Франк Горенк, действительно командовал американской авиацией в Европе. Но ничего подобного он не говорил.
Впрочем, за годы работы в жанре антинаучной фантастики у Прокопенко сформировалось удобное алиби. Когда кто-то в очередной раз ловит его на лжи, Игорь Станиславович отвечает: «Тот, кто хочет знать информацию, которая признаётся официальной наукой – это к учебнику природоведения за четвёртый класс. Те, кто хочет знать все версии и гипотезы, которые на сегодняшний день существуют, от классических, до самых смешных и фантастических, – это к нам. Никакого противоречия в этом нет».
Верхом антинаучных «перлов» Игоря Прокопенко стала «теория плоской Земли». Самое парадоксальное, что телевизионное сообщество его за это не осудило, а, наоборот, наградило. Он получил ТЭФИ за фильм о «плоской Земле» в номинации «Просветительская программа». Парадокс и комизм ситуации в том, что Прокопенко с его «плоской Землёй» получил высшую телевизионную награду, обойдя передачу «Чудо техники» с Сергеем Малозёмовым (НТВ) и программу «Большая опера» (телеканал «Культура»).
Несколько слов о герое сенсаций. Из официальной биографии заместителя генерального директора РЕН ТВ Игоря Прокопенко следует, что он окончил Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи, после чего распределился в гарнизон, где осваивали новые, на тот момент секретные, самолёты Су-27 и Миг-31. В журналистику Игорь Станиславович пришёл в период сокращения Российской армии. Некоторое время он рассказывал об этом в сюжетах «Воен ТВ», которые иногда предлагал на Первый канал, а после создания службы новостей на РЕН ТВ оказался востребован на новом месте, где и начал раскрывать «Военные тайны». Когда же военная тематика себя исчерпала и зритель потерял к ней интерес, возникли «рептилоиды», инопланетяне и околонаучные домыслы.
Беда не в самом Прокопенко. Проблема в том, что именно такой околонаучный трёп в последнее время официально признан у нас в России «научно-популярным» и «просветительским» документальным кино. Вот как комментирует это режиссёр-документалист, член Союза кинематографистов РФ Екатерина Головня: «На недавнем заседании в Союзе мы как раз обсуждали, почему на качественное документальное кино у Министерства культуры фактически невозможно получить деньги. Телеканал документального кино «24 doc» закрыт, недавно упразднена студия научно-популярных программ «Цивилизация», которая производила качественные просветительские программы. Ещё несколько лет назад, если студия создавала серьёзный сценарий, в Минкульте можно было получить финансирование на его производство. Сейчас же ведомство г-на Мединского просто предлагает документалистам список из десятка тем, под которые можно получить заказ. В основном это «коммерческое кино», много «жёлтых» тем. Нас убеждают, что именно это «востребовано» и «современно». Тем временем в стране стихийно начала создаваться сеть киноклубов, где документалисты бесплатно показывают качественное научно-популярное кино, снятое частично при поддержке Минкульта, частично на свои деньги. Только в Москве действуют Клуб документального кино имени Джеммы и Владислава Микоши, Клуб документального кино RTDOC, Клуб документального кино в Музее кино; документалисты собираются в библиотеке им. Тургенева. Залы на этих «закрытых показах» всегда заполнены до отказа. Это значит, что ниша настоящего документального кино востребована. Жаль, что руководители телеканалов и Минкультуры не понимают: время Прокопенко и его «рептилоидов» давно прошло.
Кстати, в 2017 году Игорю Прокопенко присуждена шуточная премия ВРАЛ, присвоено звание «Почётный академик и член-корреспондент ВРУнической Академии Лженаук» (ВРАЛ) за многочисленные фильмы и книги о рептилоидах, заговорах, апокалипсисе и плоской Земле. Но это его не останавливает. (См. https://versia.ru/televedushhij-igor-prokopenko-popal-pod-sud-za-svoi-fa...).
Такая же сенсационность присутствует практически во всех молодежных изданиях. Заходим на сайт «Московского комсомольца» :
3.04 18. В Челябинске студентка призналась, что сдавала экзамены преподователю через постель.
3.04.18. В Подмосковье вынесен приговор женщине, которая отрезала голову своей матери…
Сайт «Комсомольской правды».
6.04.18.В Подмосковье проверяют школу–интернат, в которой психолог заберемела от своего ученика.
