Как указывалось в предыдущей главе, причины неблагополучного положения страны крайне правые находили в деятельности управленческой и интеллектуальной элиты русского общества. Истоком поврежденности российского бюрократического аппарата, по мнению крайне правых, являлась политика Петра I, направленная на внедрение в управленческие структуры европейских иноземцев. Результаты данной политики в июле 1908 г. кратко описало «Русское знамя»: «Инородцы заняли прочное положение во всех государственных учреждениях так называемой "преобразованной России" в ущерб интересам коренного русского населения. И это привилегированное положение инородцев при преемниках Петра Iтолько усилилось и окрепло. И с этих пор русский народ — народ-хозяин на своей святой Руси сделался хотя и самой многочисленной, но и самой бедной и самой угнетаемой нацией»[i].
Следствием господства чужеземцев во властных структурах на протяжении двух веков стало ослабление «жизненного импульса», т. н. пассионарности русского народа: «Прежде русский народ, повинующийся как один человек своему самодержавному неограниченному царю, был всем грозен. Теперь, когда в жизнь народа вторгается ужасное бюрократическо-инородческое засилье, тот женарод перестал быть грозным»[ii]. В конечном итоге космополитическая бюрократия надела крепкую узду и на дворянство, прежде представлявшее наиболее деятельную часть российского общества и сдерживавшее ее произвол. С. А. Степанов следующим образом характеризовал общественное мнение россиян в начале XXв.: «В недоверии и неприязни ко всему чужестранному сходились и малограмотное простонародье и просвещенная интеллигенция славянофильского толка»[iii].
Несмотря на то, что идеологи черной сотни являлись суровыми критиками проходивших секуляризационных процессов в духовной жизни России в начале XXв., тем не менее они вынуждены были признать, что революционные потрясения способствовали возрождению и стремительному росту русского национального самосознания: «Космополитизм и инородческие националисты сами по себе не слишком опасны, ибо они играют роль фермента для пробуждения патриотизма и русского национализма, а при равных условиях состязания победа обеспечена русскому духу»[iv]. Следствием первой российской революции стала самоорганизация патриотических сил в черносотенные союзы, поставивших перед собой задачу освобождения русского народа от гнета «старого бюрократического режима» и избавления от засилья инородцев в госаппарате и стратегических сферах деятельности, являвшихся, по их мнению, причинами бедственного положения русского народа.
Космополитизм бюрократии и беспочвенность интеллигенции актуализировали для крайне правых задачу преодоления главного петровского наследия — раскола народа на две разные по своим мировоззренческим векторам части и возрождение национально ориентированной управленческой и интеллектуальной элиты русского общества. Решение данных проблем связывалось с возвращением доминирующего положения на стратегических позициях во всех сферах жизни общества носителям базовых русских ценностей. В первую очередь они должны были занять твердые позиции во властных структурах, судебных органах, органах местного самоуправления, высших учебных заведениях, сферах искусства, литературы, средств массовой информации и т. д.[v]Под реализацией «русского национального начала» в законодательном учреждении подразумевалось, чтобы все русское население каждой местности империи, «не исключая и окраины, имело своих представителей в Государственной Думе»[vi]. Целенаправленно сформированная управленческая и интеллектуальная элита, ориентированная на православно-государственные ценности и состоящая из лиц, чье сознание не развращено западными учениями (либерализм, социализм, национализм), должна была стать субъектом прорыва России в XX в.
Первый шаг в этом направлении черносотенцы видели в преодолении разрозненности русского народа и консолидации наиболее активной части консервативных сил. Программа СМА прямо указывала: «Сила Родины кроется в братской поддержке русскими, всех сословий и состояний, друг друга, везде и всюду, как в духовном, так и в материальном отношениях»[vii]. В связи с тем, что в начале XX в. все общероссийские политические партии либерального и революционного направлений отвергли защиту национально-государственных интересов как составную часть «реакционной доктрины царизма», черносотенцы не замедлили занять пустовавшую нишу. В создавшихся условиях «национального и духовного разложения русских образованных классов» казалось, что крайне правые организации остались единственной силой, способной обеспечить интересы державного народа. Руководство СРН заявляло: «… только Союз русского народа предансвященному завету служения идее… главенства в нашем великом Отечестве коренного русского народа как народа-хозяина в Российском государстве»[viii].
