По мнению правомонархических идеологов, следующим за консервацией первенства РПЦ и самодержавной системы властиустроения вопросом, связанным с проблемой выживания русского народа, являлось сохранение единой и неделимой Российской империи. Только в рамках империи русский народ, по их мнению, мог обеспечить сохранение самодержавия как условия своего существования и выполнения своей мессианской роли[i]. Черносотенцы рассматривали империю не только как продукт эффективного взаимодействия самодержавия и русского народа, но и как категорию духовного порядка, включавшую религиозные, самодержавно-политические и национально-психологические компоненты.
Взрыв национально-освободительных движений и появление в период первой российской революции массы самостоятельных республик на окраинах, ослабление Центра, формирование на периферии местных элит как самостоятельных политических сил ставили под вопрос само существование Российской империи[ii]. Проведенный черносотенными идеологами анализ показывал, что процесс изменения общественно-политической модели Российской империи мог завершиться окончательным крушением единого государства. Согласно их пессимистическим прогнозам распад многонациональной страны мог проходить по следующей схеме. Старт отделению даст Финляндия, которую, по заявлению «Русского знамени» в июле 1908 г., «...можно уже считать почти безвозвратно отпавшею от центра русского организма…»[iii]За Финляндией последует Кавказ, где «изгонялось все русское», наблюдался высокий уровень террористической активности, направленной не только против представителей имперской администрации, но и местных жителей русского происхождения[iv]. «Смута растет на Кавказе, кровь верных ТЕБЕ людей льется от руки изменников», — информировали черносотенцы царя в октябре 1908 г.[v]В письме члена III Государственной Думы от фракции правых А. С. Вязигина, перехваченном в 1908 г. Департаментом полиции, звучала тревога: «…Мусульманская печать говорит о необходимости отторгнуть от России Закавказье, а армянские революционеры подготовляют почву для "Великой Армении"»[vi]. Высокая активность поляков в революционном движении давала основание утверждать, что следующей будет Польша[vii].
После революции 1905—1907 гг. одним из направлений критики оппозиционных партий как либеральных, так и социалистических стала имперская модель национально-государственного устройства России. Централистский, иерархический, унитарный и административный характер функционирования имперской модели противоречил либеральным ценностям и рассматривался оппозицией как препятствие на пути успешной реализации планов по социальному переустройству России. Имперским властям и правомонархистам пришлось столкнуться не только с окраинным сепаратизмом, но и с попытками отделения собственно коренных русских земель. Чрезмерная оппозиционная активность депутатов от конкретных территорий в Государственной Думе была признаком сепаратистских устремлений. Наибольшую озабоченность вызывала Сибирь, куда издавна ссылался неблагонадежный «элемент», а потому большинство выступлений депутатов Госдумы от сибирских регионов «были в духе крайних революционных партий»[viii].
Революционность воспринималась крайне правыми как источник сепаратизма, который мог быть усилен геополитическими устремлениями отдельных стран: «Монгольская хитрость и коварство вступили в союз … с явной изменой и предательством революционных партий». «Не придется ли нам, кроме финского, польского, армянского, латышского и прочих сепаратизмов, иметь дело с еще более опасным сибирским сепаратизмом»,— вопрошали они[ix]. Утверждалось, что сепаратизм российских регионов инспирировался также и «исконными врагами России» — финнами, поляками, евреями, заинтересованными во всемерном ослаблении внутриимперских связей.
Крайне правые понимали, что для борьбы с окраинным сепаратизмом необходима ясная и понятная массам программа действий. Работа в этом направлении началась с момента создания первых крайне правых союзов. Уже в ноябре 1905 г. в обращении Русского собрания к избирателям была обозначена позиция и высказаны общие принципы отношения черной сотни к национальному вопросу, в дальнейшем развитые и дополненные идейными разработками других правых союзов[x]. Анализ общественно-политических взглядов правомонархических организаций по имперскому вопросу показывает, что наиболее тесно их идеологические построения были связаны со взглядами русских консерваторов — охранителей[xi], у которых они заимствовали следующие постулаты: единство и неделимость национально-государственного устройства Российской империи; первенство русского народа как создателя государства и «собирателя земель»; первенство русского языка; строгая унитарность государственного устройства, единоначалие и твердый порядок как основа существования разноплеменного государства; необходимость борьбы с инородческим сепаратизмом и засильем; право национальных меньшинств на лимитированную политическую и экономическую свободу[xii]. Самодержавие выступало гарантом вышеизложенных принципов.
