3. Создание национально ориентированного предпринимательского слоя. В стремлении черносотенцев создать национально ориентированный предпринимательский слой проявилось неприятие либерализма (и сопутствовавшего ему космополитизма) как идеологической оболочки капитализма, ставившего приоритет индивидуального успеха и нормы прибыли перед национальной культурой, традициями, патриотизмом и отрицавшего приязнь к «родному и своим». Для черносотенцев внедренные капитализмом в российское общество натянутые отношения между рабочими и работодателями неизменно носили национальную окраску даже тогда, когда эксплуататором выступал русский по происхождению предприниматель. Последний рассматривался как утерявший базовые черты истинно русского человека космополит, зараженный занесенными с Запада языческими идеями поклонения золотому тельцу.
Порой черносотенные оценки современной им российской буржуазии, отказавшейся от библейских ценностей и впадавшей в грех хищнического присвоения национальных богатств, ничем не отличались от антикапиталистической риторики их политических противников из крайне левого лагеря. Председатель Астраханской народно-монархической партии Н. Н. Тиханович-Савицкий указывал на недопустимость концентрации средств производства и природных ресурсов в руках кучки более оборотистых сограждан, требуя их справедливого распределения между всеми религиозными и национальными группами подданных империи: «Господь Бог дал русскому народу большие земельные богатства, которые, будучи хорошо разработаны и обработаны, дадут большой достаток самому последнему теперешнему бедняку. В России не должно быть ни голодных, ни холодных. И вот не надо допускать, чтобы в России все богатства очутились, как в Америке, в руках нескольких богачей; надо, чтобы богатства возможно равномерно, без обиды предпринимателям, распространились среди всего населения. Россия, в отличие от всех Европейских стран, страна глубоко народная или, как теперь говорят, — демократическая; а потому все заботы управления должны быть прежде всего направлены на высокое поднятие благосостояния народных масс, что совершенно противоположно интересам людей, требующих конституцию, и их нельзя допускать к власти»[i].
В этой связи черносотенцами декларировалась цель создания национально ориентированной экономики с русским предпринимательским сословием, для которого народ и природные ресурсы выступали не в качестве объекта безудержной эксплуатации и обогащения, а предметами социального зодчества и партнерства. Внедрение морально-нравственных норм традиционного общества, по мнению черносотенных идеологов, наложило бы ограничения при эксплуатации единых по вере и крови наемных рабочих[ii], что неизбежно привело бы к снятию противоречий между трудом и капиталом и воцарению социальной гармонии. Ставка на приоритет национального единения должна была решить проблему классового противостояния. Именно поэтому в листовках Русского собрания в период выборов звучали призывы: «За русских фабричных и заводских рабочих и ремесленников, которым лучше будет жить, когда все фабрики и заводы будут в руках русских людей»; «За русских купцов, фабрикантов, заводчиков и промышленников, чтобы только им отдавать во всем преимущество перед иностранцами, помогать и поощрять в устройстве фабрик, заводов и промышленных предприятий»; «За торговлю, чтобы она преимущественно была в русских руках, и русским торговцам оказывать содействие в кредите и в других их нуждах»[iii].
Формирование национально ориентированного предпринимательского слоя ставило целью обеспечение экономической основы консервативным силам в государстве, что подразумевало перераспределение собственности и финансовых средств из безнационального и антирусского сегмента в исповедующий православно-монархические идеалы: «Когда русские взгляды и русские требования и обычаи получат подобающее им значение, и тогда может быть Россия будет избавлена от тяжелой необходимости работать на жидов, на немцев, на поляков, на чухонцев и т. п. охотников до чужого пирога»[iv]. В связи с этим черная сотня была единственным, пожалуй, политическим движением, развернувшим планомерную экономическую деятельность в данном направлении. «...Необходимо объединение русских торговых людей и промышленников по всей России и периодические съезды представителей местных отделений для выработки общих решений о принятии тех или других мер и способах действий», — предлагалось в циркуляре СРН, датированном 1907 г.[v]Созданием материально-технической базы контрреволюции, черносотенцы рассчитывали улучшить финансовое положение своих организаций, игравших руководящую и направляющую роль в борьбе за сохранение традиционного общества.
