4. Разрушение нравственности. Данная проблематика рассматривалась правомонархистами через призму всемирного масонского заговора, направленного на разрушение христианской цивилизации, основными нравственными устоями которой являлись: Бог, царь, Отечество, семья, собственность, коллективизм и т. д. Именно на подрыв этих принципиальных понятий и были направлены силы и средства масонов, без которых и «народ, и конкретный человек мог быть превращен в раба»[i]. Согласно предлагаемой крайне правыми схеме работа «вольных каменщиков» по нравственному разложению русского народа шла в нескольких направлениях. Первое — разложение правящей бюрократии посредством подкупа, поощрения продажности, подталкивания к использованию своего положения для обогащения. Второе — революционизирование молодежи, привитие ей отрицания наследия предков и натравливание ее на погрязшую в коррупции бюрократию. Третье — подрыв патриархальных устоев в народных низах[ii].
По мнению крайне правых, масонский орден стал архитектором либерального общества, находившегося в антагонизме с христианской цивилизацией. Если последняя ставила целью человеческого существования веру идобродетель для «унаследования жизни вечной и вечного блаженства», то масоны выдвигали альтернативный путь, который черносотенная пресса характеризовала следующим образом: «...проповедовать утеху и наслаждение счастьем в течение земной жизни»[iii]. В апреле 1907 г. черносотенная пресса била тревогу: русской неопытной молодежи прививается безверие, безнравственность, неуважение к родителям, национальный индифферентизм[iv].
Крайне правые утверждали, что «Протоколы сионских мудрецов» разрушали устоявшееся мнение о порождении либеральных идей французским просвещением XVIII в. Наоборот, французские энциклопедисты были использованы масонами для легализации богоборческих концепций, насчитывавших многовековую историю. По их мнению, идеи просвещения, якобы направленные на нравственное совершенствование человека, были «ядом, который сознательно прививало нам всемирное жидовство с целью ослабить нас и свести мощь русского оружия»[v]. Практиковавшийся механизм физического и нравственного развращения народа в январе 1907 г. описала газета «Русское знамя»: «В каждом человеке живет "Я" — духовное и физическое. В гармонии этих двух "Я" и заключается прогресс жизни, т. е. физическое и умственное развитие и нравственное просветление или духовное прозрение. И наоборот, в нарушении этой гармонии заключается регресс жизни, т. е. физическое ослабление, умственное потемнение и нравственное извращение. Следовательно, чтобы ослабить противника … нужно только физически и нравственно его развратить»[vi]. Именно это дало право «Русскому знамени» утверждать: «Сила жидов — в политическом невежестве христианских народов…»[vii]. Черносотенцы предлагали универсальный рецепт избавления от масонских соблазнов: «чем мы сами будем лучше, чемнравственнее и душевно чище, тем бессильнее против нас будет еврей»[viii].
Крайне правые предупреждали, что предлагаемая масонами секуляризация через подрыв христианских ценностей приведет к деградации государства, общества, личности и культуры. Наибольшее разрушительное влияние масонства на себе ощутила Франция, в которой в связи с утратой церковью своего первенствующего положения произошла деморализация народа: пали нравы и семейные ценности, повсеместно распространена продажность «чувства и мысли». Страна некогда великой культуры и науки приобрела всемирную известность благодаря своим публичным домам и новациям в области сексуальных утех. Атеизм и антипатриотизм привели к вырождению нации (смертность превысила рождаемость), и «когда-то чудная страна идет к вымиранию»[ix].
Черносотенцы предрекали такую же участь и России: «То же самое ждет и нас, если мы плоды своей какой ни есть, но все же своей самобытной культуры, добытой кровью и страданиями русского народа, отдадим в руки пришлого элемента, евреев, ничего не давших России, кроме деморализации, эксплуатации и пресловутой революции...»[x]. Падение веры среди чиновничества приводило к «расслаблению» государственного механизма, внедрению в систему государственного строительства духа наживы и продажности — то есть утверждению предлагаемых масонами начал экономического взаимодействия. С оттеснением церкви на обочину литература, поэзия, музыка, искусство постепенно деградировали, высшие проявления человеческого духа уступали место культу материального потребления. Крайне правые указывали: «Посмотрите же, во что обратилась литература и журналистика... Глубокие умы, блестящие светочи, величайшие таланты заменились идиотами, неврастениками и развратниками»[xi].