Показателен рост внимания черной сотни к национальному вопросу. Так, если в ноябре 1905 г. в вышеуказанном обращении Русского собрания пункт «племенные вопросы» идет восьмым, то в платформе Союза русского народа на выборах в IГосударственную Думу, датируемую апрелем 1906 г., — третьим. В наиболее полном и завершенном виде принципы черной сотни по национальному вопросу были представлены Союзом русского народа. Состоявшийся в октябре 1906 г. в Киеве III Всероссийский съезд русских людей признал программу СРН наиболее целесообразной для всех монархических организаций и рекомендовал всем единомышленным организациям ознакомиться с ней и присоединиться[xiii]. Таким образом, и в части, касающейся национального вопроса, предложенные СРН идеи были признаны наиболее отвечающими мировоззренческим установкам крайне правых.
Идеи о единстве и неделимости национально-государственного устройства Российской империи, рассматривавшиеся как безусловная политическая ценность, декларировались всеми черносотенными организациями. Целостность империи трактовалась ими как не требующая дополнительных доказательств аксиома выживания самодержавного государства и русского народа, о чем свидетельствует отсутствие в архивных фондах документов, связанных с разработкой данной проблематики. Данная формула занимала первостепенное место в пунктах их программ и оставалась неизменной на протяжении всего периода существования правомонархических организаций.
Перечислим наиболее важные из них. «Созданное русским народом Русское государство не может быть ни под каким видом делимо и разделяемо на разные автономные области, а должно сохранять все земли, ему принадлежащие в настоящее время, в полной неприкосновенности», — заявлялось в программе Союза русских рабочих людей[xiv]; «Все же попытки к расчленению России под каким бы то ни было видом не должны быть допускаемы. Россия едина и неделима», — утверждалось в обращении Главной палаты Союза Михаила Архангела от 1 марта 1908 г.[xv]; «Союз русского народа твердо объявляет и всенародно исповедует неделимость Российской империи в ее теперешних границах и постановляет своим священным непреложным долгом всеми силами содействовать тому, чтобы завоеванные кровью предков земли навсегда оставались неотъемлемой частью Русского государства и чтобы все попытки к расчленению России, под каким бы то ни было видом, решительно и безусловно были устраняемы», — говорилось в избирательной программе, принятой в сентябре 1906 г. I Всероссийским съездом уполномоченных отделов СРН[xvi]; «Мы будем стремиться к тому, чтобы великая Россия оставалась всегда единою и нераздельною. Мы будем стремиться к недопущению государственного обособления (автономии) окраин: Финляндии, Польши и др.», — заявлялось в совместном обращении Русского собрания, СРН и Партии правового порядка в начале 1907 г.[xvii]
Неизменно в программных документах присутствовали пункты по конкретной национальной проблематике (польской, финской, армянской и др.). Возбуждение каждого из вышеперечисленных вопросов зависело от политической ситуации в стране или за рубежом и шло в тесной привязке к конкретному событию. Польская проблема поднималась в связи с Холмским вопросом, обсуждением статуса католической церкви или расширением полномочий органов местного самоуправления в Западных губерниях, финская — в связи с заявлявшимися в Государственной Думе депутатами от Финляндии требованиями о предоставлении этой окраине еще большей самостоятельности, немецкий вопрос встал на повестку дня с началом IМировой войны. Порожденный первой русской революцией еврейский вопрос никогда не выпадал из поля зрения черносотенных идеологов, выделялся в их программах отдельным пунктом и сохранял актуальность вплоть до краха правомонархического движения.