В рамках создания национально ориентированного предпринимательского слоя серьезное место в идеологической и практической работе черносотенных организаций занимала борьба с так называемым инородческим засильем, ставившая целью решение основного вопроса — русского, порожденного оттеснением титульной нации от стратегических позиций в государстве. Враждебных инородцев обвиняли в попытках узурпировать доминирующее положение русского народа в государстве, оттеснить его от исторически доставшегося ему статуса «народа-хозяина» и посредством политико-экономического экспансионизма занять его место: «Завоеванные Россией народы не только нахально лезут вперед, не только хотят играть первую роль, но хотят поглотить русские коренные земли»[vi].
Основной причиной острого интереса черной сотни к данной теме являлась их убежденность, что русский народ постепенно утрачивает контроль над стратегическими областями государства, что негативно отражалось на реализации государственной властью своей политики. «Засилье инородцев вообще, а жидов в особенности, составляет вопрос жгучий. Засилье настолько велико, что оно буквально душит всю Россию, а Союз в особенности», — говорилось в постановлении Всероссийского Съезда СРН, состоявшегося в ноябре 1911 г. в Москве[vii]. Подавление революции не дало почвы для успокоения. Засилье представителей национальных меньшинств в административном аппарате негативно сказывалось на деловой активности русского населения. «У нас в Сибири нет почти русских администраторов, — жаловался председатель Ново-Николаевского отдела СРН, — для жида и поляка в Сибири все дороги открыты, а русским нет»[viii].
Крайне правые требовали приведения в соответствие процентного соотношения инородцев в профессиях и отраслях экономики с их количественным составом. В концентрированном виде эту мысль высказал киевский профессор Н. С. Мищенко на состоявшемся в октябре 1908 г. Съезде отделов Союза русского народа Юга России: «Далеко еще не устранена опасность для будущего русского народа. Они (инородцы. — М. Р.) постепенно захватили все в свои руки: торговлю, промышленность, школу, воспитание, печать и даже значительную часть правительства. Неотложно нужно приступить к упорной борьбе на этом именно поприще. Чувствуется, что настало время так называемой культурной работы. Чувствуется, что необходимо сосредоточить все силы для того, чтобы отнять отнятое, возвратить потерянное... Надо стремиться к освобождению русского народа от еврейской кабалы и в экономическом отношении»[ix].
В черносотенной литературе и программных документах уделялось весьма повышенное внимание и другой проблеме — закабаления, которое являлось следствием чрезмерного засилья. Закабаление определялось как оттеснение представителей титульной нации из области управления народным хозяйством в плоскость зависимого труда имевшими чрезмерное представительство в важнейших областях политики, экономики и профессиональных группах национальных меньшинств. Попыткам инородцев играть определяющую роль в экономической и политической жизни империи вследствие роста промышленного производства и развития сферы услуг, локализации деловой активности русских предпринимателей черносотенцы дали термин «мирное завоевание»[x]. По прогнозам крайне правых, достигнув преимущества в важнейших экономических областях, инородцы предпримут реванш, попытавшись «поработить» русских «завоевателей» экономическими методами. По свидетельствам монархистов с мест, данный процесс шел полным ходом. «Жиды поработили нас вполне, — жаловался председатель Екатеринославского отдела СРН П. Ф. Булацель, — русские там в загоне ...но тех безжалостно гонят»[xi].