Руководящую роль по мобилизации русского народа черносотенцы отводили себе. «С первых же минут страшной русской невзгоды, ставши на защиту исторических русских устоев общественно-политической жизни… поняли умом и сердцем, какое важное значение имеет и будет иметь для борьбы за право русского народа и против инородческого и еврейско-революционного натиска единение всех русских патриотических сил», — заявлял на состоявшемся в октябре 1908 г. Съезде отделов Союза русского народа Юга России видный киевский черносотенец Н. С. Мищенко[ix]. Популярным в революционных кругах лозунгам, апеллировавшим к абстрактным ценностям «свободы», «справедливости», «равноправия», был противопоставлен тезис первенства русского народа как важнейшей меры его сохранения и возрождения. В лаконичном виде данная идея впервые была сформулирована в разработанных в феврале 1906 г. Основных положениях Союза русских людей для выборов в IГосударственную Думу. «Державные права русской народности суть: первенство православной церкви, самодержавная власть русского царя, единство строя и подчиненности государю императору сухопутных и морских военных сил Российской империи и общегосударственное значение русского языка»[x]. Первенство русского народа базировалось на его доминировании в империи как станового хребта государства. «Мы будем стремиться к тому, чтобы как внутренняя, так и внешняя политика России велась на строго национальных началах, помня, что русский народ по всей земле, подвластный русскому царю, должен чувствовать себя хозяином положения», — говорилось в распространенном в начале 1907 г. обращении Русского собрания, СРН и Партии правового порядка[xi].
Целенаправленное формирование истинно русской элиты — носительницы православных и самодержавных убеждений являлось одной из центральных проблем социальной программы крайне правых. В этих целях в качестве первоочередных задач они предлагали возродить русский патриотизм и усилить церковное влияние на все сферы общественного сознания. Рассмотрим данные меры подробнее.
Возрождение русского патриотизма. Важнейшую роль в нейтрализации пагубного влияния либеральных и революционных партий должен был сыграть русский патриотизм, рассматривавшийся в контексте духовно-идеологической независимости российского общественного сознания от чуждых воздействий и его возвращение к историческим «корневым началам и понятиям». В документах и программах только что образовавшихся правых партий понятие патриотизма практически не употреблялось. Его заменяло понятие народности, которое несло то же смысловое значение. Начиная с 1908 г. черносотенная печать все чаще вводит слово «патриотизм» в свой лексикон, употребляя его не менее чаще, чем народность. С точки зрения присущего правомонархической доктрине (и в целом консерватизму) органистического подхода, наличие патриотизма в широких народных массах как проявление национально-почвеннического сознания свидетельствовало о здоровье общества: «Жалость и любовь к своей семье, к своему роду — есть чувство самосохранения, прирожденное как человеку, так и всем животным существам. Без этого чувства мир не мог бы существовать. Семья, род — это маленькое государство. Отсюда любовь к роду и к земле, в которой лежат деды и отцы, рождает любовь к Отечеству, которая таким образом является чувством, прирожденным каждому гражданину и чуждым только дикарям, нашим космополитам и жидам»[xii].
В воззрениях правомонархистов, патриотизм играл роль иммунитета, защищавшего нации от разложения. Его отсутствие казалось аномалией, отходом от нормы, ведущим к деградации и упадку государства: «Франция, обильно зараженная жидовско-социалистическим микробом, из первоклассной сильной державы мира, шедшей во главе всего цивилизованного мира, превратилась в заживо гниющий организм, которому в недалеком будущем грозит сделаться достоянием ближайших соседей»[xiii]. Хроническое игнорирование патриотизма либеральными и социалистическими партиями, утратившими чувство причастности к своему народу, свидетельствовало о глубокой болезни российского общества. Черносотенцы указывали, что инородцы «за патриотизм крепко стоят» и не питают себя интернациональными теориями[xiv].
Включение патриотизма в программные установки и реальную политическую практику политических партий, должно было установить предохранительный клапан от проникновения в российское общество главного врага — космополитизма, представлявшего, как было указано в Своде основных понятий и положений русских монархистов, выработанных IV Всероссийским съездом Союза русского народа в мае 1912 г., «учение о такой безнародности, при которой будто возможно гражданское сплочение, которое обхватывало бы всю земную поверхность без различия народности и национальности. Учение, проповедуемое паразитным жидовством и масонством»[xv].