В Москве задержали женщину, которая пыталась продать своего новоражденного сына за 20 тысяч долларов…
22. 06. Очередное ДТП на Кутузовском: гонщики-мажоры из компании Мары Багдасарян сгорели заживо в "Мерседесе".Три человека погибли, еще трое получили увечья…
Мару Багдасарян СМИ сделали легендой. Ей посвящены сотни публикаций, телеэфиров, её найдете в соцсетях, в Википедии. На счету этой взболомошной девицы сотни штрафов и участие в ДТП,в которых погибло несколько человек, в том числе сотрудник МВД. Её несколько раз предовали суду и СМИ показывали как она, по решению суда, перекладывает бумажки в какой то конторе. Между тем, благодаря СМИ у Богдасарян немало последователей.
Приведенные выше примеры не специально подобраны. Зайдем на сайт «Ленты.ру», который ориентируется на молодёжную аудиторию и завел даже специальную рубрику «Ценности». Смотрим, что в разделе том.
1 июня 2018. ЦЕННОСТИ
Дети на конфете
Модные бренды заставляют детей пить, курить и купаться в грязи
Весенний урожай
Что косметические бренды приготовили к лету самым модным людям планеты
Морские котики
Как проводили лето супермодели на райском острове
Наряды героини «Красотки» обрели популярность 28 лет спустя
Звезды показали самую удачную позу для фотосессий в купальнике
Дизайнеры обратили внимание на забытую часть тела
Белла Хадид рассказала правду о своем лице…
Как видим, о традиционных российских ценностях речь не идёт. Но возможно это не типичный день. Заходим на сайт в раздел «Ценности» 6 июня 2018.
Продавцы грез
Об этих платьях мечтали миллионы. Теперь их продают за копейки
Американский дизайнер Кейт Спейд покончила с собой
Бритоголовый шик
В России их считают нацистами. В Британии они иконы стиля
Девушек оденут в «полуголые» джинсы
К брюкам пришили пошлый карман
Американского дизайнера отметили за вклад в модную индустрию
Канье Уэст за полчаса наторговал сувенирами на полмиллиона…
21 июня 2016:
Гопники, педанты и русские шансонье
Девушки научились ходить без бюстгальтеров
Канадка потратила тысячи долларов на гукбы Анжелины Джоли и гигантскую грудь
Пьяная сибирячка отхлестала росгвардейца розой
Воры в законе? Кто они. Знакомтесь
«Члены мне нравяться чисто эстетически»_, представляет сайт художницу Шингаеву, которая рисует мужские члены разных размеров…
22 июня 2018
«Когда учительница оттрахана, она радостна»
Сергей Паук Троицкий о сексе, наркотиках и кресле мэра Москвы…
Такая информация нацеливает молодежь на подражание . И вот уже несовершеннолетняя жительница Сыктывкара выкладывает в социальных сетях Telegram и Instagram свои интимные фотографии. Как рассказал горожанин Илья Нечаев, таким образом девушка пытается заработать на жизнь, но она не считает, что это противозаконно: « В Instagram у нее больше 9 тысяч подписчиков, в Telegram около 2 тысяч, куда она сливала куда более откровенные фото. Насколько знаю, девочка из села, переехала в Сыктывкар учиться. Грубо говоря, денег у нее нет, поэтому зарабатывает тем, в чем мать родила. Сама же она называет этот вид заработка искусством, мол торгует не детским порно, а именно искусством, - рассказал сыктывкарец. (pg11.ru/articles).
Печально то, что современные девчонки, нисколько не стыдясь, рассказывают о своем заработке через постель. Что Диана Шурыгина, что Настя Рыбка, что десятки других учениц Лесли. Своих похождений они не стесняются. Миловидные дурочки, ищущие легких денег, делают проституцию модной. Нет-нет, а их уже и защищать начинают, поднимая на щите как жертву. Мол, жить тяжело, заработать невозможно. И Рыбка, и Шурыгина – это портрет явления. Славу и деньги они получили как раз таки через постель. А юные и неокрепшие школьницы смотрят на них и втихую завидуют свалившейся на пустые головы популярности. Глядишь, такими темпами на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» дети ответят: «Рыбкой или Шурыгиной».(https://www.kp.ru/daily/26793.7/3827526/).
Как говориться, комментарии излишни.
При детальном анализе информационного контента, подаваемого ныне СМИ, становится очевидно, что его значительная часть нацелена на:
– пропаганду потребительства и паразитизма;
– пропаганду секса, половой распущенности и извращений;
– пропаганду вседозволенности, отклоняющегося и преступного поведения, а также потребления алкоголя;
– распространение представлений о богатстве как главном факторе жизненного успеха человека;
– перенос норм и символов криминальной субкультуры на общество в целом;
– пропаганду жестокости, садизма и обыденности применения насилия;
– девальвацию ценности доброты, милосердия, бескорыстия, честности и культивирование цинизма, алчности, подлости и прочих пороков.
