3. Борьба с пороками народа, в частности пьянством. Важнейшее средство духовного и физического спасения русского народа черносотенцы видели в борьбе с народным пьянством. В советской историографии причина всесословного характера черносотенных организаций объяснялась привлечением значительного числа представителей непривилегированных сословий за счет «даровой водки»[i]. Мнение о целенаправленной алкоголизации населения для отупления народных масс и отвлечения их от революционной борьбы, получившее широкое звучание в либеральной и революционной прессе, заставляло черносотенцев оправдываться: «Газету же "Русское знамя" никто из знающих ее не понаслышке только не заподозрит в покровительстве пьянству и в потакательстве "винополии"»[ii]. Наоборот, анализ программных документов и деятельности крайне правых организаций опровергает возведенные обвинения. Страницы черносотенных газет кричали о необходимости «принять надлежащие меры к скорейшему ослаблению этого зловредного порока»[iii].Проводя широкую культурно-просветительную работу, монархические организации не только резко выступали против народного пьянства, но и сделали ряд серьезных предложений по борьбе с этим социальным злом. В 1909 г. вопрос о борьбе с пьянством был вынесен на обсуждение состоявшегося в Москве Монархического съезда русских людей, на котором была создана специальная комиссия и выработана программа, направленная на сокращение потребления населением алкогольных напитков.
Обращаясь к истокам народного пьянства, крайне правые находили их в незрелости населения и отсутствии государственного протекционизма. В отличие от своих политических противников монархисты не акцентироваливнимание только на критике желающего пополнить казну правительства, находя благодатную почву для пьянства в народном невежестве. Газета «Русское знамя» бросала упрек населению, что «больше всего виновато оно само в том, что погибает от пьянства, и никто не сможет помочь, если само крестьянство помочь себе не захочет…»; «Пьянство в народе будет процветать, пока он останется непросвещенным, пока выпивка будет являться почти единственной формой общения, пока деятельность попечительств о народной трезвости будет стоять на ложно-пагубном пути привития народу яда космополитических идей, пока малоземельный крестьянин периодически голодает и почти всегда недоедает»[iv]. В связи с этим черносотенцы предлагали усилить просветительскую работу среди населения.
Понимая, что одних запретительных мер для борьбы с пьянством недостаточно, монархисты развернули активную антиалкогольную кампанию. Впервые в российской истории черносотенцы попытались мобилизовать широкие народные массы, объявив борьбу с пьянством всенародной задачей: «Если теперь удастся поднять могучее народное движение, в котором примут участие все слои общества, то мы можем надеяться на победу над огромной силой капитала пиво- и винозаводчиков»[v]. На базе провинциальных черносотенных организаций по всей стране создавались общества трезвости. Возглавив широкое трезвенническое движение, черносотенные идеологи надеялись на повторение успешного зарубежного опыта: «Если такая свободолюбивая страна, как Северная Америка, являет примеры целых штатов с абсолютным запретом алкоголя, даже в форме пива и виноградных вин... почему бы не начать вытрезвлять наше пьяное царство не той или иной посудиной или крепостью питей, не театрами или танцами, или, наконец, чтениями и фонарями волшебными, а полным упразднением водки»[vi]. Для отвлечения народа от кабаков и винных лавок правые использовали многообразные средства: открывали библиотеки, читальни, народные дома, организовывали благотворительные театральные представления, литературные вечера, концерты, лекции в школах. В проповедях против пьянства активно использовалась и печатная агитация: издание воззваний, обращений, листовок, брошюр. Велась борьба и с таким негативным следствием пьянства, как хулиганство.
В целом, система мер для борьбы с народной бедой включала следующие позиции.
Ужесточение условий продажи и повышение цен на алкогольную продукцию. Крайне правые предлагали снизить производство водки с сохранением доходов казны за счет поднятия цен на алкогольную продукцию: «Как ни говори, а если бы "мерзавчик" стоил 4 рубля, а не 4 коп., то от него пришлось бы отказаться очень и очень многим, совершенно точно так же, как отказываются от шампанского люди, не могущие платить по 6 руб. за бутылку»[vii]. Для более эффективной борьбы с пьянством на страницах черносотенной печати выдвигалось мнение о необходимости «передать монопольную продажу вина обществам трезвости с широкими национально-русскими задачами и свободным приливом консервативных сил народа»[viii], а также «сократить число кабаков и дней торговли вином, способствуя этим сокращению повального пьянства, с исчезновением которого исчезли или значительно уменьшились бы голодовые недоборы в налогах, деревенская безнравственность, а с нею всякого рода насилия и поджоги, одинаково разорительные как для отдельных лиц, так и для государства»[ix]. В перспективе ставилась задача закрыть все торговые точки.