Серьезное влияние на активность черносотенцев по тем или иным аспектам национальной проблематики оказывала Государственная Дума. Пользуясь выпавшим историческим шансом, представители национальных меньшинств сделали попытку протащить выгодные им законы о федерализации и автономизации страны, что угрожало единству и неделимости империи. «… народности, русским оружием покоренные (обитатели Кавказа (армяне), Польши и др.)... не желают, как показал уже опыт Государственных Дум … проникнуться чувством Русской государственности и шлют своих представителей в Думу не в целях созидательного труда на пользу общего Отечества России, а в целях ослабления таковой как единого государственного целого…», — давал оценку деятельности инородческим депутатам Союз Михаила Архангела[xviii]. Дума стала ареной яростной борьбы по продвижению инородцами выгодных им законопроектов об автономном статусе их территорий с опорой на думскую оппозицию. В частности, оценивая альянс польского коло с кадетами по Холмскому вопросу, председатель Астраханской народно-монархической партии Н. Н. Тиханович-Савицкий заявлял: «Русскому народу ...не нужны в качестве законодателей люди … отдающие 18 млн русских в Западном крае во власть ничтожной горсточки пришельцев-поляков»[xix].
Кроме того, сам факт представительства в Думе придавал инородцам решимость более смело отстаивать собственные национальные интересы, что нередко вело к ущемлению положения русского населения на национальных окраинах. В частности, в Западном крае «...с приведением состряпанного графом Витте закона 17 октября 1905 г. в действие католики стали угнетать православных, относиться к ним с глумлением и при каждом удобном случае издеваться над православием»[xx]. Черносотенцев бросала в холодный пот перспектива возможного принятия Думой закона о еврейском равноправии и отмене черты оседлости, что казалось им возможным, исходя из их убеждения о подчиненности еврейскому кагалу инородческого представительства в Думе вкупе с обладавшими депутатскими мандатами «русскими изменниками». Деструктивная активность депутатов от национальных окраин, пользовавшихся поддержкой оппозиционного думского большинства, позволила черносотенцам окрестить представительный орган государства «еврейско-польско-литовско-эстонско-латышско-армяно-грузино-татарской революционной думой»[xxi].
Свое развитие позиция черной сотни по проблематике конкретных народов получила на следующих съездах правомонархических организаций. IВсероссийский съезд Русского собрания, состоявшийся в Петербурге 8—12 февраля 1906 г., развил и детализировал принципиальные положения по еврейскому, финскому и польскому (в том числе по Холмской проблеме) вопросам[xxii]; IIВсероссийский съезд Русских людей, состоявшийся в апреле 1906 г., дополнил подходы по еврейскому, финскому, немецкому и кавказскому вопросам, сформулировал позицию крайне правых по выборам инородцев в Думу и участию в государственном управлении, мерам правовой дискриминации, русской колонизации окраин. Состоявшийся в апреле—мае 1907 г. IV Всероссийский съезд Объединенного русского народа в Москве[xxiii]в отдельных постановлениях по «окраинному вопросу» впервые детально разработал меры воздействия на инородцев (например, наложение штрафов за неповиновение властям), определил направления политики и стратегические цели в отношении национальных меньшинств, предложил организационные мероприятия как, например, создание Всероссийского национального фонда. Монархический съезд в Москве в 1909 г. внес предложения по изменению проекта вероисповедательного закона, мерам спасения русского народа посредством возрождения средней и высшей школы, борьбе с пьянством, переселенческому вопросу (русских на окраины), противодействием инородческому засилью. Особое внимание было уделено проблеме местного самоуправления в Западых губерниях, выработаны мероприятия по нейтрализации полонизма и католической экспансии[xxiv]. Состоявшийся в ноябре—декабре 1911 г. Всероссийский съезд СРН и примыкающих к нему монархических организаций в отдельном постановлении «Об инородцах и жидах» предложил дискриминационные меры по борьбе с еврейским засильем в части, касающейся запрета на профессии, а также рассмотрел вопросы духовного и физического спасения русского народа посредством усиления роли РПЦ, организации патриотических школ, борьбы с пьянством. О снижении интереса черной сотни к инородческой проблематике накануне мировой войны свидетельствовало отсутствие постановлений по данному вопросу VIВсероссийского съезда русских людей, состоявшегося в февраля 1913 г.