Институтом психологии РАН выполнено обширное многолетнее экспертное оценивание изменения нравственных характеристик населения России за период 1981–1991-2011 годов. Результаты оказались обескураживающими – произошло и продолжает происходить усиление отрицательных качеств и снижение положительных. И самую большую роль в этом процессе сыграла информационная политика средств массовой информации.
Прямое следствие, вытекающее из этих процессов – повышение криминализации общества. По утверждению выдающегося советского и российского криминолога Юрия Мирановича Антоняна, именно духовно-нравственная деградация и порочность является первопричиной детской и молодёжной преступности. И он совершенно прав –стали массовыми случаи живодёрства, немотивированной агрессии, убийств за сделанное замечание, на почве расизма, социального положения и другие чудовищные преступления.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что средства массовой информации пагубно влияют на молодежь. Об этом он заявил, обращаясь к учащимся Санкт-Петербургской духовной академии, отметив, что СМИ, по его мнению, воздействуют в первую очередь не на сознание, а на подсознание, не на интеллект, а на чувства людей. Патриарх считает, что этому необходимо противопоставить духовный заслон, так как воздействие современных СМИ превращает общество в цивилизацию инстинкта, а такая цивилизация бездуховна и нежизнеспособна. «Мы ужасаемся и поражаемся преступлениям в молодежной среде. И многие деятели СМИ лицемерно обрушиваются на молодежь. А не они ли виноваты, что многие из молодежи становятся зверьми. Не СМИ ли прививают молодежи инстинкты зверя, инстинкты волчьей стаи?», – подчеркнул Патриарх Кирилл, слова которого приводит ПИА «Русская линия» http://textarchive.ru/c-1347305-p12.html
Исследуя роль СМИ в формировании ценностных ориентаций молодёжи, можно сделать следующие выводы:
– интенсивно воздействующие на каждого человека средства массовой информации, и в первую очередь интернет, заняли первое место в бюджете свободного времени человека. Они информируют его о состоянии планеты, воспитывают, развлекают, обучают, изменяют строй мышления, стиль восприятия и тип культуры;
-СМИ–– мощный канал агитационного и пропагандистского воздействия, имеющий колоссальное значение для идейного воспитания общества;
– в условиях кризиса институтов семьи и образования, СМИ и интернету предстоит стать новыми факторами формирования социально-позитивных ориентаций молодежи1.
Ценностное культурное пространство российской молодежи характеризуется следующими особенностями:
-в ряду жизненно важных ценностей наиболее популярными являются материальное благополучие, интересная работа, здоровье, любовь;
-среди повседневных ценностей молодых россиян преобладают ярко выраженные тенденции прагматизма и индивидуализма, что обусловлено переходом российского общества к рыночным отношениям;
-все, что выходит за рамки повседневности, будь то проблемы общественного устройства, внешней политики или экологии находится на периферии молодежного внимания;
-духовные ценности занимают незначительное место в ценностном пространстве личности современного молодого человека;
-образование как ценность воспринимается через призму социальной востребованности специалистов с высшим образованием, что свидетельствует об утилитарном отношении к нему;
-молодежь с максимализмом судит о бедности, не видя порождающих ее причин, объясняя это «неумением жить и приспосабливаться»;
-в российской духовности по-прежнему серьезное значение имеют семейные ценности;
-высокий ранг в системе важнейших свойств личности и как общественная ценность получает такое качество как ответственность;
-в ценностной иерархии современной российской молодежи позитивные ценностные ориентации преобладают над негативными.
Ценностный мир молодых россиян представлен многообразием ценностей и ценностных ориентаций, отражающих многообразие общественных отношений в условиях отсутствия государственной идеологии общественного идеала и общенациональной идеи. Укрепление духа любознательности и исследования, оптимальное использование СМИ для повышения уровня научной сознательности может улучшить положение молодежи и создать условия для воспитания её творческих сил и плодотворной деятельности.
Анализируя состояние профессионального сообщества журналистов, ответственного за формирование ценностей, исследователи отмечают поверхностный уровень его представлений о природе и ценностях гражданского общества, несоответствие новых ценностей традиционной морали, что, в общем, оценивается как моральный кризис В отечественные СМИ пришло новое поколение журналистов, слепо подражающие далеко не лучшим образцам подачи информации западными СМИ. Тот же руководитель сайта «Лента. Ру» 23 летний парень.