По утверждениям крайне правых, державный народ не чувствовал себя защищенным даже на государственных предприятиях и учреждениях, где «по сведениям, доставленным железнодорожными отделами Союза русского народа, усматривается, что в настоящее время инородческое засилье на железных дорогах вообще, а польского и жидовского элементов в особенности, сказывается настолько усилившимся, что ведет уже к полному порабощению на железных дорогах служащих и рабочих русских людей указанными инородческими элементами при благосклонном участии остающихся еще на службе русских людей с революционным (забастовочным) прошлым», — озвучивалось на Всероссийском съезде СРН, состоявшемся в ноябре 1911 г. в Москве[xii]. Крайне правые жаловались, что инородческое начальство русских железнодорожных рабочих «безжалостно гонит за одно подозрение в черносотенстве, тогда как жидов и поляков, даже уличенных в преступлениях, воровстве и мошенничестве, разве что переводят на другую дорогу или станцию, часто с повышением»[xiii].
Официальные документы и материалы периодической печати правомонархических организаций утверждали, что наиболее остро проблема закабаления стояла в Польше, Финляндии, на Кавказе, черте еврейской оседлости, то есть на тех инородческих окраинах, жители которых не принимали участия в многовековом государственном строительстве. Наоборот, их роль в жизни империи крайне правыми рассматривалась как деструктивная. В частности, в правомонархических документах утверждалось, что исторически проводившая религиозную и национально-культурную экспансию в западных губерниях страны Польша старалась установить свой экономический гнет над православным крестьянским населением Западной Украины и Белоруссии. Состоявшийся в 1909 г. Монархический съезд в Москве констатировал в своих резолюциях: «…на Западе России … русская народность во всех отношениях жестоко страдает от притеснений поляков и евреев, объединившихся для экономического и национального порабощения русских…»[xiv]. В воззвании к русскому народу «Литовско-Белорусского края» (читай белорусам. — М. Р.) крайне правые отмечали тенденцию консолидации усилий инородцев в стремлении экономически подчинить православное население: «Вы окружены со всех сторон давно уже сплотившимися покоренными вами инородцами в лице поляков и литовцев…»[xv].
Достаточно остро ситуация с закабалением складывалась на Кавказе и в южных регионах России. Здесь пальму первенства черносотенцы отдавали армянам, которые были обвинены в захвате финансово-кредитной и народохозяйственной сферы. В многочисленных заметках в черносотенной прессе утверждалось, что на Кавказе «вся торговля, промышленность, посредничество, подряды, поставки и т. п. отрасли общественной жизни находятся исключительно в руках армян»; «Нет, кажется, области общественной жизни, в которой армяне не занимали бы в Тифлисе господствующего, а вследствие сего и решающего значения»; «Правительственные, общественные, городские учреждения кишат армянами, являющимися господами положения, устанавливающими все условия быта и даже самого физического существования…»[xvi].Причину успеха армян в сосредоточении в их руках основных экономических рычагов региона черносотенцы видели в идентичности их ментальности с ненавистными евреями: «В сущности, армяне не что другое, как жиды неиудейского вероисповедания, обладающие всеми отрицательными качествами и наклонностями этого племени; это совершенно такое же паразитное племя, с теми же принципами обособленности, не допускающими процесса ассимиляции»[xvii]. В армянах проявились следующие еврейские национальные черты: во-первых, обособленность и сплоченность, которая «оставляет далеко позади себя общеизвестную жидовскую кагальную сплоченность», во-вторых, знаменитая еврейская скаредность, так как армяне «...дерут ничуть не стесняясь ...даже 100% наживы на предметы первой необходимости, особенно если в качестве покупателя является неармянин»[xviii].
Противодействие враждебным инородцам в экономической сфере или т. н. «борьба с засильем и закабалением» декларировались одной из важнейших задач после подавления революции. По мысли крайне правых, отразив штурм антирусских сил, они поставили перед собой задачу лишения революционно-сепаратистского движения экономической основы, которая позволила бы повторить атаку. Ю. И. Кирьянов указывал, что правомонархисты планировали восстановить контроль консервативных сил в наиболее важных отраслях экономики, в первую очередь обеспечив лояльным лицам права на службу в железнодорожном, морском и речном ведомствах. Властные и общественные структуры страны должны были поддерживать предпринимательскую активность державного народа. Последним же должно быть предоставлено исключительное право на аренду казенных угодий, разработку природных богатств,заселение пустующих земель и преимущественные права в сфере торговли и промышленности. Привилегии распространялись на всю империю. В «коренных областях» России преимущественные права превращались в исключительные[xix].