Правомонархисты уделили серьезное внимание изучению методов воздействия масонства на общественное мнение, которое для пропаганды своих взглядов использовало следующие средства. Во-первых, популярные курсы и конференции исторического, религиозного, искусствоведческого направления и т. д., на которых посетителям читали лекции с названиями: «Отделение церкви от государства», «Мораль без Бога», «Свободная любовь без брака», «Свобода материнства», «Секрет уменьшения родов у женщин», «Почему надо быть анархистом», «Абсурдность собственности» и проч.[xii]Во-вторых, театры, живопись, литературу, где «безнравственные таланты и скандальные знаменитости усиленно рекламируются и выдвигаются вперед, в то время как отстаивающие традиционные ценности подвергались всеобщему осмеянию или игнорировались»[xiii]. В-третьих, учебные заведения (вузы, училища, школы) посредством внедрения в преподавательский состав лиц, разделявших «прогрессивные» взгляды. Для последних, по словам «Русского знамени», было характерно «искажение науки, систематический обман, мираж, подмена одних идей другими, оклеветание ученых, не идущих по указке масонства и превознесение тех, коих удалось привлечь в ложи»[xiv].
Крайне правые утверждали, что захват основных сфер экономики, образования и культуры давал «вольным каменщикам» возможность использовать в своих разрушительных целях избирательный подход. Масоны понимали, что припасенные для интеллигенции учения либерализма и социализма не дадут эффекта при обращении их в народ. Поэтому низовой целевой аудитории были предложены другие блюда. Согласно «Протоколам сионских мудрецов» подрыв нравственных устоев традиционного общества должен сопровождаться широкой пропагандой красивого образа жизни, безудержного потребительства, распутства и порока. По заявлению черносотенцев, удар масонов наносился по следующим целям: традиционным моральным нормам, семейным ценностям, нравственным качествам (смирение, трудолюбие и т. д.)[xv]и проявлялся в следующем.
Во-первых, внедрение и популяризация в общественном сознании духа наживы. Для русских консерваторов именно евреи привнесли в Россию с Запада капиталистический способ производства, приведший к разрушению патриархального уклада и предложивший новый идеал: жажду обогащения и безудержного потребления. Черносотенцы негодовали: евреи стали инициаторами создания такой экономической системы, при которой престижным становился не облагораживающий честный труд, а спекуляция, ростовщичество, обман, эксплуатация, ажиотаж. «Этим они, порождая презрение к упорному труду, стремление к легкой наживе и неразборчивостью в средствах для ее достижения, понижают уровень общественной нравственности и притупляют чувство чести», — обрушивался на евреев один из крайне правых идеологов[xvi]. Подтверждение для многих антисемитских инвективов давали западноевропейские националисты. Газета «Русское знамя» приводила одну из резолюций антисионистского конгресса в Лионе: «Евреи... ввели нам царство ростовщичества, биржевой игры и узаконенного воровства, они содержат большую часть органов прессы, они господствуют в агентствах публикаций и справок, с каждым днем они все больше и больше проникают на высшие посты администрации в судебном и учебном ведомствах, через французский банк они стали вкладчиками «национального кредита», никогда евреи не национализировались искренно, напротив, они готовы изменить всякому отечеству, если это им выгодно»[xvii].