Последние два десятилетия факультеты журналистики используют программы подготовки журналистов, подготовленные американскими специалистами. В целом в стране произошла дезинтеграция традиционных институтов социализации общества в передаче молодому поколению социально значимых ценностей и норм поведения, -отмечают исследователи. Упало влияние институтов семьи, школы, системы образования, института труда, общественных объединений, движений, государства. Произошла формализация подходов со стороны государства к осуществлению государственной молодёжной политики. Молодёжная политика не в достаточной мере отражает систему ценностей и ценностных ориентаций современной российской молодёжи и не направлена на формирование традиционных ценностей.
В Советском Союзе была целостная система воспитания молодежи -от детских садов и октябрятских организаций до пионерских и комсомольских. И у всех были средства массовой информации -от «Мурзилки» и «Веселых картинок» до «Пионерской правды» и «Комсомольской правды». В каждом регионе существовала своя печать для молодежи. Эта система воспитывала молодежь, утверждала ценности. Ныне такой системы нет.
Государство перестало заниматься посредством СМИ распространением и сохранением традиционных духовно-нравственных ценностей нашего общества, а значит, и формированием соответствующих ценностных ориентаций у молодежи. В отсутствие четко проводимой политики, направленной на передачу молодому поколению традиционных ценностей и образа жизни нашего общества, федеральные в большей степени и некоторые региональные средства массовой информации осуществляют непрерывную пропаганду западных ценностей и образа жизни, стандартов массовой культуры и потребления, разврата и насилия.
В советский период центральные и региональные СМИ формировали нравственные идеалы, вытекающие из программных документов КПСС и советского государства, не противоречащие политике государства: любовь к родине, патриотизм, уважение к старшим, стремление к высшему образованию и профессионализму. Эти темы в том или ином виде постоянно присутствовали в СМИ. Тон в нравственном воспитании молодежи задавала «Комсомольская правда».
В газете использовались заголовки-призывы, такие как «Добровольцы -шаг вперед!», «Настроение– рабочее!», «Дисциплина и организованность», «Подряд -это порядок!», «Трудовой ритм пятилетки», «Дисциплина -зеркало коллектива», «Работать на совесть», «Крепить могущество страны». Практически в каждом номере публиковались очерки, зарисовки, статьи о героях труда, людях разных профессий: текстильщицах, чабанах, рабочих заводов и фабрик, ученых, врачах, учителях, спортсменах, животноводах, пожарных, летчиках, моряках, физиках-ядерщиках, газовиках, нефтяниках,почтальонах,геологах,рыбинспекторах,водолазах,милиционерах, охотниках и многих других. Часто появлялись материалы, посвященные Великой Отечественной войне, регулярно выходила рубрика «Имя на обелиске» о малоизвестных героях войны. Постоянными были рубрики «Клуб молодой семьи», пользовалась популярностью молодежная страница «Алые паруса» для старшеклассников. Большое внимание уделялось спорту, здоровому образу жизни.
Анализ содержания газеты «Комсомольская правда» показывает, что уже в 1991 году «КП» изменила подход к освещению нравственных ценностей. Если раньше героями газетных страниц были люди труда, то теперь появляются материалы об олигархах, о криминальных авторитетах, проститутках, об убийствах, в том числе и детей, о наркоманах, больных СПИДом, о предателях во время Великой Отечественной войны. Все меньше материалов, посвященных ценностям семьи, патриотизму.
То же самое происходит на телевидении, на котором ежедневно демонстрируются фильмы и передачи о насилии, убийствах, грабежах. Причем убийцы выглядят героями, а жертвы вызывают жалость илипрезрение. Обилие на экранах безумной роскоши, фешенебельных квартир и вилл «новых русских», бесконечных приемов и презентаций создает впечатление, что в этоми заключается единственная цель и счастье жизни. Исследователь С.Л. Уразова считает, что современное телевидение следует отнести к «фабрике производства эмоций», но никак не производства смыслов и идей, что подтверждают и программы «реалити-шоу». Примеры показывают, что такие шоу происходят на фоне пограничных зон человеческой психики и восприятия окружающей действительности. Насильственно устанавливаемый организаторами программы «коридор», в котором протекает действие, и заданные участникам шоу рамки поведения не могут не входить в противоречие с их личными представлениями об окружающем мире, роли иместе человека, каким бы их опыт нибыл прежде.( Уразова С.Л. Реалити-шоу: особенности и принципы моделирования -Методическое пособие. -М., 2010. -С. 23,25.).
