СЕМЕЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Рассказ был опубликован в журнале «Прожектор» 15 июня 1925 года, № 11; отдельным изданием вышел под заглавием «Красногвардейцы», Госиздат, М. – Л., 1925; затем выходил в сборниках : «Лазоревая степь», Новая Москва, М., 1926; «Донские рассказы», Московский рабочий, М., 1929; «Лазоревая степь», Московское товарищество писателей, М., 1931.
МИКИШАРА, казак, паромщик. На переправе Дона паромщик выплескивает воду ,всматривается в подходившего человека своими «желтоватыми глазами», «отбросил назад волосы, похожие на витое кавказское серебро с чернью, подмигивая мне, ощерил съеденные зубы…Босые, исполосованные синиеми жилами ноги паромщика пухнут связками мускулов, посинелые ступни липнут, упираясь в скользкую перекладину. Руки у него длинные, костистые , пальцы в узловатых суставах. Он – высокий , узкоплечий, гребет нескладно, сгорбатившись, но весло услужливо ложится на гребенчатую спину волны и глубоко буровит воду.
Я слышу его ровное, без перебоев, дыханье; от вязаной шерстяной рубахи пахнет едким потом, табаком и пресным запахом воды». Паром прибило к лесу, паромщик и повествователь остались ночевать. И паромщик начал свой трагический рассказ о своей недавней жизни. Два сына , Иван и Данила, уговаривали его уйти к красным, как только белые заняли станицу. А у него еще семеро детей, жена умерла, родив ему девятого. Иван и Данила ушли, а он остался в станице, его тут же казаки взяли в свою армию, стал он белым. Казаки взяли в плен Данилу, избили его, а потом вахмистр дал Микишаре указание избивать Данилу. Послушный Микишара избивал Данилу. Потом взяли в плен Ивана и доверили Микишаре отвезти его в штаб.По дороге Иван попросил отца отпустить его, не нажился он на белом свете. Отец пообещал: - Дойдем до яров, сынок, ты беги, а я для видимости вслед тебе стрельну раза два…
Микишара имел совесть, а потому выстрелил сыну вслед, убил его. Тот перед смертью говорит отцу, что у него жена и ребенок. А Микишара со слезами на глазах говорит ему, что у него семеро по лавкам, если он отпустит сына, то его расстреляют казаки, а дети пойдут «христарадничать». Трудный выбор был у Микишары, но прав ли он? Трудный вопрос…
«Вот ты и рассуди нас , добрый человек! Я за детей за этих сколько горя перенес, седой волос всего обметал. Кусок им зарабатываю, ни днем, ни ночью спокою не вижу, а они…к примеру , хоть бы Наташка, дочь-то , и говорит: Гребостно с вами, батя, за одним столом исть».
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ, от имени которого ведется рассказ. Демобилизованный красноармеец возвращается домой, там, говорит Микишара, тебя ждет мать, ждет сынка-кормильца, «белым днем чахнет по тебе, а ночьми слезами материнскими исходит». « Пока нет своего приплоду, до тех пор и не лежит у вас душа к родительским страданьям. А сколько их кажному приходится переносить?». И рассказывает свою трагическую историю.
Повествователь не дает своего ответа читателю. И М.Шолохов, зная Микишару как реального человека, который иной раз заходит к нему в Вешенской, тоже не знает , как к нему отнестись, виноват он или не виноват?