Арджуна сказал:
«Ты тайны дивные поведал
И объяснил миров основу.
Душой вникая в объясненья,
Я приникал к любому слову.
Теперь же, разобрав сомненья
И показав грехи авидьи,
Яви невиданную милость —
Твой образ цели кому видеть».
Господь сказал:
«Ну что же, Я в тебя забросил
Целебного сознанья семя,
Так полюбуйся скорлупою —
Моими ликами. Не всеми.
Тем более, простому оку
Вид может показаться тесным.
Могуществом Мне данной йоги
Я глаз твой делаю чудесным».
Так молвил. И Арджуна видит,
Как ангелов возникли сонмы,
Как вещи все вокруг поплыли,
Светлы, прозрачны, невесомы.
Как человек, что находился
В военной колеснице рядом,
Внезапно в Бога обратился —
Не охватить Кешаву взглядом.
Как солнце бы тысячекратно
Раздвинуло границы разом,
Так всё пространство поля Куру
Преобразил Господний разум.
Глаза солдат вдруг загорелись,
Мечи сверкнули, луки, кони…
И поклонился Партха Кришне,
На сердце возложив ладони.
Арджуна сказал:
«Я слышу ангельские флейты,
Я чую запах благовоний
Богов, а с ними вместе Брахман
На облачном открылся фоне,
Многоутробный, многорукий,
Вмещающий богов и вещи,
Внушающий всему на свете
С благоговеньем страх зловещий.
Никто на все Твои движенья
Не может поглядеть без дрожи.
Смыкают тотчас люди веки,
Я, твой поклонник давний, — тоже.
Твои клыки не знают гнева,
Им незнакома также жалость.
Всё, что когда-то в мире было,
С забвением перемешалось.
Растишь бесчисленные толпы
И косишь, света их лишая.
Они в Твою уходят бездну,
Юдоль слезами орошая.
Немногие Владыку славят
За это всё по доброй воле.
Скажи, зачем меня привёл Ты
На это гибельное поле?»
Господь сказал:
«Я многих, что на поле видишь,
Намерен в битве уничтожить.
Зачем? Чтоб тьму вокруг рассеять,
Зло истребить и свет умножить.
Так, рядом встань со Мной, Арджуна!
И доверши святое дело.
Я уничтожил вражьи души.
Добей отныне вражье тело!»
И Партха вновь сложил ладони,
На этот раз, как будто каясь,
Громоголосому соседу
Ответил, тихо заикаясь.
Арджуна сказал:
«О, Кришна, восхваляя Бога,
Весь мир трепещет и ликует;
А ракшасы (1) бегут в испуге:
Их сердце только паникует.
Ты явь и небыль. Свет и ужас.
И Красота. И злые рожи.
И то, что разум человечий
Представить никогда не может.
И как же мне Тебя не славить?
Ты выше Брахмана и мира.
Подобного Тебе, Владыка,
Земля не видела кумира.
Ты — Первобог и Зачинатель!
Губитель и добра обитель!
И несравненный Расточитель!
И величайший Накопитель!
Ты — Ваю! Яма (2) ! Жгучий Агни!(3)
И Света вечного держава!
И неизменный Праджапати! (4)
Шепчу:«Хвала Тебе и слава!»
И если раньше по незнанью
Говаривал порой: «Дружище…»,
Прости за панибратство, Кришна,
Вселенской святости жилище.
Прости меня, коль чем обидел,
Наверно, что житейским взглядом.
Я Беспредельность не увидел
За этим простеньким нарядом.
Глаза мои вместить не могут
Проявленного безграничья,
Твоих чудовищных явлений
И несравненного величья.
Дай мне возможность не ослепнуть,
Передохнуть в душе надежде.
Взываю, плачу, умоляю:
«Явись, каким бывал Ты прежде».
Господь сказал:
«О, мой Арджуна! Ты увидел
Невиданную силу йоги;
Такое людям недоступно,
Такое знают только боги.
Ни многочисленные мантры,
Ни совершённые обряды,
Конечно, повторить не смогут
Тобой полученной награды.
Не может обрести и Тапас (5)
Того, что видено тобою.
Я показал Себя, о Партха,
Готовя к длительному бою
С твоим мятущимся сознаньем.
Привёл тебя на это поле,
Чтоб, наконец, обрёл свободу —
Не сам собой, так поневоле».
И сразу ужасы поникли,
И солнца появился проблеск.
Открыл глаза свои Арджуна,
И Кришна принял прежний облик.
Арджуна сказал:
«Неведомые прежде лики
Явили жар невыносимый.
Но человечий облик кроткий
Вдохнул неслыханные силы».
Господь сказал:
«Высокое благоволенье
Меня увидеть позволяет
И в плоть земного человека
Дары небесные вселяет.
Дерзай, ко Мне лишь устремляясь,
Мой сын Арджуна, рви все цепи! —
И так, назад не озираясь,
Достигнешь высочайшей цели».
-------------------------------------------------
1. Ракшасы —демоны.
2. Яма — бог, отказавшийся от своего бессмертия и совершивший первое жертвоприношение (самопожертвование), которое стало основой возникновения мира и человечества, царь загробного мира.
3. Агни — бог огня.
4. Метафизический прародитель всех богов.
5. Тапас —йогический «разогрев» сердца. В древнеиндийской мифологии — космический жар как универсальный космогонический принцип, лежащий и в основе мироздания, и в основе религиозного благочестивого поведения.