Во-вторых, разрушение семейных ценностей. Внедрением либеральных ценностей — индивидуализма и эгоизма убивалось детское почтение к родителям, прививалась привычка критиковать старших, а также «самодовольство и самоуверенность, граничащие с самопоклонением, слишком часто переходящее в самообожание, в свирепое тщеславие»[xviii]. Черносотенцев возмущали заявления, направленные против материнства и семьи, которые получили распространение среди учащейся молодежи: «Мать это даровая квартира на девять месяцев, к тому же квартира неудобная, тесная и сырая»[xix]. Подобный человеческий материал, поставлявшийся в вузы из «средних школ с жидовскими и польскими преподавателями», и становился материалом для революционной пропаганды. «...Главную активную роль всех преступлений, безобразий, обид, "выступлений" играет наша школьная, но неучащаяся молодежь», — писало в конце 1907 г. «Русское знамя»[xx]. Неудивительно, что крайне правые делали безапелляционный вывод: «Школа XIX века стала причиной кровавого хаоса в России под названием "Первая русская революция"»[xxi].
В-третьих, распространение порнографии. Жесткость позиции крайне правых по вопросам распространения порнографической литературы обуславливалась строгой позицией РПЦ в вопросах нравственности. В появлении в России в начале XXв. бульварной прессы, в том числе и откровенно порнографических газет, были обвинены доминировавшие в этом виде издательского бизнеса евреи, делавшие хорошие гешефты на потакании людским порокам: «Жиды отравляют молодые души развратом; к этой цели направлены все издаваемые жидами журналы, книги, газеты, все произведения для театра и музыки»[xxii]. Исходя из утверждения о том, что появлением порнографической литературы мир был обязан евреям, в крайне правой среде распространилось мнение, что именно евреи взяли на себя функцию общественных растлителей, навязывая массам вседозволенность. В сентябре 1912 г. орган СРН газета «Русское знамя» сделала новое заявление: «В средней школе жидки развели свободную лигу любви для развращения христианских детей»[xxiii].
Крайне правые били тревогу и по поводу физического состояния молодежи: значительное ее количество болело венерическими заболеваниями и страдало алкоголизмом. Основываясь на проведенных в 1903 г. исследованиях среди более 2 тыс. студентов МГУ, черносотенная пресса возмущенно писала, что период «возмужания» начинается гораздо раньше, чем было принято считать. Так, молодежь начинает курить и употреблять алкогольные напитки между 15 и 20 годами, внебрачные связи начинаются между 14 и 17 годами. К 20 годам 25 процентов всех юношей уже болели серьезными венерическими болезнями[xxiv]. Данные исследования подтверждались обследованиями, проведенными в киевских высших школах: «На 20 человек нашей молодежи, наших устоев будущего общества, 5 полутрупов физических, 12 полутрупов психических (предающихся тайному пороку) и только трое здоровых людей». Черносотенцы предрекали мрачную перспективу: «Темно и мрачно будущее, в котором роль вожаков и предводителей будет принадлежать нравственным уродам, умственно — невеждам»[xxv].
При оценке нравственного состояния российской молодежи черносотенцы исходили из тезиса о негативном влиянии школьной реформы Александра II, приведшей к свертыванию системы традиционного воспитания и ее переформатированию под либеральный стандарт, внедривший в образовательные учреждения «пагубную проповедь разрушения, разъедающую все, что было дорого и свято нашим предкам, все, чем создавалась, росла и величалась Россия»[xxvi]. Черносотенная пресса констатировала: «Школа уничтожила любовь к Богу и Отечеству как к чувствам, способным перевернуть весь мир. Тело вытеснило душу, разврат прогнал любовь. Брак стал куплей и продажей. Союз сердец превратился в бесстыдную связь». Патриотизм в русской школе и обществе был разрушен пустыми фразами о братстве, «несбыточность которого понимает зрелый ум пожилого человека, но не в силах понять молодой рассудок, увлекающийся всем, что кажется ему возвышенно и благородно…»[xxvii]. Давая характеристику состоянию дел в высших учебных заведениях, профессор Н. С. Мищенко на Съезде отделов СРН Юга России в октябре 1908 г. указывал, что «прогрессивные» преподаватели обратили «храмы науки в скопища разных отбросов, изгнали оттуда науку и широко открыли двери для всевозможных преступных деяний и развращения юношества…»[xxviii].
