Развитие феодальных отношений, усиление феодального гнета не могли не вызвать протеста со стороны широких народных масс. С другой стороны, в процессе складывания централизованного феодального государства выявились противоречия между царем и дворянством с одной стороны и боярами-княжатами — с другой. Намечался раскол и среди духовенства. Если первое противоречие вызывало недовольство и выступления против существующего порядка со стороны горожан и крестьянства, то противоречия другого порядка были, собственно, борьбой различных группировок внутри самого господствующего класса, борьбой за власть, за первенство, за земли, и крестьян.
Идеологической формой этих противоречий являлись, прежде всего «ереси» — религиозные течения. Религиозная борьба в период феодализма часто является лишь оболочкой классовой борьбы.
Ещё в 70-х годах XIV века появляется в Новгороде и Пскове «ересь» стригольников. Стригольники состояли главным образом из ремесленников (отсюда и пошло их название: «стригольниками» называли ремесленников, стригущих сукно и бархат), мелкого купечества и низов духовенства — дьяконов (дьякон Никита). Стригольники выступали против поборов церкви, против церковных , порядков, продажи церковных должностей и т. д. Они
[186]
отрицали правящую церковь, ее теократию (т. е. стремление церкви, к политической власти), не признавали священников и т. п. «Еретики»-стригольники благодаря своим взглядам были очень популярны среди широких народных масс. Их любили за то, что они «не грабять и имения не збирають». Стараниями господствующей церкви это антицерковное, «еретическое» течение, отражающее протест народных масс против существующего порядка, в начале XV века было разгромлено.
Но не успели расправиться со стригольниками, как в том же Новгороде в 70-х годах XV века появилась новая «ересь» — «жидовствующих». По преданиям, «ересь» занес приехавший в 1471 году в Новгород со свитой Михаила Олельковича киевский ученый, еврей Зхария. Среди первых «жидовствующих» были ученые новгородские попы Денис и Алексей; кроме них к «ереси» примыкало много попов, дьяконов, дьяков и простых горожан. Когда Иван III столкнулся с «жидовствующими», еретичность которых к тому времени еще не была официально установлена, он обратил на них внимание, приблизил к себе, а Алексея и Дениса сделал священниками придворных кремлевских соборов — Успенского и Архангельского. В Москве они «своротили в ересь» будущего митрополита архимандрита Зосиму, думного посольского дьяка Федора Курицына и других дьяков Ивана III, а Иван Максимов «обратил в ересь» даже невестку великого князя Елену, жену Ивана Ивановича. «Еретиками» стали и некоторые московские купцы, как, например, Кленов. Алексей и Курицын имели огромное влияние на Ивана. «Ересь» свила себе гнездо в самом дворце «государя всея Руси».
Духовенство сперва само не разбиралось в учении «жидовствующих», и только в 1487 году архиепископ Геннадий обнаружил «еретические писания». С «ересью» боролись долго. Уж очень могущественны были покровители «жидовствующих» — Федор Курицын, Зосима и даже сам Иван III. «Жидовствующие» отличались необыкновенной по тем временам ученостью. Ими впервые были переведены на русский язык еврейские богословские книги — «священные писания». «Жидовствующие» имели много книг по астрономии и астрологии, медицине, ряд переводов античных мифов и философов и т. д. Они отрицали церковное землевладение, «стяжатель-
[187]
ство», жадность и богатство духовенства, отрицали и церковные обряды. Из споров с «жидовствующими» духовенство всегда выходило побежденным: нахватало «учености».
Борьба «жидовствующих» против церковного землевладения была очень заманчива для Ивана III. Монастыри были крупнейшими землевладельцами, а Ивану были нужны земли для испомещения «служилых людей», дворян. Поэтому он не давал еретиков в обиду и поддерживал их.
Но долго так продолжаться не могло. «Ересь», направленная против феодальной церкви и существующих порядков вообще, была, в конечном счете, народным движением. Поэтому Ивану было не по пути с «еретиками».
Внутри самой господствующей церкви появилось течение, также выступавшее против церковного землевладения и «стяжательства». Это были так называемые «нестяжатели», «заволжские старцы», возглавляемые Нилом Сорским. Противоположное течение возглавлял Иосиф Волоцкий, последователи которого получили название «осифлян». Иосиф Волоцкий стоял за сохранение церковного землевладения и богатств, за тесный союз церкви и государства. За Иосифом шло подавляющее большинство духовенства. Он ретиво принялся за искоренение «жидовствующих», всячески стараясь воздействовать в этом отношении на Ивана III. Иван вынужден был сдать свои позиции, что объяснялось отчасти тем, что за Волоцкого была вся церковь, отчасти и переменами внутри самой семьи великого князя. Иван, правда, исподволь конфисковывал монастырские земли: так, например, в 1500 году на новгородских монастырских землях он «испоместил» детей боярских.
В 1503 году был созван духовный собор, который осудил «жидовствующих». Курицын, Иван Максимов, Дмитрий Коноплев, Вассиан и другие «еретики» были казнены. Так расправились с этой «ересью», но борьба внутри церкви не закончилась. «Нестяжатели» отказывались от земель и требовали полного невмешательства светской власти в церковные дела. «Осифляне» стояли за общественно-политическую государственную деятельность церкви, за князя, против бояр-княжат. Несмотря на то что за спиной Нила Сорского стояли бояре-кня-
[188]
жата, думавшие за счет церковных земель удовлетворить требования своих соперников — дворян, «нестяжатели» оказались побежденными. Восторжествовала официальная церковь, отнюдь не собиравшаяся лишаться своих земель и богатств. После собора 1503 года правительство прекращает наступление на церковные земли. «Нестяжатели» тем не менее не сдавались, и дело Нила Сорского при сыне Ивана продолжали Василий Косой и Максим Грек, но их памфлеты не привели к каким бы то ни было серьезным политическим результатам.
Таковы были общественные течения в период создания Русского государства, отражавшие его сложную социальную структуру.