Декларировавшиеся подходы черносотенцев к национальному аспекту «инородческого вопроса» являлись производной их отношения к проблемам сохранения единства и неделимости Российской империи и первенствующего статуса русской нации. По мнению некоторых исследователей, из-за слабости представленной в программах крайне правых социальной проблематики национальный вопрос должен был затенить этот бросающийся в глаза недостаток[xxv]. По нашему мнению, специфика черносотенного подхода состояла в том, что социальные вопросы рассматривались через призму национальных, а разработка национального вопроса шла не за счет, а в тесной связи с социальной проблематикой. Из всех политических партий дореволюционной России только у черносотенцев программа по национальному вопросу была представлена чрезвычайно подробно, затрагивая все сферы жизни общества. Таким образом, постепенно национальный вопрос занимал первостепенное место в их основополагающих и программных документах, материалах периодической печати, листковой и прочей агитационной литературе.
Новый импульс внимания к инородческой проблематике, в первую очередь немецкому, украинскому, финскому и еврейскому вопросам, придала начавшаяся мировая война, вызвавшая активизацию сепаратистов всех мастей, вынашивавших планы создания собственных государств после поражения России. Состоявшееся в Петрограде в ноябре 1915 г. совещание представителей правых партий и организаций, помимо принятия внушительного блока постановлений по вопросам ограничения прав немецкого и еврейского населения, громко заявило об опасности украинского сепаратизма (т. н. «мазепинства»), охарактеризовав его как наиболее опасный вид сепаратизма[xxvi]. Совещание уполномоченных правых организаций и правых деятелей в ноябре 1915 г. в Нижнем Новгороде также признавало т. н. «украинофильство» явлением крайне угрожающим, имеющим целью расчленение Руси и создание несуществующей «украинской» народности. Поведение «украинцев» в Галиции при отступлении русских войск приводилось в качестве примера их ярой ненависти к России и русскому народу[xxvii].
Совещание представителей правых организаций и правых деятелей в Нижнем Новгороде в ноябре 1915 г. помимо уже известных деклараций по борьбе с немецким и еврейским засильем основное усилие сконцентрировало на критике ревизионизма председателя Отечественного союза В. Г. Орлова, выступившего за коренной пересмотр основополагающих положений черной сотни по инородческой проблематике в сторону признания равноправия национальных меньшинств[xxviii]. Помимо этого анализ инородческого вопроса и меры его решения разрабатывались в ряде отдельных документов черной сотни. В частности, в подготовленной в сентябре 1911 г. докладной записке правых партий на имя премьер-министра В. Н. Коковцова отражалась оценка ситуации по еврейскому, финляндскому, польскому вопросам, а также предлагались рекомендации по обустройству межнациональных отношений в империи[xxix].
Следует отметить, что изначальный посыл черной сотни при подходе к национальной проблематике состоял в том, что населявшие Россию народы (кроме евреев) не рассматривались перманентными врагами империи и русского народа. На страницах «Русского знамени» председатель СРН А. И. Дубровин заявлял: «Наша тысячелетняя история красноречиво свидетельствует, что мы никогда не смотрели и не смотрим на другие племена как на вечных своих врагов и соперников»[xxx]. Тем не менее, задачи защиты национальной традиции и сохранения империи определили принцип дифференцированного подхода к инородческой проблематике, посредством деления национальных меньшинств на дружественные и враждебные[xxxi]. В контексте правомонархической доктрины дружественность или враждебность национальных меньшинств определялись не этническим происхождением, а их отношением к властям, делу общегосударственного строительства, единству и неделимости империи и революционному движению.
Сохранявшее лояльность устоям традиционного общества мусульманское население Поволжья, Сибири, Средней Азии и ряд других были отнесены к разряду дружественных[xxxii]. В категорию враждебных попали «финляндцы, поляки, латыши, армяне… а также обитатели Кавказа»[xxxiii], создававшие, по мнению правомонархистов, угрозу христианской и национальной традиции посредством участия в революционном и национально-освободительном (или сепаратистском, как это понимали черносотенцы) движении, подрыве первенства русского народа, проявлявшихся в формах засилья и закабаления[xxxiv]. В концентрированном виде претензии к враждебным инородцам были сформулированы в утвержденной в апреле 1907 г. программе Союза русских рабочих людей[xxxv]. Борьба национальных меньшинств за равноправие рассматривалась как покушение на «законные права русских людей» и попытка оттеснить русский народ от подобающего ему места народа-хозяина[xxxvi].