Опасность космополитизма виделась в том, что он становился фундаментом для восприятия народами предлагаемых масонами различного рода «еретических социально-политических учений»: либерализма, социализма и национализма, противопоставлявшихся христианству, пытавшемуся объединить разные народы с сохранением их индивидуальных национальных черт. Космополитизм как бы «зачищал» почву для этих доктрин посредством разрушения традиционного мировосприятия и национальной идентичности: «масонство стремится обезнародить народ, как пытается оно обезнародить и обессилить государство и обезверить веру». В Своде основных понятий и положений русских монархистов утверждалось, что масонское учение прививает политически активной части русского общества такие черты, как антицерковность, антигосударственность и беспочвенность, и тем самым «разрушает народность русскую, уничтожает в конце концов русскую государственность и русскую церковность»[xvi]. Эту же мысль в июле 1908 г. высказывала и газета «Русское знамя»: космополитизм представлялся опасным в связи с нивелировкой «оригинальности и уникальности народов[xvii].
Необходимость популяризации патриотизма в российском обществе и особенно внедрение его в высшие сферы обуславливалось присущей ему государствоохранительной функцией: «...устоем всякой государственности является чувство патриотизма. Без любви к своему государству, к своему народу не может устоять ни одно государство. Это так же неоспоримо, как и любовь в семье детей к отцу и отца к детям»[xviii]. В условиях раскола общества патриотизм был способен обеспечить мобилизацию населения, невзирая на классовые различия, на решение государственных задач, о чем свидетельствовал исторический опыт других стран: «Почти все могущественные, сильные духом, цветущие и богатые народы до тех пор возрастали и крепли в своем могуществе, пока культура их развивалась на здоровой почве патриотического чувства, пока они воспитывались в духе беспредельной любви к своей Родине, пока чтили традиции своих предков». У каждого народа был свой славный период: «Для Франции — славная перваяимперия, для Германии — великая империя двух Вильгельмов, для Италии — место шестой державы Европы»[xix].
Роль патриотизма возрастала в связи с усилением международной напряженности. Черносотенная пресса предупреждала: «Век двадцатый ставит нам, русским, свой великий русский национальный вопрос, с прибавкой урока от желтолицых националистов азиатов, не только рискнувших, но побивших один троих, тех самых троих, которые еще в прошлом веке побеждали "двунадесять язык", но то были патриоты, а ныне … предвидя великое значение русского национализма, которому пришло время развернуться во всю Россию, что поняли немногие, а многие безумцы, которым социализм еврейский — петля на душу христианскую, дороже единокровия, охотно идут в стан преступников, проливателей крови братской и предателей крови отеческой, ценою которой куплено то, что нам принадлежит»[xx].
Усиление церковного влияния в высших сферах. Исходя из консервативного базиса своего мировоззрения, крайне правые считали, что греховная природа человека могла быть обуздана «страхом Божьим», а потому присущие русской политической элите дурные наклонности (продажность, подкупность, корыстолюбие, превалирование личных и партийных интересов над общественными) могли быть устранены только через духовно-нравственное просвещение на основе православных ценностей. В качестве ориентира «Русское знамя» приводило бюрократию допетровских времен, состоявшую только из православных русских людей и охранявшую самобытное развитие народа[xxi]. В современной черносотенцам России примерами, «непоколебимости, безграничной преданности престолу и Отечеству и великого патриотизма» являлись одесский генерал-губернатор И. Н. Толмачев, ярославский губернатор А. А. Римский-Корсаков, генералы И. А. Думбадзе, А. А. Рейнбот и ряд других. Положительно оценивалась работа членов правительства Н. А. Маклакова, С. В. Рухлова и И. Л. Горемыкина, приведшая к тому, что «страна успокаивается, жизнь входит в нормальную колею; повышается экономическая деятельность»[xxii]. В заслугу И. Н. Толмачеву ставилось устранение от академической деятельности в Новороссийском университете части «злонамеренных профессоров». «Очень и очень мало у нас на Руси таких генералов Толмачевых. А если бы на Руси было еще два-три генерала Толмачева, да еще два-три генерала Думбадзе, то была бы с корнем вырвана еврейско-инородческая революция и склонились бы перед священным знаменем Союза русского народа все жидовствующие русские», — заявлял в октябре 1908 г. на Съезде отделов СРН Юга России киевский профессор Н. С. Мищенко[xxiii].
Требование первенства православной веры обуславливалось необходимостью восстановления охранительно-защитительной функции церкви, преодоления пагубности духовного инородческого влияния и создания надежного идеологического заслона на пути внедрения в социальную структуру общества чуждых, созданных несовершенным человеческим разумом идей и концепций. Черносотенцы утверждали, что явление космополитической бюрократии, либеральных и революционных партий было бы невозможно при наличии сильной церковной организации РПЦ во главе с патриархом, игравшей роль предохранительного клапана от вредных идеологических воздействий. Петровский абсолютизм, задавивший общественную инициативу (от местного самоуправления до Земского собора) и низведший церковь до одного из правительственных министерств, подорвал иммунную систему государства и открыл пути для инфицирования общества болезнетворными идеями. «В XVIII в. государственная власть, в лице Петра Первого, значительно ослабила церковное влияние на государственную жизнь… не к своей пользе. Правда, министерство духовных дел удобнее сильного своим нравственным авторитетом патриарха. Но в трудную минуту от стоящих во главе такого управления лиц, хотя бы и духовного сана, едва ли можно было ожидать чего-либо большего обычной чиновничьей угодливости и исполнительности», — заявляли крайне правые публицисты[xxiv].