В «Основоположениях Союза русского народа» заявлялось о необходимости предоставить русской народности исключительное право на участие в Думе, государственной, судебной, сословной, железнодорожной, речной, морской и учительской службе. Преимущественные права также распространялись на приобретение и аренду казенных, удельных, церковных и монастырских, частновладельческих земель, разработку их природных богатств, занятие всеми видами промышленности и торговли и т. д.[xx]
Далее черносотенцы планировали вернуть в православные руки финансовокредитную сферу. «Сила патриотических организаций и рост их с момента подавления революционного террора и естественного понижения чувства оскорбленного национального достоинства обеспечиваются проведением в жизнь для блага их сочленов таких экономических мероприятий, которые могли бы оградить русского человека от еврея-ростовщика...», — указывалось в вышедшем в марте 1908 г. обращении Главной палаты СМА[xxi]. «...Главный враг русского — еврейство сильно своим золотом. Надо, следовательно, бить жида не дубьем, а рублем», — заключал состоявшийся в феврале 1913 г. в Москве IV Всероссийский съезд русских людей[xxii]. Теоретическим посылом для этого являлось признание России промышленной державой, которая «ныне есть уже страна не только земледельческая, но также фабрично-заводская и торгово-промышленная. При этом денежное или финансовое хозяйство внедрилось в «натуральное» хозяйство, т. е. во все дела промысла, труда, производства и выгоды», — заявлялось в Своде основных понятий и положений русских монархистов[xxiii].
Принятие отвечающего национальным интересам финансового законодательства должно было ограничить права еврейских и иностранных банков на пользование кредитом в Государственном банке, деятельность которого планировалось переориентировать на поддержку русской промышленности, торговли и сельского хозяйства[xxiv]. «Каким родом законодательной работы на экономической почве можно победить космополитическую гидру до конца? Законодательством в области финансового хозяйства» — ставили задачи программы крайне правых[xxv]. Состоявшийся в Москве в 1909 г. Съезд русских людей призвал правительство не оказывать из государственных средств поддержки (в виде ссуд и дешевого кредита) еврейским и польским кредитным учреждениям, создававшим условия для «экономического закабаления русского населения»[xxvi].
После возвращения носителям традиционных устоев банковского сектора черносотенцы планировали направить государственный и банковский кредит на развитие земледелия, с тем чтобы крестьянство было избавлено от необходимости «обращаться к иудеям ростовщикам и иудейским банкам, стремящимся к разорению русского народа и даже самого государства Российского», — говорилось в распространенном в мае 1912 г. предвыборном воззвании СМА[xxvii]. В Своде основных понятий и положений русских монархистов делалось добавление, что финансовый поток необходимо также перенаправить в русскую фабрично-заводскую промышленность[xxviii].
Черносотенцами предпринимались и практические шаги по развитию финансовых учреждений (товариществ взаимного кредита, обществ потребителей, ссудо-сберегательных касс и т. п.), которые, по их мнению, должны были защитить мелкого производителя от произвола еврейских банков[xxix]. При Главном совете СРН была учреждена торговая палата, которая координировала мероприятия по русификации народного хозяйства. Руководящим документом для нее стала разработанная на состоявшемся в марте 1909 г. в Ярославле IIЧастном совещании представителей отделов Союза русского народа программа, которая предусматривала следующие меры: облегчение дешевого кредита; устройство потребительных лавок, оптовых складов, хлебных контор, артелей, ремесленных содружеств, торгово-промышленных и бытовых групп; организацию ссудо-сберегательных касс и касс взаимопомощи; создание экспортных и трудовых рабочих артелей; поддержку русских ремесленников во избежание засилья их инородцами; обеспечение отделами Союза бесплатного лечения рабочих и страхования от несчастных случаев, увечий и смерти[xxx]. Реализация данного комплекса мер должна была сопровождаться бойкотом инородческих торговых предприятий[xxxi].