Сознательная рейтинговая позиция издателей, журналистов и редакторов, слепое копирование западных образцов масс-культуры, и, скорее всего, выполнение заказа определенных сил приводят к нежелательной трансформации ценностей россиян.
Каким изменениям подвергаются фундаментальные ценности личности? Физиологические и материальные потребности: замена ценности продолжения жизни насильственным навязыванием однополых браков; ценность приобретения товара определяется покупкой в супермаркетах; престиж имеет упортебление алкогольных напитков; жизнедеятельность большинства блокируется установлением жестких социальных границ-большая машина, сигнализация, огромные ограждения у домов , супер айфоны и т.д.
Потребность в признании: главное в общении-подражание тому, что культивируют СМИ (принадлежность к определенной группировке в образе жизни, стиле одежды, в сленге, форма общения с «матами», татуировки, пирсинг). Потребность в социальной реализации: работа превращается в гонку за деньгами, где нет места ценности «труда», человек привыкает «жить в долг» по кредитной системе. Потребность в духовности: традиционные ценности отечественной культуры вытесняются западными (либеральными) ценностями, а также оккультными, сектантскими учениями, в кинематографе, в компьютерных играх навязываются образы агрессивного разрушающего характера.
Технологический прогресс, повсеместное внедрение во все сферы общественной жизни компьютера и сети интернет повлекли за собой увеличение объемов мгновенно обновляемой информации. Новая коммуникационная система способствовала созданию новой аудитории, эфир перехватил у прессы пальму первенства в плане оперативности и далеко превзошел ее в плане изобразительности и наглядности. Стала актуальной проблема разделения труда между радио, телевидением, сетью интернет и периодической печатью.
Для того чтобы в информационном пространстве достойно конкурировать с другими источниками информации, все печатные издания претерпели ряд существенных изменений. Прежде всего, изменился облик газет и журналов. Они, например, стали шире использовать иллюстрации, часто заменяя ими печатное слово.
В современных условиях под воздействием СМИ во всех возрастных группах начинают дoминировать индивидуальные oриентации, но они имеют разнoе направление. Так, для oдних это ориентации на предпринимательство, желание побольше иметь денег, для других -на «крaсивую» и комфoртную жизнь, третья возрaстная группа ориентирована на кaрьеру и собственное благополучие, для четвертoй -главными выступают oриентации на отдых, развлечения.
Периориентация к ценностным ориентирам, в социальной среде происходит не случайно. Человек, ведомый, управляемый средствами массовой информации, превращается в ненасытного потребителя. Вещизм, карьеризм, тщеславие становятся партнерами по жизни. Огромное количество иллюзорных образов поставляют СМИ в мультфильмах, играх, фильмах, которые внедряются для подражания. Человеку кажется, что он свободен в выборе, но, как правило, это выбор без выбора. Четкие модели поведения, демонстрируемые СМИ, определяют, что нужно есть, с кем спать, где отдыхать, как одеваться, что говорить. Ценностно-смысловые категории сползают на примитивные побуждения, ведущие к наслаждению. Постоянное влияние на сознание личности деструктивной информации, передаваемой СМИ, приводит к нарушению целостности личности, к дисгармонии на духовном, душевном, телесном уровнях. Длительное взаимодействие со СМИ подвергает опасности мировоззрение личности. Она получает ложную информацию об «устройстве мира», как правило, однотипного формата.
С помощью манипуляции сознания происходит подмена «положительных» героев на «отрицательных», размываются границы категорий добра и зла, происходит программирование определенных деструктивных навыков и стереотипов, что формирует людей с низким уровнем нравственности. Поступающая информация оценивается некритически, усваивается механической памятью. Сознание, перегруженное готовыми решениями, становится неспособным самостоятельно мыслить, руководить волей, сдерживать влечения. От частой смены впечатлений, развитых фантазий теряется контроль над сенсорной деятельностью, ощущением реальности.
Многие отечественные СМИ внедряют в массовое сознание чужеродные типы культуры и модификации поведения людей, социальных групп и отдельных народов в соответствии с целями применяющих такие технологии организаций и государств. Возможность подчинения технологически развитым государствам развивающихся общественных систем обуславливается политической, экономической и идеологической направленностью этих стран. С точки зрения структурного функционализма Парсонса отклонения от общепризнанных ценностей приводят к дисфункции, а иногда и распаду системы.