Анализ документов и материалов периодической печати показывает, что правомонархисты в качестве приоритетных выделяли четыре вопроса, требовавших немедленного разрешения: еврейский, польский, финский и кавказский. В частности, давая характеристику этим народам, Русское знамя писало: «Жиды и инородцы, особенно поляки и армяне, — заклятые враги русского православного царя и Русской православной церкви»[xxxvii]. Каждая из этих проблем имела свою специфику, но объединяло, по мнению черносотенцев, их одно: нанесение враждебными инородцами ущерба государственным интересам Российской империи, что проявлялось в следующих формах.
[i]Вестник Союза русского народа. 1912. № 104.
[ii]Русское знамя. 1907. 27 июля.
[iii]Там же. 1908. 9 июля.
[iv]Там же.
[v]ГАРФ. Ф. 102. 4 д-во. 1905. Д. 999. Ч. 39. Т. IV Л. 133.
[vi]Из отчета о перлюстрации Департамента полиции за 1908 г. // Красный архив. Т. 2(28). М.—Л., 1928. Л. 147.
[vii]Русское знамя. 1908. 9 июля.
[viii]ГАРФ. Ф.102. 4 д-во. 1909. Д. 172. Л. 50.
[ix]Колокол. 1909. 30 сентября.
[x]См. Сборник программ политических партий в России. Под ред. В. В. Водовозова. Вып. VI. СПб., 1906.
[xi]Репников А. В. Консервативная концепция российской государственности. М., 1999. С. 141.
[xii]Деяния первых двух Всероссийских съездов русских людей. СПб., 1906. С. 10—21.
[xiii]ГОПБ. ОРК. Кор. 46/3. № 981/33 (№ 8913 и 13315).
[xiv]Там же. Кор. 46/2. № 381/33.
[xv]Колокол. 1908. № 642. Приложение.
[xvi]ГАРФ. Ф. 116. Оп. 2. Д. 1. Л. 675—676.
[xvii]ГОПБ. ОРК. Кор. 46/1. № 17/34.
[xviii]ГАРФ. Ф. 116. Оп. 2. Д. 1. Л. 678.
[xix]Там же. Ф. 102. 4 д-во. 1915. Д. 110. Л. 121.
[xx]Русское знамя. 1910. 2 июня.
[xxi]ГОПБ. ОРК. Кор. 46/1. № Ц58654.
[xxii]Вестник Русского собрания. 1906. 17 февраля.
[xxiii]ГАРФ. Ф. 116. Оп. 2. Д. 1. Л. 94—108.
[xxiv]Сборник съезда русских людей в Москве. 24 сент.— 4 окт. 1909. М., 1910. С.128—188.
[xxv]Степанов С. А. Черная сотня. С. 29—46.
[xxvi]Совещание монархистов 21—23 ноября 1915 года в Петрограде. Постановления и краткий отчет, печатано по постановлению Совета Съездов. М., 1915. Л. 28—40.
[xxvii]Труды Всероссийского монархического совещания в г.Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций с 26 по 29 ноября 1915 г. Пг., 1916. Л. 31—39.
[xxviii]Там же.
[xxix]ГАРФ. Ф. 102. ОО. 1911. Д. 244. Л. 23—30.
[xxx]Русское знамя. 1907. 10 июня.
[xxxi]Степанов С. А. Черная сотня. С. 31.
[xxxii]Там же. С. 31.
[xxxiii]Русский народный союз им. Архангела Михаила. Программа и устав. СПб., 1909 (Приложение к «Колоколу» 1908. № 692).
[xxxiv]Степанов С. А. Черная сотня. С. 31.
[xxxv]ГОПБ. ОКР. Кор. 46/2. № 381/33.
[xxxvi]Вестник Русского собрания. 1906. 1 декабря.
[xxxvii]Русское знамя. 1911. 27 мая.