Борьба с незаконной продажей алкоголя. Для борьбы с тайными питейными заведениями (шинкарными и корчмами) предлагались меры как репрессивного, так и экономического характера. На беспощадное искоренение незаконного промысла должны были быть ориентированы как властные, так и правоохранительные органы на местах (старшины, становые, исправники и земские начальники). При неспособности государства решить эту проблему предполагалось использовать народный самосуд. Экономический блок включал создание конкуренции путем открытия государственных питейных: «Опыт показывает, что при казенках тайное кормчество не процветает. Там, где "казенки" нет, кормчество развивается открыто и спокойно, ибо там нет никакого надзора, никакого препятствия»[x].
Прекращение экспорта спирта из-за границы. Черносотенцы указывали правительству на недопустимость экспорта спирта из-за границы по соображениям не только сбережения народа, но и защиты отечественного производителя. В июле 1907 г. «Русское знамя» писало: «…придется уплатить за спирт лишний десяток миллионов золотом, а за границу и без того уходит его на погашение и по нашим займам на сумму около 400 млн рублей»[xi]. Политика правительства казалась не поддающейся логическому разумению: «Какой же расчет, с одной стороны, увеличивать бюджет за счет народного пьянства, а с другой — тратить десятки миллионов на помощь голодающим, терпеть недобор налогов и способствовать вырождению никуда не годных физически и нравственно поколений»[xii]. Кроме того, сокращением закупок спирта у русских помещиков государство лишало их финансового подспорья, а деревенских рабочих — заработка[xiii].
Сохранение государственной монополии на продажу алкоголя. Впрочем, черносотенцы понимали бесперспективность принятия властями многих своих предложений. Исходя из мнения о том, что полностью отказаться отпродажи алкоголя в государстве невозможно, важнейшей мерой по спасению русского народа от деградации могло стать сохранение государственной монополии на продажу водки. При этом черносотенцы высказывали следующие соображения. Монополия является меньшим злом по сравнению с акцизной продажей алкоголя, на введении которой настаивали политические противники крайне правых — кадеты, октябристы и националисты. Введение монополии на продажу водки признавалось черносотенцами за правительством Витте единственной заслугой: «…за эту монополию графу Сергею Юльевичу проститься… четверть Сахалина, отданного им японцам. Сознавая возможность регулирования потребления водки, граф Витте думал, вероятно, об увеличении этого потребления — в целях пополнения казенного сундука, конечно. А вышло так, что орудие, скованное им, способно также успешно задержать и обуздать распространение пьянства. Что ж, случается, что изобретатель сложной машины сам не знает, какие благодетельные силы кроются в его изобретении»[xiv].
Оспаривая тезис националистов о вине монополии в усилении пьянства, газета «Русское знамя» писала: «Нельзя же в самом деле поверить, чтобы серьезные, умные и образованные люди... вроде, например, Меньшикова (лидера ВНС. — М. Р.) — чтобы такие люди могли действительно воображать, что монополия виновата в усилении пьянства и что с возвращением к системе акцизов или откупов — все народонаселение России сразу превратится в трезвенников, от водки же неказенной — станут с негодованием отказываться, даже продрогшие на морозе ломовые извозчики, даже когда ее будут подносить "на даровщинку"»[xv]. При этом идеологи крайне правых признавали, что «с внедрением монополии смертность от алкоголизма почти не уменьшилась»[xvi]. Однако вина за это налагалась на бюрократический аппарат, выступивший «непосредственными прямым защитником кабака… обнаружив систематическое противодействие составлению сельскими обществами приговоров о закрытии казенных лавок»[xvii].