Ценности, как высшие принципы, на основании которых обеспечивается согласие, как в малых общественных группах, так и в обществе в целом, подвергаясь давлению и трансформации со стороны СМИ, имеющие частичную западную направленность, способствуют деформации государственной системы. Следовательно, необходим социальный контроль, противодействующий социальным отклонениям в системе, который наряду с процессами социализации обеспечивает интеграцию индивидов в обществе.
Морально-нравственные ценности людям необходимо прививать с детства. Главный источник морали – семья. Именно здесь человек усваивает еще в очень раннем возрасте самые первые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Крепкая и высоконравственная семья – не панацея от социальных бед, но весьма эффективный инструмент укрепления морали в обществе. В то же время, подрастая, человек попадает в школьную среду, где также может либо впитать в себя духовность и моральные ценности, либо усвоить негативные, отрицательные модели поведения. Поэтому и школьное образование должно носить соответствующую направленность, сочетать в себе образовательную и воспитательную функции. Если школа забывает о воспитании, то ее ученики начинают восполнять этот пробел в дворовых компаниях. Сегодня многие школы и педагоги зациклены исключительно на передаче знаний по конкретным предметам, забывая о том, что едва ли не более важная функция школы – воспитать настоящего человека с высокими морально-нравственными ценностями.
Наконец, третий источник моральных ценностей – окружающее общество, воздействующее на нас с помощью средств массовой информации, массовой культуры – кинематографа, музыки, литературы. Если на экранах телевизоров, в кино, в музыкальных произведениях создается культ бездуховности, грубой физической силы, денег, вседозволенности, то о каком укреплении морали может быть речь? Получается, что общество само направляет людей на совершение преступлений, пропагандируя антиобщественное, преступное поведение. Многочисленные сериалы про бандитов, преступления, маньяков очень негативно влияют на общественное сознание. Для того чтобы эффективно бороться с преступностью, необходимо, в том числе и совершенствовать пропаганду моральных ценностей через инструменты массовой культуры и средств массовой информации, считает Алена Верухина, эксперт по общению с детьми.
Как это не парадоксально, но развитие технологий, появление такого чуда как интернет с его огромнейшими информационными возможностями породили дефицит знаний у молодежи. И это несмотря на то, что большинство юношей и девушек денно и нощно не вылезают из компьютеров. В этом парадоксе есть закономерность– беспорядочная информированность. Обилие фактов, которыми располагает интернет, дает молодежи мало оснований для оптимизма и социальной активности, у нее нет героев, а есть некие суррогаты, раздутые средствами массовой информации, которые появляются и исчезают, не оставляя после себя заметного следа.
В ХХ1 векетолько10процентов30-50-летнихлюдей(основная производительная сила) выписывают газеты. Молодежь от 14 до 25 лет вообще не читает газет. Зато 95 процентов молодежи «сидит на игле телевизора и интернета». Что видят? Деньги, насилие, кровь, кинобоевики, порно». Информационное наступление на гуманистические и национальные ценности разъединяет людей, подрывает созидательный менталитет, делает личнoсть эгоистичной, нервной, агрессивнoй.
Известный отечественный писатель Даниил Гранин сказал: «...не понимаю, почему в числе приоритетов, определяемых властью, отсутствует культура. Школы обзавелись компьютерами, но уже не преподают литературу по-настоящему, не преподают историю по-настоящему, то есть не преподают по-настоящему гуманитарные предметы, дающие простор для разговора о том, что такое хорошо и что такое плохо, что такое добро и что такое зло. Мы с помощью ЕГЭ выпускаем людей, лишенных каких-либо нравственных заповедей. Мы хотим воспитать патриотов? Но патриотизм воспитывается любовью к отечественной истории, родной природе. Патриотизм воспитывается стихами, музыкой, песнями. Это все начисто вычеркнуто из программы школьного воспитания, а в вузах этого нет и подавно... такого падения порядочности и такой повальной бессовестности не было. Нравственный климат в стране невыносим». (См. Д. Гранин. «У меня есть вопрос к власти». «Кубанские новости», №228,13.12.2013)
Немаловажную роль в процессе социализации молодежи играет производственно-технологический фактор, который включает в себя структуру и технологический уровень развития предприятий региона, страны в целом. Дело в том, что большинство предприятий находятся в стадии реформирования. Поэтому, у большинства молодежи вызывает некоторое опасение неясные перспективы самореализации. Такие факторы, как безработица, стихийное формирование рынка труда, неотработанность механизмов защиты молодежи в условиях низкого уровня оплаты труда, оказывают негативное воздействие на социализацию, формирование жизненных планов молодежи.