Далее чистке должны были подвергнуться стратегические отрасли экономики, наиболее важную из которых играл транспорт. Помимо евреев и поляков черносотенцы потребовали очистить весь персонал Владикавказской железной дороги от армян и заменить их благонадежными лицами[xxxii].
Парадоксально, что требование ликвидации «инородческого засилья» в органах управления, экономики и культуры, рассматривавшееся в советской и либеральной историографии как образец великодержавного шовинизма, с точки зрения черносотенцев, являлось борьбой за политическое и экономическое равноправие народов. Наличие значительного количества льгот и привилегий для национальных меньшинств (финны, поляки и т. д.) нарушало баланс между их вкладом в создание империи и пользованием преимуществами от ее существования: основная тяжесть по сохранению империи лежала на русском народе. В постановлении состоявшегося в 1909 г. в Москве Монархического съезда русских людей звучало требование уравнять русских крестьян в правах с инородцами при получении земли: «По отношению к сибирским инородцам (буряты, алтайские калмыки и киргизы) должно принять правилом, по коему они получают землю не более русских переселенцев, чтобы не было, как теперь, своего рода премии им за инородческое происхождение и за кочевой быт, в виде гораздо больших прирезок земли (даже по 200 десятин на кибитку), чем русским крестьянам (по 15 десятин)»[xxxiii].
Вслед за консолидацией русской элиты на православных и монархических принципах должна была последовать консолидация русских в рамках сословных, корпоративных и профессиональных союзов. Благоприятные условия для отторжения русских рабочих от национальной жизни и вовлечение в антигосударственные организации создавали отсутствие у последних собственных сословных и профсоюзных организаций, свойственных другим социальным группам, — крестьянам, ремесленникам, купцам и дворянству. Черносотенцы обратились с инициативой к правительству официально признать рабочее сословие[xxxiv]и разрешить создание профессиональных организаций, которые, с одной стороны, могли бы выступить инструментом борьбы с инородческим засильем, а с другой — заполнить нишу, занимавшуюся пролетарскими партиями. Это предложение вытекало из выдвинутого русскими консерваторами тезиса о том, что только хорошо поставленные профессиональные и сословные организации могут стабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране[xxxv].
В рамках борьбы с засильем в отдельных случаях на страницах правомонархических документов звучали и более жесткие предложения, связанные с ущемлением и даже лишением инородцев прав в экономической сфере. В частности, в октябре 1909 г. Главная палата СМА ходатайствовала перед властями о «настоятельной необходимости выселить армян из Терской и Кубанской областей»[xxxvi]. А в мае 1907 г. в резкой и ультимативной форме квинтэссенцию ограничительных мер в отношении поляков сформулировало «Русское знамя»: конфискация земель, фабрик и домов у всех поляков, принимавших участие в мятежной деятельности; заселение земель польских крамольников русскими крестьянами (преимущественно общинами), жесткая политика русификации[xxxvii].
С началом IМировой войны крайне правые направили свой удар на подрыв экономической основы немецкой диаспоры в России, предусматривавший изгнание немцев из всех государственных учреждений и оборонных предприятий и немедленную конфискацию в пользу государства всех предприятий, фабрик, магазинов, капиталов и прочего имущества, принадлежавшего подданным воюющих с Россией держав[xxxviii]. Эта мера касалась также учрежденных в России русскими подданными немецкого происхождения акционерных и страховых обществ. Для стимуляции населения на выявление немецкой собственности предлагалось установить процентные денежные отчисления в награду за отыскание подлежащего национализации сокрытого имущества и усиление наказания за его сокрытие. Главную скрипку в выявлении собственности подданных враждебных государств должны были играть отделы крайне правых организаций на местах[xxxix].