Защита монополии зиждилась не на признании ее достоинств, а на возможных негативных последствиях ее отмены. Введение акцизной продажи водки грозило масштабным спаиванием населения дельцами, заинтересованными лишь в собственной выгоде. Иными словами, монополия была меньшим из зол: «Монополия — великая сила. В ней единственный способ бороться с синдикатами, делающими жизнь современного человечества совершенно невыносимой»[xviii]. В декабре 1912 г. «Русское знамя» заявляло: «Акционеры пивных и водочных заводов, а также другие лица, заинтересованные в потреблении алкоголя, суть тяжкие преступники перед страной и своим народом»[xix]. При уничтожении монополии, введении акцизов на производство спирта и появлении откупщиков в алкогольной отрасли появился бы слой предпринимателей, напрямую заинтересованных в увеличении производства и продаж. Законы рынка привели бы к конкуренции, снижению цен, «облегчению» реализаций (кредит при покупке и т. д.), распространению шинкарных, принимающих в залог и «сапоги, и шапку, и соху, и борону и т. п. уже изведанные Россией прелести частной продажи "питей"»[xx]. Черносотенцы указывали, что ликвидация монополии закончится взрывом народного пьянства: «Смешно же предполагать в самом деле, что при "откупах" будут пить меньше, чем теперь, или что с введением акцизной системы нынешние "спившиеся" деревни сразу дадут зарок даже не нюхать водки... Нам сдается, что будет совсем наоборот»[xxi].
Вопрос об отмене монополии стал для крайне правых очередным поводом обратить внимание на ущербность парламентских институтов власти, оказывавшихся подчиненными не «воле народа», а интересам крупной буржуазии. Крайне правые указывали, что борьбу с монополией ведет колоссальный капитал, вложенный в пивоварение, винокурение и трактиры: «этот капитал прямо или косвенно повелевает печатным словом и не позволяет истинному знанию проникнуть в народ»[xxii]. Доказывая тезис о продажности депутатского корпуса и бюрократии водочным и винным королям, черносотенцы ссылались на пример Франции, где пьянство «гораздо более пагубнее, чем у нас...»[xxiii]. Лоббирование интересов французских винопроизводителей оборачивалось деградацией населения, демонстрируя «гибельную картину нравственного растления Франции и вырождения ее населения по причине непомерного употребления алкоголя».
Зависимость русской правительственной бюрократии и депутатов Государственной Думы от тугих кошельков претендентов на занятие водочной ниши находила отражение на страницах черносотенной прессы: «Ужасный вред, причиняемый пьянством стране, хорошо сознается ее правительством и представителями народа, но, тем не менее, реформы к ограничению пьянства не вносятся в законодательную палату министерством из боязни быть отвергнутыми депутатами, ставящими свои интересы выше общественных, из боязни не быть избранными вновь, если пройдут против выборных заправил, во главе которых стоят кабатчики, винокуры, возделыватели свеклы и картофеля и фальсификаторы вина и которым общественное пьянство служит средством для личного обогащения»[xxiv]. Крайне правые прямо указывали, что выступавшие за отмену монополии думские фракции октябристов, кадетов и националистов лоббируют интересы спиртопроизводителей. «Их ненависть не столько к водке и пьянству, сколько к "монополии" — т. е. к казенным доходам казны от продажи спирта. Очевидно, главной целью является не уменьшение употребления спирта, а изъятие его продажи из казны…», — утверждали монархисты[xxv]. Иными словами, «прогрессивные трезвенники», как черносотенцы называли представителей вышеуказанных депутатских фракций, ополчились не на водку, а на монополию.
Предпочтительность сохранения монополии базировалась на ее недостатках как коммерческого предприятия. Бюрократическая машина империи не выдерживала критики как эффективный управленец, что подчеркивало «Русское знамя»: «Государственная власть, казна — единственный безличный и бескорыстный принцип, могущий не поддаться соблазну, крупной — очень крупной — выгоды от продажи водки»[xxvi]. Государственные управленцы не гнались за сверхприбылями, проявляя безразличие, «сколько миллионов получит одно ведомство, недобор которого покроется увеличением доходов или уменьшением расходов по другим ведомствам»[xxvii]. В данном случае общеизвестные недостатки бюрократии оборачивались пользой для народа: «…равнодушие к успеху государственного дела, которому служат господа, получающие содержание каждое двадцатое число. На казенных заводах подобное безразличие чиновников и продавцов казенных винных лавок мешает расширению употребления спирта. Они ведь все равно жалованье свое получают»[xxviii].