Правомонархисты приходили к выводу о том, что внедрение подрывавшего библейскую ценностную базу секуляризма в учебные заведения приводило к огрублению нравов и нравственной деградации молодежи. Черносотенцы описывали образ современного им русского студента, сформированного под влиянием новомодных учений: «Вместо свежих и веселых лиц немецких студентов мы видим у своих, даже гимназистов, испитые и прямо-таки отвратительные по выражению лица. Видно, что у людей нет ничего святого: ни Бога, ни закона, ни совести. Отец с матерью — дураки и дрянь, с них можно только тянуть последнюю копейку, проводя дни в табачном дыму, в истерическом и злом празднословии, а ночи — с девкой и за водкой. Отечество у них — пустой звук. Чувство народности — глупость и идиотизм. Вера в Бога — низость и подлость. Армия — злоупотребление. Честность — бессмыслица. Ученье, как оно везде на свете идет, — отсталая ветошь. Таланты и искусство — ненужная блажь. Надо прибавить к этому страшную ненависть к состоятельнымлюдям. Если даже добились они благополучия своим трудом, то тем не менее им нет другого названия, как кровопийцы, эксплуататоры, ибо несчастные, сбитые с толку жидами, совершенно лишены воли…»[xxix].
Причины нравственной деградации русских студентов правомонархисты традиционно находили и в негативном влиянии на них еврейских однокашников: провоцируя «русских студентов к оплевыванию православного Закона Божия, они сами трепещут перед своими раввинами, убивая в нас веру в Бога, они фанатично держатся своего талмуда. Одобряя лентяев, они сами усердно учатся. Научая русских космополитизму, евреи достойно держатся своей национальности. Сея раздор между русскими, евреи теснейшим образом сплочены». Уязвимость студенческой молодежи для передовых учений объяснялась отрывом от сословных корней. В результате анализа состояния русской школы черносотенцы приходили к выводу: «оболваненный еврейским духом в средней школе русский юноша идет в университет со скудным запасом познаний и оторванный от родной почвы и родных преданий, это несчастный и бессознательный мяч в еврейских руках»[xxx]. По утверждениям черносотенной прессы, евреи намеренно развращали русскую молодежь для ликвидации будущих конкурентов на рынке труда: «Что удивительного, если, после последовательного погубления русской молодежи, жиды оказываются самыми "способными, работящими, деловитыми" и т. п. Что удивительного, если впоследствии они начинают заполнять все места, делаются лейб-евреями и оказываются незаменимыми»[xxxi].
[i]491Там же. 1908. 19 августа.
[ii]492 Там же. 15 января.
[iii]493 Там же. 1911. 22 мая.
[iv]494 Там же. 1907. 5 апреля.
[v]495 Там же. 1911. 26 июня.
[vi]496 Там же. 1907. 4 декабря.
[vii]497 Там же. 1911. 29 июня.
[viii]498 Там же. 1908. 19 августа.
[ix]499 Там же.
[x]500 Там же. 1907. 24 января.
[xi]501 Там же. 1908. 29 августа.
[xii]502 Там же. 1911. 28 июля.
[xiii]503 Там же.
[xiv]504 Там же.
[xv]505 Там же. 1907. 25 ноября.
[xvi]506 Там же. 15 мая.
[xvii]507 Там же. 1912. 1 сентября.
[xviii]508 Там же. 1908. 4 января.
[xix]509 Там же.
[xx]510 Там же. 1907. 28 ноября.
[xxi]511 Там же. 1908. 4 января.
[xxii]512 Там же. 1909. 10 сентября.
[xxiii]513 Там же. 1912. 1 сентября.
[xxiv]514 Там же. 1907. 28 ноября.
[xxv]515 Там же.
[xxvi]516 Там же. 1908. 4 января.
[xxvii]517 Там же.
[xxviii]518 ГАРФ. Ф. 102. ДП ОО. 1905. Д. 999. Ч. 39. Т. IV. Л. 133.
[xxix]519 Русское знамя. 1907. 4 октября.
[xxx]520 Там же.
[xxxi]521 Там же.