Восстановление защитительно-охранительной функции церкви предусматривалось посредством реализации трех мер. Во-первых, восстановление патриаршества и созыв для этих целей Поместного собора. «В настоящее время, когда сама церковь православная, в особенности с тех пор, как объявлена свобода вероисповеданий, обуреваема многочисленными врагами, желателен скорейший созыв Поместного собора и восстановление исторической власти всероссийского патриарха», — говорилось в распространенном в мае 1912 г. предвыборном воззвании Союза Михаила Архангела[xxv].
Во-вторых, нейтрализация и всемерное ослабление влияние на церковь государственной бюрократии. В целях реализации первенства РПЦ состоявшийся в сентябре 1909 г. в Москве Монархический съезд поставил вопрос об ограничении влияния светских властей на внутреннюю жизнь церкви и ее решения. Черносотенцы потребовали, чтобы представитель государя императора в Священном синоде в служебном положении и своих решениях был независим от Совета министров, чей состав и политика находились, с их точки зрения, под сильным влиянием «разноверных, а частью и безверных членов Государственной Думы и Государственного Совета, а был защитником исключительно интересов церкви в высших государственных учреждениях».
В-третьих, усиление влияния церкви во внутриполитической жизни государства: «… голос ее должен быть выслушиваем законодательною властью, как было встарь, в величайших государственных вопросах»[xxvi]. Съезд принял широкий пакет постановлений по церковным и вероисповедальным вопросам, касавшимся конкретизации места и роли РПЦ в структуре государства, оптимизации ее внутреннего устройства и управления. Предлагалось реализовать систему мер по усилению активности РПЦ, в частности, по противодействию сектантству и беспрепятственной миссионерской деятельности и публичной проповеди на всей территории Российской империи[xxvii]. Практическая реализация этих положений должна была поставить надежный заслон проникновению во властные структуры носителей денационализированных или оппозиционных взглядов.
В целях возрождения русской управленческой, интеллектуальной и предпринимательской элиты крайне правые предложили систему практических мер, которые состояли в следующем.
[i]Русское знамя. 1908. 17 июля.
[ii]Там же. 1911. 26 февраля.
[iii]Степанов С. А. Черная сотня. С. 30.
[iv]Русское знамя. 1909. 8 сентября.
[v]Кирьянов Ю. И. Правые партии в России. 1911—1917 гг. М., 2001. С. 304—307; Степанов С. А. Черная сотня. М., 2005. С. 30—31, и др.
[vi]ГОПБ. ОРК. Кор. 46/3. № 981/33 (№ 8913 и 13315).
[vii]ГАРФ. Ф. 116. Оп. 2. Д. 1. Л. 678.
[viii]Третий Всероссийский съезд русских людей в Киеве. Киев, 1906. С. 145—189.
[ix]ГАРФ. Ф. 112. ДП ОО. 1905. Д. 999. Ч. 39. Т. IV. Л. 133.
[x]ГОПБ. ОРК. Кор. 46/2. № 981/33.
[xi]Там же. Кор. 46/1. № 17/34.
[xii]Русское знамя. 1911. 18 марта.
[xiii]Там же. 1908. 9 июля.
[xiv]Там же. 1907. 18 мая.
[xv]Вестник Союза русского народа. 1912. № 104.
[xvi]Там же.
[xvii]Русское знамя. 1908. 29 августа.
[xviii]Там же. 28 августа.
[xix]Там же. 1907. 18 мая.
[xx]Там же.
[xxi]Там же. 1908. 17 июля.
[xxii]Там же. 1914. 21 марта.
[xxiii]ГАРФ. Ф. 102. ДП ОО. 1905. Д. 999. Ч. 39. Т. IV. Л. 133.
[xxiv]Русское знамя. 1907. 11 марта.
[xxv]Прямой путь. 1912. Вып. V (май).
[xxvi]Сборник программ политических партий в России. Под ред. В. В. Водовозова. Вып. VI. СПб., 1906.
[xxvii]Вече. 1909. 18 октября.