Вы здесь

Плотин

Плотин (ок. 205—270) — древнегреческий философ-идеалист, родом из Египта, жил в Риме. Плотин — основатель школы неоплатонизма, усилившей мистическое содержание учения Платона. Мировой процесс, по Плотину, начинается с непостижимого и невыразимого божественного первоединого начала, которое проявляется вовне через своего рода «истечение» (эманацию) — сначала как мировой ум, затем как душа мира, далее как единичные души, как единичные тела, вплоть до материи, под которой Плотин разумеет небытие. Цель человеческой жизни, по Плотину,— восхождение к тервоединому. Достигается она посредством сдерживания и обуздания телесных влечений, а также развитием духовных сил, в т. ч. познавательных. На высшей, экстатической ступени восхождения душа воссоединяется с богом. В учении Плотина налицо мистическая диалектика: усмотрение противоположностей и их единства, обусловливающих в мире благо и красоту гармонии, зло и безобразие. Основное сочинение — «Эннеады».

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 345.

Плотин. Теология Аристотеля (Статья о текстах Плотина из кн.: Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983)

«ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ», популярное в средние века арабское переложение ряда текстов Плотина (из «Эннеад» IV 3, 4, 7, 8, V 1, 2, 8, VI 7); приписывалось Аристотелю. Арабский перевод сделал для аль-Кинди Абд аль-Ма-ших ибн Абдаллах ибн Найма, христианин сирийского происхождения (из Эмесы), перевод был выправлен аль-Кинди. Латинский перевод «Теологии Аристотеля» вплоть до 17 века издавался в составе сочинений Аристотеля.

Плотин. Эннеады (Статья о собрании сочинений Плотина из кн. Ильичёв П.Н. и др.)

«ЭННЕАДЫ» (Enneades), собрание сочинений Плотина, составленное и изданное его учеником Порфирием. Состоит из шести разделов по девяти трактатов (откуда название «Эннеады», т. е. «девятки»). Чтобы получить число 54, Порфирий, видимо, разделил несколько больших трактатов на меньшие. «Эннеады» разбиты на три тома: в первом, посвящённом проблемам человека, космоса, рока и промысла,— три «девятки»; во втором — две «девятки», посвящённые уму (нусу) и душе; третий том посвящён проблемам, связанным с единым. В тематическом распределении трактатов Порфирий следовал издателям Платона и Аристотеля.

Плотин. Эннеады (Статья Ю. А. Шичалина о сочинении Плотина)

«ЭННЕАДЫ» (греч. έννεάδες — девятки) — издание сочинений Плотина в систематическом порядке, предпринятое его учеником Порфирием ок. 301, т. е. через 30 лет после смерти Плотина. Записанные Плотином тексты еще при его жизни имели хождение не только между его учениками в Риме, но и в Афинах (в частности, у Лонгина были списки, сделанные с экземпляра Амелия, списанного непосредственно с плотиновского оригинала, — Porph. V. Р. 19. 15—19, 20. 7—9). Возможно, они были сгруппированы (в хронологическом порядке?) и изданы единым корпусом после смерти Плотина.

Плотин. Теология Аристотеля (Статья Ю.А. Шичалина о манускриптах Плотина).

«ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ» - арабское переложение ряда текстов Плотина (из «Эннеад» IV 3, 4, 7, 8, V 1, 2, 8, VI 7), возможно, сделанное на основе парафразы Порфирия. Различается так называемая «вульгата» (версия большинства манускриптов) и пространная версия (иудео-арабские фрагменты и ла-тинский перевод). Арабский перевод выполнил христианин сирийского происхождения (из Эмесы) Абд ал-Маших ибн Абдаллах ибн Найма, перевод был выправлен ал-Кинди (ум. сер. 9 в.). В латинском переводе вплоть до 17 в.

Подписка на RSS - Плотин