Господь сказал:
«Ещё одну большую тайну
Ты знать обязан, воин верный;
Тем знанием и примененьем
Мы очищаемся от скверны.
Моё познание — законно,
В нём нет ни магии, ни тягот;
Надеюсь, ты его постигнешь,
Не ждущий в жизни сладких ягод.
Несчётно лет в сансаре бродят
Мне не внимающие люди.
В кольце невежества и злобы
Они, увы, бесплодно блудят.
Весь этот мир пронизан Мною,
Но в нём не явлен образ Кришны.
Хотя для ныне воплощённых
Я — бог богов и сам Всевышний.
Всех к этой жизни вызываю
И в Непроявленное прячу.
Ты спросишь, как Меня не видя,
Живущему решить задачу.
Отвечу: вездесущий вайю, (1)
Что в мировом пространстве веет,
Везде разносит Мои вихри
И семена познанья сеет.
Все существа земли, Арджуна,
Ко Мне, как к Пракрити, стремятся
И даже, зная, что погибнут,
Любовью чувственной томятся.
Но сам Я камою (2) не связан,
Хотя влеченья порождаю.
И отказаться от Природы
Томящихся не вынуждаю
Моё стремление – свобода.
Как Манас (3),к Брахману стремится
И мной рождённая Природа.
Вот Моя сущность, о которой
Презрительно галдят невежды.
Им настоящая свобода
Перечеркнула все надежды.
Свобода — это труд и Санкхья,
Свобода — это свет культуры.
Её блаженство не познают
Лентяи, ракшасы, асуры. (4)
Меня махатмы почитают,
Которым Я надёжный фокус.(5)
Когда-то ведь и им придётся,
Меня сменив, возглавить Логос.
Я солнце закрываю тучей
И делаю его неясным.
Единый даже верным бхактам,
Являюсь им разнообразным.
Земного мира созидатель,
Его опора, и целитель,
Кто духов чтит — уходит к духам,
В края отцов – кто предкам предан;
К богам — их любящие, к Правде —
Мои поклонники. Я — к Ведам.
Для знающих Я — дух творящий,
Земная вечная держава.
Для остальных — иконописный,
В коляске едущий Кешава.
На самом деле Я — свидетель
Всего, что есть, и жизни прибыль.
Её устойчивое семя
И непременная погибель.
Я — то, что Брахманом дано нам:
Земля, Огонь, Вода и Воздух
И бездна, что от нас сокрыта,
Когда сияет небо в звёздах.
О Дэвачане (6) молят люди,
Несут дары, вкушают сому. (7)
Дарю им рай, но возвращаю
На землю к Авичи(8) родному.
Так образована сансара
На принципе чередований,
Чтобы испытанного бхакта
К желанной привести Нирване.
Она не лоно удовольствий,
Не бедные утехи рая —
Но радость творчества и боя,
Служенье Атману без края.
Оно доступно лишь немногим.
А почему, Мой бхакт примерный?
Не скрою от тебя, Арджуна,
Труды и жертвы — непомерны.
Я к ним привычен как источник.
Незнающий всю жизнь страдает
От слишком долгого служенья
И очень часто отпадает.
Я не могу судить отпавших,
Как, впрочем, безрассудно чтущих,
И пребывающих на небе,
И на земле ещё живущих.
У всех, кто Мне приносит вещи,
Цветы, плоды или прошенья,
Подарки сердца принимаю —
Любви святые подношенья.
Так цепи кармы нашей рвутся,
Плоды деяний злых и добрых.
Когда-нибудь и ты, Арджуна,
Приобретёшь Мой тайный облик.
Нет для меня в подлунном мире
Ни ненавистных, ни любезных.
Весь мир делю на работящих
И для работы бесполезных.
Труд над собой считаю главным,
И самым долгим, самым трудным.
Однако, несмотря на это,
Доступным женщинам и шудрам, (9)
Не говоря уж о браминах,
Царях великих, мудрых старцах
Кто до последнего мгновенья
Сумел невежеству не сдаться.
В грядущем все Меня воспримут
Не как Всевышне — го как Друга.
«Когда? — ты спросишь —. Так отвечу:
Когда начнётся Сатья юга». (10)
Дерзай же, знаменитый воин,
Сумевший сделаться брамином.
Соединись со мною сердцем —
И станешь, как и Я, Единым.
------------------------------------------------
2. Кама —плотская любовь, страсть.
3. Имеется в виду высший аспект Манаса.
6. Девачан—рай, обитель богов.
7. Сома —ритуальный напиток в ведийской и древнеперсидской культуре.
8. Ад. Непрерывный ад, последий из восьми адов, где преступники беспрестанно умирают и вновь рождаются —но всё же без надежды на конечное спасение. Слово «родной» по отношению к «авичи» подчёркивает тот смысл, что ад есть не творение богов, но человека.
9. Низшая из четрёх варн (каст) в Индии..
10. Сатья- юга—век истины. Между прочим, обещанный в будущем под разными названиями как основателями мировых
религий, так и предсказаниями пророков.