Таким образом, правомонархисты разработали систему мер в целях возрождения управленческой, интеллектуальной и предпринимательской элиты русского народа посредством укрепления религиозно-нравственных ценностей, внедрения русского патриотизма, усиления патерналистской роли государства, просвещения через национально ориентированное образование. Общий анализ приоритетных задач правомонархических организаций, связанный с решением основной проблемы черносотенной идеологии — «русского вопроса», показывает, что, несмотря на декларировавшиеся цели обеспечения преимуществ базовых ценностей русского культурно-исторического сообщества и преодоления «инородческого» влияния, избранные для их реализации средства носили сравнительно законный характер и не предполагали обращения к погромно-террористической деятельности. Борьба с засильем определялась как возвращение носителям русских базовых ценностей стратегических позиций в государстве, восстановление первенствующего статуса русского народа и противодействие стремлению национальных меньшинств захватить высшие этажи социальной иерархии в империи. Указанные меры хотя и задевали интересы проживавших в Российской империи национальных меньшинств, но не предполагали их насаждения насильственными методами, тем более путем физического уничтожения недовольных.
[i]ГАРФ. Ф. 102. ОО. Оп. 265. 1916. Д. 610. Л. 99—100.
[ii]Там же. Ф. 116. Оп. 1. Д. 1. Л. 16.
[iii]Там же. Оп. 2. Д. 1. Л. 698.
[iv]Русское знамя. 1911. 6 января.
[v]ГАРФ. 116. Оп. 1. Д. 1. Л. 16.
[vi]Русское знамя. 1911. 26 мая.
[vii]ГАРФ. Ф. 116. Оп. 2. Д. 1. Л. 72.
[viii]Там же. Л. 74.
[ix]Там же. Ф. 102. ДП ОО. 1905. Д. 999. Ч. 39. Т. IV. Л. 133.
[x]Земщина. 1913. 21 марта.
[xi]ГАРФ. Ф. 116. Оп. 2. Д. 1. Л. 72.
[xii]Там же. Л. 68—85.
[xiii]Там же.
[xiv]Там же. Ф. 102. 4 д-во. 1909. Оп. 1. Д. 172. Л. 123.
[xv]Русское знамя. 1907. 6 февраля.
[xvi]Там же. 1913. 25 сентября.
[xvii]Там же.
[xviii]Там же.
[xix]Кирьянов Ю. И. Правые партии в России. С. 304.
[xx]Программы политических партий России. Конец XIX—начало XX в. С. 444—445.
[xxi]Колокол. 1908. № 642. Приложение.
[xxii]Прямой путь. 1913. Вып. III (март).
[xxiii]Там же. 1912. Вып. V (май).
[xxiv]Там же.
[xxv]Там же.
[xxvi]Сборник съезда русских людей в Москве 24 сентября—4 октября 1909. С. 128—188.
[xxvii]Прямой путь. 1912. Вып. V (май).
[xxviii]Там же.
[xxix]ГАРФ. Ф. 116. Оп. 2. Д. 1. Л. 655.
[xxx]Там же.
[xxxi]Там же. Ф. 102. 4 д-во. 1909. Оп. 1. Д. 172. Л. 124.
[xxxii]Там же. 1905. Д. 999. Ч. 39. Т. IV. Л. 133.
[xxxiii]Вече. 1909. 18 октября.
[xxxiv]Кирьянов Ю. И. Правые партии в России. С. 310—311.
[xxxv]Репников А. В. Консервативная концепция российской государственности. С. 81—82.
[xxxvi]Прямой путь. 1909. 28 октября.
[xxxvii]Русское знамя. 1907. 17 мая.
[xxxviii]Совещание монархистов 21—23 ноября 1915 года в Петрограде. С. 30—38.
[xxxix]Там же.