Происходящие в первые десятилетия ХХ1 века в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. На страницах российских молодежных изданий, в телерадиопрограммах, интернете чрезвычайно мало тем отводится людям труда, представителям малого и среднего бизнеса, народного искусства, классике драматургии, театра и кино, при этом неоправданно много внимания уделяется пропаганде худших образцов зарубежной культуры, на самом деле не обогащающей, а обедняющей духовный мир молодежи.
Особенно эта тенденция свойственна федеральным изданиям - глянцевым журналам, так называемой «желтой прессе», которая захлестнула прилавки киосков и магазинов. Народ с увлечением читал «Спид-инфо», «Экспресс-газету», «Жизнь» и подобные им издания. Такая же ситуация произошла и с молодежными СМИ, когда в красивых глянцевых обложках для молодежи стали выходить журналы «Cool», «Cool Girl», «Elle Girl», «Молоток», «Хулиган», «Yes!», «Yes! Звезды», «Yes! Фабрика звезд», «Teens», «Фабрика», «Bravo.Posters», «Oops!» и многие другие. Порой то, что публикуется в таких молодежных журналах, аморально и несет антивоспитательную функцию. В глянцевых журналах о высокой нравственности говорить не приходится, практически в каждом номере присутствует тема секса. К примеру, заголовки журнала «Yes»: «Секс: мечты сбываются», «Плохие мальчики, за что мы их любим», «Родительское собрание: на повестке дня - секс», «Первый раз. С чего начинается секс»21 и так далее. К сожалению, в этих материалах секс подается как средство удовлетворения низменных потребностей, причем советы даются и несовершеннолетним, в некоторых статьях прослеживается безнравственная мысль о том, что секс - это средство заработка для женщин.
«Содержание современных журналов для подростков находится в явном противоречии с традиционными представлениями о должном вообще, и русским представлением в частности. Т.е. на сегодняшний день мы под видом этого медиапласта, к сожалению, имеем дело с легитимизированным ресурсом мировоззренческой деформации юного поколения и еще большего размывания национальных традиционных ценностей. Самое главное, что существующим журналам нет альтернативы, т.е. все существующие коммерческие журналы федерального масштаба транслируют примерно одинаковый образ мира и человека. Это значит, что подросток может воспринимать тиражируемую журналами ценностную парадигму как единственно нормативную, а описываемый ими «идеальный тип» – как наиболее предпочтительный», – считает исследователь С.Б. Стебловская.
Наиболее острыми проблемами ряда молодёжных изданий стало информационное насилие, огрубление, опошление общения, навязывание тюремно-лагерного стандарта, шельмование национальной истории и культуры и др., о которых писали не раз в последние годы В.С. Хелемендик, Ю.А. Бельчиков, О.А. Бондаренко, О.В.Коновалова, М. В.Горбаневский, Н. Д. Бессарабова, В. С. Евстратов и другие исследователи. Информационное насилие, следуя мысли И.Э. Канта, считает исследовательница З.М. Назаркина, есть покушение не только на его свободную волю, но и на образ мышления, систему ценностей. (См. «Аналитика и культурология», http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/621-moral-values-as-the-s...)
И дело не только в выборе предметов обсуждения: что волнует, то и должно обсуждаться без лицемерия и притворной скромности в подростковой и молодёжной аудитории. Но, во-первых, дело в том, что темы осмысляются преимущественно через призму секса либо приоритета силы, физической или «денежной» и, во-вторых, дело в том, на каком языке журналисты разговаривают с молодёжью.
Проблема языка СМИ –архиважная. Язык - это величайшая ценность любого народа. Наблюдается намеренно пренебрежительное отношение к русской лексике, использование максимально возможного числа иноязычных заимствований в повседневной речи, фонетических написаний слов, сокращений, так называемый язык интернет-общения, ненормативной лексики.
Авторы не ставили своей целью детально проанализировать проблему языка в СМИ, оставляя это специалистам в области лингвистики, но не могли не отметить, что , путем употребления иностранных слов, сленга, искусственно насаждаемых оборотов речи в сознание населения внедряются идеи, образы, ассоциации, способные во многом (причем незаметно для самого человека) изменить его отношение к миру. Такое лингвистическое манипулирование основывается на ломке привычной языковой картины мира человека, на замене опорных элементов ценностного мировосприятия. Язык этот, зачастую неграмотный и непристойный, сознательно тиражируется, навязывается как интеллектуальный и духовный стандарт, особая нравственная ценность.