Другой положительной чертой монополии являлось приемлемое качество производимого спиртного, что было бы утеряно при введении акциза. Передача производства и реализации алкоголя в частные руки в условиях рынка заставила бы предприятия увеличивать производство за счет качества: «Мы считаем водку отравой, но именно потому находим, что изготовлять эту отраву и распоряжаться ею может только казна, т. е. только государство, которому несомненно выгодно уменьшение пьянства, а не его увеличение»[xxix]. На примере Франции черносотенная пресса предупреждала, что ликвидация монополии неизбежно приведет в этот бизнес еврейских предпринимателей, которые в погоне за прибылью будут производить фальсифицированные алкогольные напитки. Даже в условиях монополии имелись многочисленные факты фальсификата, производимого еврейскими гешефтмахерами: «Когда же правосудию, напуганному громадным количеством жертв или припертому к стенке очевидностью фактов, доказывающих отравление того или иного напитка, удастся добраться до первоисточника отравы, то… всегда и везде виновником оказываются евреи»[xxx]. Крайне правые указывали, что неотягощенные сантиментами по поводу здоровья «гоев» предприниматели в ермолках выбрасывали на рынок некачественный продукт для извлечения максимальной прибыли: «Русский народ уже не спаивают только, его отравляют… все те же враги законности и порядка, царя и Бога»[xxxi].
В требовании сохранения государственной монополии на продажу водки черносотенцы проявляли государственный подход, видя в ней неисчерпаемый источник пополнения бюджета страны: «Винная монополия предпринята исключительно в целях увеличения средств государственного казначейства, путем незаметного повышения продажной цены вина, а равно в целях сокращения смертности от алкоголизма»[xxxii]. В случае введения акцизных продаж произойдет перераспределение прибылей из кармана государства в мошну предпринимателей. Это неизбежно отразилось бы на финансировании армии и флота, что было недопустимо в условиях роста международной напряженности. Черносотенцы также подозревали, что в борьбе с монополией их политические противники преследовали далеко идущие планы ослабления государства посредством опустошения его бюджета и принуждения власть предержащих к переговорам по путям реформирования страны.
Рассуждая о перспективах крайне правого движения в России, черносотенные идеологи приходили к выводу о том, что основной задачей их союзов в ближайшем будущем должна была стать защита интересов наиболее угнетенных слоев населения в целях ликвидации правового дисбаланса между верхами и низами. Разрабатывая в мае 1916 г. проект «Основных положений народных монархических союзов» Н. Н. Тиханович-Савицкий писал, что по своему составу они должны были быть «преимущественно союзы простонародные» и ставить целью повышение благосостояния народных масс, под которыми понимались «крестьяне, рабочие, мещане, разные служащие и вообще бедный малосостоятельный люд...»[xxxiii]. Реализация этой задачи, по его мнению, могла установить социальную гармонию в обществе, служить единению различных слоев русского народа и обеспечить политическую стабильность в государстве, исповедующем принципы православия, самодержавия, народности.
[i]Евгеньев А. Е. Царские погромщики. Пг., 1919; Конокоткин А. Черносотенное движение в Костромской губ. // 1905 год в Костроме: Сб. статей. Кострома, 1926; Брусянин Б. Черная сотня на фабриках и заводах Петербурга в годы реакции: Материалы по истории рабочего движения // Красная летопись. 1929. № 1 (28). С. 154—181; Залежский В. Н. Монархисты. Харьков, 1929 и др.
[ii]Русское знамя. 1912. 18 сентября.
[iii]Там же. 1907. 3 июля.
[iv]Там же. 1908. 13 февраля.
[v]Там же. 1907. 5 декабря.
[vi]Там же.
[vii]Там же. 1913. 7 мая.
[viii]Там же. 1908. 13 февраля.
[ix]Там же. 1907. 3 июля.
[x]Там же. 1912. 18 сентября.
[xi]Там же. 1907. 3 июля.
[xii]Там же.
[xiii]Там же.
[xiv]Там же. 1913. 7 мая.
[xv]Там же.
[xvi]Там же. 1908. 13 февраля.
[xvii]Там же.
[xviii]Там же. 1913. 7 мая.
[xix]Там же. 1907. 5 декабря.
[xx]Там же. 1912. 18 сентября.
[xxi]Там же.
[xxii]Там же. 1907. 5 декабря.
[xxiii]Там же. 3 июля.
[xxiv]Там же.
[xxv]Там же. 1912. 18 сентября.
[xxvi]Там же. 1913. 7 мая.
[xxvii]Там же.
[xxviii]Там же. 1912. 18 сентября.
[xxix]Там же. 1913. 7 мая.
[xxx]Там же.
[xxxi]Там же.
[xxxii]Там же. 1908. 13 февраля.
[xxxiii]Минувшее. Исторический альманах. В 25 т. М., 1993. Т. 14. С. 196.