Вы здесь

§ 3. Первостепенные практические меры спасения русского народа

Анализ причин революции показывал, что государ­ственные и духовные устои русского общества были по­колеблены растущей секуляризацией населения и образованной его части. А. В. Репников отмечал, что еще в XIX в. русские консерваторы видели причины государственных нестроений в религиозно-нравственном состоянии народа[i]. Данная мысль находила свое отражение и на страни­цах правомонархической прессы, в которой нередки были случаи жесткой критики русского народа как основного виновника собственных проблем. Благодатной почвой для распространения различных революционных учений стал отход от православия, который захватил, по выра­жению монархической прессы, «столь громадное число образованных русских людей, да и не только образованных...»[ii].  Революция казалась черносотенцам лишь сим­птомом глубокой болезни общества и карой Божьей за ко­лебания русского народа в вере: «...Господь за такое наше отношение к вере опускает в нашем Отечестве совершаться величайшим бедствиям, в том числе и гонениям на святую веру, к которой мы стали так равнодушны»[iii]. Нравствен­ное состояние современного им социума черносотенцы оценивали как «шатание всех мировоззрений, время сму­ты в умах и сердцах русских людей…»[iv]. Вопрос спасения русского народа напрямую был связан с укреплением религиозно-нравственных основ. В связи с этим черносо­тенцы предлагали реализовать следующую систему мер: просвещение народа через национально ориентированное образование, укрепление русской экономической основы хозяйства и борьбу с пороками, в частности с пьянством. Рассмотрим их более подробно.




[i]Репников А. В. Консервативная концепция российской государственности. С. 55.

[ii]Русское знамя. 1913. 16 марта.

[iii]Там же. 1911. 9 марта.

[iv]Там же. 1913. 16 марта.