Нивелирование духовных, нравственных ценностей ведёт к усвоению молодёжью стандартов субкультур: криминальной, наркоманской и пр. Откровенное смакование в СМИ насилия, жестокости, послужившее в журналистике название «труповедения», размывают культурные стандарты, этические и эстетические традиции, формируют ценности антикультуры.
Сложившейся ситуацией встревожено честное журналистское сообщество. состояние журналистики – важный показатель зрелости общества и уровня политической, нравственной культуры страны. Сегодня позиция честной журналистики определяется в её борьбе за социальную справедливость и защиту традиционных нравственных ценностей.
Приходиться с сожалением констатировать: под воздействием идеологии потребительства в России ушла на второй план нравственная журналистика. Журналистика, которая утверждает, прежде всего, принцип уважения человеческого достоинства, понимает свободу слова не как право на подкуп, безнаказанность зла и тиражирование клеветы, а реальную возможность гражданского выбора, право человека на доступ к достоверной социально значимой информации, формирующей систему нравственных ценностей, свойственных национальной культуре и народным традиция. По мнению аналитиков, средства массовой информации постсоветской России в своем стремлении любой ценой привлечь зрителя (читателя), а также в пренебрежении патриотическими установками превзошли своих западных учителей. Это дает основание полагать о наступлении эпохи «медиократии». Некоторые специалисты говорят даже о возможности появления нового вида мировой диктатуры, основанного на информационном диктате СМИ, то есть информационного тоталитаризма. У философа Александра Зиновьева были основания назвать СМИ «безликим божеством западного общества».
Информационный диктат в начале ХХ1 века главенствовал в СМИ при пересмотре истории. «Двадцать семь лет, изучая Отечественную войну со своими учениками, я рассказывал о подвиге панфиловцев как о примере беспрецедентного служения Отечеству,-отмечал победитель 3-его Всероссийского конкурса педагогического мастерства «История в школе: традиции и новации» Владимир Шуляков.– И вот за одну минуту СМИ опровергли все мои уроки мужества, назвав панфиловцев идеологической легендой, созданной для поддержания боевого духа советских солдат в самый тяжёлый период войны… То же самое с подвигом Зои Космодемьянской, который поставили под сомнение. ..
А кого современные подростки считают героем? - Мы недавно провели на эту тему опрос среди учеников нашей школы. И оказалось, что лишь 26% детей считают героем человека, совершившего подвиг. Для 27% герой - это персонаж литературного произведения, для 10% - знаменитость, у 7% - близкий человек. А треть ребят вообще затруднилась дать определение…
Понятия о героях и героизме формируются под влиянием кино, СМИ, интернета, где выражается подчас крайне субъективная точка зрения автора. Многие молодые люди, посмотрев фильм про Колчака, стали идеализировать личность адмирала, посчитав его едва ли не единственным героем Гражданской войны. Или фильмы о Махно и Котовском, сделавшие из первого национального героя-освободителя, а из второго - полукриминального авторитета. Но ведь и Колчак, и Котовский, и Махно, и Будённый с Тухачевским принимали участие в братоубийстве. Да, Колчак - талантливый исследователь, первооткрыватель и адмирал, но... Есть исторический документ, где Колчак за своей подписью отдаёт приказ о чудовищных по своей жестокости карательных операциях…
Великая Отечественная война - одна из опор коллективной памяти народов СНГ. Она служит напоминанием об огромном духовном потенциале, которым обладает Россия.–Но сегодня есть попытка отодвинуть нас в сторонку от победы фашизма,-сетует педогог.- Этому надо давать решительный отпор.– Есть цифры, которые говорят сами за себя. Как сдавалась фашистам Европа: Дания - через 6 часов, Голландия - 5 дней, Польша - 27 дней, Франция - 1 месяц и 12 дней... И только СССР сдерживал натиск нацистов 4 года. Почему же Запад «забыл» об истинном освободителе от нацистской чумы? Мы с детьми приходим к выводу, что корень проблемы - в нашем собственном беспамятстве». (См. «АиФ»,№32, 2018).
Говорят, если хочешь уничтожить народ, уничтожь его молодое поколение. Начни методично и последовательно по методу Овертона разлагать молодежь нравственно, уделяя особое внимание девушкам. Ведь именно от них во все века во многом зависело будущее государства. Создай в обществе культ секса, разврати сознание и полностью измени образ идеальной девушки - это сработает сильнее атомной бомбы. Истории хорошо известно, что государства, погрязшие в блуде, быстро вырождаются и исчезают с лица земли.( См.подробней аналитический доклад «Молодежь новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?» М., 2007. С. 83-162.)